Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Детей со слабо развитыми игровыми умениями педагог вовлекает в так называемые «обучающие» игры с готовым сценарием. В них у детей развиваются игровые действия, сопровождающиеся речевыми высказываниями, обеспечивается игровое и речевое взаимодействие.

Природоведческие рассказы, прочитанные на этой неделе, обога­тят представления детей о жизни и повадках лесных ежей. А сказки с участием ежа будут ценны представленными взаимоотношениями героев (дружба ежика с медвежонком).

Это тоже может служить мотивом для использования в игровой си­туации. Воспитатель, играя с ребенком, может предложить ему одну из ролей. Воспитатель может поочередно выполнять разные роли, демонстрируя возможность смены ролей: «Теперь я как будто медве­жонок... А теперь я — белочка». Диалог придумывает воспитатель, а ребенок меняет свое поведение в зависимости от разных ролей воспи­тателя. Потом происходит обмен ролями. Ребенок пока только откры­вает такую возможность перевоплощения с помощью воспитателя.

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр. Педагог предлагает детям сделать книжки из бумаги. Знакомит их со спосо­бом складывания бумажного квадрата пополам по прямой линии, совмещая его противоположные стороны.

Воспитатель раздает детям бумажные квадраты (15x15 см) и пред­лагает им несколько раз поупражняться в сложении квадрата попо­лам, сопровождая действия словами:

Квадрат сгибаем осторожно, Чтоб пара противоположных Сторон совпала. И тотчас Прямоугольник есть у нас.


 

Затем спрашивает: «Что можно сделать из квадратных листоч­ков бумаги, сложенных пополам? (Книжку, открытку.) Как сделать книжку, если есть много картинок и листов бумаги? (Сложить их по­полам и соединить вместе.) Как сделать книгу об игрушках (овощах, фруктах)? (Приклеить на каждом листочке картинку с изображени­ем игрушки (фрукта, овоща). Кто из вас был в книжном магазине? Там много книг? Что еще продается в книжном магазине, что можно сделать из квадрата, сложенного по прямой пополам?» (Открытки.) Воспитатель показывает несколько открыток, дети рассматривают их и называют, что там нарисовано: цветы, игрушки и т. п.

Далее дети делают открытки, книжки под руководством воспита­теля, сравнивают их, отмечают сходство и различия. Воспитатель де­лает вывод, что все книги и открытки получились разные (одни о жи­вотных, другие об игрушках), но они сделаны из квадратных листов бумаги, сложенных пополам и имеют прямоугольную форму, только в книжке много листочков, а в открытке их всего два.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Серый катится клубок»

Задачи. Развивать диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта; составлять короткие тексты-описания; разыгрывать ролевой диалог в игре-драматизации. Обогащать словарь прилагательными. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушечный ежик. Эле­менты костюмов ежика и зайца (по усмотрению воспитателя). Само­дельный ежик из половинки кочана капусты с иголками-зубочистка­ми, на которые надеты кусочки фруктов.


Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает детям стихотворение и предлагает им «подсказать словечко» (подобрать рифму).

Без тропинок, без дорог Серый катится клубок. Он в иголках острых сплошь, Потому что это... (еж).

Про него народ лесной Говорит, что он — портной. Потому что, словно елка Он с рожденья весь в иголках1.

Педагог задает детям вопросы:

— Как вы догадались, что это еж?

— Кто видел живого ежика? (Высказывания детей из личного
опыта.)

— Какой он?

Предлагает рассказать, что они знают о ежах. (Где живут ежи? Чем питаются? Зачем им иголки?) Воспитатель выслушивает свободные высказывания детей, обобщает и распространяет их.

Затем педагог продолжает рассказ:

— Ежика знают все. Его можно встретить и в лесу, и на дачном
участке, и в огороде. У него острая мордочка, маленькие черные глаз­
ки, широкие уши. Ежик покрыт иголками. Так он спасается от врагов.

Воспитатель спрашивает детей, кто хочет рассказать про ежика. Желающему ребенку вручает игрушку. Выслушивает всех желающих.

Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение. Читает стихотворение Б. Заходера «Ежик»2.

Воспитатель задает детям вопрос: «Кто бы так мог спросить ежа?» Выслушивает их ответы.

Затем предлагает разыграть сценку. Спрашивает, кто хочет быть ежиком. Вызывает желающего ребенка, надевает на него элементы костюма. Сам берет на себя роль зайца. Разыгрывается ролевой диа­лог по стихотворению. Потом передают костюмы другим. Сценка ра­зыгрывается 3 — 4 раза.

Ролевой диалог можно разыграть своими словами. Здесь детям предоставляется полная свобода. Если они молчат, педагог подска­зывает слова. Если говорят тихо, невнятно — громко повторяет вы­сказывания детей.

Далее воспитатель продолжает рассказ о еже:

— Еж — охотник. Он охотится по ночам на насекомых, червяков,
улиток. Может проглотить мышку или лягушку. Может победить

Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2005. С. 15.

Читаем детям/ Под ред. З.Г. Сахиповой. —Л.: Просвещение, 1987. С. 57.


даже змею. Ежик не боится ядовитой змеи. Какими словами можно о нем сказать, какой он?

Выслушивая свободные высказывания детей, воспитатель, в слу­чае необходимости, начинает произносить слова сам: смелый, храб­рый, бесстрашный, изобретательный, ловкий, сообразительный.

Дети встают в круг. Читают скороговорку, помогают себе, сжимая и разжимая пальцы в кулачки: «Шесть мышат в камыше шуршат. III - ш-ш-ш»1. Повторяют в умеренном темпе негромко 3 раза.

В заключение организуется игра «Что попало к нам в роток, что попало на зубок».

Воспитатель говорит детям, что ежик не прочь полакомиться вкусными плодами, дикими яблоками, грушами. Ежик сам приго­товил угощения и пришел к ним в гости. Воспитатель достает из корзины ежика, сделанного из половинки кочана капусты, в кото­рый воткнуты иголки-зубочистки с кусочками яблок, груш, бана­нов, апельсинов и т. п. Затем подходит к кому-нибудь из детей и командует: «Закрой глаза, открой рот!». Кладет в рот один из ку­сочков, спрашивает: «Что попало в роток, что попало на зубок? Что это? Какой на вкус?» (Сладкий, кислый, кисло-сладкий, вкусный и т. п.)

Затем роль ежика исполняют дети: дают команды, задают вопро­сы. Роль передается игрокам по своему усмотрению.

ЛЕПКА «Вот ежик — ни головы, ни ножек»

Задачи. Учить детей лепить ежика, передавая характерные осо­бенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изготовления колючей «шубки». Инициировать са­мостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание изображений ежа в де­тских иллюстрированных изданиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей. Чтение рассказа Е. Чарушина «Ежик» в книжке с авто­рскими иллюстрациями.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, разный ма­териал на выбор для «иголок»: семечки подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезанные на кусочки длиной 3—5 см; для глаз и носа: мелкие пуговички, зернышки гречки; стеки, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые «полянки» из цветного картона для подставок (в форме неправильных овалов).

Тридцать три Егорки / Сост. Г.М. Науменко. — М.: Детская литература, 1989. С. 3.


Содержание образовательной деятельности. Воспитатель загадыва­ет детям загадку о еже:

Ползет, иголки на себе несет; Чуть кто подойдет, Свернется в клубок — Ни головы, ни ног.

Воспитатель предлагает детям слепить ежика с длинными иголка­ми, на которых он несет запасы в свою норку, чтобы покормить ма­леньких ежат. Спрашивает, как можно сделать иголки. Выслушав от­веты, показывает зубочистки, спички, кусочки трубочек для коктейля и советует использовать их для оформления колючей «шубки» ежика.

Затем интересуется, как дети будут лепить ежика. Обобщает пред­ложения детей и уточняет технику лепки из целого куска:

—берем комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в
яичко — спереди уже, сзади шире;

—вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх,
будто ежик принюхивается, где же растут грибочки;

—оформляем колючую шубку ежика — втыкаем в спинку «игол­
ки», материал для «иголок» выбираем по своему желанию — семечки
подсолнуха, зубочистки, спички, трубочки для коктейля, разрезан­
ные на кусочки;

—оформляем мордочку — прикрепляем глазки и носик; материал
выбираем по своему желанию — мелкие пуговицы, зернышки гречки
или маленькие шарики пластилина;

— лепим грибочки или яблоки и размещаем на спине ежика.
Дети выбирают по своему желанию цвет пластилина (желтый,

оранжевый, розовый, серый, коричневый и т. д.), материал для «иго­лок» (семечки, зубочистки, трубочки и т. д.), «полянки» из цветного картона для подставок и начинают лепить.

В конце занятия дети размещают своих ежиков на «полянках» и переносят на общую выставку.

 

Последующая работа. Составление рассказов о ежиках (индиви­дуальная работа с детьми по развитию речи).


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №5

Задачи. Показать детям образование числа «два». Учить согла­совывать числительное с существительным в роде, числе и падеже. Учить различать процесс счета и его итог.

Познакомить детей с новой формой предметов — прямоугольни­ком. Учить определять предметы на ощупь. Развивать произвольное внимание.

Материалы, инструменты и оборудование. Демонстрационный материал: счетная лесенка с двумя ступеньками, два грибка, два медвежонка; по 2 картинки с изображением ежика и орешка; круг, прямоугольник, квадрат (короткие стороны прямоугольника равны стороне квадрата и эти стороны обведены красным цветом, а длин­ные стороны — зеленым); мерная полоска, равная по длине стороне квадрата. Игрушки: матрешка, башенка, медвежонок. «Чудесный мешочек».

Раздаточный материал. Для каждого ребенка — круг, прямоуголь­ник, квадрат.

Содержание образовательной деятельности. Формирование у детей представлений о числе начинается с определения количественных отношений между двумя группами предметов: больше — меньше — поровну.

Чтобы научить детей согласовывать числительное с существитель­ным в роде, числе и падеже, воспитатель подбирает предметы одного рода и начинает с мужского. На столе у него счетная лесенка с двумя ступеньками. Воспитатель ставит на верхнюю ступеньку одного медве­жонка, а на нижнюю один грибок. Выясняет с детьми, что они видят на ступеньках лесенки. Дотрагиваясь до медвежонка, спрашивает:

— Сколько медвежат? (Один.)

— А сколько грибочков? (Один гриб.)

— Медвежат и грибов поровну или нет? (Поровну.)

— Один гриб, один медвежонок, правильно — поровну.
Воспитатель сажает на верхнюю ступеньку еще одного медвежон­
ка и говорит:

— Теперь на верхней ступеньке два медвежонка, а на нижней —
один грибок. Скажите, а теперь медвежат и грибов поровну или чего-
то больше, чего-то меньше? (Медвежат больше, грибов меньше.)

— Сколько грибов вы видите? (Один.)

— Чтобы узнать, сколько медвежат, надо посчитать. Считайте
вместе со мной.

Воспитатель, дотрагиваясь до каждого медвежонка, считает: «Один, два». Дети повторяют. Воспитатель может не только обвести пересчитанных медвежат круговым жестом, но и приблизить их друг


к другу, чтобы показать, что «два» — это не тот, который был послед­ним, а оба медвежонка вместе.

'— Так сколько у нас медвежат? А грибов? Так чего же больше: мед­вежат или грибов? Сколько медвежат? Сколько грибов?

После ответов детей, повторяет еще раз:

— Да, у нас два медвежонка и один грибок. Два — больше, один —
меньше. А что надо сделать, чтобы медвежат и грибочков стало по­
ровну? (Надо поставить еще один грибок.)

Воспитатель делает это сам или предлагает сделать кому-то из де­тей.

— Медвежат и грибов поровну или нет? (Поровну.)

— Сколько медвежат? (Два.)

— Давайте вместе посчитаем, сколько грибов. (Дотрагиваясь до
каждого грибка, считают: «Один, два. Всего два грибочка. Два и два —
поровну».)

На доске у воспитателя два ряда картинок: в верхнем ряду — 1 ежик, в нижнем — 1 орех. Воспитатель аналогично выясняет с де­тьми: что они видят, сколько ежиков, сколько орехов, поровну их или нет. Добавляет в верхний ряд еще одну картинку с ежиком и спрашивает:

— А теперь ежиков и орехов поровну? (Нет, ежиков больше, оре­
хов меньше.)

— Давайте посчитаем вместе со мной: «Один, два — два ежика».
Так чего же больше: ежиков или орехов? (Ежиков.) А сколько их?
(Два.) А сколько же орехов? (Один.)

— Орешков больше или меньше, чем ежиков? А может быть их
поровну? (Нет, не поровну, орешков меньше, орех один.)

— А ежиков? (Два.)

Воспитатель, обводя круговым жестом двух ежиков, говорит: «Два — больше», показывая на грибок: «Один — меньше». Воспита­тель называет только числительные.

— А что надо сделать, чтобы стало поровну? (Поставить еще один
орех.)

Воспитатель ставит в нижний ряд орех, соблюдая тот же интервал, что между ежиками.

— Теперь поровну? А может быть где-то больше, где-то меньше?
(Нет, ежиков и орехов поровну.)

— Давайте вместе посчитаем орехи: один, два — два ореха.

— Два ежика, два ореха. Поровну? (Да.)

— Два и два — поровну.

Далее воспитатель проводит игру «Делай, как я!». Она предлагает Детям встать в круг и взяться за руки, сама встает в середину круга и говорит, что будет что-то изображать, делать разные движения, а Дети должны их повторять. Возможные движения: приседания, повороты на месте, высокие махи ногой, хлопанье в ладоши и т. д.


Важно, чтобы игра была веселой и забавляла детей. Игра длится 2—3 минуты.

Перед каждым ребенком 3 формы: круг, прямоугольник, квад­рат. Короткие стороны прямоугольника равны стороне квадрата и обведены тем же цветом, что и все стороны квадрата, например, красным. Воспитатель просит детей взять круг и обвести его ру­кой. Дети выполняют, педагог комментирует: «Рука свободно дви­жется по окружности круга». Далее те же действия производятся с квадратом. Воспитатель специально задерживается на уголках, подчеркивая тем самым разницу круга и квадрата. Затем вновь об­водится круг.

Воспитатель показывает свой прямоугольник и просит детей най­ти у себя на столе такой же. Педагог кладет палец на верхнюю сто­рону прямоугольника и проводит по сторонам прямоугольника, дети повторяют за ней, обводя каждый свой прямоугольник. После этого педагог вновь просит детей обвести квадрат. Затем, показывая детям квадрат и прямоугольник, спрашивает:

— Похожи ли они? (Да.) А чем похожи? (Уголками.)
Воспитатель на доске накладывает квадрат на прямоугольник.

Красная сторона квадрата совпадает с одной из красных сторон пря­моугольника. Дети видят, что зеленая сторона прямоугольника на­много длиннее сторон квадрата.

Воспитатель узкой полоской картона, равной стороне квадрата, измеряет все его стороны. Делает вывод: у квадрата все стороны рав­ны. Той же полоской измеряет две противоположные стороны пря­моугольника:

—А эта сторона? — показывает на длинную сторону прямоуголь­
ника. (Она длиннее.)

—А между собой? Эта и эта? — дотрагивается до верхней и ниж­
ней стороны прямоугольника. Воспитатель прикладывает еще одну
полоску картона, равную длинной стороне прямоугольника, к верх­
ней и нижней его части. Дети видят, что противоположные стороны
прямоугольника равны.

Воспитатель держит в руках квадрат и прямоугольник:

— Это квадрат, а это — прямоугольник.

Дети повторяют 2-3 раза вместе с ней эти названия.

Воспитатель просит детей показать ту или иную фигуру еще раз.

Игра «Чудесныймешочек».

На высоком столе перед детьми 3 игрушки: матрешка, башенка, медвежонок. Воспитатель просит детей назвать их и потрогать. За­тем показывает «чудесный мешочек», кладет в него игрушки и про­сит найти их, не глядя, а только ощупывая рукой. Желающие дети на ощупь ищут ту игрушку, что просит воспитатель. Остальные дети хлопают в ладоши, если вынута верная игрушка. Игра повторяется 3 — 4 раза.


РИСОВАНИЕ «Осенний ковер для ежиков»

Задачи. Учить детей рисовать листья в технике «принт»: наносить краску на листья, стараясь передать их оттенок, и ставить отпечатки на бумаге. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать краски для получения осеннего колорита). Вызвать интерес к созда­нию коллективной композиции «Осенний ковер для ежиков». По­ощрять детей воплощать в художественной форме свои представле­ния, чувства; передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческое начало.

Предварительная работа. Наблюдение листопада на прогулке. Рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окрас­ки. Дидактическая игра «С какого дерева листок?» Лепка ежиков с ежатами.

Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, белые листы бумаги, палитры, кисточки, баночки с водой, 2—3 листа бума­ги голубого цвета большого формата или кусок обоев длиной 2—3 м (для коллективной композиции); осенние листья, собранные детьми перед занятием или на прогулке. Букет осенних листьев.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель читает де­тям стихотворение И. Токмаковой «Ветрено!»:

Ветрено! Ветрено! Ветрено! Вся земля проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету: Липовый, березовый, Желтый лист и розовый,. Красный, разноцветный, Старый лист газетный...1

Затем воспитатель берет горсть осенних листочков — настоящих или вырезанных заранее из цветной бумаги — и подбрасывает над листом бумаги голубого цвета, приготовленным для коллективной композиции. Предлагает детям всем вместе составить осенний ко­вер для пластилиновых ежиков, чтобы они могли гулять на лесной полянке.

Воспитатель показывает детям по очереди два-три листочка и описывает точными, выразительными словами их форму и окраску. Например: это лист клена, он похож на корону (воспитатель обводит

1 Токмакова И. П. Веселые стихи и сказки. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование. 2004. С. 12.


 




листок в воздухе, повторяя его форму), осень окрасила этот листок в желтый, солнечный цвет, будто золотую корону, и добавила не­сколько пятнышек — здесь светло-зеленое, а здесь оранжевое. А это лист каштана, он напоминает ладошку с растопыренными пальчика­ми (воспитатель предлагает детям показать ладошки и растопырить пальчики); весь листок осень сначала раскрасила желтой краской, потом на одном «пальчике» смешала желтый цвет с коричневым, а на другом — желтый с зеленым.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с очень интерес­ным способом рисования, который называется «печать». Показывает осенний листок, наносит на него краску, стараясь передать окраску листка, и прикладывает к белой бумаге.

Предлагает детям подойти и выбрать по одному листочку (воспи­татель раскладывает листочки на столе, чтобы детям удобнее было рассматривать и выбирать).

Воспитатель советует детям внимательно рассмотреть листочки и подобрать цвет так, чтобы листочки были как настоящие. По ходу занятия воспитатель помогает детям выбрать верное цветосочетание, советует смешивать краски на палитре, добавляя к светлой более тем­ную по несколько капелек.

Дети выбирают осенние листья, свободно размещаются возле композиционной основы (листов бумаги большого формата или ру­лона обоев голубого цвета), покрывают листья краской, старясь пере­дать нужный цвет, и ставят отпечатки.

Если остается время, воспитатель раздает детям полоски бумаги желтого, красного, оранжевого цвета (на выбор) и предлагает разо­рвать их на кусочки, чтобы получились листочки, которые также можно приклеить на общую картину.

 

Последующая работа. Обыгрывание сюжета с ежиками на осенней полянке, покрытой ковром из красивых листьев.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Книг и»

Задачи. Формировать представления детей о том, какие бывают книги, чем они похожи и различаются. Продолжать знакомить с про­фессиями взрослых. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Материалы, инструменты, оборудование. Разные книги: для ма­леньких детей, школьников и взрослых, толстые и тонкие, с картин­ками и без, цветные и черно-белые, сделанные из разных материалов (обычной бумаги и толстого картона, пластика, ткани и т. д.)

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель достает и раскладывает перед детьми разные книги, спрашивает, что это та­кое, как можно называть их одним словом. Просит детей описать эти книги, какие они по внешнему виду: большие и маленькие, толстые и тонкие, с картинками и без, цветные и черно-белые, с поднимаю­щимися, движущимися картинками и т. д. Спрашивает детей, могут ли они сказать, какие из этих книг детские, а какие — взрослые, по­чему они так думают. Вспоминает вместе с детьми, о чем говорится в разных книгах. Приходит к выводу, что есть книги для малышей, для детей детсадовского возраста с яркими, цветными картинками, для школьников и взрослых, где картинок очень мало или нет совсем.

Педагог обсуждает с детьми, из чего сделаны разные книги, поче­му некоторые из них делают с картонными и пластмассовыми стра­ницами, кому покупают такие книги. (Такие книжки нужны малень­ким детям, которые еще не умеют обращаться с ними и могут порвать тонкие бумажные страницы, испачкать их.)

Затем взрослый показывает и называет детям детали книг: стра­ница, картинка (иллюстрация), текст, обложка, корешок, название. Говорит, что книги бывают в мягкой и твердой обложке, с корешком и без корешка.

Спрашивает детей, знают ли они, кто делает книги. Рассказыва­ет, что автор придумывает книгу, а художник рисует к ней картинки. Иногда один и тот же человек и придумывает книгу, и рисует к ней иллюстрации (картинки), то есть сразу является и автором и худож­ником. Так, знакомые детям Владимир Сутеев и Евгений Чарушин сами и писали книги, и рисовали к ним иллюстрации.

Затем воспитатель спрашивает, какие книги и почему нравятся де­тям, просит сказать, о чем в какой книге идет речь, как они об этом догадались (по обложке, по иллюстрациям, читали книгу раньше).

На основе знакомых детям книг спрашивает, кто главный герой, что с ним происходит, что было до определенной иллюстрации, что будет потом, чем заканчивается произведение.

На основе незнакомых книг спрашивает, о чем пойдет речь в кни­ге, для кого она может быть интересной.


Воспитатель обсуждает с детьми, как нужно обращаться с книга­ми, можно ли их рвать, рисовать на их страницах. Спрашивает детей, что нужно сделать, если книжка порвалась или испачкана. Предла­гает детям послушать стихотворение о девочке Иришке и ее млад­шем братишке, которые плохо обращались с книжками — рисовали на их страницах. Зачитывает отрывки из стихотворения Г. Лагздынь «Книжкина больница»:

Жила-была книжка большого формата, Ее подарили для младшего брата. И жили в той книжке: жираф, пеликан, Верблюд одногорбый и слон-великан. <...>

Взял как-то братишка цветной карандашик: По книжным страницам запрыгал барашек, Привязана к шее жирафа арба, Верблюд приобрел три огромных горба, На бивнях зеленых слона-великана Повисла мартышка и два пеликана. Кругом разрисована новая книжка. Доволен работой «художник» братишка! <...>

Стонут книжки-раскладушки:

— Мы как древние старушки!
Вот-вот развалимся...

На тот свет отправимся...<...>

Плачет муха-Цокотуха:

— Посмотрите мне на брюхо!
Была муха-Золотуха,
Стала муха я — Грязнуха!

Разлохмачен переплет!

Нужен срочно клей! Не йод! Неужели это книжки? Где вы жили? — У Иришки.

Дан диагноз книжкам точный: Предстоит ремонт им срочный! <...>

Скачет муха-Цокотуха; Моет лапки, моет брюхо!

А комарик, а комарик?!

Чистит саблю и фонарик! Сел на кочку под дубок Толстый, грязный колобок, Мыльной губкой щеки трет, Свою песенку поет:

— Я от дедушки ушел!
Я от бабушки ушел!


И ушел я от Иришки,

Что испачкала все книжки! <...>

Айболит всем звонит: Стали чистыми на вид! Радуются книжки, Большие и малышки: Их не оставили друзья В минуту огорчения! Сказала книжкина семья: — Спасибо за лечение!'

После чтения стихотворения воспитатель говорит детям, что у них в группе тоже откроется «книжкина» больница, и они будут вместе «лечить» порвавшиеся и испачканные книжки.

Последующая работа. В вечернее время организуется участие де­тей в работе «книжкиной» больницы: вместе с педагогом они подкле­ивают порвавшиеся в книжках страницы.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Лесной колобок — колючий бок»2

Виталий Бианки

Задачи. Поддерживать познавательный интерес детей к природе через чтение природоведческих рассказов известных авторов. Учить вслушиваться в текст, понимать общий смысл, рассуждать о прочи­танном. Провести аналогию от образа ежа, свернувшегося клубком, к образу сказочного колобка, мяча.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушка-колобок, мяч, элементы костюмов ежика, волка, медведя, лисы для драматизации.

Содержание образовательной деятельности. В начале занятия воспита­тель организует «сюрприз»: в гости к детям приходит Колобок (самоде­льная мягкая игрушка, персонаж из плоскостного настольного театра или выпеченный из соленого теста). Он спрашивает детей, помнят ли они — из какой он сказки, какая история с ним приключилась, кто из лесных зве­рей встретился ему по дороге, чем закончилась сказка. Дети в свободных высказываниях вспоминают сюжет русской народной сказки «Колобок».

Воспитатель приглашает Колобка и детей послушать рассказ, ко­торый написал писатель Виталий Бианки про другого колобка. (Вы­разительное чтение рассказа.)

1 Лагздынь Г.Р. Моя книга: Стихи для детей разных возрастных категорий, для ро­
дителей и педагогов. — Тверь, ГУПТО Тверская областная типография, 2005. С.202.

2 Бианки В.В. Повести и рассказы. Том 2. - М.: Издательство «Геликон», 1992. С.69.


После чтения воспитатель спрашивает детей:

—Понравился ли, дети, вам рассказ?

—Настоящий ли был Колобок в этом рассказе (Нет, это был
ежик.)

—Почему старик со старухой приняли его за Колобка? (Потому,
что ежик, когда свернется, становится круглым, похожим на Колоб­
ка.)

—Удалось ли старику со старухой подобрать лесного колобка?
Почему не удалось? (Старуха уколола пальчик и отдернула руку, а
ежик убежал.)

—Кого встретил наш ежик по дороге? (Волка, медведя, лису.)

—Смогли ли они съесть такого Колобка? (Нет, он колючий.)

—Почему автор так назвал свой рассказ — «Лесной колобок —
колючий бок»? (Потому что еж, когда свернется, похож на колобка,
только у него есть колючие иглы, когда приближается опасность, еж
поднимает их и становится колючим шариком.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Колобка». Выносит элементы костюмов, приглашаются желающие дети на роли ежика, волка, медведя, лисы, игрушка-колобок передается ребенку, выпол­няющему эту роль. Разыгрывается игра-драматизация. Песенку ежи­ка могут петь хором все дети. Колобок-игрушка радуется, что у детей получилась веселая игра.

Далее воспитатель предлагает детям и колобку послушать стихо­творение про ежа. Читает стихотворение Генриха Сапгира «Еж» и спрашивает детей, на что еще похож еж, когда он свернется клубком. (На круглый колючий мячик.) Игрушка-колобок приносит настоя­щий мяч, показывает детям, спрашивает их, действительно ли они похожи. Говорит детям, что если они найдут на дороге мячик, пусть сначала внимательно приглядятся — не ежик ли это, свернувшийся клубком.


НОЯБРЬ. 11 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Героями этой недели ста­нут котята. Воспитатель будет учить детей составлять короткие тек­сты-описания, строить предложения разной грамматической струк­туры, развивать у них языковое чутье. Дети будут рассказывать о котятах, придумывать им клички, отгадывать загадки. Образ спящей кошки дети передадут в лепке, а чтение стихотворения С. Маршака «Перчатки» станет стимулом к рисованию детьми перчаток и рукави­чек, украшению их узором. Воспитатель покажет детям зависимость декора от формы изделия.

Будут расширяться представления детей о разнообразии одежды, ее назначении, способах изготовления, формироваться умения клас­сифицировать одежду по разным признакам. На занятии по конс­труированию воспитатель предложит детям путем комбинирования геометрических фигур выложить изображения детей в разной одеж­де.

Педагог проведет аналогию между одеждой человека и «одеждой» животных, привлекая внимание детей к ее разнообразию, расскажет о значении меха и перьев для согревания животных зимой. Обога­щению представлений детей о внешнем виде разных животных бу­дет также способствовать чтение русской народной сказки «Хвосты». Прочитанный рассказ М. Зощенко «Глупая история» не только по­забавит детей, но и даст возможность воспитателю обсудить с ними вопрос об их самостоятельности.

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Есть где-то Кошачья планета». 2. Физкультура № 11.1. Разучивание тех­ники ползания по наклонной поверхнос­ти. Закрепление умения ловить мяч после удара об стену. Развитие силы: комплекс ОРУ с мешочками с песком.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Прятки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка».
Вечер Игры по инициативе детей.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Котенок спит на батарее». 2. Музыка № 11.1. Слушание музыки: «Как у наших у ворот», «Полянка», «Ах вы, сени» (или другие рус. нар. мелодии в аудиозапи­си по выбору музыкального руководителя). Игра на детских музыкальных инструментах. «Как у наших у ворот», «Полянка» «Ах вы, сени» (рус. нар. мелодии). Музыкальное дви­жение: свободная пляска детей на любую из этих рус. нар. мелодий с участием взрослого.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Воробышки и кот». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Перчатки» с рассматриванием иллюст­раций В. Конашевича.
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Природа. «Одежда животных». 2. Рисование. «Перчатки и котятки».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Цветные автомобили», «По дорожке на одной ножке», «Кто ушел». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение русской народной сказки «Хвосты».
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Одежда». 2. Музыка № 11.2. Музыкальное движе­ние: упражнение «Пружинки и прыжки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»); упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприседания, кружение на беге. Танцы: рус. нар. пляска «По улице мостовой», «Веселые воротики» (рус. нар. песня «Аи, вы кумушки, домой»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «По дорожке на одной ножке». Игры по инициативе детей.

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая ис­тория».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из геометрических фигур. «Дети гуляют в парке». 2. Физкультура № 11.2. Разучивание тех­ники прыжков на одной ноге (правой, ле­вой) на месте. Совершенствование умения строиться в колонну по одному (самостоя­тельно). Развитие ловкости: броски и лов­ля мячей различного диаметра.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Найди и промолчи», «Жмурки». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или желанию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Воспитатель подводит детей к дереву, на кото­ром есть смола, и предлагает осторожно дотронуться до нее. Какая смола— клейкая или нет? Дети с помощью смолы могут попробовать приклеить упавшие хвоинки, маленькие листочки. Воспитатель объясняет, что смола для дерева — это лекарство, как для нас «зеленка». Когда на дереве появ­ляется порез, смола «лечит» его. Воспитатель подчеркивает, что кора — это «одежда» дерева. Дети гладят кору, нюхают, рассматривают с помощью лупы. Кора согревает дерево, защищает его. Поэтому к коре нужно отно­ситься бережно. Нельзя ее разрезать, чтобы не поранить ствол.

Если в регионе уже выпал снег, дети рассматривают снежинки, в том числе через лупу, сравнивают их, ловят ладошками. Воспитатель спрашивает, какие бывают снежинки. (Красивые, белые, холодные, легкие, нежные.) Воспитатель предлагает выяснить, что же это та­кое, — снежинка. Дети держат снежинку на руке до тех пор, пока она не превратится в капельку воды, и затем рассматривают капельку. Воспитатель делает вывод: снежинка — замерзшая вода. Дети берут с собой в группу немного снега и оставляют его в мисочке для наблю­дений, чтобы еще раз убедиться, что снег — это замерзшая вода.

Дети идут в гости к своему дереву, наблюдают за происходящими с ним изменениями, выясняют, остались ли еще листья, плоды на вет­ках. В группе они отражают эти изменения на модели дерева.


 


 




Дети наблюдают за изменениями во внешнем виде кустарников, растений клумбы (если они еще сохранились). Воспитатель обращает внимание на то, что на территории детского сада, в парке, во дворах появились снегири, синицы, свиристели, и еще раз обсуждает с де­тьми причину их появления. (В лесу нет корма, они прилетают бли­же к людям.) Воспитатель еще раз подчеркивает, как важно помогать птицам зимой, класть корм на кормушки.

Воспитатель выносит на одну из прогулок небольшого игрушеч­ного жука или паука и просит вспомнить, видели ли они таких живот­ных на территории детского сада летом и ранней осенью. Воспитатель спрашивает, можно ли их сейчас обнаружить на территории детского сада, и предлагает поискать насекомых. Поскольку дети их не находят, воспитатель спрашивает, куда же жуки и пауки могли деться, и напо­ми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...