Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура «опросника позиционного анализа»




(Друди Г. и др., 1991)

 

Группы работ Число пунктов
1. Ввод информации Всего 35
1.1. Источники информации о работе  
1.1.1. Визуальные  
1.1.2. Невизуальные  
1.2. Различение и восприятие  
1.2.1. Действия по различению  
1.2.2. Действия по оценке  
2. Процессы опосредования Всего 14
2.1. Принятие решений и их обоснование  
2.2. Процессы обработки информации  
2.3. Использование резервной информации  
3. Осуществление работы Всего 50
3.1. Использование средств  
3.1.1. Ручные орудия  
3.1.2. Иные ручные средства  
3.1.3. Стационарные средства  
3.1.4. Контрольные средства  
3.1.5. Средства перемещения  
3.2. Ручные действия  
3.3. Общие перемещения тела  
3.4. Манипулятивные (координационные) способности  
4. Межличностные взаимодействия Всего 36
4.1. Коммуникации  
4.2. Комбинированные межличностные отношения  
4.3. Объем личностных контактов  
4.4. Типы личностных контактов  
4.5. Руководство, координация и контроль  
4.5.1. Заблаговременный контроль  
4.5.2. Оперативный контроль  

Окончание приложения 9

 

Группы работ Число пунктов
5. Рабочая обстановка и ее контекст 5.1. Физические условия работы 5.2. Психологические и социологические аспекты Всего 18 12 6
6. Прочие аспекты 6.1. Рабочий график, метод оплаты, экипировка 6.2. Требования работы 6.3. Обязанности Всего 36 21 12 3
Итого пунктов  

OJ

ON О


ПРИЛОЖЕНИЕ 10


МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТРУДА

(Климов Е.А.Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.М., 1986. — С. 4552)


Таблица 1. Градации первого психологического признака труда (предвосхищение общественно ценного продукта)

 

 

I а б л и ц а 1. 1 радации первого психологического признака труда (предвосхищение общественно ценного продукта)
Ранг выраженности признака (по составляющим) Основные составляющие признака
Предвидение известных результатов труда или знание требований к искомым результатам Сознание социальной ценности представляемых результатов труда Аффективный (эмоциональный) тон представлений о результатах труда
  Поверхностное, фрагментарное представление Сознание позитивной ценности результатов деятельности для себя лично или для «своих» из ближайшего окружения при игнорировании того, что этот результат одновременно неблагоприятен для других членов общества, социальных групп (асоциальное сознание) Эмоциональное санкционирование («можно») без выраженных переживаний
  Поверхностное полное представление Сознание ценности результатов деятельности для общества при отсутствии выраженных соображений о нуждах более частных общественных групп, отдельных людей (псевдосоциальное сознание) Положительные эмоциональные реакции на отдельные стороны предвидимого результата деятельности

и>

on


 

  Конкретное разностороннее представление Общее понимание ценности результата для других людей как членов общества (а не просто представителей ближайшего окружения) Выраженные положительные эмоциональные состояния в ситуации продуктивной деятельности
  Дифференцированное понимание ценности результата деятельности для общества в целом и более частных его подразделений, отдельных людей (для всех и каждого) Дифференцированное понимание ценности результата деятельности для общества в целом и более частных его подразделений, отдельных людей (для всех и каждого) Устойчивые положительные отношения, связанные с результатами деятельности, определяющие образ жизни человека также и вне собственно труда
  Полное дифференцированное знание (единство понятийного и конкретного знания) Дифференцированное понимание ценности результата деятельности для людей, общества, несмотря на встречаемое непонимание, непризнание (подвижническое сознание) Устойчивые положительные эмоциональные отношения (связанные с результатом деятельности) на уровне всепоглощающей страсти, самопожертвования

U)

a\ м


Таблица 2. Градации второго психологического признака труда («сознание обязательности

Достижения заданного результата»)

 

 

Ранг выраженности признака (по составляющим) Основные составляющие признака
Варианты понимания ответственности Варианты переживания ответственности
  Сознание неизбежности, неодолимости сущетвую-щего порядка, режима, объективной заданности технологического процесса, способов труда, поведения на работе («так заведено», «так положено») Удовлетворение от стабильности внешних условий, налаженности производственных процессов. Опасение аварий, травм. Негативные эмоциональные реакции на какие-либо изменения
  Сознание ответственности перед определенными лицами за ход и результаты работы («так требует руководитель») при отсутствии выраженных соображений о том, для чего предназначены результаты работы («это не мое дело») Выраженные эмоциональные реакции на оценочные суждения окружающих при относительном безразличии к реальным результатам работы. Опасение потери социального статуса в контактной группе или его снижения
3 Ответственность за ход и результаты работы перед определенным широким производственным коллективом («это нужно предприятию, коллективу») Состояние озабоченности ходом работы, количеством и качеством ее реальных результатов в связи с общественным мнением трудового коллектива.Выраженные эмоциональные реакции на проявление общественного мнения по поводу результатов труда
  Сознание ответственности перед незримыми потребителями продукции, перед теми, для кого предназначены конечные результаты деятельности (так нужно») Избирательное эмоциональное отношение к результатам труда, обусловленное представлением об их ценности для потребителей
  Ответственность перед широкими общностями (такими, как народ, страна, человечество), невзирая на возможное противодействие ближайшего социального окружения («так должно») Избирательное с оттенком самоотверженности отношение к количеству и качеству результата труда на уровне моральных чувств, чувства долга

Таблица 3. Градации третьего признака труда («владение внешними и внутренними средствами деятельности»)


iii i

 

Ранг   Основные составляющие признака  
выраженности признака (по составляющим) Варианты знания средств деятельности Варианты практического владения средствами деятельности Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности
  Ориентировка в отдельных признаках имеющихся вещественных (внешних) орудий труда Освоение и использование отдельных вещественных орудий, средств деятельности Аффективный тон сенсо-мотор-ных действий («мышечная радость», «восторг делания», «глаз радуется» и т.д.)
  Ориентировка также (кроме отмеченного выше) в отдельных внутренних (психических) образованиях, выступающих в функции орудий, средств деятельности (правила, «заповеди» и т. п.) Освоение и использование наряду с основными вещественными средствами отдельных функциональных, в частности, внутренних средств деятельности Аффективный тон умственных действий («чувство сомнения», «чувство уверенности, удовлетворения»)
  Ориентировка в системе общепринятых, типовых, вещественных и функциональных средств деятельности (системная ориенти-повка} Активное и правильное с точки зрения социальных норм, требований использование системы вещественных и функциональных средств деятельности Устойчивые положительные эмоциональные состояния при применении средств деятельности

U)

on -fc»


Окончание таблицы З

 

 

Ранг выраженности признака (по составляющим) Основные составляющие признака
Варианты знания средств деятельности Варианты практического владения средствами деятельности Варианты эмоциональных переживаний в связи с применением средств деятельности
  Ориентировка в основных, существенных зависимостях между свойствами предмета деятельности и необходимыми средствами деятельности, их качествами Совершенствование отдельных средств деятельности (наряду с владением их общепринятой системой) Положительное эмоциональное отношение к соответствующей области орудий, средств деятельности. Отчетливые эмоциональные реакции на норму и отклонения от нее в этой области
  Дифференцированное и систематизированное знание тонких зависимостей между свойствами орудий, средств деятельности, объекта и субъекта деятельности (самого себя в связи с требованиями деятельности) Создание индивидуально своеобразной системы внешних и внутренних средств деятельности (с учетом, в частности, своих личных качеств) Избирательное эмоциональное устойчивое отношение к средствам деятельности (внешним и внутренним), к их тонким особенностям, включая эстетические качества

 

Таблица 4. Градации четвертого психологического признака труда («ориентировка в межлюдских

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...