Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности преобразования учебного материала в игровую форму.




Преобразовать в интенсивную и игровую форму обучения можно любую учебную дисциплину, но наиболее просто это осуществляется на гуманитарных дисциплинах описательного характера. При этом для ведения игры могут быть использованы обычные учебники или учебные пособия. Для преобразования в интенсивную игровую форму курсов точных дисциплин требуются специально составленные на базе учебников по изучаемому предмету конспекты — “опорные сигналы”. Для интенсивного игрового обучения профессиональным двигательным навыкам требуются специальные тренажерные устройства и аудиовизуальные обучающие программы.

Все игровые занятия могут быть организованы как непосредственно преподавателем, так и техническими средствами в виде автоматизированного варианта на основе систем мультимедиа или с использованием любой аудиовизуальной техники. В этом случае используется фонограмма или видеофильм, которыми пошагово воспроизводятся приведенные в сборнике речевые инструкции по организации игр.

Для организации и управления ходом игры используется ведущий, который либо сам будет давать игровые инструкции, либо обеспечивать подачу речевых команд с магнитофона. Ведущий должен предварительно познакомиться с описанием игры и подготовить необходимый реквизит. Ведущий должен обладать качествами лидера. На первых порах ведущим может быть один из преподавателей, но по мере включения группы в игровую деятельность целесообразно выбирать ведущего из участников учебной группы.

Наиболее совершенные варианты сценариев игр для универсального использования имеют форму дикторских инструкций.Учитывая специфику восприятия текста с фонограммы, инструкция, как правило, повторяется дважды — сначала в подробном виде, а затем после слов “Итак…” — в виде “свертки” — короткого резюме. Затем дается сигнал “Гонг”. По этому сигналу ведущий или оператор должен остановить магнитофон, воспроизводящий инструкцию, и включить другой — с фоновой музыкой. По сигналу гонга обучаемые начинают выполнять игровые действия. Время на каждую игру, как правило, заранее оговаривается в инструкции. По мере выполнения каждого шага игрового действия (на усмотрение ведущего) тумблером включается фонограмма и обучаемые слушают следующую инструкцию. Хотя игры предусматривают автоматизированную систему задания инструкций по организации игр, роль преподавателя при проведении таких игр весьма существенна. После каждого сигнала “Гонг”, когда вступает в силу фрагмент инструкции и начинается время для ее выполнения, направлять действия участников игры может только преподаватель. Участники игры экспромтом не всегда могут предусмотреть самый оптимальный шаг, преподаватель же предварительно знакомится со сценарием и благодаря своему жизненному и педагогическому опыту сможет заранее наметить возможные варианты для оптимального развития событий в игре, поэтому его основной задачей является практическая реализация данного сценария в своем видении.

Оценка результатов игрового обучения. Оценивает результаты игры, как правило, жюри и сами участники. В большинстве игр введен элемент состязательности за счет сравнения оценок результатов индивидуальных достижений или соревнования команд. Заранее заготавливаются призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша. Надо принять за правило, что ведущий должен быть готов поощрить каждого участника и поднять мотивацию даже самых “малоуспевающих”. При оценке учитываются разные показатели, например, “кто лучше”, “кто быстрее”, “кто остроумнее”, “кто ярче”, “кто увлекательнее”, “кто правильнее” и т. д.

Подготовка учебного материала для игровых занятий по курсам описательного характера. Для игровых занятий гуманитарных курсов содержательная часть (учебная информация) берется из обычных учебников. Эти материалы только преобразуются в форму, пригодную для использования в игре. На основе существующего учебника готовится учебное пособие, в котором весь учебный материал разбивается на блоки, кратные размерам страниц, Нужно, чтобы каждый учебный раздел был достаточно полно описан в объеме одной страницы. Каждая страница снабжается заголовком и подзаголовком, описывающим общее содержание страницы. Учебный текст разбивается на абзацы по принципу “от общего — к частному”. В тексте выделяются ключевые слова, основные понятия, термины и формулировки, цифровые данные. По необходимости, текст иллюстрируется предельно лаконичными и ясными схемами или рисунками. В идеале каждая страница должна представлять собой своеобразную “карту знаний” с ясным, емким и законченным содержанием. На основе подготовленных учебных материалов строится ранее описанный поэтапный процесс игрового обучения.

Подготовка учебного материала для игровых занятий по курсам точных наук. Особенность учебника по точным наукам в том, что текст такого учебника носит не просто описательный характер. В таком тексте присутствуют формулы, ссылки и другие материалы, требующие работы на разных уровнях обобщения. Для представления исходного учебного материала в форму, пригодную для игрового интенсивного обучения, требуется специальная работа. Наиболее эффективно преобразование исходного учебника в форму “опорных сигналов” — наглядного конспекта, в котором весьма выделяются связи между различными блоками информации с весьма наглядной графической структуризацией исходного содержания. Внешне это напоминает “шпаргалку” преуспевающего ученика. Такие материалы используются на этапе репродукции — “узнавания” и “воспроизведения”. Кроме того, для этапа продукции — “применения” и “творчества” из исходных материалов готовятся специальные алгоритмированные задания в форме игровых упражнений (типа задач и упражнений в игровых ситуациях).

При наличии этих материалов технология игрового интенсивного обучения и гуманитарных и точных дисциплин принципиально не отличается друг от друга.

Основные направления игрового интенсивного обучения. Рассмотрим особенности различных видов игрового интенсивного обучения, приведенные в сборнике “Игры — обучение, тренинг, досуг” под редакцией В. В. Петрусинского. Материалы в сборнике игр распределены по 23 разделам.

В разделе “Игры рациональной работы с текстом” приведены сценарии игр, используя которые можно усвоить любую декларативную текстовую информацию в наиболее короткие сроки и, возможно, наиболее оптимальным путем — в игре.

Игры, описанные в разделе “Деловой тренинг”, направлены на совершенствование навыков общения на профессиональные темы деловых людей. Фактически — это деловые игры в миниатюре, которые могут быть использованы для тренинга делового общения, формирования творческих коллективов, моделирования различных производственных ситуаций, создания деловой атмосферы в коллективе, выявлению лидеров и оценки деловых качеств исполнителей. В главу включены игры, представляющие модели жизненных ситуаций, которые реально возникают в деловых коллективах. Эти игры способствуют сплочению существующих коллективов, распределению социальных ролей в коллективе, налаживанию коммуникативных связей и взаимного понимания в коллективе.

В учебном классе во вpемя напpяженных занятий или в перерыве между занятиями нужна психоэмоциональная pазгузка. В разделе “Игры психоэмоциональной разгрузки” предлагается простая система игр, которую любой преподаватель может легко освоить. Эти игры хорошо использовать в качестве небольшой активной паузы прямо во время урока, если преподаватель видит, что внимание учащихся рассеивается и активность падает.

Отдельный раздел посвящен развивающим играм. Однако по увлекательности, по азарту, накалу страстей эти, простые, казалось бы, игры, зачастую превосходят даже азартные и становятся незаменимыми при заполнении пауз между основными учебными занятиями, во время праздничного чаепития за столом у самовара и даже во время путешествия, в дороге, в транспорте, в походе, когда и стола-то под рукой может не оказаться — одни чемоданы и рюкзаки.

Подвижные игры на воздухе, наряду с другими играми остальных глав этой книги, предназначены для отдыха и имеют главным образом развлекательный характер. Вместе с тем эти игры предполагают значительную физическую нагрузку. Подвижные игры на воздухе полезны всем и всегда — это активный отдых, который наполняет людей новыми силами, особенно в процессе интенсивного обучения. Играть в эти игры могут и взрослые, и дети. Проводиться игры должны на улице, в любое время года. В зависимости от погоды, участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую сезону.

Тренингу общения посвящен очередной раздел сборника. Можно ли научиться общению иным образом, не используя для этого только свой реальный опыт? Игры, собранные в этом разделе, как раз представляют такую возможность. В большинстве своем они являются моделями жизненных ситуаций общения. Участникам предлагается разыграть различные сценки из жизни: конфликтные ситуации, ситуации совместной жизни, знакомства, борьбу мнений и т. д. Задача каждого из обучаемых: провести общение наиболее эффективным и адекватным образом. В конце каждого упражнения подводятся итоги и определяется победитель — тот человек или несколько человек, у кого лучше всех получается данный вид тренинга.

В следующем разделе представлены сценарии игровых творческих вечеров, которые могут иметь широкий спектр применения. Использовать эти сценарии можно везде, где требуется формирование творческих коллективов: в школах, в лицеях, гимназиях, институтах, пансионатах, научно-исследовательских и предпринимательских организациях. Их можно использовать для организации культмассовой работы в клубах, лечебно-профилактических заведениях, домах отдыха. Эти сценарии представляют собой костяк, основу, которая может быть наполнена дополнительным содержанием, и в этом проявится творчество и неповторимость каждого вечера.

Специальный раздел посвящен играм психосаморегуляции состояния. Игры и упражнения данного раздела направлены на подготовку психофизического состояния человека, они предназначены для отработки регуляции обучаемым своего мышечного тонуса, уровня работоспособности и интеллектуального настроя. Теоретические исследования в этой области показали, что готовность к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает наиболее эффективный учебный процесс. Известно, что у всех людей разная готовность к психической саморегуляции. Этот уровень определяется перед началом занятий специальным тестом, прогнозирующим успешность интенсивного обучения для каждого индивидуума. Упражнения по психической саморегуляции состояния даются в игровой форме. Коллективный, игровой и даже соревновательный характер ряда упражнений вносит в обучение момент занимательности, обеспечивает более интенсивное личностное включение в учебный процесс.

Игры раздела “Оздоровительные игры” способствуют созданию здорового образа жизни, так необходимого сегодня, в век стрессов — физических и психических перегрузок. Переутомление, перенапряжение сейчас не редкость и на работе, и на улице, и даже дома. Только активный отдых, организованный в систему, в данном случае — в систему игр, можно без особого труда противопоставить утомлению. Это игры, с которых можно начинать день, в частности, день интенсивного обучения. Это игры, которыми можно заканчивать этот день. Это игры, которые можно “вкрапливать” в процесс интенсивной учебной деятельности. Это игры общеоздоровительные, которые направлены на укрепление вашего физического и морального состояния.

Как активизировать резервы личности? Ведь ведущему игровые курсы нужно обладать целым рядом качеств, которые позволяли бы ему быть заводилой в игровой деятельности, лидером коллектива, примером для подражания. Сформировать в себе эти качества можно за счет приемов аутосуггестии (самовнушения). Аутосуггестия позволяет реализовать скрытые резервные возможности личности, освоить приемы актерского мастерства, повысить общий тонус, активизировать работоспособность. Такая работа над собой в принципе необходима любому деловому человеку, любому преподавателю, воспитателю.

Игры-тесты направлены не на то, чтобы обучить чему-то. Эти игры предназначены в первую очередь для быстрой оценки состояния, способностей и возможностей — словом, это раздел игровых тестов.

Воспитательные игры следующего раздела предназначены главным образом для работы с детьми и подростками в школе или в других условиях групповой работы с учениками. Игры адресованы педагогам, воспитателям и школьным психологам, родителям и всем, кто имеет отношение к воспитанию. Имея в виду, что практическая игровая деятельность очень эффективна при усвоении разного рода психологических навыков и культурных норм поведения, авторы попытались облечь в игровые формы известные правила поведения в обществе, психологические приемы работы над развитием личности и т. п.

В отличие от других выпусков данного сборника, следующая глава “Педагогические игры” предназначена для проведения игр на контингенте самих преподавателей с целью освоения новых приемов и методик обучения. Методов обучения существует множество. Но практический преподаватель, как правило, владеет всего несколькими — прежде всего связанными с объяснениями нового материала и опросом учащихся в традиционных формах. От современного преподавателя требуется умение преподносить учебный материал в самых разных формах и не только с помощью голоса и классной доски, а с использованием современной техники и большого разнообразия видов деятельности в учебном процессе.

Гармоничному развитию личности с помощью суггестивных приемов посвящена следующая глава. Одним из показателей профессионального совершенства является широта кругозора человека, “полидисциплинарность”, проявляемая в творческой активности. В этой связи представляет интерес гармоничное развитие личности с использованием возможностей суггестивного управления познавательной деятельностью. Основу полидисциплинарного интенсивного автоматизированного обучения составляет управление состоянием — создание нового баланса компенсаторных процессов на уровне реализации резервных возможностей личности и поддержание этого состояния личностного взлета — “акмэ”.

Следующая глава имеет название “Он и Она”. Взаимодействие девушек и молодых людей… Этот раздел — попытка пролить свет на эту запутанную тему, которая порождает столько трудностей и проблем именно из-за отсутствия психологически грамотных, практических знаний о природе противоположного пола и отношений с ним. Делается это в игровой форме, с использованием психологических приемов, что как раз и помогает практически освоить эти отношения, путем живого взаимодействия в ситуациях.

Игры на активизацию подсознательных компонентов психической деятельности приводятся в специальной главе. Подавляющее количество информации человек хранит и использует в различных неосознаваемых формах. Подсознание аккумулирует житейский и профессиональный опыт и помогает интегрально обрабатывать поступающую информацию на уровне интуиции, творческого видения, невербальной коммуникации. Как важно уметь адекватно пользоваться такой возможностью активизации бессознательной психической активности! Именно такие цели преследуют игры и упражнения данной главы.

Как активизировать деловые и творческие возможности? “Путь к возрождению и успеху” — таково название следующей главы. В чем корень зла нашей жизни? Похоже, нарушается гармония трех главных сил жизни — силы разума, силы духа и силы любви, определяющих каждую личность. В чем же должна быть гармония? По-видимому, каждое из этих трех начал имеет смысл только во взаимодействии и взаимопроникновении одного в другое — именно в гармонии. Как восстановить такую гармонию? Как сделать практические шаги в данном направлении? Что конкретно предпринять каждому из нас для создания гармонии основных сил жизни человека, а, следовательно, и общества? Мы предлагаем систему занятий, в которой уделяется особое внимание совершенствованию не менее важной и не менее материальной сферы — сферы мыслей и чувств.

Специальная глава посвящена музыкальным играм. Музыкальная грамота, сольфеджио, гармония — все это предметы, которым отводится серьезное внимание в музыкальном образовании. Но они же вызывают безнадежные вздохи людей, которые никогда не обучались музыке, не ходили в музыкальные школы, не имели домашних учителей. Но учиться никогда не поздно, можно даже познать азы музыкальной грамоты играючи. В этой главе в играх постигаются такие сложные музыкальные понятия как музыкальная форма, музыкальный ритм, размер, длительность и т. д. Создав непринужденную атмосферу игры и используя несложные атрибуты можно легко приобщиться к музыкальной грамоте. Предлагаемые здесь игры хороши как для детей, так и для взрослых, хотя для каждого возраста они будут иметь разную эмоциональную окраску.

Условие, необходимое для проведения игр — владение искусством экспромта. Развитию этого качества посвящена специальная глава. Ведь все сценарии содержат запланированные паузы, отмеченные символом “(Гонг).”, в течение которых собственно и происходит игровое действие в виде экспромта по выполнению фрагмента игрового задания. Владение искусством экспромта требуется как от преподавателя, так и от всех участников игры. И хотя экспромт подразумевает незамедлительную реакцию в виде некоторого творческого процесса, хороший экспромт требует серьезной предварительной подготовки путем отработки некоторых элементов игровой деятельности. Для создания раскрепощенного состояния и отработки незамедлительной реакции свободного творчества предлагается система игровых упражнений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...