Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Закрепление изученного материала.




1. Работа по учебнику (c. 149–152).

– А сейчас прочитайте текст в учебнике о знаменитых местах мира.

– Что такое Тадж-Махал?

– Где оно находится?

– Сколько лет строился Тадж-Махал?

– Для чего служили египетские пирамиды?

– Кто такие фараоны?

– Чем замечательно здание Сиднейской оперы?

– Где находится Сиднейская опера?

– Где находится статуя Свободы?

– Где была создана статуя Свободы?

– Назовите символ Индии.

– Назовите символ США.

Работа в тетрадях.

– Прочитайтезадание.

– Найди в приложении фотографии к этому заданию. Вырежьте их и наклейте.

– Где находятся египетские пирамиды? (В Африке, в Египте.)

– Подпишите.

– Что вы о них можете рассказать?

– Где находится статуя Свободы? (В Нью-йорке, США.)

– Подпишите.

– Что вы о ней можете рассказать?

– А где находится Тадж-Махал? (В Индии.)

– Подпишите.

– Что вы о нем можете рассказать?

– А где находится Сиднейская опера? (В Австралии.)

– Подпишите.

– Что вы о ней можете рассказать?

V. Итог урока.

– Как вы думаете, почему тысячи людей отправляются в далёкие путешествия в разные страны, хотя знаменитые места можно увидеть по телевизору или на фотографиях в книгах?

– Что нового узнали?

– Что больше запомнилось?

– В каких местах вы захотели побывать?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, задания № 3, 4, с. 80.

Приложение

Памятники мирового значения

История статуи Свободы.

Национальный памятник – статуя Свободы – официально отметил свое столетие 28 октября 1986 года. Более ста лет назад народ Франции преподнес статую в дар американскому народу в знак дружбы, сложившейся в годы американской революции. За эти годы статуя Свободы стала не только воплощением дружбы двух народов, но и символом свободы и демократии.

Французскому скульптору Фредерику Огюсту Бартольди было поручено создать к 1876 году памятник в честь столетия подписания американской Декларации независимости. Создание статуи стало совместным франко-американским проектом, по которому американская сторона возводила пьедестал, а французы изготовляли статую и затем собирали ее уже в США. Однако нехватка средств ощущалась по обе стороны Атлантического океана. Во Франции для сбора средств привлекались пожертвования, проводились лотереи и увеселительные мероприятия. В Соединенных Штатах в свою очередь проводились театральные представления, художественные выставки и аукционы с целью сбора средств. Между тем Бартольди во Франции потребовалась помощь инженера в расчете конструкции гигантской медной статуи. Александр Густав Эйфель, создатель позднее башни в Париже, разработал конструкцию мощной железной опоры и каркаса, который позволял медной оболочке статуи свободно двигаться при сохранении равновесия самой статуи. Сбор средств в Америке продвигался со скрипом, и потому Джозеф Пулитцер (известный благодаря награде своего имени) предоставил страницы своей газете «Уорлд» для статей в поддержку сбора пожертвований. В своей газете Пулитцер обрушился с критикой как на богатых, которые не желали финансировать строительство пьедестала, так и на средний класс, который привык полагаться на то, что деньги на благое дело всегда найдутся у состоятельных соотечественников. Жесткая критика Пулитцера имела успех и мотивировала американцев делать пожертвования.

Деньги на пьедестал были собраны к августу 1885 года, а его строительство завершилось к апрелю 1886. Работа над статуей была завершена во Франции в июле 1884 года, а в июне 1885 го-да она была доставлена в нью-йоркскую гавань на борту французского фрегата «Изере». Статуя транспортировалась из Франции в США в разобранном виде – она была разделена на 350 частей, упакованных в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла четыре месяца. 28 октября 1886 года при большом скоплении народа прошла церемония открытия статуи Свободы. Она стала подарком к столетию, который опоздал на 10 лет.

История статуи Свободы и острова, на котором она стоит, – это история перемен. Статуя была помещена на гранитном пьедестале внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года, стены которого были выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта. В 1933 го-ду обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган назначил Ли Йакокка возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы – остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 году, в начале работ по ее реставрации, статуя Свободы была внесена ООН в число памятников мирового значения. 5 июля 1986 года отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время уик-энда Свободы, посвященного ее столетию.

Статуя Свободы в цифрах.

Высота от верхней части основания до факела 46,05 м Высота от земли до верхушки факела 92,99 м Рост статуи 33,86 м Длина кисти руки 5,00 м Длина указательного пальца 2,44 м Голова от макушки до подбородка 5,26 м Ширина лица 3,05 м Длина глаза 0,76 м Длина носа 1,37 м Длина правой руки 12,80 м Толщина правой руки 3,66 м Толщина талии 10,67 м Ширина рта 0,91 м Высота таблички 7,19 м Ширина таблички 4,14 м Толщина таблички 0,61 м Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь мировых океанов и континентов. На табличке, которую статуя держит в левой руке, написано (римскими цифрами): «4 июля 1776 года». Общий вес меди, использованной для отлива статуи, – 31 тонна, а общий вес ее стальной конструкции – 125 тонн. Общий вес цементного основания – 27 тыс. тонн. Толщина медного покрытия статуи –3/32 дюйма или 2,57 мм.

Подвижность на ветру: ветер силой в 80 км в час вызывает раскачивание статуи в 7,62 см, а факел раскачивается на 12,7 см.

28 октября 1886 года президент Гроувер Кливленд от имени американского народа принял преподнесенную в дар статую и сказал: «Мы всегда будем помнить, что Свобода избрала это место своим домом, и алтарь ее никогда не покроет забвение».

Сиднейская опера.

Каждая страна имеет свой архитектурный символ. Так, стоит подумать о Франции – тут же всплывает в памяти знаменитая Эйфелева башня, когда речь заходит об Англии – перед глазами встает старинный Биг-Бен, в свою очередь Объединенные Арабские Эмираты ассоциируются
с отелем-парусом Бурж аль Араб, а далекая Австралия – со зданием Оперы в Сиднее…

О последнем архитектурном шедевре хотелось бы рассказать подробно. История этого невероятного и красивейшего сооружения началась 29 января 1957 года, когда на международном конкурсе проектов, организованном Правительством Южного Уэльса, победил молодой и малоизвестный датский архитектор Йорн Утзон. Именно он предложил эскиз великолепного здания Сиднейской оперы, буквально поразивший опытное жюри. Сооружение было похоже на огромные белые паруса яхт, стоящих на приколе в Сиднейском порту. Многие усмотрели сходство
и с крыльями гигантского чудо-лебедя, и со створками огромных морских раковин… В любом случае, Утзон черпал вдохновение в природе и хотел создать плавные органичные формы, которые идеально вписались бы в окружающий пейзаж. Поразительно, но архитектор ориентировался лишь на фотоснимки Сиднейской бухты и мыса Бекнелонг Пойнт и никогда не посещал Австралию до защиты проекта.

Задумка автора была на первый взгляд проста. Комплекс должен состоять из платформы, в которую планировалось «врезать» два зала амфитеатров. Над конструкцией возвышалась крыша в виде легких белых арок-раковин, придающих сооружению воздушность и неповторимость. Надо отметить, что этот проект, по сути, начал новую эпоху в архитектуре, отталкивающуюся от модернизма 30–40-х годов XX века.

Однако в реальности все оказалось гораздо сложнее. Главные трудности возникли при возведении парусообразной крыши, которая должна была состоять из перекрытий-оболочек. В то время компьютерное моделирование не применялось для проектирования зданий, поэтому с технической точки зрения грамотно реализовать проект гениального Утзона было крайне тяжело. На решение проблемы ушло долгих четыре года. В результате, в 1961 году Утзон и партнерская компания Ове Аруп предложили вырезать все части раковин из одного сфероида, получив, примыкающие друг к другу, криволинейные сегменты. Сам архитектор признался, что на эту гениальную мысль его натолкнул маленький сынишка, продемонстрировавший умение снимать длинную спиралеобразную шкурку с апельсина.

Через некоторое время новые строительные технологии позволили соорудить своды-раковины из сборных ребер. Этот «конструктор» был собран на месте. Ребра для прочности «прошили» прочными тросами, таким образом, получился свод. Для облицовки крыши применялась белая шведская черепица (1000000 плиточек), глянцевых и матовых оттенков. Способ укладки «чешуек» был таков – в центре располагались блестящие элементы, а по краям – матовые. В итоге получился удивительный световой эффект – крыша «ожила». В солнечных лучах ее цвет был ослепительно белым, в тени – жемчужным, на закате – розовым.

В целом проект здания Сиднейской оперы состоял из трех стадий строительства. Первая заключалась в возведении платформы и каркаса, вторая – в установке сводчатой парусообразной крыши, фанерных стен-ребер амфитеатров, отделке интерьера. В последнюю очередь монтировались стены-стекла и производилась наружная отделка.

Между тем, время шло, а завершение строительства отодвигалось на неопределенный срок. Здание планировалось закончить в 1963 году, но открытие состоялось лишь 20 октября 1973 года. Финансовые вложения превысили 100 млн долларов, хотя первоначально стоимость проекта была оценена лишь в 7000000$. Вокруг сооружения разгорались бесконечные споры и склоки, которые привели к отставке Утзона и его бегству из Австралии в 1966 году. Новое Правительство не желало идти на поводу у прогрессивных, но таких дорогих идей датчанина и отказалось выплачивать вознаграждение архитектору.

Отметим, что большую часть денежных вливаний получили путем проведения глобальной лотереи (496 тиражей), которая существовала в течение нескольких лет. Можно сказать, что здание оперы возведено на народные деньги. После отставки Утзона его дело продолжили австралийские архитекторы Питер Холл, Тодд, Зал и Литтлмор, которые и завершили работу. Питер Холл стал главным архитектором и внес большой вклад в третий этап строительства, закончив конструирование Оперного театра и Концертного зала.

Внутренняя отделка и дизайн интерьера выполнены в стиле «готики космической эры». Вход расположен со стороны города и посетители сначала оказываются в помещении, расположенном под огромной лестницей, затем нужно подняться по лестнице на основной уровень-платформу, где и открывается потрясающий вид на светлое фойе, ребра свода которого, устремлены высь, что делает его похожим на гигантский готический собор. Здание Оперы разделено на пять помещений: Концертный зал на 2700 мест, Оперный зал – на 1550, а также два больших ресторана
и кинотеатр.

Несмотря на то, что Здание Оперы завершили без участия главного вдохновителя и генератора идей – Утзона, результат превзошел ожидания даже самых отъявленных скептиков. Огромное сооружение, занимающее площадь более 2 гектаров, имеющее высоту 67 метров и площадь поверхности крыши более 18000 куб. м, стало настоящим символом Австралии, наряду со знаменитым портовым «мостом-вешалкой» Харбор-Бридж, который ранее был визитной карточкой Сиднея.

Здание Сиднейской оперы во всех отношениях является передовой структурой. Его строительство стало примером удачного эксперимента в современной архитектуре и привело к множеству технических и творческих решений, которые вошли в мировую историю проектирования и строительства.

Уже после этого проекта были возведены подобные сооружения, такие как музей Гугенхайма в испанском городе Бильбао, Центр Помпиду в китайском Шанхае, здание Гонконгско-Шанхайского банка в Гонконге и многие другие, однако именно Сиднейская опера стала первой в этом почетном списке архитектурных шедевров современности.

Пирамида Хеопса.

Семь – число священное. У многих народов мира оно считалось особым. Почему? Точный ответ на этот вопрос не известен, но надо отметить, что даже в Библии данная цифра занимает совсем не последнее место. Именно семь пороков описаны в Библии: гордыня, скупость, обжорство, гнев, невоздержание, лень, зависть.

Однако «семерка» ещё является и символом удачи. Так, в Древнем Риме почитали именно семь мудрецов. В Священном Писании сказано, что Всевышний создал землю за 6 дней, а на 7-й – отдыхал и любовался своим творением. Можно приводить и другие примеры, но мы остановимся на семи чудесах света… Многие знают о них понаслышке, но вот подробно рассказать о каждом беремся мы в специальной серии статей семь чудес света. Начнем по порядку с первого чуда света, имя которому – египетские пирамиды.

Хотя это несколько неправильное заявление, если быть точным, то первое чудо света – это одна пирамида и к тому же определенная, пирамида Хеопса. Естественно возникает вопрос – почему именно она? Ведь пирамид в Гизе несколько, и к тому же все они довольно внушительны, а выбрали всего лишь одну. Интересно, почему? Давайте по порядку.

Разберемся с причинами появления пирамиды Хеопса в списке семи чудес света. Данная пирамида является древнейшим и вместе с тем, да, не удивляйтесь, дорогой читатель, единственным сохранившимся до наших дней чудом света. Хотя это вряд ли кого-нибудь может поразить, поскольку все семь чудес света очень стары.

Назвали пирамиду, как вы, наверное, уже и догадались, в честь фараона Хеопса, который правил Египтом примерно четыре с половиной тысячи лет тому назад. Согласитесь, что это было давненько…

Теперь давайте разберемся, почему эта пирамида признана первым чудом света. Во-первых, из-за ее размеров. Она ведь просто огромна! Высота исполина когда-то составляла 146,6 м, но с течением времени пирамида потеряла около 8 метров и сейчас вершина находится на отметке 137–138 м над землей. Вам трудно представить такую высоту? Тогда вообразите себе пятидесятиэтажный небоскреб! Во-вторых, Пирамида Хеопса имеет огромную площадь основания – 230 кв. м, на котором с легкостью смогли бы разместиться одновременно 5 самых крупных соборов мира – Соборы Святого Петра и Павла, Вестминстерское аббатство, Флорентийский и Миланский соборы. В-третьих, камня, который был использован для возведения пирамиды, легко бы хватило для строительства всех церквей Германии. Вы представьте себе только колоссальный размер этой пирамиды!

Вот мы немного и ознакомились с размерами первого чуда света, давайте теперь перейдем непосредственно к истории его создания, а она, уж поверьте мне, весьма увлекательна! Когда началось строительство, доподлинно неизвестно. Археологи считают, что возраст пирамиды Хеопса равен примерно 4500 годам. Называется, правда, и конкретная дата 2551 год до нашей эры, но это все же спорный вопрос.

Итак, молодой фараон Хеопс отдает приказ о строительстве пирамиды, как только умирает его отец Снофр. Кстати, Снофр был далеко не первым фараоном – основал династию некто Джонсер, примерно 2609–2590 лет до нашей эры.

Тщеславный Хеопс желал, чтобы его пирамида была самой лучшей! Поэтому он приказал, построить такое сооружение, какого еще мир не видывал – самое высокое, величественное и роскошное! Но еще до начала строительств были произведены такие подготовительные работы, которые испугали бы, наверное, многих зодчих нашего времени.

На просторах бескрайней пустыни было найдено подходящее место – идеально ровная площадка для строительства, которая могла бы выдержать вес более чем двух миллионов блоков, массой 6400000 тонн. Это надо же – пустыня, сыпучие пески, которые могут запросто поглотить человека, а тут… громадина весом более 6000000 тонн!!! Однако египетские строители и архитекторы нашли подходящую местность. Площадка находилась немного южнее современной египетской столицы – города Каира, на выступающем плато в 7 километрах к западу от селения Гиза. Это была скалистая возвышенность, но уже не пустыня.

Итак, площадка определена, и следовало приступить к строительству. Но второй проблемой стала транспортировка тяжелых блоков весом каждый более тонны и подъем их на высоту. Однако и с этим препятствием египтяне справились успешно.

Любое строительство начинается с выравнивания площадки и в данном случае, это тоже потребовалось. Каким же образом в те времена при отсутствии сложной техники строители смогли добиться идеально ровной поверхности? Не совками же и лопатами ровняли землю? А дело обстояло так. Для начала египтянам пришлось возвести вал из песка и камней. Когда образовалось углубление, напоминающее по форме квадрат, в нем проложили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под углом 90 градусов, в итоге получилась площадка, похожая на огромную шахматную доску. После этого канал заполнили водой, высоту ее уровня пометили на стенках вала. Египтяне-строители просто сравняли все выступы, которые возвышались над отметкой, а каналы после снова заложили камнями. Вот такими огромными усилиями и с применением смекалки египтяне смогли подготовить основание для пирамиды Хеопса.

Надо отметить, что в подготовительных работах участвовали более 4000 человек: художники, архитекторы, каменотесы и другие ремесленники. Этот процесс занял около десяти лет, что, в общем-то, не много, если брать во внимание полное отсутствие тяжелой техники и прочих механизмов.

После многолетней подготовки можно было непосредственно приступить к строительству самой пирамиды – погребального здания, предназначенного для великого фараона Хеопса. Согласно записям греческого историка Геродота строительство пирамиды продолжалось как минимум 20 лет, а на стройке в течение всего этого времени постоянно работало около 100000 человек. Большие затраты фараон нес на содержание рабочей силы – только на простую пищу для крестьян и рабов было израсходовано 1600 таланов (что равняется 20 млн немецких марок). Правда, записи Геродота оспариваются современными учеными. Возникают сомнения, как могли поместиться на строительной площадке все эти люди? Ну, 8–10 тысяч человек, куда ни шло. Однако как такими малыми силами стало возможным строительство в относительно короткие строки? В этом и есть одна из загадок пирамид.

В качестве рабочей силы выступали не только рабы, но и свободные крестьяне, которые получали плату за свой труд. Естественно, не все крестьяне включились в строительную эпопею, кто-то же должен был кормить фараонов и знать! В период с конца июня по ноябрь река Нил выходила из берегов и затапливала плодородные земли. В это время крестьяне валом валили на главную стройку страны, чтобы немного подзаработать и продержаться до следующего урожая. Кроме того, рабочие получали кров, одежду, пищу, а это помогало существенно сэкономить. Вот поэтому вольные люди шли на каторжный труд. Но не только из-за жалких грошей крестьяне работали, как одержимые, им хотелось сделать для своей Родины что-то по-настоящему полезное, можно сказать, что таким образом, они выполняли свой гражданский долг. Ну и еще, конечно, был и меркантильный интерес – каждый труженик полагал, что, участвуя в возведении сооружения для богоподобного фараона, он тоже обретет бессмертие и счастливую загробную жизнь. Сила веры была настолько велика, что с наступлением времени разлива Нила в Гизу устремлялись десятки тысяч людей, подобно бурному речному потоку. Рабочих размещали во временные бараки и объединяли в бригады по 8 человек.

Группы формировали узкоспециализированные. Так, физически крепким мужчинам давалось задание по вырубке глыб. Они каждый день переплывали на другой берег Нила, где находилась каменоломня. В ней вырубали каменную глыбу, затем производили обтесывание при помощи примитивных инструментов: пил, кувалд, клиньев, буравов. Камнетесы придерживались определенных стандартов. Куб должен был иметь размер сторон от 80 до 145 сантиметров.

Следующая бригада мужчин несла ответственность за установление блоков на полозья. Эти манипуляции производились при помощи канатов и простого рычага. Еще одна группа отвечала за перевозку кубов по бревенчатому настилу к берегам Нила. На парусной лодке груз общим весом до 7,5 тонн переплавлялся. Затем наступал следующий этап – блоки волоком, по дорогам, выложенным бревнами, транспортировали к месту стройки.

Вот тут-то и начиналась самая трудная и страшная работа. Кубы как-то нужно было доставлять на пирамиду, высота которой все возрастала. Люди волокли наверх тяжеленные блоки по наклонным плоскостям, построенным из кирпича и нильского ила шириной 20 метров, пользуясь лишь канатами и рычагами. На возвышенности стоял архитектор, который наблюдал за процессом и руководил рабочими бригадами. Установку производили с точностью до миллиметра, ведь только так конструкция могла сохранить целостность и нужные пропорции.

Самая тяжелая и ответственная работа была еще впереди. Следовало уложить «пирамидон» – верхний блок, высотой 9 метров. На этом этапе погибло и было покалечено множество рабов, точные цифры не известны, но и как они могли дойти до нас спустя четыре с половиной тысячи лет! И вот через двадцать лет возведение корпуса пирамиды, состоящего из 128 слоев камня, было окончено. В таком виде пирамида дошла до нас, лишь блоки несколько обтесал ветер и песок.

Фараон Хеопс не мог остановиться на достигнутом и приказал сравнять ступени, тогда гигантские выступы заложили камнями, достигнув гладкой поверхности. После завершения основных работ началась отделка пирамиды. Четные треугольные внешние грани облицевали плитами, изготовленными из ослепительно белоснежного известняка. Следует заметить, что мастера, трудившиеся на подгонке плит, выполняли свою работу с филигранной точностью. Между двумя соседними плитами было невозможно вставить лезвие ножа. Даже с небольшого расстояния пирамида казалась гигантским монолитом. Эффект был достигнут благодаря тому, что внешние плиты с помощью самых твердых шлифовальных камней отполировывались до зеркального блеска. До нашего времени дошли письменные рассказы очевидцев, которые говорили, что пирамида в лучах солнца и при свете луны загадочно переливалась и сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл.

Удивительно, но пирамида Хеопса представляет собой отчасти полую структуру. Так, внутри ее находится разветвленная сеть ходов, отходящая от одного большого коридора длиной 47 метров, его еще называют большой галереей – она ведет к камере Фараона. Камера фараона – это небольшое помещение площадью 10,5 на 5,3 метра и высотой 5,8 метра. Эта комната полностью облицована гранитом. Интересен тот факт, что саркофаг занесли в камеру еще до окончания строительства, поскольку он был слишком широк и не проходил в узкие проемы.

Вот мы и рассмотрели подробно весь процесс строительства. Теперь я считаю вполне уместным рассказать о нескольких исторических фактах, связанных с пирамидой Хеопса. Для начала рассмотрим церемонию захоронения фараона.

После смерти тела знатных египтян бальзамировали. Эта процедура проводилась для того, чтобы сохранить тело человека как можно в лучшем виде для загробной жизни. Секрет состава для бальзамирования не раскрыт до сих пор, но, видимо, это средство было настолько сильным, что позволило сохранить некоторые мумии в приличном виде до наших дней.

Примечателен тот факт, что извлеченные внутренние органы не выбрасывали, а помещали в специальные герметичные сосуды «кнопы» и ставили рядом с саркофагом в погребальной камере. Бренные останки, по поверьям египтян, навсегда оставались в этой камере, но «ка» умершего покидало гробницу. Тут же возникает вполне понятный вопрос – что такое «ка»? Под понятием «ка» в древнеегипетских верованиях подразумевался двойник человека, его «второе я», которое покидало тело в момент смерти и свободно перемещалось между земным и загробным миром. Проще говоря – это душа.

По легенде, «ка» фараона покинуло гробницу, устремившись к вершине пирамиды по внешней облицовке, настолько гладкой, что никто из смертных не смог бы по ней передвигаться. Там, в вышине, фараона встретил бог солнца Ра. Он «приплыл» в солнечной ладье, куда и взошло «ка» умершего фараона. Оттуда великий Хеопс и начал свое дальнее путешествие в бессмертие… Да… Красивая история…

Но вернемся к фактам. Оказывается, что многие историки сомневаются в том, что пирамида была усыпальницей фараона Хеопса. Конечно, для таких высказываний есть основания. Во-первых, погребальная камера была лишь облицована гранитом, но не украшена орнаментом либо росписью, что выглядело, по меньшей мере, странно – ведь фараон любил все самое-самое, а тут пожалели немного краски?!

Во-вторых, сам саркофаг, хотя и находился в той же камере, но был не отесан и не имел крышки. И в-третьих, где же мумия самого фараона Хеопса? Неужели сбежала? Вполне возможно его смерть была инсценировкой, поскольку учеными обнаружены отходящие от камеры два узких хода, по которым в помещение проникает воздух снаружи, однако, мертвые в кислороде не нуждаются! Вот это, пожалуй, самый весомый аргумент, заставляющий усомниться в реальности захоронения правителя именно в пирамиде.

Но вернемся к тому моменту истории, когда гробница была вскрыта первый раз за 3500 лет. Такой длительный покой обеспечили праху фараона табу и боязнь духов, якобы охранявших вход в святую святых. Кроме того, все входы были тщательно замурованы. Спустя много лет нашелся-таки вандал, не испугавшиеся небесной кары. Первым человеком, проникшим в недра пирамиды, был халиф Абдулла аль Мамуг, сын Гаруна-аль-Рашида. Это случилось в первой половине IX века уже нашей эры. Он тщательно спланировал проникновение и проложил специальный туннель к погребальной камере, надеясь найти в ней несметные сокровища, подобные тем, что были обнаружены в других пирамидах. Однако халиф просчитался – вместо золота и драгоценностей он увидел лишь горы помета летучих мышей, которые в изобилии проживали в полостях сооружения.

Настоящее разорение Великая Пирамида пережила в 1168 году, когда на Каир напали арабы и сожгли часть города. Несчастные египтяне, оставшиеся без крыши над головой, растащили всю облицовку, покрывающую пирамиду снаружи. До сих пор в старой части столицы сохранились постройки, в которых использованы именно те древние плиты.

Постепенно камни, лишенные укрепления разрушались и осыпались, а остались лишь монолитные тяжелые блоки, дошедшие практически без изменения до наших времен. Пирамида со временем утратила и пирамидон, а также верхние слои кладки. Вот поэтому сооружение уменьшилось почти на 9 метров. Сейчас верхушка пирамиды представляет собой квадрат со сторонами около 10 метров.

Но на этом злоключения величайшей из пирамид не закончились. Она пережила еще одно испытание. В 1842 году площадка на вершине сооружения стала местом проведения необычных празднеств. Прусский король Фридрих Вильгельм IV отправил в долину Нила экспедицию, которой руководил археолог Рихард Лепсиус, с целью приобретения древнеегипетских предметов и других экспонатов для создаваемого в Берлине Египетского музея. К слову, музей открылся в 1855 году.

Так вот в день рождения Фридриха Вильгельма, а конкретно – 15 октября 1842 года, Лепсиус в сопровождении нескольких бедуинов поднялся на пирамиду и под троекратные возгласы «Да, здравствует король!» водрузил на вершине флаг с прусским орлом. Невиданная наглость! Но и это еще не все. Так же своеобразно Лепсиус отметил в том же году и Рождество: он зажег на вершине Большой пирамиды рождественские огни, а в камере фараона поставил в саркофаг маленькую пальму, которую украсил небольшими подарками для участников экспедиции. Этим экстравагантным поступком Лепсиус добился того, что заинтересовал публику и заставил вспомнить мировое сообщество о древней достопримечательности. Так пирамида обрела статус мирового достояния, ее начали пытаться даже реконструировать. Однако этот поступок можно было расценить и как насмешку над прахом великого фараона. Остается надеяться на то, что «ка» Светлейшего Хеопса обитает где-то высоко на небесах и не знает, что сталось с его великим детищем…

Тадж-Махал.

Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или мечтой, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Взгляните на фото и вы поймете – любых эпитетов мало для того, чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величественного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захватывающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям…

История строительства Тадж Махала – история любви, история страсти, история разлуки, история созидания. Величественный мавзолей-мечеть был возведен в XVII (1631–1653 гг.) веке по указанию императора Великих Моголов (мусульманских правителей Индии) Шаха-Джахана в память о его жене Мумтаз-Махал. Название усыпальницы означает в переводе «Дворец Короны». Колоссальное сооружение ныне располагается в Агре (Индия) на берегу реки Ямуна и занимает площадь в 42 акра. В 2007 году Тадж-Махал занял достойное место в списке новых семи чудес света.

Прежде чем описывать красоты усыпальницы, рассуждать о параметрах здания и говорить об инженерных и архитектурных особенностях Тадж-Махала, следует поведать увлекательный сказ о Шахе-Джахане и его возлюбленной.

Легенда гласит, что в возрасте 15 лет князь, который вскоре станет «королем мира», впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам (будущую Мумтаз-Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Кто-то считает, что красавица была бедной девушкой, но на самом деле «луналикая дева» имела знатное происхождение, являясь дочерью главного министра королевства. Ожидание свадьбы заняло долгие пять лет, церемония откладывалась по ряду причин. Во-первых, принцу Хурраму (настоящее имя Шаха-Джахана) предназначалась в жены персидская принцесса, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамом не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось впоследствии публично. Так «родилась» Мумтаз-Махал (значение имени: «Украшение Дворца»).

К слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация случится гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов перенять бразды правления у своего отца, потому что не был старшим среди многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако император всегда выделял Хуррама среди других детей и даже нарек его Шахом-Джаханом, что в переводе означало «Властитель Мира». Принц Хуррам пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.

Считается, что к трону Хуррама привела случайность. Однако историки предполагают, что коварный принц подстроил смерть своего старшего брата и смог взойти на престол, сменив на посту старого и больного Джаханжира. Все это время преданная супруга Мумтаз-Махал была верной соратницей и компаньонкой мужа, сопровождала царевича в военных походах, помогала советом в государственных делах. Современники утверждают, что Шах-Джахан не обращал никакого внимания на остальных жен и наложниц, пока его супруга была жива. Мумтаз не только была хорошей женой, но и стала матерью для 13 детей Джахана. Несмотря на частые роды и тяготы походной жизни, верная супруга была всегда рядом со своим властителем.

Итак, лишь в 1628 году Шах-Джахан стал императором огромного королевства. Историки отмечают, что его царствование принесло огромную пользу для государства. В этот период империя Моголов крепла и богатела, а основным принципом, характеризующим политику правления Джахана, стала фраза: «Если и есть рай на Земле, то он находится здесь».

Однако древняя восточная поговорка гласит «Сладость удовольствия не бывает без горечи….» Спустя три года после восшествия на престол Хуррам был вынужден отправиться в новый военный поход, на этот раз путь лежал в Бурханпур, для того, чтобы подавить восстание и навести порядок во взбунтовавшейся провинции. Мумтаз-Махал, как обычно, решила последовать за мужем, несмотря на то, что находилась на сносях.

Именно в Бурханпуре королева родила своего 14-го ребенка, спустя несколько дней после родов ослабевшая женщина умерла. Причиной тому стала инфекция, с которой не смог справиться ослабевший от частых беременностей организм женщины. В то время Мумтаз было всего 36 лет.

Предание гласит, что убитый горем Шах-Джахан поклялся умирающей жене, что создаст для нее мавзолей невиданной красоты, который увековечит их любовь в веках. Правитель сдержал свое слово – после смерти жены единственной заботой и отрадой для него стало строительство усыпальницы.

Первоначально могила Мумтаз находилась Бурханпуре, и лишь спустя какое-то время останки доставили в Агру и захоронили недалеко от быстрой реки Ямуна. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет.

Возведение усыпальницы было завершено в 1648 году (хотя, возможно, отделочные работы продолжались вплоть до 1652 года) и обошлось правителю в 32 миллиона рупий. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, главным архитектором Тадж-Махала был некто Устад-Иса, известнейший агрийский зодчий того времени. Кроме него, к строительству было привлечено множество мастеров из Дели, Лахоры, Мултана, а также из Багдада, Шираза и Бухары. В общей сложности над Тадж-Махалом трудились не менее двадцати тысяч человек. Существует мнение о том, что к строительству привлекались также архитекторы и художники из Италии и Франции, но в архитектуре Тадж-Махала наиболее четко прослеживается преемственность монументального древнеиндийского искусства в сочетании с элементами средневекового зодчества Ирана и Средней Азии.

Считается, что даже Шах-Джахан мог приложить руку к строительству усыпальницы, по крайней мере, сама идея, концепция здания точно принадлежит ему. Император обладал глубокими познаниями в искусстве и был хорошим художником к тому же, на создание Тадж-Махала его вдохновляла огромная, всепоглощающая любовь к Мумтаз. Шах-Джахан воплотил в мавзолее свое видение мира, мира гармоничного, изящного и чистого. Тадж-Махал стал не только мат

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...