Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие розничного рынка и его виды




ФЗ от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с 1) организацией розничных рынков, 2) организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также 3) права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Закон не распространяется на следующие виды деятельности:

1) деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;

2) деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер.

Российские рынки далеко не самое цивилизованное место торговли, и трудятся на них в основном жители ближнего зарубежья, причем не всегда на законных основаниях. Закон № 271 как раз и призван исправить сложившуюся не слишком благоприятную ситуацию в этой сфере.

В настоящее время в Российской Федерации преобладают смешанные рынки, на которых продаются как продукты питания, так и непродовольственные товары. Приходится отмечать, что качество обустройства рынков остается чрезвычайно низким.

До вступления в силу указанного Закона федеральное законодательство не содержало унифицированных правил организации работы розничных рынков.

 

Розничный рынок – это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе 1) свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и 2) имеющий в своем составе торговые места.

Имущественный комплекс представляет собой определенное имущество, которое используется по общему назначению. Имущественные комплексы предполагают использование по общему назначению, и их относят к сложным вещам (образуют единое целое (ст. 134 ГК РФ)).

Закон предусмотрел четыре возможных типа рынков:

Универсальный рынок – это рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Термин «универсальный» означает – (от лат. universalis - общий, всеобщий):

1) разносторонний; всеобъемлющий;

2) пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции.

Для потребителя, понятие универсальный рынок означает то, что на таком рынке он может, приобрести товар не какой либо определенной категории, а различные товары (например, продовольственные товары и бытовая техника).

Номенклатура товаров – это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых данным продавцом или производителем. В настоящее время действует номенклатура товаров, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 26 февраля 2007 г. N 56 «Об утверждении номенклатуры товаров, определяющей классы товаров (в целях определения типов розничных рынков)».

Специализированный рынок – это рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Например, строительных, канцелярских товаров и т.п.

Сельскохозяйственный рынок – это специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции.

Продажа сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственном рынке должна осуществляться в соответствии с «Перечнем сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке», утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. N 297. Данный перечень включает в себя весь спектр товаров, производимых и изготовляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, начиная от продуктов питания и заканчивая изделиями художественных промыслов и одеждой.

Сельскохозяйственный кооперативный рынок – специализированный сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Субъекты розничного рынка

Розничный рынок находится в ведении управляющей рынком компании – это юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка.

Закон не указывает, что некоммерческие организации не могут быть управляющими рынком компаниями. Более того, закон устанавливает один из типов розничных рынков, который в императивном порядке может управляться только некоммерческой организацией – сельскохозяйственным потребительским кооперативом.

Управляющая рынком компания должна иметь разрешение на право организации рынка. В настоящее время разрешение на право организации рынка выдается на основании Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 148.

Данное разрешение выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.

Орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах.

Рассмотрение заявления о предоставлении разрешения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня поступления этого заявления.

Решение о предоставлении разрешения принимается на основании плана, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.

Планом должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.

Заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:

1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом;

2) несоответствие плану места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать;

3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований Федерального закона № 271.

В разрешении указываются:

1) наименование органа местного самоуправления, выдавшего разрешение;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок;

3) тип рынка;

4) срок действия разрешения;

5) идентификационный номер налогоплательщика;

6) номер разрешения;

7) дата принятия решения о предоставлении разрешения.

Разрешение выдается на срок, не превышающий пяти лет. В случае, если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды.

Срок действия разрешения по его окончании может быть продлен по заявлению юридического лица.

Действие разрешения может быть приостановлено в случае административного приостановления деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном КоАП РФ.

Управляющая рынком компания, за исключением управляющей сельскохозяйственным рынком компания, не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации формирует и ведет реестр рынков, в котором содержатся следующие сведения:

1) номер разрешения;

2) сведения, указанные в разрешении;

3) основание и срок приостановления и возобновления действия разрешения;

4) основание и дата аннулирования разрешения;

5) основание и дата продления срока действия разрешения;

6) основание и дата прекращения действия разрешения;

7) иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведения.

Розничный рынок должен состоять из торговых мест, под которым понимается место (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией.

Палатка – это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Павильон – это строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск в торговле – это оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас. Киоски сооружаются самостоятельно или внутри крупных общественных зданий.

Розничный рынок должен иметь паспорт безопасности – документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности.

Паспорт безопасности рынка должен быть оформлен согласно требований постановления Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений» Необходимо добавить, что в соответствии с указанным постановлением в паспорте безопасности рынка должны быть указаны следующие сведения: наименование рынка с указанием его типа; наличие разрешения на право организации рынка, выданного компании, с указанием даты, номера, срока действия и наименования органа, выдавшего указанное разрешение; фамилии, имена, отчества руководителя компании и ее должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по предупреждению террористических актов, их номера рабочих и домашних телефонов; адрес рынка; количество торговых мест в соответствии со схемой размещения торговых мест; перечень видов товаров, реализуемых на рынке; наименование услуг (работ), оказываемых (выполняемых) на рынке; режим работы рынка; расчетная максимальная посещаемость рынка; численность работников по штатному расписанию, численность арендаторов торговых мест, численность продавцов; наличие инструкций о действиях службы охраны и работников рынка по предупреждению и ликвидации последствий террористических актов; наличие схем оповещения должностных лиц компании, органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, территориальных органов безопасности в случае совершения террористических актов; наличие схем эвакуации; наличие автоматизированных систем контроля и обеспечения безопасности; наличие медпункта и т.д.

К паспорту безопасности розничного рынка прилагаются также планы и схемы, разработанные совместно с согласующими органами: ситуационный план, на котором указываются линии застройки, границы участка и санитарно-защитной зоны рынка, расположенные на территории рынка здания, строения и сооружения, стоянки автотранспорта, места хранения взрывоопасных, химически опасных и пожароопасных материалов и товаров, расположение гидрантов (скважин, колодцев), подъездные пути, транспортные коммуникации на территории рынка, названия примыкающих к ней улиц; поэтажные планы расположенных на территории рынка зданий и сооружений, а также схемы размещения технологического и торгового оборудования; схемы инженерных коммуникаций рынка.

Другой субъект розничного рынка – это лица, намеренные осуществлять торговлю на розничном рынке. К ним закон относит юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, в том числе гражданина, ведущего крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающегося садоводством, огородничеством, животноводством.

Они должны заключить с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места.

Цена договора о предоставлении торгового места определяется управляющей рынком компанией самостоятельно.

Непосредственную торговлю осуществляет продавец – индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица.

Т.о., юридическое лицо не может выступать продавцом. Оно заключает с управляющей рынком компанией договор на предоставление торгового места и осуществляет деятельность по продаже товаров (оказанию услуг, выполнению работ) с помощью привлеченного работника – продавца.

Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве ИП, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Сокращение Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках, является основанием для прекращения трудового договора или досрочного расторжения гражданско-правового договора, заключенных с иностранным работником. Досрочное расторжение указанного гражданско-правового договора осуществляется без обращения в суд.

При заключении договоров о предоставлении торговых мест должны предоставляться следующие сведения:

1) сведения о заявителе:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридических лиц;

б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей;

в) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество гражданина, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение гражданином крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для граждан;

2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) срок предоставления торгового места и цели его использования;

4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Продавцу управляющей рынком компанией выдается карточка продавца - документ, содержащий основные сведения о продавце:

1) наименование и тип рынка;

2) сведения о продавце, включающие в себя фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке;

3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест;

4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.

В карточку продавца также должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

Карточка продавца оформляется при заключении договора о предоставлении торгового места, выдается каждому продавцу и действительна относительно всех указанных в ней торговых мест в пределах одного рынка.

Карточка продавца должна быть заверена управляющей рынком компанией.

Управляющая рынком компания формирует реестр продавцов и реестр договоров о предоставлении торговых мест.

В реестр продавцов включаются следующие сведения:

1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуальных предпринимателей;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о гражданстве, реквизиты документа, подтверждающего ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства или занятие садоводством, огородничеством, животноводством, - для физических лиц.

 

Одной из основных целей принятия Закона № 271 является защита отечественного товаропроизводителя. Товаропроизводителями являются зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства.

Таким образом, основным критерием для законодателя при определении понятия товаропроизводителя выступает реализация товаров собственного производства.

Российское законодательство знает также иные понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя: согласно ст. 1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственный товаропроизводитель – это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года.

Кроме того, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

– граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с ФЗ от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

– сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с ФЗ от 08.12. 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

– крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с ФЗ от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...