Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тайна балетной туфельки. Танцовщицы и танцовщика




Тайна балетной туфельки

А сейчас мы побываем в одном из самых интересных цехов театральных мастерских — обувном.

На стеллажах этого цеха вы можете увидеть насто­ящий музей обуви: ботинки с пряжками, бантами, пу­говицами, изящные туфельки на каблучках. Сделанные из кожи, плотной материи, они почти не отличаются от тех образцов обуви, что носили в разные времена люди. Театральный сапожник, так же как и другие мастера, работает по эскизам художника. Обувь, которую он де­лает, не только Красива на вид, но и удобна. Есть среди всей этой обуви особые туфельки, их называют пуанта­ми. С историей рождения этих туфелек связано много неразгаданных тайн и легенд.

Название «пуанты» происходит от французского слова, означающего «острие», «кончик». Если мы по­трогаем розовые атласные туфельки, то сразу поймем, почему они так называются. Их носки твердые, как камень. Когда танцовщица надевает пуанты, она испол­няет движения как бы на самых кончиках пальцев. Конечно, хорошо бы найти книгу, где была бы раскры­та тайна возникновения этих волшебных туфелек! Но, к сожалению, и сегодня мы не сможем точно назвать ни того, кто первый их сделал, ни в какой стране они по­явились на свет. Но кое-что мы все-таки знаем.

Раньше, очень давно, никому ив голову не прихо­дило, что для танца нужно придумывать какую-то спе­циальную обувь. Туфли, в которых танцевали тогда в балете, по сути являлись той обувью, что носили в жиз­ни. Со временем обувь для танцев стали делать только
более.

Но усложняющаяся техника танца требовала другой формы туфель. Вначале танцовщицы отказались от каб­луков, предпочитая туфли с плоской подошвой из мяг­кой кожи. Мы даже знаем имя первой танцовщицы, которая отказалась от каблуков, — это Мари Камарго.

Танцовщицам одних мягких туфель оказалось недо­статочно. Многие движения они исполняли, поднимаясь на кончики пальцев, и даже могли замирать в такой позе на несколько мгновений. Этим искусством славилась Ма­рия Тальони. Долгое время многие историки балета счи­тали, что именно она и была первой балериной, придумав­шей пуанты. Но исследование ее туфель показало, что обувь танцовщицы была абсолютно мягкой, сделанной из лайковой кожи и затянутой сверху тонким шелком.

Получается, что жесткими носки туфелек стали поз­же. Танцовщица, надев туфли с твердым носком, могла не только задерживаться в позе, но и вертеться, испол­нять множество новых интересных движений.

Однако вернемся в сегодняшний день и поглядим, как же делаются эти чудо-туфельки.

Пуанты — обувь капризная. Они признают только свою собственную хозяйку, поэтому все начинается с обыкновенной деревянной заготовки, повторяющей форму ноги танцовщицы.

Вначале делают не сами пуанты, а их матерчатую часть. Швейные машинки соединяют вместе лоскуты плотной ткани и нежного розового атласа. Затем мастер пришивает тряпичную часть туфельки к кожаной подо­шве. Острая игла в руках мастера ловко протаскивает нитку через плотную кожу. Кажется, еще немного, и все будет готово. Но пуант, что находится в руках мастера, совершенно мягкий. И тут, обмакнув небольшой кусо­чек мешковины в клей, мастер прикладывает его к нос­ку пуанта, затем еще кусочек, только поменьше, и еще, и еще! Если будем считать, то насчитаем 5 кусочков. Те­перь пришел черед ножниц, ими убирают всю лишнюю материю, чтобы внутри туфельки не было ни одной складки или бугорка. Мастер осторожными движения­ми пальцев прощупывает каждый сантиметр носка. За­тем пуанты помещают в специальную сушильную печь, где при определенной температуре клей окончательно затвердеет, — и, пожалуйста, танцуй себе на здоровье!

Вот и подошла наша экскурсия по театральным ма­стерским к концу. Мы побывали, конечно, не во всех цехах, но я постаралась рассказать о том, что может быть вам интересно.

Пусть сохнут расписные декорации, ждут своей оче­реди бутафорские кресла, часы, сшитые и украшенные костюмы, пуанты и мягкая обувь всех цветов и оттен­ков. Совсем недолго осталось ждать. А мы попрощаем­ся с этой удивительной страной, где руками талантли­вых людей делаются чудесные вещи.

До свидания, мастерские!

Нам надо торопиться, ведь еще многое предстоит увидеть.

Здравствуй, театр!

Танцовщицы и танцовщика

Настал момент, когда нужно рассказать о тех, в чьих руках находится судьба спектакля. Это актеры.

Балетмейстер сочиняет спектакль, придумывает, откуда и как будут появляться на сцене герои. А вот будет ли смеяться, грустить, удивляться зритель — это зависит от тех, кто выйдет на сцену в ролях Принцев, Принцесс, Котов и Мышей и других сказочных персо­нажей спектакля.

Большую часть своей жизни актеры проводят не на сцене, а в рабочей половине здания театра. Здесь не слышно восторженных оваций, не видно букетов цветов. Все просто и скромно.

Здесь проходит скрытая от посто­ронних глаз повседневная работа.

Длинный коридор с множеством дверей. Большин­ство комнат занимают артисты. Это так называемые гримерные. В них танцовщицы и танцовщики переоде­ваются, готовятся к репетиции, отдыхают перед спек­таклем.

А вот и репетиционный зал, или балетный класс, как его называют в театре. Сколько в нем воздуха и све­та! Какой гладкий пол! А вместо одной из четырех стен — огромное зеркало. По сторонам зала тянется тон­кий деревянный брусок. Он называется станок. Может быть, потому что за ним артисты трудятся? Держась за станок, артисты делают свой урок. Какой урок, можете спросить вы. Артисты — взрослые люди. Но, поверьте, урок у них самый что ни на есть настоящий. Так же, как дети каждый день ходят в детский сад, школу, так и ар­тисты балета каждое утро спешат в балетный класс.

Вот они расположились вдоль станка и замерли. В зал входит педагог. Педагог показывает движения, ар­тисты повторяют их под музыку, которую на рояле ис­полняет концертмейстер. Чем не урок?

И, между прочим, никто из артистов не разговари­вает, не вертится, не отвлекается. Преподаватель во время урока не сидит на стуле, как в школе, а ходит по классу. Кому поправит руку, кого заставит выше под­нять ногу — не ленись! А замешкался, перепутал поря­док движений — получишь при всех замечание.

И так целый час. Все артисты, даже если они знаме­нитые, послушно, словно прилежные ученики, подчи­няются педагогу, стараются тут же исправить свои ошибки.

Но вернемся к уроку.

После упражнений у станка артисты выходят на се­редину зала. Их движения становятся все разнообраз­нее — это и прыжки, и танец на «пальцах», и быстрые повороты фуэте, туры.

Урок превращается в танец, несмотря на то, что нет здесь ярких костюмов и все артисты исполняют одина­ковые танцевальные комбинации.

Побывав на уроке в театре, нетрудно догадаться, сколько трудолюбия, настойчивости, силы воли необхо­димо артисту балета.

Скажу по секрету: не все любят утренние уроки. Но в профессии артиста балета есть одно важное слово — надо. Оно-то и помогает преодолевать усталость, пло­хое настроение, поскольку урок необходим танцовщи­цам и танцовщикам, чтобы поддержать хорошую фи­зическую форму. И так всю жизнь, до тех пор, пока артист балета будет служить своей музе, музе танца — Терпсихоре.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...