Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по учебно-методическому и материально – техническому обеспечению




Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в целом, так и спецификой курса «Мир природы и человека» в частности.

Для реализации программы курса «Мир природы и человека» используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

1.1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т.п.). УЧЕБНИКИ: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016 ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013
1.2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).
1.3. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр..
1.4. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с интеллектуальными нарушениями и документы по его реализации
1.5. Методические пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
2. ПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
2.1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
2.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
2.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
3. Цифровые образовательные ресурсы
3.1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие игры по предмету «Мир природы и человека»
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
4.1. Видеофильмы по предмету
4.2. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
5.1 Термометры для измерения температуры воздуха, воды
5.2 Термометр медицинский
5.3 Часы с синхронизированными стрелками
5.4 Лабораторное оборудование для проведения наблюдений за погодой
5.5 Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными
5.6 Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
5.7 Модель "Торс человека" с внутренними органами
5.8 Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
5.9 Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
6. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
6.1. Коллекции полезных ископаемых
6.2. Коллекции плодов и семян растений
6.3. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
6.4. Живые объекты (комнатные растения, животные)
7. ИГРЫ И ИГРУШКИ
7.1. Настольные развивающие игры по тематике предмета "Мир природы и человека" (лото, игры-путешествия и пр.).
7.2. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
8. технические средства обучения
8.1 Ноутбук или стационарный компьютер
8.2 Проектор
8.3 Экран для проектора или мультимедийная доска

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.

Планируемые результаты ИЗУЧения учебного предмета

Минимальный уровень:

знать свое имя, пол, возраст

демонстрировать элементарные гигиенические навыки (мытье рук)

демонстрировать поведение на улице, в помещениях, адекватное ситуации

выполнять действия по инструкции учителя, взрослого по формированию навыка безопасного поведения в различных ситуациях

узнавать и показывать на иллюстрациях знакомые объекты живой и неживой природы, называть их с помощью учителя

узнавать на иллюстрациях четыре времени года

дифференцировать объекты и предметы живой и неживой природы по одному признаку

Соотносить пиктограмму объекта, предмета, действия с натуральным объектом

Достаточный уровень:

Соотносить свое поведение с поведением окружающих, корригировать поведение в зависимости от ситуации

Адекватно реагировать на замечания и предложения, моделировать свое поведение в соответствии с ситуацией

Узнавать, называть и показывать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде и на иллюстрациях, составлять небольшой рассказ (2-4 предложения) об изученном объекте


МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. 1 КЛАСС

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.

Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.

Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» создана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

– полисенсорности восприятия объектов;

– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;

– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;

– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;

– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.

Цели образовательно-коррекционной работы

Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.

Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться в зависимости от выбранного образовательным учреждением учебного графика (обучение по модулям, четвертям, триместрам).

На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.

Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».

На изучение курса «Мир природы и человека» отводится от 168 до 234 часов за весь период обучения, на его изучение отводится 1-2 часа в неделю.

Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом классе.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

умением всту­пать в контакт и работать в группах;

умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

Использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

Таким образом, для решения тех или иных задач в каждой теме курса представлены задания на развитие той или иной жизненной компетенции. Так, в теме «Объекты живой и неживой природы» отрабатываются навыки нахождения ориентировочных компонентов по дороге в школу, домой. При изучении темы «Человек» отрабатываются навыки коммуникативных компетенций, овладения принятыми ритуалами взаимодействия и т.д.

Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;

Основное содержание учебного предмета

Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.

Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа».

Неживая природа (8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...