Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристская услуга и туристский продукт




Прежде всего, следует уточнить предмет защиты прав потребителей, а именно что такое туристская услуга и состав (ареал) туристских услуг.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» целиком и полностью ориентирован на туристский продукт, имеющий узкое толкование по составу видов туристской деятельности и услуг. Туристский продукт согласно положениям ст. 1 — предмет деятельности туроператоров и турагентов. Только туристский продукт подлежит защите средствами и методами института финансового обеспечения туроператора. Туристские услуги вне рамок туристского продукта защиты финансовым обеспечением не имеют априори.

Турагент, хотя и оперирует туристским продуктом на этапе его реализации потребителю, но не участвует в формировании финансового обеспечения и не несет никакой финансовой ответственности перед потребителем или туроператором (если только не будет доказана судом его непосредственная вина и степень умысла в этих виновных действиях), хотя является субъектом посредничества, в том числе на этапе перечисления средств, полученных от потребителя за туристский продукт, к туроператору.

Возникает весьма вероятный риск не передачи денег, полученных турагентом от потребителя к туроператору. Это могут быть рудиментарные причины кражи или мошенничества, или субъективных причин риска финансового менеджмента (банкротства предприятия, проблем перечисления через банковскую систему, блокирование расчетных счетов и иные).

Следует расширить понятийное содержание ассортимента услуг, подлежащих финансовому обеспечению. А можно (и нужно по существу) рассматривать вопрос шире — ассортимент туристских услуг — туристский продукт, комплексные туристские услуги, не образующие туристский продукт по его основным признакам[97], а также отдельные туристские услуги в части организации туризма. Введение финансового обеспечения для защиты потребителя в этом ареале услуг туроператоров, турагентов и иных туристских предприятий[98], существенно повысит уровень защиты имущественных интересов потребителя. Во вторых, следует вести базовый принцип консолидированного (коллективного) финансового обеспечения посредством договора страхования гражданской ответственности для сферы деятельности турагентов и туристских предприятий, которое от своих членов и по их поручению будет выставлять СРО, в которой они участвуют. Консолидация средств финансового обеспечения посредством банковской гарантии не представляется возможным.

Саморегулируемые организации в сфере туризма
— предложения к организации государственного регулирования

Основные определения [99]

Саморегулируемые организации в области туристской деятельности (далее СРО туризма) — туроператорской или турагентской деятельности, а также иной деятельности по организации путешествий — некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр отраслевых СРО туризма и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере туристского продукта (туроператоры, турагенты, иные предприятия предоставляющие туристские услуги в части организации туризма), комплексов туристских услуг не образующих туристский продукт, отдельных туристских услуг в части организации туризма.

Вопрос экстраполяции деятельности СРО на услуги средств размещения и питания, а также аттракций, пока не стоит[100].

Таким образом, СРО туризма признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления организаторами туризма туристской деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус СРО туризма с даты ее включения в государственный реестр СРО туризма.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРО туризма при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 100 физических лиц или не менее 50 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления предметной туристской деятельности и внешнего контроля качества работы членов СРО туризма, а также принятого кодекса профессиональной этики туризма (туроператоров и турагентов, иных туристских организаций или предприятий, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих туристские услуги);

3) обеспечения СРО туризма дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями туристских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО туризма.

К отношениям, связанным с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется законодательство, а также Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

С введением федеральным законом режима СРО в туризме, осуществление любого вида туристской деятельности на территории Российской Федерации разрешается только членами СРО туризма, сведения о которых внесены в государственный реестр отраслевых саморегулируемых организаций туризма в Российской Федерации.

Ведение государственного реестра СРО туризма предлагается поручить уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма, стало быть — Ростуризму. Также этому ведомству (возможно) следует поручить функции государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО туризма, а также дать право обращения в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных законом.

В федеральном законе или подзаконном акте следует установить перечень видов услуг туристской деятельности, на которые распространяется положения регулировании деятельности СРО в туризме;

Таким образом, в целях защиты прав и законных интересов потребителей туристских услуг и туристского продукта — туристов и заказчиков (граждан и юридических лиц) — осуществление на территории Российской Федерации любой туристской деятельности, в том числе туроператорской деятельности юридическим лицом и/или турагентом или иной туристской организаций — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем допускается при действительном их членстве в составе СРО туризма в сфере туризма по отраслевой (предметной) принадлежности, входящей в реестр СРО туризма.

Также априори предполагается и наличие у этой организации или предприятия (каждого члена СРО), занимающейся туроператорской деятельностью договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (финансового обеспечения). Это положение уже имеет закрепление в нормах федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

Для СРО туризма, объединяющих турагентов и туристские организаций и индивидуальных предпринимателей, следует ввести институт обязательного финансового обеспечения, причем допускается формирование консолидированного (коллективного) договора страхования гражданской ответственности СРО туризма с минимальным страховым лимитом покрытия в размере не менее общего финансового оборота всех членов данного СРО туризма.

Таким образом, согласно предлагаемой схеме, все туроператоры и турагенты, иные организации и индивидуальные предприниматели, организаторы туризима, выполняющее деятельность по предоставлению туристских услуг населению, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", должны иметь финансовое обеспечение (прямое или консолидированное), предусмотренное законом.

При этом туроператоры, осуществляющие турагентские функции (по перепродаже туристского продукта или иных туристских услуг, сформированных другим туроператором или предприятием туризма), также должны вступить в СРО туризма для турагенств по принадлежности и принять участие в формировании консолидированного финансового обеспечения.

Турагенты и иные туристские организации и предприятия, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие туристские услуги по организации туризма потребителям входят в СРО туризма и принимают участие в формировании консолдированного финансового обеспечения СРО туризма.

Все и любые участники СРО туризма (туроператоры, турагенты и иные участники СРО) принимают участие в формировании компенсационных фондов СРО туризма.

Осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО туризма предлагается возложить на уполномоченный федеральный орган государственной власти в сфере туризма. Предполагается, что этому уполномоченному федеральному органу будет делегировано (предоставлено законом) право на обращение в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО туризма в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...