Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование запроса клиента.. Желаемый результат




Формирование запроса клиента.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИИ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ СТАДИИ КУЛЬТУРНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

3. Желаемый ре­зультат. К чему хочет прийти клиент? “Чего вы хотите до­биться? ”   Определите идеал клиента. Ка­ким бы он хотел стать? Что произойдет, когда проблемы будут решены? (Это информиру­ет психолога о том, что именно хочет клиент. ) Желаемое направ­ление действий клиента и психо­лога должно быть разумно со­гласовано. С некоторыми клиен­тами необходимо, опустив 2-ю стадию, выделить сначала цели.   Если проблема ясна и конкретна, рекомендации могут быть даны немед­ленно. Некоторые соци­ально-культурные группы или отдельные индивиды предпочитают начинать прямо отсюда.  

Желаемый результат

Как только у вас появилось четкое определение проблемы, появляется и соблазн тотчас же приняться за ее разрешение. Однако ваши соображения относительно идеального выхода из положения могут совершенно не совпадать с мыслями клиента.

Определение цели может быть конкретным или носить об­щий характер. Важно, чтобы цель была относительно ясна. Вопросы, задаваемые клиенту отно­сительно желаемого результата, часто меняют направление бесе­ды и терапевтического процесса.

Определение проблемы не вызывает затруднений у боль­шинства клиентов из среднего класса, но некоторые люди или культурные слои предпочитают сначала проговорить цели, а потом уже разбирать проблему. В некоторых случаях вы можете обнаружить, что четкое определение целей делает ненужным дальнейшее выделение проблемы.

Очень важно, чтобы вы нашли время выяснить цели клиента для удовлетворительного решения проблемы. Если вы с клиен­том не знаете, куда идете, то вы придете неизвестно куда.

 

 

Важно определить на какой стадии развития находится проблема клиента. На этой стадии психолог даёт первую, щадящую обратную связь. Важно направлять беседу на проблемы, которые в силах помочь разрешить консультант. Часто клиент маскирует проблему псевдопроблемой. Важно дать клиенту возможность выразить личную, субъективную точку зрения на проблему. Главное, чтобы проблема была принята клиентом. Для этого нужно более чёткое формулирование, а в случае необходимости и переформулирование.

На этом этапе консультации осуществляется анализ факторов, способствующих возникновению проблемы или мешающих её решению. Анализ проблемы позволяет вскрыть те аспекты, которые клиент может затушевать, завуалировать, т. к. они вызывают у него страх или чувство стыда. Процедура консультирования должна обеспечивать клиенту защиту, чтобы он в благоприятной обстановке мог рассмотреть и обсудить свои проблемы. Психолог помогает занять клиенту рефлексирующую позицию.

Для выхода в рефлексирующую позицию следует:

- чётко определиться по отношению к объекту проблемы;

- уточнить собственные позиции через осознание остроты противоречия;

- фиксировать содержание конфликтной ситуации и её развития;

- создать единое пространство понимания;

- занять рефлексивную позицию по отношению к конфликтной ситуации как к объекту управления;

- находиться в настоящем, имея перед собой прошлое и будущее.

Для адекватного выявления и формулирования проблемы следует поработать с психологическими защитами клиента.

Существую 3 группы таких защит:

1) Защита на уровне восприятия информации: человек не воспринимает то, что может быть для него полезным.

2) Защита на уровне осмысления информации: рационализация как неосознаваемое изменение отношения к травмирующей ситуации.

3) Защита на уровне осознавания информации: вытеснение как недопущение в сознание одного из конкурирующих мотивов вместе с той конкретной информацией, которая способна этот мотив актуализировать.

Основные виды личностных установок:

1) Соглашательство или отрицательство: «соглашатели» - принимают на свой счёт все спрашиваемые у него качества, «отрицатели» - наоборот, всё отрицают.

2) Уклончивость: тенденция давать нейтральные ответы, осторожничать.

3) Угодливость: тенденция давать ответ, который, по мнению клиента, является социально желательным.

4) Притворство: замалчивание недостатков и приукрашивание своих черт.

Рекомендации консультанту:

- используйте поощрение, как вербальное, так и невербальное;

- применяйте открытые вопросы;

- используйте активное слушание;

- жанр не должен переключаться, это отвлекает внимание клиента;

- отмечайте и суммируйте жалобы;

- сориентируйтесь в проблемах клиента и запутанных межличностных отношениях, её сопровождающих;

- разберитесь в мотивировке проблемы клиента и возможных последствиях её решения;

- планируйте степень контроля и собственной активности.

Консультант не имеет права навязывать клиенту свои решения проблем; никакой консультант не может указывать человеку как ему жить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...