Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировка в помещении. Возьми игрушку. Доползи до игрушки. Спрячем и найдем




Ориентировка в помещении

Характеристика ориентировки в ближнем пространстве в какой-
то мере уже давалась, когда рассматривался вопрос о простран-
ственных отношениях между предметами, так как эти отношения
лежат в основе ориентировки в ближнем пространстве. Мы имеем
в виду те пространственные отношения, которые понимаем с по-
мощью предлогов «на», «под», «рядом», «около».

В данном разделе будут предложены игры, связанные с ориен-
тировкой в дальнем пространстве, подразумевая под этим ориен-
тировку в помещении (групповой комнате). Здесь на первый план
выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко»,
«тут», «там», «посередине», т. е. ребенка учат умению последо-
вательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Осо-
бое место занимает при этом взаимное расположение предметов,
которые могут заслонять друг друга, т. е. отношения, выраженные
предлогами «за», «перед». Восприятие этих отношений формируется
постепенно и нуждается в обучающем воздействии взрослого.
Умственно отсталые дети без коррекционного обучения вообще не
воспринимают данные отношения. Зачастую предмет, который
заслонен, не виден, воспринимается ими как вообще исчезнувший.

Большое место среди игр на развитие ориентировки в прост-
ранстве занимают игры, в которых дети должны прятать и нахо-
дить предметы, прятаться сами и искать друг друга. Вначале эти
игры должны быть чрезвычайно простыми. Предмет, который
прячут, должен быть ярким, и прятать его надо только в при-
сутствии детей и на уровне их глаз, так как умственно отсталые
дети видят лишь те предметы, которые находятся на уровне их
глаз. Постепенно формируется у них возможность осматривать
пространство, а благодаря дидактическим играм они начинают
практически учитывать расстояние и направление движения в прост-
ранстве.

Возьми игрушку

Цель. Продолжать развивать ориентировку в ближнем прост-
ранстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко».

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. Двое детей сидят на стульях около большого
стола. Педагог дает каждому игрушку, предлагает поиграть с
ними. Затем берет их, просит отвернуться (или закрыть глаза) и
раскладывает игрушки на столе — одну в пределах досягаемости
руки ребенка, другую дальше. Дети открывают глаза, и педагог
предлагает nivt взять свои игрушки, не вставая со стульев. Тот,
чья игрушка находится близко, берет ее, другой этого сделать не
может. Педагог снова просит детей закрыть глаза и меняет игрушки
местами. Теперь другой ребенок достает свою игрушку. В третий
раз педагог обе игрушки кладет далеко и спрашивает у детей, по-
чему они не могут их достать, помогает им сделать вывод: «Иг-
рушки далеко». Придвигает игрушки к детям, и те берут их. Пе-


дагог говорит: «Теперь игрушки близко, вы можете их достать».
Дети играют с ними.

Доползи до игрушки

Цель. Продолжать учить воспринимать расстояние, пока-
зать, что от него зависит результат действий не только в ближнем,
но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление
движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направ-
ление.

Оборудование. Разные игрушки.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог сажает детей в ряд на
стулья. Напротив на полу на разном расстоянии от стульев лежат
две игрушки. Двое детей по сигналу педагога ползут к игрушке:
один — к ближней, другой — к дальней. Остальные, наблюдают.
Первый ребенок быстрее заканчивает движение, берет игрушку и
поднимает ее вверх. Другой это же выполняет позже. Педагог об-
суждает с детьми, почему первый взял игрушку раньше, и под-
водит их к выводу, что одна игрушка лежала далеко, а другая —
близко. Игра повторяется с другой парой.

2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но
игрушки раскладываются в разных направлениях: одна — прямо
перед стулом, другая — напротив по диагонали, третья — слева или
справа. Педагог, вызывая детей, не обращает их внимание на то,
где лежат игрушки. Задача каждого ребенка — определить направ-
ление, в котором надо ползти.

Спрячем и найдем

Цель. Продолжать учить ориентироваться в пространстве по-
мещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и
запоминание; учить выделять из окружающего предметы, нахо-
дящиеся в поле зрения.

Оборудование. Разные игрушки (яркие, красочные и ок-
рашенные в спокойные тона).

Ход игры. 1-й вариант. Педагог показывает детям яр-
кую, красочную игрушку. Говорит, что сейчас они спрячут ее, а
потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассмат-
ривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы
смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше.
Здесь шкаф. Тут и можно спрятать нашу игрушку на полке с кни-
гами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А те-
перь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную
игру, например «Делай, как я». Через некоторое время предлагает
детям поискать игрушку. Когда игрушка найдена, он фиксирует
результат: «Игрушка была на полке».

В следующий раз прячется неяркая игрушка в другом месте,
а комната осматривается с другой стороны. Когда дети научатся
находить игрушку, спрятанную на уровне их глаз, ее прячут сна-
чала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

2-й вариант. Игрушку прячут дети, а ищет педагог, который

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...