Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития зарубежной психологии Та.




Ф.У.Тейлора, считают основателем научного менеджмента. С его именем связывают качественный прорыв в изучении Товой деят-ти в условиях реального производства. Ф. Тейлор первым поставил на научную основу проблему управления людьми в условиях производства.

Главная задача, выделяемая в системе Тейлора, - это "обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего".

Выдел-ся четыре основных принципа системы Ф.Тейлора: обобщение и классиф-я умений и навыков всех рабочих; тщательный отбор на основе научно установленных признаков; админист-ое осуществление "сердечного соТничества" с рабочими (например, с помощью ежедневных надбавок за скорую работу и т.п.); почти равное разделение Та и ответственности между рабочим и управляющим.

Выделяют две основные школы, которые, возникнув раньше других, стали непосредственными предшественницами новейших теорий управления: 1) "классические подходы" и 2) концепции "человеческих отношений".

1. "Классические подходы", - центральное место занимали концепция "научного менеджмента" Ф. Тейлора, социологическая теория научной орган-ции Та М. Вебера, административная теория А. Файоля и синтетическая концепция управления Л. Гьюлика, Дж. Муни и Л.Ф. Урвика.

Социологическая концепция бюрократии М. Вебера, являясь развитием основных положений подходов Ф. Тейлора, исходила из того, что орган-ция срасм-ется как некий безличный механизм, основное правило которого - четкое и безошибочное функционирование, направленное на максимизацию прибыли. Предпол-сь, что: орган-ция свободна в выборе любых средств для достижения своей устойчивости; индивиды могут быть взаимозаменяемы; Т в орган-ции представл-т собой наиболее подходящую меру успеха индивида и явл-ся для него основой существования; повед-е исполнителей полностью детерминировано рациональной схемой, кот-я обеспеч-ет точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности и личных симпатий во взаимоотношениях.

В административной концепции А. Файоля выделяются "14 максим" (принципов), которым должен следовать предприниматель. При этом сам А. Файоль, в отличие от Ф. Тейлора, не считал управление привилегией только высшего звена менеджеров, а полагал, что каждый работник на своем месте должен быть хозяином, уметь управлять, или управляться со своей работой.
Благодаря усилиям Л. Гьюлика, Дж. Муни и Л.Ф. Урвика теория "классической" школы приоб-ет относительную целост-ть и завершен-ть. Данными исследов-ми были по-новому разраб-ны и предлож-ы три знаменитых принципа орган-ции производства: специализация, диапазон контроля и единоначалия.
2. Концепции "человеческих отношений". Другим важным направлением являются концепции "человеческих отношений ", где рассматриваются факторы удовлетворенности Том, лидерство, сплоченность (Э. Мейо, Ф. Ротлисберг, А. Маслоу и др.). В дальнейшем все это получило развитие в концепциях "обогащения Та", "гуманистического вызова", где на первое место вышли психологические факторы Та, в доктрине "качества рабочей жизни", в концепциях "гуманизации Та" как попытке синтеза тейлоризма и "человеческих отношений".

Концепции "гуманистического вызова" (50-60-е гг.) развивались на фоне относительно устойчивого эконом-го положе-я в США и Зап. Европе, на фоне оптимизма по поводу исслед-ий "человеческих отношений" в новом варианте. Данные концепции характеризуются особым вниманием к социально-психологическим нововведениям, часто оставляя неизменными материальные процессы, их структуру и содержание, а также орган-цию рабочих мест.
В 70-е гг. в США концентрируется внимание на концепциях "качества жизни" (термин был введен еще в 50-е гг. Д. Рисманом и Дж. Гелбрейтом), "обогащения Та" (термин ввел еще в 60-е гг. Л. Дэвис), которые в свою очередь связаны с теориями "постиндустриального общества".

· Концепции Товой мотивации. Основываясь на подходах Э. Мейо, А. Маслоу предложил восходящий принцип потребностей, которые, по его мнению, во многом определяли и мотивацию самого Та:

o физиологические и сексуальные потребности;

o экзистенциальные потребности (в безопасности, в стабильности, в том числе и по отношению к своей работе);

o социальные потребности (в привязанности, в принадлежности к коллективу, потребность в совместном Те...);

o потребность в престиже (служебный рост, статус, уважение);

o высшие духовные потребности (самовыражение через творчество).

Д. Макгрегор предложил "теорию икс" и "теорию игрек". "Теория икс" основана на авторитарном стиле руководства (основная предпосылка - ч-к ленив и его надо заставить работать). В "теории игрек" хорошая работа изначально приемлема для работника, это позитивная установка по отношению к Ту, которая позволяет вовлекать работника в управление производством. Была также предложена и "Зет"-концепция (У. Оучи), где цель работы с персоналом – максим-о эффективное использ-ие человеческих ресурсов, в основе которого лежали прежде всего моральные механизмы регуляции Та (интерес к работнику как к личности, а не просто как к спец-ту, внимание к неформальным взаимоотношениям и т.п.).

Психотехника выросла из психологии. Сам термин "психотехника" предложил еще в 1903 г. В. Штерн. Один из основателей психотехники Г. Мюнстенберг писал: " Психотехника - есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры ". В дальнейшем понимание психотехники сузилось до современного понимания психологии Та. До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотехнических конференций. В начале ХХ в. психотехника была одним из самых популярных направлений в психологии, о чем многие сейчас как-то забыли. Причиной такого забвения является, скорее всего, быстрое разочарование в способности психотехников решать те грандиозные задачи, которые были ими поставлены. Причина же ее первоначальной популярности - в смелой ориентации на широкую общественную практику. В начале ХХ в. лишь психотехники могли похвастаться столь широким размахом работ в сфере производства.

Вопрос №4. Психол.структура труд. деят-ти, хар-ка ее элементов

Профессиональная деят-ть - это, прежде всего, Товая деят-ть. Вместе с тем Товая деят-ть отличается от других видов деят-ти тем, что она всегда имеет направленность на создание продукта (материального или идеального), нужного людям, тем самым на достижение социально значимого рез-та. Это отличает Т от других видов деят-ти.

Существует 2 основных направления в структуре профессиональной деят-ти:

* структурно-морфологический подход * функционально-динамический подход

В структурно-морфологическом подходе основным компонентом является действие.

Существует 3 уровня орган-ции деят-ти:

1операции, 2действие, 3деят-ть

Функционально-динамическая структура:

*мотивы *цели *программы деят-ти *информационная основа деят-ти *процессы принятия решения *психомоторные процессы *профессионально важные качества

Профессиональная деятельность определяется как сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему. Интегрирующим компонентом данной системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, является субъект труда, осуществляющий взаимодействие всех компонентов системы, с учетом многообразия признаков, отражающих ее специфику.

Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура любой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).

Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержанием деятельности.

Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Профессиональное самосознание личности является и основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...