Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная социометрическая матрица




№ класса___________________ № школы____________________

Критерий выбора: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Дата проведения: __________________________

 

Фамилия, имя                    
  Ваня А. Х + +   +          
  Таня Б. + Х   +         +  
  Петя Д.   + Х     +     +  
  Коля З.   +   Х +     +    
  Андрей К.     +   Х     + +  
  Наташа Л. +       + Х   +    
  Люда Н.   + +   +   Х      
  Гриша О.   +     +     Х +  
  Женя Р. +   +     +     Х  
  Сережа Т.   + + +           Х
Число полученных выборов, Σ+                    
Число взаимных выборов, Σ +                    

 

Составление матрицы мотивов выборов. После заполнения социометрической матрицы необходимо составить и заполнить матрицу мотивов выбора. Для этого напротив фамилии каждого испытуемого отметьте те мотивы, по которым его выбирают для совместной деятельности. Студент должен помнить, что здесь выявляются не только возрастные и индивидуальные различия, но и, что особенно важно для педагога, характерные черты воспитательной работы, в результате которой те или иные качества и особенности поведения сверстника выдвигаются на первый план и осознаются им как самые важные.

Подлинные мотивы выбора партнера довольно часто лежат в эмоциональной сфере и не всегда отчетливо осознаются.

 

 

Примерная матрица мотивов выбора

№ класса_____________________ № школы_____________________

Критерий выбора: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

Дата проведения: __________________________

 

Фамилия, имя дружим нравится хорошо учится добрый живем рядом
  Ваня А. ++   +    
  Таня Б. + +     +
  Петя Д.   + + +  
  Коля З. +   + +  
  Андрей К. + +     +
  Наташа Л. +     + +
  Люда Н. + + +    
  Гриша О.   + + +  
  Женя Р. +   +   +
  Сережа Т. + +   +  
Сумма          

 

По общему количеству выборов Х определяется социометрический статус ученика в классе:

1) «Звезда» – 6 или более выборов. Чаще всего это ученики, пользующиеся максимальной популярностью среди одноклассников, все сверстники хотят с ними дружить, входить в их круг общения.

2) «Предпочитаемые» – 3-5 выборов. Ученики, обладающие в классе достаточно широким кругом связей со своими сверстниками.

3) «Непринимаемые» – 1-2 выбора. Это ученики, с которыми подавляющее число ребят класса не хотят иметь дело, но сами они стремятся к общению с одноклассниками.

4) «Изолированные» – 0 выборов. Это ребята, которые сами не проявляют инициативы в общении с одноклассниками и те, в свою очередь, не имеют выраженного к ним отношения.

Составление карты групповой дифференциации. Далее результаты исследования нужно представить в виде карты групповой дифференциации (социограммы). Она дает наглядное представление о психологической структуре класса, о месте каждого ученика в этой структуре, о различных типах отношений, существующих в классе. Социограмма составляется на основе социометрической матрицы.

В I круг социограммы заносятся номера тех, кто набирает 6 выборов и более. Лица, попавшие в эту группу, называются социометрическими звездами. Во II круг попадают те, кто получил среднее количество выборов и выше. Например, в нашем случае это те, кто набирает от 3 до 5 выборов. Попавшие во II круг называются предпочитаемыми. В III круг относят тех, кто получил меньше среднего количества выборов (1-2 выбора). Это группа непринимаемых. И, наконец, в VI круг помещают тех, кто не набирает ни одно выбора. Это изолированные. После того, как вы разместите номера всех учеников на социограмме, необходимо обозначить линиями полученные выборы. При этом взаимные выборы отмечаются сплошной чертой (желательно красного цвета), а невзаимные – пунктирной со стрелкой, которая направлена от того, кто выбирает, к тому, кого выбирают.

 

Примерная карта групповой дифференциации

Подсчет коэффициента.

Коэффициент взаимного благополучия рассчитывается по следующей формуле:

КВБ =

Если коэффициент оказывается больше 1 (большинство членов группы оказывается в благоприятных статусных категориях: I + II) уровень взаимоотношений определяется как высокий; если коэффициент равен 1 – как средний; если меньше 1 (при преобладании в группе детей с низким статусом) – как низкий.

Затем подсчитывается коэффициент взаимности (Кв) по следующей формуле:

 

S (Х)

Кв = S х

 

где S (Х) – сумма взаимных выборов;

S Х - сумма всех выборов.

Если Кв > 0,5, то группа учащихся имеет высокий показатель групповой сплочённости.

Кв < 0,5, то группа учащихся имеет низкий показатель групповой сплочённости.

Кв = 0,5, то группа учащихся имеет средний показатель групповой сплочённости.

Под групповой сплочённостью подразумевают степень приверженности к группе её членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.

Студентам следует помнить, что социометрия фиксирует не все, а только эмоциональные отношения индивидов в группе, следовательно, констатируемую с помощью социометрической техники информацию нельзя считать неизменной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...