Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алгоритм юридических действий по документальному оформлению




ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА

Внешнеэкономическое законодательство Республики Беларусь предъявляет особые требования к заключению и исполнению внешнеторговых договоров. Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ N 178), основной документ в данной сфере, под внешнеторговым договором понимает договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу: а) товаров; б) охраняемой информации; в) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; г) выполнение работ; д) оказание услуг. При этом законодательством ряд внешнеторговых операций выведен из-под сферы действия Указа N 178. В частности, речь идет о подп. 1.2 п. 1 самого Указа N 178, равно как и о подп. 1.1 п. 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 N 101 "О проведении внешнеторговых операций".

Ниже пойдет речь о том, на какие моменты следует обратить внимание при документальном оформлении внешнеторговых договоров, на которые распространяются правила, установленные Указом N 178.

 

1. Применимое право

 

Несмотря на то что ст. 1124 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) закрепляет принцип автономии воли сторон договора, согласно которому стороны могут избрать право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по договору, отечественное законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, крайне императивно. Это значит, что, даже если стороны, воспользовавшись своим законным правом, решили подчинить внешнеторговый договор праву иностранного государства, в интересах обеих сторон обеспечить как минимум непротиворечие положений договора императивным предписаниям внешнеэкономического законодательства Республики Беларусь, чтобы предотвратить возможные проблемы при его исполнении.

 

2. Форма внешнеторгового договора

 

Одним из таких императивных предписаний является требование к форме внешнеторгового договора. В соответствии с п. 2 ст. 1116 ГК внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме. Несоблюдение данного требования влечет недействительность внешнеэкономической сделки согласно п. 3 ст. 163 ГК.

Внешнеторговый договор в письменной форме, как правило, заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами. Он также может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 404 ГК). Следует отметить, что отечественный правоприменитель достаточно консервативно относится к способам заключения договора путем обмена документами. С большой долей вероятности отечественный суд примет решение о несоблюдении требования о письменной форме договора в случае заключения оного путем обмена подписанными экземплярами посредством электронной почты или факса (что, к слову, является широко распространенной практикой, т.к. позволяет значительно ускорить процесс заключения договора) в свете того факта, что данные способы не позволяют достоверно установить, что документ действительно исходит от стороны по договору по смыслу белорусского законодательства.

В связи с вышеуказанным настоятельно не рекомендуется заключать внешнеторговый договор путем обмена подписанными экземплярами с помощью электронной почты или факса. Если же миновать этого пути не удалось, то рекомендуем сторонам обменяться подписанными оригинальными экземплярами способом, отвечающим требованиям п. 2 ст. 404 ГК, например посредством почтовой связи, в кратчайший срок. В противном случае существует риск признания такого договора недействительным.

 

3. Условия и структура внешнеторгового договора

 

а) условия внешнеторгового договора

 

Внешнеторговый договор может предусматривать не только передачу товара (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), но и выполнение работ или оказание услуг, что на практике опосредуется различными видами гражданско-правовых договоров (например, договором поставки или договором возмездного оказания услуг). Следовательно, стороны соответствующего вида договора должны позаботиться о том, чтобы в нем было отражено достигнутое соглашение по всем существенным условиям данного конкретного вида договора.

Однако законодательство Республики Беларусь, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, устанавливает дополнительные требования в виде существенных условий внешнеторгового договора вне зависимости от того, в каком конкретном виде гражданско-правового договора он нашел свое воплощение.

Так, согласно подп. 1.16.4 п. 1 Указа N 178 стороны обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре:

1) стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);

2) условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.

При этом первое требование считается выполненным, если общая стоимость (ориентировочная стоимость) товаров указана в самом внешнеторговом договоре или в любом дополнении (спецификации, приложении) к нему (что актуально для долгосрочных рамочных внешнеторговых договоров) (п. 2 письма Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2011 N 21-17/254 "О применении законодательства").

 

б) язык внешнеторгового договора

 

Отечественное законодательство не содержит каких-либо специальных требований, предъявляемых к языку внешнеторгового договора. Соответственно стороны свободны выбрать языком договора любой язык, которым они владеют и (или) который они посчитают нужным. Однако для того, чтобы гарантировать надлежащее исполнение обязательств по договору конкретными исполнителями, равно как и минимизировать издержки в случае рассмотрения спора, вытекающего из договора, компетентной инстанцией, стороны, как правило, прибегают к составлению двуязычных версий договора, что призвано поставить их в равное положение. Однако никто не застрахован от ошибок, зачастую эти самые ошибки проявляются в неточностях перевода и, как следствие, в несоответствии определенных положений договора друг другу. В связи с этим рекомендуем предусматривать в тексте договора оговорку, отдающую приоритет тексту на том или ином языке в случае возникновения противоречий между ними.

 

в) структура внешнеторгового договора и сроки завершения

внешнеторговых операций

 

Позаботившись о том, чтобы предмет договора был ясно сформулирован, а существенные условия - четко отражены в тексте договора, стороны имеют право структурировать сам договор наиболее удобным для них способом. Можно как воспользоваться существующими типовыми формами договоров, так и проявить фантазию, создав собственный договор "с нуля". Необходимо пристальное внимание уделить вопросам применимого права, оговорке о разрешении споров (сформулировать пророгационную или арбитражную оговорку таким образом, чтобы в последующем не возникло споров о ее действительности, равно как и о том, какую именно инстанцию стороны намеревались определить в качестве компетентной), основаниям и размерам ответственности и т.д.

Также при составлении внешнеторгового договора необходимо учитывать действующие валютные ограничения <1>, равно как и ограничения на совершение авансовых платежей по импортным договорам <2>.

При этом очень важно, чтобы стороны, руководствуясь положениями договора, смогли без особых сложностей реализовать опосредуемые конкретным договором правоотношения на практике и при этом у них не возникло недопонимания. Например, если речь идет о договоре поставки товара, необходимо позаботиться о том, чтобы было строго определено, каким образом и в какой срок доставляется товар, как проходит его приемка покупателем, в какой момент у покупателя возникает обязанность по его оплате, а также многое другое. В случае если речь идет о договоре на выполнение работ, то необходимо предусмотреть в тексте договора срок выполнения этапов (при их наличии) работ, равно как и порядок и сроки приемки конкретных этапов или всей выполненной работы в целом и т.д. В конечном итоге договор должен не только свидетельствовать о том, что именно стороны обязуются сделать, но и указывать на то, как они обязуются это сделать.

Необходимость такого пристального внимания к определению в тексте договора фактической составляющей правоотношений сторон объясняется также и тем, что белорусское внешнеэкономическое законодательство возлагает на резидентов обязанность обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в установленные сроки:

1) при экспорте - не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии - не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

2) при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Указанные сроки являются общими. Специальные сроки завершения отдельных внешнеторговых операций установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 N 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций" (далее - постановление N 1483/22).

Белорусская сторона внешнеторгового договора обязана считаться с вышеуказанными сроками. В противном случае существует риск привлечения к административной ответственности за их нарушение по ст. 11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). Следовательно, при закреплении в договоре фактической стороны регулируемых оным правоотношений необходимо позаботиться о том, чтобы сроки завершения внешнеторговых операций, устанавливаемые в договоре, соответствовали вышеуказанным срокам, определенным законодательством. Однако даже в таком случае возможно нарушение сроков завершения внешнеторговых операций на практике вследствие множества причин. В связи с этим резидент может обезопасить себя путем установления во внешнеторговом договоре меры ответственности контрагента-нерезидента в виде неустойки (пени) в размере 2% от суммы не завершенной в срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной операции (именно такой размер санкции установлен вышеупомянутой ст. 11.37 КоАП), в случае если нарушение срока завершения внешнеторговой операции произошло по вине контрагента-нерезидента.

 

4. Регистрация внешнеторгового договора / продление сроков

завершения внешнеторговых операций

 

а) регистрация внешнеторгового договора

 

Отечественное законодательство устанавливает также обязанность по регистрации некоторых внешнеторговых сделок. Так, экспортер (импортер) обязан зарегистрировать сделку в обслуживающем его счет банке, если общая стоимость возмездно передаваемых по внешнеторговому договору товаров (с учетом приложений и дополнений к оному) составляет 3000 евро в эквиваленте и более (подп. 1.11 п. 1 Указа N 178). Как видно, вышеуказанное требование о регистрации сделки распространяется только на внешнеторговые договоры, предусматривающие возмездную передачу товаров. При этом экспортер (импортер) обязан зарегистрировать сделку до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей.

Для регистрации сделки резиденту необходимо представить в один из банков, в котором открыт его счет, дающий ему право осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора, заявление в двух экземплярах на регистрацию сделки по форме, установленной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 N 46 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля", а также оригинал или копию внешнеторгового договора (при электронном документообороте - электронную копию внешнеторгового договора, заявление на регистрацию сделки в электронном виде).

При регистрации сделки на первом листе оригинала или копии внешнеторгового договора проставляются оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

 

б) получение разрешения Национального банка

Республики Беларусь на продление срока завершения

внешнеторговой операции

 

В том случае, если а) в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо б) в ходе исполнения обязательств по нему предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан обратиться за получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции (п. 4 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 N 52 (далее - Инструкция N 52)).

От того, на какой срок превышается установленный законодательством срок завершения внешнеторговой операции, зависит то, в какой орган следует обращаться за выдачей разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции.

Так, резидент обязан обратиться в главное управление валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь в случае, если:

а) срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 90 календарных дней (при экспортном внешнеторговом договоре);

б) срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 60 календарных дней (при импортном внешнеторговом договоре).

В противном случае (если срок завершения соответствующей внешнеторговой операции не превышается на вышеуказанное количество дней) резидент обязан обратиться в главное управление Национального банка Республики Беларусь по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения).

При этом в случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п. 5 Инструкции N 52).

Однако следует помнить, что выдача разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции является правом, а не обязанностью Национального банка Республики Беларусь. Как следствие, законодательством установлен перечень условий, при соблюдении которых срок завершения внешнеторговой операции может быть продлен Национальным банком Республики Беларусь (п. 2 постановления N 1483/22).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...