Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 1.2: Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда




Содержание:

ü Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

ü Система государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (прокуратура, местные исполнительные и распорядительные органы власти, государственные специализированные органы и др.).

ü Права и обязанности государственных органов надзора и контроля.

ü Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (инспекции по охране труда профсоюзов, комиссии по охране труда профкомов, общественные инспекторы по охране труда, их права и обязанности).

ü Вопросы охраны труда в коллективных договорах и соглашениях.

ü Ответственность нанимателя, должностных лиц и работников за несоблюдение законодательства о труде (дисциплинарная, административная, уголовная)

Согласно Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 года № 904, государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях:

республиканском;

отраслевом;

региональном.

На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы госу­дарственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда и связанных с ней отношений.

На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.

На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учёта показателей, характеризующих условия и охрану труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению. Основные задачи контроля:

· выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных
требований охраны труда;

· оценка состояния труда работников, безопасности производственных
процессов, приспособлений, инструмента, сырья и материалов,
эффективности применения средств защиты работников;

  • выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

· принятие мер по устранению выявленных недостатков.

 

Основными видами контроля являются:

1) контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

2) контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 года № 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 8/8286);

3) производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

4) периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников);

5) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377; 2001 г., № 22, 5/5300; 2003 г., № 1, 5/11685).

Периодическийконтроль, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда, в зависимости от деятельности и структуры организации проводится:

ежедневно -- на участке, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -- участок), осуществляется руководителем структурного подразделения (мастером, начальником смены, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка);

ежемесячно -- в цехе, отделе, иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -- цех), проводится начальником цеха с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда);

ежеквартально-- в организации в целом, осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников). По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.

При проведении периодического контроля проверяют: организация и проведения предыдущей ступени периодического контроля, состояние рабочих мест, проходов, переходов, проездов; безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, грузоподъемных и транспортных средств; исправность вентиляционных систем и установок; наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками; наличие и правильное использование средств индивидуальной защиты; выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущими проверками; соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ, в том числе при работе в электроустановках; работе с вредными и пожароопасными веществами и материалами; транспортировании, складировании заготовок и готовой продукции.

В процессе проверки принимаются меры по устранению выявленных нарушений. В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые могут причинить вред здоровью работников, привести к несчастному случаю или аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения, о чем письменно сообщается вышестоящему руководителю.

Проведение ежемесячного или ежеквартального контроля рекомендуется осуществлять в установленный приказом руководителя организации «День охраны труда».

Наниматель в зависимости от характера своей деятельности может устанавливать другие виды контроля.

Система управления охраной труда. Министерства и другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, выполняя требования Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 года №507 «О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях Республики Беларусь», обеспечивают управление охраной труда в соответствующих отраслях экономической деятельности и подчиненных им организациях

В целях обеспечения единообразного подхода к содержанию названных систем управления Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь письмом от 11.08.2000 №12-06/2994 в качестве рекомендации предложило Примерную структуру отраслевой Системы управления охраной труда.

Система управления охраной труда состоит из следующих разделов:

1) общие положения.

2) цели, задачи управления охраной труда и мероприятия по их реализации.

Конечная цель управления охраной труда - обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда и составляющая ее совокупность промежуточных целей управления охраной труда:

· предупреждение производственного травматизма;

· предупреждение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

· предупреждение аварий и инцидентов на производственных объектах;

· устранение (доведение до допустимых величин) неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

· обеспечение требований безопасности, предъявляемых к продукции предприятия.

Задачи управления охраной труда:

· обеспечение соблюдения работающими требований безопасности и гигиены труда;

· профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;

· обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· обеспечение пожарной безопасности;

· обеспечение радиационной безопасности;

· обеспечение лазерной безопасности;

· обеспечение безопасности дорожного движения;

· обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· нормализация условий производственной среды и трудового процесса;

· санитарно-бытовое обслуживание работающих;

· защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

· предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда;

Мероприятия по решению задач и достижению целей управления охраной труда содержат перечень объективно необходимых и предписанных законодательством разнообразных видов мероприятий и работ, учитывающих специфику производственной деятельности и особенности обеспечения охраны труда при ее осуществлении.

3) функции управления охраной труда:

· прогнозирование состояния охраны труда и планирование работ по охране труда;

· организация выполнения работ и функционирования системы управления охраной труда;

· координация и оперативное регулирование деятельности по реализации целей и задач управления охраной труда;

· контроль за состоянием условий труда и функционированием системы управления охраной труда, учет, анализ и оценка эффективности деятельности по охране труда;

· активизация и стимулирование деятельности коллективов и отдельных работников по выполнению ими обязанностей по охране труда.

4) методы управления охраной труда:

· организационно-распорядительные (административные);

· социально-экономические;

· социально-психологические.

5) проблемно-целевое управление при решении отдельных задач по охране труда.

6) обязанности руководителей предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдельных специалистов и других работников по вопросам охраны труда.

7) служба охраны труда - центральное звено в управлении охраной труда.

8) эффективность функционирования системы управления охраной труда.

9) порядок совершенствования системы управления охраной труда на предприятии

Ответственность нанимателей за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда. Установлены экономические санкции в размере до 300 базовых величин, применяемые государственными инспекторами труда (постановление Совета Министров Республики Беларусь от30.09.1993 (с изменениями и дополнениями от 18.05.2000 № 707), в том числе:

· за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, по внедрению средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и стандартов по охране труда, - предупреждение или штраф от 2 до 6 минимальных заработных плат;

· за нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, - штраф в размере от 6 до 300 минимальных заработных плат;

· за противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов, осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов, - штраф в размере от 5 до 50 минимальных заработных плат;

· за другие нарушения законодательства о труде, - предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 минимальных заработных плат.

Ответственность должностных лиц и других работников предприятия, учреждения, организации, индивидуального предпринимателя за нарушения законодательства о труде и правил по охране труда.

Уголовная. Установлена статьей 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь: в зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы (максимальный срок лишения свободы - 7 лет).

Специальными статьями УК предусмотрена ответственность за конкретные преступлений по охране труда и обеспечению безопасности работников (статья 299 - нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями, статья 300 - ненадлежащее хранение огнестрельного оружия, статья 302 - нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ, статья 303 - нарушение правил безопасности горных или строительных работ, статья 304 - нарушение правил пожарной безопасности, статья 305 - нарушение проектов, норм и стандартов при производстве строительно-монтажных работ, статья 307 - непринятие мер по спасению людей, статья 308 - несообщение информации об опасности для жизни людей, статья 317 - нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств, статья 318 - выпуск в эксплуатацию технически неисправного автодорожного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им, статья 336 - нарушение санитарно-эпидемических правил), а также статьей 233 - незаконная предпринимательская деятельность, статьей 428 - служебная халатность.

Административная. Установлена статьей 41 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: в зависимости от характера правонарушений предусматривает штраф, налагаемый государственными инспекторами труда (максимальный размер - 10 минимальных заработных плат). Специальными статьями Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за конкретные виды правонарушений по охране труда и обеспечению безопасности работников: статья 42 - нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, статья 90 - нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ, статья 91 - нарушение правил, норм и инструкций по хранению, использованию и учету взрывчатых материалов, статья 170 - нарушение правил пожарной безопасности, статья 188 - умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), статьи 112 - 123 (предусматривают ответственность за нарушения, связанные с транспортными средствами), статья 154 - нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности.

Дисциплинарная. Предусмотрена статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

· замечание;

· выговор;

· увольнение с работы.

За однократное грубое нарушение правил охраны труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Работники отдельных отраслей экономической деятельности за нарушения требований охраны труда несут ответственность в соответствии с уставами (положениями) о дисциплине.

Материальная. За причинение в результате нарушений требований охраны труда имущественного ущерба нанимателю работник, независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности, может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со статьями 400-409 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Полномочия руководителей и специалистов УО по осуществлению контроля за соблюдением законодательства по охране труда определяются их должностными инструкциями. Руководитель и специалисты УО (каждый в пределах своей компетенции) осуществляют контроль за:

1) соблюдением законодательства по ОТ, локальных нормативных правовых
актов по ОТ;

2) выполнением работниками функциональных обязанностей по ОТ,
предусмотренных системой управления ОТ, другими локальными
нормативными актами;

3) соответствием законодательству по ОТ принимаемых нормативных правовых
актов;

4) выполнением: - решений органов управления ОТ, надзора и контроля, гос.
экспертизы труда, вышестоящей организации, представителей технической
инспекции труда профсоюзов;

5) мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных
программами, планами, коллективными договорами, планом мероприятий по
охране труда;

6) своевременным проведением осмотров, испытаний, технических
освидетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной
защиты;

7) эффективность работы вентиляции;

8) организацией рабочих мест и производства в соответствии с требованиями
ОТ;

9) своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям
труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны
труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по
приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными
требованиями;

10) обеспечением работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;

обеспечением работников санитарно- бытовыми помещениями;

11) наличием в структурных подразделениях инструкций по ОТ;

12) проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по
вопросам ОТ;

13) прохождением работниками обязательных медицинских осмотров;

14) своевременным и правильным предоставлением работникам
компенсаций по условиям труда;

15) соблюдением требований законодательства об ОТ женщин и работников
моложе 18 лет;

16) соблюдением установленного порядка расследования и учёта
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями и их должностными лицами осуществляет Генеральный прокурор. Специальные органы и инспекции:

-Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору,

-Министерство труда и социальной защиты населения,

-Государственный санитарный надзор,

-Государственный пожарный надзор,

-Государственный технический надзор,

-Государственная автомобильная инспекция и др.

Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им предприятиях и учреждениях.

Внутриведомственный контроль осуществляется должностными лицами, специальными подразделениями в областных, районных отделах образования.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии возложен на профсоюзы. Ступенчатая система административно-общественного контроля за охраной труда в УО рассматривается на стр. 17-18 учебного пособия «Охрана труда и основы энергосбережения». Минск 2004.

 

 


 

Раздел 1. Правовые и организационные вопросы охраны труда

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.