Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сенсорная афазия




 

Синдром сенсорной афазии (афазия Вернике) возникает в случае поражения задней трети верхней височной извилины левого полушария (см. Рис. 2 слева).

 Рис 2. Графические схемы топики поражений при сенсорной афазии (слева) и акустико-мнестической афазии (справа). По Лурия, 1947 (с разрешения Е. Г. Радковской).

 

Механизм этого типа афазии заключается в дефиците фонематического слуха при отсутствии элементарных нарушений слуха (Лурия, 1947, с. 128-140 / Luria, 1970, с. 104–135).

Нарушение фонематического восприятия проявляется главным образом в восприятии речи и вызывает нарушение понимания и явление отчуждения значения слова, когда пациенты могут повторять (имитировать) произношение слова, но не могут понять его значение. В тяжелых случаях пациенты с сенсорной афазией воспринимают речь других людей как нечленораздельный шум; в легких случаях им трудно распознать «оппозиционные» фонемы: (б-п, м-м’ и т. п. ).

Тщательный анализ показывает, что пациенты с сенсорной афазией не могут повторять отдельные звуки. Этот симптом часто сопровождается заменой оппозиционных фонем (например, б-п, д-т). Проблема с повторением становится более серьезной, если пациента просят отложить повторение на 10 или 15 секунд.

Повторение слов тоже страдает. Больные искажают слово, делая литеральные парафазии (почка—бочка) или вербальные парафазии, т. е. заменяя нужные слова близкими по значению или звучанию. Те же ошибки видны и в назывании. Важно, что словесные подсказки обычно не помогают найти название; этот симптом не наблюдается при афазиях, вызванных поражением теменной доли.

Понимание словесных инструкций сильно зависит от контекста; часто это скорее результат догадок, чем подлинного понимания речи. Навыки письма и чтения обычно грубо нарушены.

Экспрессивная речь этих больных относительно менее нарушена. В более грубых случаях речь становится неразборчивой и превращается в «словесный салат». Но даже когда афазические нарушения являются серьезными, некоторые часто используемые слова, произношение которых не требует специального фонетического анализа и которые уже давно автоматизированы в речевые двигательные программы, могут произноситься без ошибок. Примером таких наборов фраз являются выражения типа «вы знаете... » или «я имею в виду... ». Хотя они ограничены по содержанию, эти выражения могут произноситься с нормальной интонацией. В легких случаях пациенты испытывают только трудности с нахождением слов и делают литеральные и вербальные парафазии. В то время как лексика у пациентов с сенсорной афазией серьезно нарушена, синтаксис нарушается только вторично. Ошибки чаще всего видны, если два синонима имеют разное управление; в таких случаях пациенты могут использовать один синоним, но создать фразу в соответствии с управлением другого синонима (например, «девушка кричит с ним» вместо «она ссорится с ним» или «она кричит на него»).

Лурия (1947) и Э. С. Бейн (1957) отмечают, что значение суффикса слова может пониматься при сенсорной афазии, тогда как значение корня слова нет. Так, когда предъявлено слово «колокольчик», пациент говорит: «что-то маленькое, но не знаю что».

Лурия писал о том, что у больных с сенсорной афазией смысловой аспект речи глубоко нарушен, и единство звука и значения разрушается. Он объяснял это «общей нестойкостью фонем и фонемных последовательностей» (Лурия, 1970, с. 125). Он пишет, что в основе этого синдрома лежит нарушение фонематического слуха, в результате которого слуховой образ слова легко теряется, «и все, что остается от его значения, это общая «семантическая сфера», к которой слово принадлежит» (Лурия, 1947, с. 133 /1970, p. 134). Однако утверждение о связи между потерей фонематического слуха и проблемами в слуховом восприятии и назывании оспаривалось некоторыми российскими и западными авторами.

Так, Ш. Блумштейн и ее коллеги (Bloomstein et al., 1977) показали, что нарушения понимания при сенсорной афазии слабо коррелируют со степенью недостаточности фонематического слуха. Аналогичные данные были получены Еленой Павловной Кок (1965), одним из сотрудников Лурии. Она обнаружила, что «отчуждение» значений слов сильно коррелирует (. 73) с нарушением фонематического слуха и с затруднениями в назывании (. 55), тогда как нарушение фонематического слуха и трудности с называнием коррелируют на границе статистической значимости (. 43). Объясняя эти факты, Кок предположила, что отчуждение значений слов имеет двойственную природу: это может быть связано либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектом на уровне слов. В переводе «Травматической афазии» (1970), в отличие от оригинала (1947) Лурия писал, что «отчуждение» значений слов может возникать на разных этапах слухового распознавания слов» (Luria, 1970, р. 137) и что при поражении височной доли, можно наблюдать различные уровни нарушений процесса слуховой интеграции (Luria, 1970, р. 139). Учитывая массивность поражений мозга при сенсорной афазии, можно предположить, что в этом случае не только фонематический уровень, но также уровень слова нарушен. А именно, нарушена звуковая форма слов, нарушение которой (без выраженного дефицита фонематического слуха) типично для акустико-мнестической афазии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...