Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Отраслевые барьеры входа-выхода и структура рынка




Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Экономика отраслевых рынков» является формирование у студентов теоретических знаний об общих особенностях функционирования отраслевых рынков, закономерностях и тенденциях их развития, а также выработка практических навыков анализа текущего состояния отраслевых рынков РФ и РТ, поведения экономических субъектов и их взаимодействия в условиях складывающейся отраслевой динамики.

Дисциплина «Экономика отраслевых рынков» предполагает решение следующих задач:

- рассмотрение основных характеристик отраслевых рынков и факторов, оказывающих влияние на рыночную ситуацию;

- углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм;

- освоение инструментария экономического анализа применительно к исследованию рыночных структур;

- исследование возможностей государственного регулирования отраслевой структуры и влияния государства на результативность отраслевых рынков.

Место дисциплины в структуре ООП

«Экономика отраслевых рынков» является дисциплиной по выбору вариативной части цикла ГСЭ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»).

Программа предполагает предварительное изучение таких дисциплин как: «Микроэкономика», «История экономических учений», «История экономики», «Экономика организации», «Математический анализ», «Статистика». Дисциплина является предшествующей для дисциплин «Анализ конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности», «Стратегическое планирование», «Организация производства», «Бизнес-планирование», «Ценообразование издержки производства», «Организация инновационной деятельности предприятия» и др.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами дисциплина «Экономика отраслевых рынков» направлена на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций профиля (ПКП) бакалавра экономики

Общекультурные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

Профессиональные:

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).

В результате овладения программой бакалавры должны:

знать:

- предмет, методы, экономические категории и инструменты экономики отраслевых рынков;

- сущность, цели и задачи экономики отраслевых рынков;

- закономерности формирования рыночных структур;

- особенности государственного регулирования отраслевых рынков;

уметь:

- свободно и грамотно оперировать полученными знаниями и применять их для исследования экономики отраслевых рынков;

- оценивать эффективность развития отраслевых рынков;

- определять зависимость стратегического поведения предприятий, продавцов и результатов их деятельности от особенностей рынков;

владеть:

- навыками систематизации типов отраслевых рынков и рыночных структур

- навыками анализа результативности функционирования различных рыночных структур;

- навыками обоснования рациональности внедрения частных и государственных механизмов регулирования.

Демонстрировать способность и готовность применять полученные знания на практике.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачётных единиц Семестр
 
Аудиторные занятия (всего) 36/1 36/1
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа (всего) 36/1 36/1
в том числе:    
Индивидуальная работа    
Другие виды самостоятельной работы    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет Зачет
Общая трудоемкость, час Зачетных единиц    

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Введение в теорию отраслевых рынков. Предмет и методология

Формирование экономики отраслевых рынков (ЭОР) как науки. Становление, мотивы обособления, причины интереса к ЭОР. Этапы развития ЭОР. Концептуально-теоретические истоки ЭОР (А. Смит, А. Маршалл, Э. Мэйсон, Д. Бэйн). Основные подходы к анализу ЭОР: Гарвардская школа (Э. Мэйсон, Д. Бэйн); Чикагская школа (М. Фридмен); теория институционализма (Т. Веблен, У. Митчелл); теория трансакционных издержек (О. Уильямсон); теория квазиконкурентных (состязательных) рынков (Г. Демзец, В. Баумоль); контрактная теория фирмы (Р. Коуз, О. Уильямсон). Интерес к исследованию ЭОР в России. Особенности методологии ЭОР.

Тема 2. Основные характеристики структуры отраслевых рынков

Определение рынка и отрасли. Рынок и рыночная структура. Понятия «отраслевой рынок» и «отрасль». Границы отраслевого рынка и подходы к его определению. Классификация отраслевых рынков. Методология исследования рыночных структур. Анализ структуры рынков. Факторы, определяющие структуру отраслевого рынка. Структура и эффективность функционирования рынка. Динамика рынка. Воздействие экономической политики государства на динамику рынка. Рыночные структуры. Типы рыночных структур. Основные характеристики рыночных структур. Проблемы поддержки конкурентоспособной рыночной структуры в РФ и РТ.

Тема 3. Отраслевые барьеры входа-выхода и структура рынка

Экономическая сущность отраслевых барьеров. Причины образования отраслевых барьеров. Барьеры входа. Барьеры выхода. Научные концепции, определяющие характеристику отраслевых барьеров: структурный (Дж. Бэйн); нормативный (Чикагская школа — Дж. Стиглер); с позиции укоренившихся фирм (В. Гильберг); контрактный (Р. Коуз, А. Алчиан, О. Уильямсон). Отраслевые барьеры и структура рынка. Классификация отраслевых барьеров. Нестратегические и стратегические барьеры. Административные барьеры. Оценка административных барьеров. Направления совершенствования административного регулирования отраслевых барьеров в РФ и РТ. Социально-экономические барьеры и гражданские барьеры. Последствия отраслевых барьеров. Экономические потери от отраслевых барьеров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...