Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная структура стран Тропической Африки после приобретения независимости




Как известно, за последнее время в государствах Тропической Африки действует разбухший, непрофессиональный и малоэффективный аппарат управления.

В то время как социальные структуры не достаточно сильны, по этому особое место в управлении государством занимает армия. Особенно это стало определено после приобретения независимости стран Тропической Африки Результатами стали бесконечные военные перевороты. Диктаторы, которые были у власти, присваивали себе немалые богатства. Например, капитал президента Конго, Мобуту, к моменту окончания его правления составил не менее 7 млрд. долл.

В мае 1991 г. в Намибии прошла конференция «30 лет независимости Африки: итоги и перспективы», где в качестве обобщающего вывода было сказано, что 30 лет независимости не принесли континенту ни демократии, ни процветания, еще более углубили экономический и политический кризис в Африке, т.е. геополитически этот «остров» так и остался прикованным к странам Западной Европы и США. Новая геополитическая ситуация, сложившаяся после разрушения СССР и стран социалистического лагеря, наложила дополнительный негативный отпечаток на геополитический расклад в мировом балансе сил.

Современные африканские государства имеют различную социально-политическую и социально-экономическую направленность. Вместе с тем вне зависимости от социальной ориентации, степени общественного развития характерной чертой африканских стран является борьба за ликвидацию вековой отсталости, за упрочение своего социального суверенитета, экономической независимости, социального прогресса, борьба за право распоряжаться богатством своих недр, своими людскими и финансовыми ресурсами.

Африка в продолжение столетий раздирается этническими противоречиями. Самое кровопролитное из них началось в 1994 г. в Руанде и длилось почти два года. Находившееся у власти правительство из радикально настроенных представителей народности хуту решило навсегда «закрыть» национальный вопрос, организовав массовое уничтожение «враждебной» народности тутси. Инициаторы вырезали более миллиона человек. Это можно сравнить только с геноцидом армян в Турции в 1915 г., с действиями карателей времен фашистской Германии или «красных кхмеров» в Камбодже.

Самая характерная черта развития стран континента - незавершенность формационных процессов: относительно короткий период после завоевания ими политической независимости. На континенте сложно, а порой причудливо переплелись различные типы экономических отношений - от общинно-патриархальных до капиталистических и социалистических. Слаба социально-классовая дифференциация общества, социальная структура включает остатки общинно-племенных и даже родовых отношений. В политической системе господствуют различные виды власти: авторитарно-военно-диктаторские, однопартийные, многопартийные, демократические и монархические. В сфере духовной идеологической жизни - широкий спектр различных воззрений: от традиционных африканских культур и верований до мусульманской и христианской религий, буржуазных и социалистических идей. Пожалуй, как никакой другой континент Африка сохраняет политическую и экономическую зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транснациональных корпораций, международных финансовых центров. Эта зависимость постоянно стимулируется глобальными социальными проблемами: голодом, нищетой, болезнями, неграмотностью, низкой политической и общей культурой народа, острыми экономическими и политическими кризисами, обострением межэтнических, религиозных противоречий.

Современная Африка в политическом плане представляет собой в основном авторитарные режимы (они господствовали в середине 90-х годов в 38 из 45 государств Тропической Африки). Тому есть внутренние и внешние причины. К числу первых относятся экономическая отсталость, слабая социально-классовая дифференциация общества, наследие колониальной системы (диктаторы - вожди племен, народностей - ставленники колониальной администрации), отсутствие элементов гражданского общества и правового государства, низкая политическая культура населения, межэтнические противоречия, архаичная инфраструктура: плохие дороги, связь и др.

Помимо внутренних причин, формированию авторитарных режимов способствовало и противоборство двух мировых систем - капитализма и социализма - в борьбе за сферы влияния на континенте. На протяжении 30 лет Африка была полем различных видов соперничества этих двух систем. Эти системы удерживали у власти и кормили различных диктаторов, которые проводили их интересы. Народ, как правило, беспрекословно подчинялся диктаторам, каким бы образом они ни приходили к власти. Население, за исключением национальной элиты, было объектом, а не субъектом политики и геополитических отношений. Отсюда и нестабильность во всех сферах жизни Африки: после 1960 г. в независимых государствах континента произошло более 100 военных переворотов. Порой их совершали сержанты и лейтенанты, если им была обеспечена поддержка из-за рубежа.

Специфическим феноменом большинства африканских стран остается особая роль армии и политической оппозиции в виде сепаратистских движений. В глазах народа армия остается гарантом и символом государственной независимости, организацией, способной установить и поддерживать хоть какой-то порядок внутри страны и добиться более или менее равноправных отношений с внешним миром. Армия - опора и рычаг власти практически во всех странах Африки - в крупных, как Нигерия, Заир, Судан, Эфиопия, Чад, Сомали, и в государствах меньших размеров.

В геополитическом, региональном раскладе сил в Африке, естественно, большую роль играют страны, располагающие более мощной (многочисленной, обученной, вооруженной и т.д.) армией и значительным людским потенциалом. На конец XX в. на этом континенте под ружьем находится приблизительно около 2 млн. человек. Наиболее крупные армии: Египта - 440 тыс. при населении более 61 млн. человек, Марокко - около 196 тыс. при населении более 28 млн. человек, Алжира - около 122 тыс. при населении более 28 млн., Эфиопии - 120 тыс. и 50 млн. человек, Анголы - 82 тыс. и более 11 млн., ЮАР - 79 тыс. и 40 млн. человек.

В североафриканских странах, исповедующих, как правило, ислам, усиливается течение, стремящееся создать «исламскую государственность». Исламские группировки фундаменталистского толка с начала 90-х годов откровенно встали на путь экстремистских действий, «священной войны» против светских форм государственности (Алжир, Египет, Судан и др. страны).

Следующим специфическим фактором африканского континента, оказывающим большое влияние на его геополитическое положение, являются межэтнические отношения. Этнический состав Африки - пестрейшая мозаика наций, народностей, племен. На континенте живет примерно 50 наций и народностей, 3 тыс. племен, говорящих на тысяче языков. В результате колониального размежевания территории Африки государственные границы не имеют ничего общего с естественно-географическими и историческими границами проживания населения. 44% границ проведено по меридианам и параллелям, еще 30% - по прямым и дугообразным линиям. Такой дележ территории был миной замедленного действия, основой межэтнических конфликтов и войн. Подогревали их противостояние между Востоком и Западом, выбор пути социального развития, геополитических ориентации. Этот фактор способствовал возникновению не только локальных межэтнических конфликтов, но и кровопролитных войн, о чем выше уже говорилось.

С начала 90-х годов XX в. в общественном сознании на континенте стали укореняться идеи межрегионального, межконтинентального сотрудничества. В столице Танзании - Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов. Сделано это, по словам сотрудников Центра, «чтобы побудить африканцев самостоятельно решать собственные проблемы, вместо того чтобы полагаться на иностранное посредничество».

В нашем анализе структуры государства четко просматривается взаимосвязь 4 основных составляющих африканского общества и видна их четкая взаимосвязь. Таких как:

· культурные особенности;

· социальное расслоение;

· политическая структура;

· экономика.

Одной из важных характеристик Южной Африки является ее культурный плюрализм. Страна стала местом встречи трех широких культурных течений и многих других конкретных культур.Импортированная европейская культура завоевателей, представленная как в голландском, так и в английском вариантах, стала частью в колониальном мире, и неуклонно утвердилась за счет коренных культур.

В общих чертах, южноафриканское общество состоит из четырех расовых каст, и каждая из которых подразделяется в соответствии с обычными критериями западной классовой системы.

Политическая структура Южной Африки отражает социальное расслоение в стране. На сегодняшний день, вся политическая история Южной Африки показала прогрессивную тенденцию к включению полной монополизации власти в руках белых.

Один из основных принципов правительства на данный момент является удаление всех не-европейцев от участия на всех уровнях политического процесса и перевода в низшую лигу «не-белых дел» в сферу произвольной администрации Белой властей. Неевропейцы правят как субъект народов, находящихся под законом, принятым парламентом Белых. Африканцы были подвергнуты этой колониальной системе с тех пор как европейцы завоевали их в девятнадцатом веке. Следствием принципа превосходства белой расы явилось сохранение монополии репрессивных сил в руках Белой группы. Военная служба в мирное время является исключительной прерогативой европейцев. Большая часть функционалистской теории была основана на монистической модели общества.

Несмотря на явную тенденцию к тоталитаризму, Южная Африка не фашистское государство по образцу западноевропейских или латиноамериканских правых диктатур. Тем не менее, Южная Африка отличается от Италии Муссолини, гитлеровской Германии, или франкистской Испании посредством ряда идеологических и структурных факторов. Идеологический фашизм опирается на верховенство государства в лице партии и харизматической личность лидера, над личностью. Идеология же африканцев и Националистической партии основана на индивидуализме и имеет границы, недоверии к власти, и чувстве собственной праведности, как избранного народа Божьего.

Южная Африка также отличается от фашистских режимов, благодаря силе своих правовых традиции. Надо отметить, что особенно Южноафриканское наследие судебной справедливости и автономии, полученное в виде римско-голландского права и английского общего права, постепенно размывается и подрываются путем политических назначений судей и принятия законодательства, которое противоречит западным стандартам справедливости.

Данная работа представляет собой попытку проанализировать южноафриканское общество в целом, с широкой социологической точки зрения. Это отнюдь не простая задача, так как немногие страны имеют столько сложностей. Южная Африка является очень плюралистическим обществом, в котором сосуществуют несколько политических систем, экономик и языковых, религиозных, и «расовых» групп, которые перекрываются лишь частично друг с другом. Каждое общество, конечно, уникально во многих отношениях, но Южная Африка является, так сказать, более уникальным, чем другие. Действительно, Южная Африка не только внутренне разобщенно в полуавтономных структурах, которые сложно взаимодействуют, это общество также характеризуется чрезвычайно высоким уровнем внутреннего конфликта, противоречия и дисфункции.

В Африке к югу от Сахары сегодня живет приблизительно 675 млн человек, т.е. немногим более 10% жителей планеты. Вот уже 40 лет здесь сохраняются самые высокие в мире показатели естественного прироста населения. Однако этот регион долгие годы остается на обочине международной политики. Кроме того, при неэффективном управлении и неразвитости политических структур во многих странах, он находится в значительной экономической зависимости, обусловленной целым рядом факторов: низкими ценами на сырье, неблагоприятными климатическими условиями, массовым распространением ВИЧ, политической нестабильностью, недостаточной помощью в случае чрезвычайных ситуаций и в области социально-экономического развития. Сами африканцы прилагали усилия к тому, чтобы вывести континент из его экономической, политической и дипломатической изоляции; к сожалению, эти усилия дали очень мало результатов, ощутимых для населения Африки, что объясняется низкой эффективностью деятельности таких организаций, как НЕПАД (Новое партнерство для развития Африки) и Африканский Союз. В связи с событиями последних лет - глобальная борьба с терроризмом, ставшая ответом на террористические акты 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах, война в Ираке, а также благодаря тому, что Африка обладает большими запасами нефти, великие державы снова стали проявлять к ней интерес.

В Африке происходит больше открытых конфликтов, чем на каком-либо другом континенте планеты. Это, прежде всего, внутренние и трансграничные конфликты, приводящие к трагическим последствиям для гражданского населения, которое уже и так испытывает значительные трудности из-за сложившейся на континенте ситуации. За исключением Западной Африки, эти конфликты в последние годы стабилизировались или стали менее интенсивными, но для проблем, лежащих в их основе, так и не было найдено долгосрочных решений. МККК продолжает активно действовать в 29 африканских странах. В 2003 г. проводились крупномасштабные операции, в частности в Эфиопии, Кот-д'Ивуаре и в Либерии.

В Африке, как у многих народов Севера мы не увидим даже намека на существование другие формы социальных институтов кроме семьи. Там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в крайнем случае, на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

С приходом колонизаторов начинается не завершенное и по сей день изменение структуры африканского общества, его переход от докапиталистической стадии к более высоким стадиям социального развития. В колониальный период африканские страны приобщаются как к экономической (утверждение товарно-денежных отношений), так и духовной жизни современного мира.

Африканское население состоит из четырех широких групп:

· Нгуни, включая зулу, коса, ндебеле и свази людей.

· Сото-тсвана, которые включают Южных, Северных и Западных сото (тсвана людей).

· Тсонга.

· Венда.

Белые южноафриканцы включают в себя:

· Африканеры, потомки голландских, немецких и французских гугенотов, которые пришли в страну с 17-го века.

· Английского языка, потомки переселенцев с Британских островов, которые пришли в страну в конце 18 века.

· Иммигранты и потомки иммигрантов из других стран Европы, в том числе греки, португальский, восточно-европейских евреев, венгров и немцев.

Африканское общество, в отличие от уже сформировавшихся обществ других континентов, обладает многими специфическими социальными особенностями:

· незавершенность общеисторических, модернизационных процессов; относительно короткий исторический период завоевания политической независимости и ликвидации колониального господства;

· сложное переплетение различных типов экономических отношений - от общинно - патриархальных до господства в ряде стран капиталистического уклада, слабая социально-классовая дифференциация общества и остатки общинно-племенных отношений;

· широкий спектр идеологических воззрений народа - от традиционных африканских ценностей и религий до мусульманских, православных религий, буржуазных и социалистических идей;

· наличие острых глобальных и социальных проблем.

Для африканских стран характерна огромная политическая и экономическая зависимость от внешнего мира, особенно от стран Западной Европы и США, транснациональных корпораций и международных финансовых центров. Помимо данных условий формированию авторитарных военно-диктаторских режимов способствовало противоборство двух мировых систем - капитализма и социализма - в их борьбе за сферы влияния в Африке.

Внутренние и внешние противоречия и конфликты выступали постоянным условием и фактором, определявшими характер и результаты большинства процессов африканской социально-политической жизни. В ситуации непрекращающихся экономического кризиса и политической нестабильности сильная авторитарная власть, будучи неизбежной на первых порах национальной независимости, оказывалась незаменимой основой государственности, естественным выражением традиционализма консервативной в целом социальной структуры.

По данным Института Африки РАН, в начале 90-х годов социальная структура стран континента, взятых в целом, была представлена следующим образом:

· крестьяне - 65%;

· рабочие города и деревни - 10%;

· мелкая буржуазия и средние городские слои - 10%;

· национальная буржуазия - 2%;

· служители культа - 0,7%;

· феодалы, вожди племен и родов - 75 0,3%;

· пауперы - 12%.

Верхушка африканской социальной пирамиды, включающей феодалов, вождей племен и родов, служителей культа и национальную буржуазию, составляла лишь 3% населения континента. Не удивительно, что еще в конце 80-х годов 38 из 45 государств Тропической Африки находились в условиях господства авторитарных, военно-диктаторских и однопартийных режимов, как правило, с сильной неограниченной президентской властью.

Власть диктатора, в условиях гражданского и военного режимов, опирается на три политических африканских института: государство, унаследованное от колонизаторов и осуществляющее жесткую централизованную власть по управлению обществом; однопартийную систему, которая в большинстве случаев создавалась самими национальными лидерами для получения поддержки со стороны народных масс; армию, которая в результате частых военных переворотов устанавливала власть руководящих армейских кругов и отстраняла от власти гражданских лидеров. Вместе с тем появление военных диктаторов, которых в Африке называют «бигменами», обусловлено особой ролью армии в постколониальном обществе. В глазах народа она остается гарантом и символом государственной независимости, организацией, способной установить и поддерживать справедливый порядок внутри страны и добиться равноправия с внешним миром. Причем такие представления весьма устойчивы несмотря на имеющийся негативный опыт военной власти. Тоталитарный армейский это с явно находит отклик в массовом сознании людей.

Монополизация политической власти военными, как правило, вела к усилению консервативных, а в ряде случаев реакционных тенденций. Военно-диктаторские режимы в Африке с известной долей условности различаются как правоавторитарные и левоавторитарные. Наиболее реакционными формами авторитарного военно-диктаторского режима в Африке можно назвать существовавшие в годы независимого развития правления Ж.Б. Бокасса в ЦАР, Иди Амина Дада в Уганде, Муса Траоре в Мали. М.Х. Мариама в Эфиопии, X. Хабре в Чаде, Сиад Барре в Сомали. К этим режимам близки сохранившиеся до сих пор правоавторитарные военные режимы в Заире, Судане, Того, Либерии, Нигерии.

В качестве примера, иллюстрирующего реакционный правоавторитарный режим в Африке, можно взять военную диктатуру Ж.Б. Бокасса в ЦАР. В течение 13 лет, начиная с 1966 г., в Центральной Африканской Республике просуществовала его власть.

За это время он успел путем террора и насилия объявить себя маршалом и пожизненным президентом ЦАР, затем провозгласил страну империей, а себя императором. Новоявленный император за годы правления всех неугодных лиц и потенциальных конкурентов смещал с постов, высылал из страны, подвергал арестам, средневековым истязаниям, казням. В апреле 1979 г. он лично руководил расправой над школьниками, протестовавшими против варварских порядков в стране.

Общеизвестна коррупция верхушки африканских военных режимов. По сведениям американской печати, президент Заира маршал Мобуту Сесе Секо имеет в швейцарских банках накопления в более чем 5 млрд. долларов, а долг его собственной страны составляет 8 млрд. долларов. Другой военный диктатор, который сегодня вместе с женой сидит на скамье подсудимых, генерал М. Траоре, за время пребывания у власти перевел миллиарды долларов из Мали на банковские счета в Германию и Канаду. В коррупции была замешана и супруга Траоре, которая присвоила золотые слитки и другие драгоценности, взятые ею из национальной казны. Не отстают от них и нигерийские военные руководители. В апреле 1989 г. Христианская ассоциация Нигерии сообщила, что более 3 тысяч нигерийцев имеют счета в швейцарских банках, и они стоят практически в начале списка постоянных клиентов этих банков среди стран «третьего мира».

 


Численность населения и вооруженные силы Африки

Страна Население

Регулярные силы

    всего Сухопутные войска ВВС ВМС
Алжир 28 207 121,7 105 10 6,7
Бенин 5 346 4,8 4,5 0,2 0,1
Гана 16 855 6,9 5 1 0,9
Гвинея 7 503 9,7 8,5 0,8 0,4
Египет 60 776 440 310 110 20
Заир 42 227 28,1 25 1,8 1,3
Камерун 13 190 23,6 13 0,3 1.3
Мадагаскар 13 127 21 20 0,5 0,5
Мали 9 505 7,4 6,9 0,4 0,1
Марокко 27 787 195,5 175 13,5 7
Нигерия 118 700 76,5 62 9,5 5
Сомали 6 654 - - - -
Судан 28 259 118,5 115 3 0,5
Того 4 164 7 6,5 0,3 0.2
Уганда 18644 50 50 - -
Чад 6 302 30,4 25 0,4  
Эфиопия 50000 120 - - -
ЮАР 40 000 78,5 58 10 4,5

 

Таблица составлена по материалам справочников: «The Military Balance» (2009-2010). «The World Factbook и других открытых зарубежных изданий. Общая численность может превышать сумму численностей видов вооруженных сил за счет личного состава центральных органов, учебных и научных заведений, а также пограничных частей.

В конце 80-х годов и в начале 90-х начался новый этап в политическом развитии Африки, связанный с кризисом авторитарных военно-диктаторских и однопартийных систем и постепенным переходом к демократическим. Сильные президентские режимы, на которые возлагались большие надежды со стороны политических и армейских кругов, связанных с национальной консолидацией, эффективным национальным строительством и осуществлением модернизации, обанкротились. Нарастающее социально-политическое недовольство широких масс африканского общества породило «кризис власти».

В результате борьбы африканских народов за демократические преобразования сузилось поле деятельности авторитарных режимов в Африке. Одновременно начали возникать новые политические структуры с учетом тех исторических демократических традиций и культуры, общественных институтов, которые были известны до получения политической независимости Африки. При авторитарных режимах они были либо извращены, либо забыты.

К 1995 г. более трех десятков африканских государств перешли от авторитарных военно-диктаторских и однопартийных режимов к многопартийным системам. В этих странах были проведены общенациональные конференции, референдумы, пересмотрены старые конституции и приняты новые, изданы законы о партиях и выборах, которые в условиях политического плюрализма способствуют постепенной демократизации общества.

Если в ряде африканских стран, таких как Бенин, Конго, Гвинея, Гана и некоторые другие проведение демократических преобразований, переход к многопартийной системе проводились без насилия и кровопролития, то в Эфиопии, Чаде, Либерии, Того, Мали, Заире они сопровождались большими человеческими жертвами, материальным ущербом, ростом беженцев. Не в последнюю очередь здесь сказываются численность и социально - политические позиции африканских армий.

По данным зарубежных источников, численность вооруженных сил стран Африки составляет около 2 миллионов человек.

Наиболее крупными из них являются армии Алжира, Анголы, Египта, Марокко, Нигерии, Судана, Эфиопии, ЮАР.

На современном этапе Африки однозначную оценку роли армии в процессе трансформации военно-диктаторских режимов в гражданские дать трудно. В одних странах она способствовала этому процессу, поддерживая демократические шаги новых политических 77 структур, в других оказывала сопротивление, стремясь сохранить свою политическую власть, в третьих занимала нейтральные позиции, ожидая результатов борьбы политических сил и поддержку со стороны народных масс, этнических групп и т.д.

Прогрессивную тенденцию политической роли армии в Тропической Африке можно проследить в Бенине, Мадагаскаре, Гане, Гвинее и Мали, где трансформация военных режимов в гражданские прошла при непосредственном участии руководящих армейских кругов в первых шагах осуществления демократических преобразований. В Бенине, например, армия до последнего времени являлась единственной организованной силой после военного переворота 1963 г. Она все время находилась на переднем плане общественно-политической жизни. В условиях перехода от военного режима к гражданскому обществу и формирования правового государства руководители страны и прежде всего президент Н. Согло представитель новой волны демократических перемен в стране - стремятся к установлению «политического нейтралитета» в вооруженных силах, возвращению военных в казармы, проведению реформ и сокращению армии.

История последних десятилетий свидетельствует о том, что сокращение авторитарных военно-диктаторских режимов в африканских странах не снижает роль армии в политической жизни страны. После передачи государственной власти гражданскому правительству и трансформации однопартийных систем в многопартийные руководящие армейские круги в силу своей организованности, сплоченности, образованности и дисциплинированности продолжают оставаться активной политической силой общества.

Вместе с тем среди военной элиты растет понимание опасности «пребывания у власти» военных для армии, с одной стороны, и для общества, с другой. Один из профессиональных нигерийских генералов С. Ибрагим подчеркивает, что «от участия в управлении государством у военных было больше неудач, чем достижений». Для него, как и для многих профессионалов, восстановление конституционного гражданского правления неотделимо от создания подлинно профессиональной армии, которая была бы вне политики.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...