Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация видов памяти




По времени сохранения материала выделяются:

- сенсорная память, осуществляющая сохранение ин­формации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3-1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные назва­ния: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память;

- кратковременная память, в которой сохранение мате­риала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);

- долговременная память, обеспечивающая продолжи­тельное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации;

- оперативная память, занимающая промежуточное по­ложение между долговременной и кратковременной памя­тью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, например, на время, кото­рое необходимо для решения задачи.

По характеру психической активности в структуру па­мяти входят:

- двигательная память сохраняет информацию о различ­ных движениях и их системах;

- эмоциональная память хранит пережитые чувства, ко­торые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом по­ложительные или отрицательные переживания (эмоцио­нальная память сильнее других видов памяти);

- образная память бывает зрительной, слуховой, осяза­тельной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей луч­ше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Разви­тие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности;

- словесно-логическая память специфически челове­ческая и играет ведущую роль по отношению к другим ви­дам памяти в усвоении знаний. Запоминаемое содержание подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части. Лучше запо­минается то, что понимается;

- механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет.

По характеру целей деятельности память может быть:

- непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то;

- произвольной, когда перед человеком стоит цель за­помнить материал.

Непроизвольно запоминаются: материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности; информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями; все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности; незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассо­циативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в опреде­ленных совокупностях.

Ассоциация - это возникающая в опыте человека закономерная связь между двумя представ­лениями, которая выражается в том, что появление в созна­нии одного представления влечет за собой актуализацию второго.

По использованным для запоминания средствам па­мять бывает:

- непосредственной натуральной, представляю­щей собой прямое механическое запечатление событий и явлений;

- внешне опосредованной - восстановление следов памя­ти осуществляется с помощью стимулов, выполняющих функцию средства запоминания;

- внутренне опосредствованной (логической), при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта.

 

3.3. Мышление и воображение.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Мышление -это процесс обоб­щенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Особенности мышления:

- связь с действием (действие - это первичная форма существования мышления, «мышление в действии и действием»);

- связь с речью (человеческое мышление - это речевое мышление, его становление происходит в процессе обще­ния людей друг с другом).

Мышление обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из кото­рых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

- собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, отражает общественный характер трудовой деятельнос­ти, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

- мышление возникает как процесс опо­средствованный сначала материальными орудиями труда, а затем - системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи обществен­но-исторического опыта;

- понятийное, логическое мышление являет­ся произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно уп­равлять мыслительным процессом, организовывать совмест­ную мыслительную деятельность;

- мышление как психическая функ­ция обладает системным строением, т.е. построена на мате­риале различных натуральных процессов («ручного» интел­лекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), именно речь является основным «инструмен­том», с помощью которого эта система организуется и су­ществует как единое психическое образование.

Мышление и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием (восприятием), но и с языком, ре­чью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем бо­лее четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формули­ровка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль. Формулируя свои размышления вслух для других, чело­век тем самым формулирует их и для себя. Благодаря этому становится возможным развернутое, пос­ледовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления. Форму­лирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Для понимания отношения мысли к слову важное значе­ние имеет внутренняя речь. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Что­бы полностью перевести этот смысл в план внешней речи пришлось бы использовать не одно предложение. Такую речь можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отно­шение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Промежуточное положение между внешней и внутрен­ней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как быразговаривают сами с собой. Эгоцентрическая речьвыс­тупает как внешняя по форме и внутренняя по ее пси­хологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...