Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типологическая эволюция периодики стран Западной Европы и США: таблоиды и журналы-дайджесты.




Процесс типологической эволюции прессы, продолжившийся в первой половине XX в., привел к формированию современной системы устоявшихся типов изданий, адаптированной к условиям рыночной среды.

Таблоиды. Газеты небольшого (таблоидного) формата выходили и в XIX веке, но при этом не делалось различия между такого рода изданиями и другими газетами. Таблоид как явление «массовой» сенсационной прессы и тип издания появился на рубеже веков. Экспериментальный номер, подготовленный под руководством Хамсуорта, вышел в свет 1 января 1901 г. Он был вдвое меньше по размеру обычного номера «World» и богато оснащен иллюстрациями. Несмотря на то, что новый формат газеты был хорошо принят аудиторией, последующие номера продолжали выходить в прежнем варианте. Успех «Daily News» на газетном рынке побудил издателей-конкурентов внимательнее отнестись к английскому изобретению – таблоиду. Содержание таблоидов, подстраивающихся под уровень читателей, наименее развитых в интеллектуальном и культурном отношении, сводилось преимущественно к публикациям сенсационного и скандального характера. Для таблоида характерно обилие иллюстраций, развлекательных материалов (включая юмористические тексты и рисунки, комиксы), использование вызывающих «нестандартных» заголовков, шокирующих крупных «шапок» на первой полосе.

Журналы-дайджесты. В конце XIX – начале XX в. получают распространение журналы, содержание которых формировалось на основе переработанных материалов, взятых из других изданий. Они приобрели общее название «дайджесты».

Перепечатываемые материалы предварительно обычно обрабатывались с целью сделать их более доступными массовому читателю.

В 1890 г. в США был создан массовый еженедельный «Literary Digest» («Литературный дайджест»), призванный знакомить широкую аудиторию с «современной мыслью и исследованиями, представленными в мировой периодической печати» (цена: 10 центов).

Доверие массового читателя к «Rider's Digest» подкреплялось тем фактом, что первоначально в течение многих лет журнал принципиально не публиковал коммерческую рекламу, основывая свою финансовую стратегию на притоке средств от распространения тиража.

Супружеская чета – издатели Уоллесы – в 1922 г. начала выпускать ежемесячный журнал «Rider's Digest», адресованный широкой аудитории.

Содержание журнала, его редакционная политика свидетельствуют о том, что он рассчитан на массового читателя с невысоким образовательным уровнем (не выше средней школы). «Rider's Digest» не выходит за пределы заранее очерченного круга тем и проблем. Журнал культивирует у своего читателя оптимизм, уверенность в себе и своих силах. Он не поднимает острых, неразрешимых проблем, которые затрагивали бы большое количество людей. Концептуальная модель издания обеспечила журналу большой коммерческий успех в США, а затем и за рубежом. Тираж «Rider's Digest» (внутреннего издания и 36 зарубежных версий на различных языках) достиг в 1980-е годы более чем 18 млн. экз.

Типологическая эволюция периодики стран Западной Европы и США: журналы новостей, массовые иллюстрированные журналы и деловые издания.

Еженедельные журналы новостей. В двадцатые-тридцатые годы XX в. оформилась большая типологическая группа журнальной периодики – журналы новостей. Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является «Time» («Время») – журнал, основанный в 1923 году молодыми выпускниками Йельского университета X. Люсом и Б. Хадденом.

Создатели журнала уловили потребности новых слоев среднего класса, существенно расширившегося в результате индустриализации и преодоления сугубо элитарного характера высшего образования, в изданиях, которые были бы лишены характерного для тогдашней «качественной» прессы фактологического объективистски-отстраненного подхода к новостям, но вместе с тем предлагали бы насыщенную фактами, экспрессивно окрашенную картину разнообразных событий – от бизнеса, внутренней политики и международных дел до новинок науки, техники, образования.

Стремясь приблизить издание к новым слоям образованного среднего класса, Люс и Хадден ввели на его страницы элементы молодежного и студенческого слэнга, многочисленные неологизмы и экзотизмы, призванные повысить экспрессивность изложения новостей.

«Newsweek» – влиятельный общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей – по сей день остается главным конкурентом журнала «Time».

Сегодня общественно-политический журнал новостей адресован, как и прежде, читателям с достаточно высоким уровнем образования – представителям интеллигенции (в том числе – академической), студенчеству, образованным менеджерам и чиновникам с многообразными информационными запросами и стремлением регулярно получать интерпретированную текущую информацию в сжатом виде.

Современные массовые иллюстрированные журналы. Успехи в развитии полиграфии, прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Наиболее крупным и известным из них стал еженедельный журнал «Life» («Жизнь»), созданный под руководством X. Люса корпорацией «Time Inc.» в 1936 г.

Массовые иллюстрированные журналы, привлекавшие рекламодателей возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности аудитории, превратились в один из наиболее предпочтительных объектов рекламных капиталовложений, на долю которых приходилось 80–90% от общего уровня доходов издателей. Значительный приток доходов от рекламной деятельности позволял не только полностью покрывать расходы по выпуску и распространению тиража, обеспечить высокую прибыльность издательского бизнеса, но и возможность предлагать журналы массовому читателю по низкой цене, зачастую – ниже их себестоимости.

Деловые журналы. В 1920–1930-е годы наиболее наблюдательные и прозорливые издатели обратили внимание на неудовлетворенность части делового мира содержанием и стилем «качественных» изданий, обращенных к экономической и политической элите. Характерное для тогдашней «качественной» прессы изобилие неинтерпретированных фактов не выглядело большим достоинством в глазах некоторых бизнесменов и промышленников, которые хотели бы получать более сжатую, более систематизированную деловую и политическую информацию и комментарий к ней. На запросы этой части аудитории ответили создатели еженедельного журнала «Business Week» («Деловая неделя»), выходящего в США с 1929 г.

 

Каланова

Развитие европейской и американской журналистики накануне и во время I Мировой войны (1914-1918гг)

Американская жур-ка.

До войны.

Особо следует подчеркнуть, что количественного апогея своего развития газетная пресса США достигла к 1910 году, после чего наступил период некоторого спада, и в следующее двадцатилетие (1910–1930 годы) число названий ежедневных американских газет, издававшихся на английском языке, уменьшилось на 258 (1942 вместо 2200). Если за это время прекратила свое издание в общей сложности 1931 газета, то появилось 1495 новых, а 362 газеты оказались поглощенными конкурирующими изданиями путем слияния с ними. Нарастали концентрация и монополизация периодической печати. Уже в 1910 году в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты. Было движение макрейкеров (копающиеся в навозе). Макрейкеры – они разоблачали коррупцию в экономике. Выдающимися макрейкерами были; Стеффенс «Позор городов» книга, Тарбелл «Нефтяные монополии».

Во время войны.

Нужно было вырабатывать более скрытые рычаги управления информационными потоками. Пример тому – отношения президента Теодора Рузвельта с прессой. Грубые способы, формы и методы управления информационными потоками все больше заменялись инспирацией выгодных властям публикаций.

Переломным периодом в выработке методов ведения внешнеполитической пропаганды и управления информационными потоками внутри страны стала Первая мировая война. Когда началась Первая мировая война, Соединенные Штаты декларировали политику нейтралитета.

В начале Первой мировой войны 240 ежедневных газет США занимали нейтральную позицию по отношению к воюющим сторонам и только 20 выражали прогерманскую позицию. Изоляционистскую позицию занимали «Вашингтон пост», «Чикаго трибюн», «Лос-Анджелес тайме», «Сан-Франциско кроникл». Откровенно прогерманской ориентации придерживалась херстовская «Нью-Йорк джорнел», занимавшаяся непосредственной пропагандой в пользу Германии.

Ход войны уже в первые дни поставил правительства воюющих стран перед острой необходимостью сорвать информационно-пропагандистские усилия противника и обеспечить собственную военную пропаганду всеми средствами государственной поддержки. Уже в августе 1914 года Англия прервала телеграфную кабельную связь Нового Света с Германией, и печать США должна была довольствоваться исключительно английскими источниками информации о войне, не считая своих собственных, по сути дела, ограничиваться одной английской интерпретацией.

Были созданы специальные правительственные органы по управлению прессой. Комитет общественной информации (Си-Пи-Ай) при правительстве США (его возглавил личный друг президента, Дж. Криль. С мая 1917 года публиковал правительственный орган информации «Оффишиэл буллетин», тираж которого к концу войны составлял 118 тыс. экземпляров. Криль сумел привлечь к работе в своем ведомстве крупных профессионалов, которые были распределены по специализированным секциям: новостей, иноязычной прессы, кино, гражданского просвещения, отношений с промышленниками, военных выставок и ярмарочных экспозиций, устной лекционной пропаганды, рекламы, карикатур и т.д.

Правительство США оказывало и прямое давление в нужном ему направлении на журналистику внутри страны. В принципе идея цензуры глубоко чужда американской журналистской традиции, а сборники основ­ных американских законов не содержат этого слова вообще, американское правительство пошло в годы Первой мировой войны на введение прямой официальной цензуры. Под особо жесткий цензурный контроль были поставлены любая информация военного характера и все ее источники, включая солдатские письма. Военное министерство регулировало все вопросы, связанные с деятельностью военных корреспондентов.

В условиях мировой войны в США были задействованы «Закон о шпионаже» от 15 июня 1917 года, предусматривавший привлечение к уголовной ответственности за «подрыв правительственных кампаний», и принятый в мае 1918 года «Закон о подстрекательстве к мятежу». Тогда же была введена цензура зарубежной почты. Осенью 1917 года был лишен почтовых привилегий и, по сути, закрыт левый общественно-литературный журнал «Мэссиз» («Массы»).

 

Европейская жур-ка.

До войны было введено всеобщее избирательное правою Массовый электорат.

Факторы превращения СМИ:

- большое влияние коммерческой рекламы (рекламные доходы составляли 65%)

- концентрация прессы (крупные издания превращались в еще более крупные)

- экономический

- влияние прогресса полиграфии (печатные машины, повышение тиража, объёма производства и.т.д)

- социальный

 

Но потом, в связи с войной, депрессией, большой конкуренции, тираж газет пошёл на спад. Но существовало расширение практики иллюстрированности, так как, научились печатать фотографии, далее гравюры, иллюстрации. 1910- многокрасочная печать. Использовались репортажи, рисунки в газетах.

В 1912- первый проф. журнал для журналистов.

В 1918- кодекс проф. обязанностей фр. жизни.

С 1910 получат развитие различные формы цветной печати, которая будет использоваться в рекламных целях. Возрастает влияние прессы на развитие экономики, прежде всего посредством рекламы различных товаров.

В 1914 году- тираж газеты «Матен» достиг миллиона экземпляров. Концепция газеты: будет газетой без какого-либо полит. платформы, не зависящей ни от одного банка, ни от партии. Но постепенно они отойдут от поставленной позиции. В 1910- начала выходить газета «Эксельсиор» как издание для тех, кто не умеет читать.

Первая Мировая война нанесла сильнейший удар по западной прессе. Почти во всех европейских странах война привела к ухудшению финансово- экономического положения газет. Многие издания прекратили свое существование. За время войны кол-во журналов в Западной Европе уменьшилось вдвое. Например закрыласт «Газет де Франс». В Германии к началу Первой мировой войны насчитывалось более 4ёх тысяч периодических изданий. За годы войны 500 газет были закрыты.

Пресса испытывала нехватку в бумаге, что привело к сокращению объёма изданий, подорожали газеты и журналы. Во Франции объем ежедневных газет сократился до 2ух страниц против обычных 4ёх. Но тиражи некоторых изданий возрос за счёт трагических событий военного времени, что вызывало интерес у читателей. Мобилизация сотрудников газет, журналов- нанесла сильный удар по кадровому обеспечению. В плане содержания газеты стали однообразны. Накануне и во время войны в них усилились шовинистические и националистические настроения. Все они выступали за единение своих наций против врага. Было давление на жур-ов со стороны власти с целью побудить их поддержать военную политику. Исчезли многие рубрики- спорт, бирживые новости, вместо них- официальные коммюнике, фронтовые сводки. Война дала толчок разитию политического журнализма. Так например, во время войны резко вырос престиж, влиятельность ежедневных лондонских газет. Отмечалось оживление искусства политической карикатуры, продвигая пропагандистские фун-ии. Пацифистские и антивоенные издания оказались в весьма неблагоприятном положение.

Во время войны западная жур-ка приобрела четкую пропагандистскую направленность. Особенно агрессивной была германская пропаганда. В 1916- во Франции был учрежден Дом прессы, структура, призванная координировать пропагандистскую деятельность французских властей. В 1917- был создан Комитет общественной информации, спец. правительственный орган по управлению прессой. Таким образом, на время войны контроль над прессой было в руках гос-ва. Была введена цензура. Была восстановлена предварительная цензура- военные власти имели право запрещать публикации, которые по их мнению, могли вызвать панику у людей. Запрещалось под страхом тюремного заключения от 1-5 лет за публикацию военных сведений, кроме официальных. Во Франции запрещалось распространение и ввоз брошюр напечатанных за границей. Ограничения были наложены и на «Гавас». Они потеряли клиентуру в Латинской Америке, потому что не имели возможностей передавать официальные коммюнике немецких властей. В Великобритании были приняты для безопасности 3 Акта о защите королевства. Великобритания прервала телеграфную кабельную связь США с Германией в результате американская пресса вынуждена была довольствоваться, кроме своих источников информации о войне, исключительно английскими.

С началом войны был запрещен выход в эфир всех любительских радиостанций: они были опечатаны. Всё это контролировало правительство США. Радио использовалось для координации военных действий, разведки и пропаганды.

РАДИО

Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны.
В послевоенные годы прогрессировало экспериментальное вещание, адресованное пока еще немногочисленным радиолюбителям. Быстрое развитие радиовещания поощрялось как со стороны корпораций – производителей радиотехники, деловых кругов, которые оценили его богатые перспективные возможности как средства коммерческой рекламы, так и со стороны многих политиков, осознавших огромный общественный потенциал радио – «газеты без бумаги и расстояний». В печати разных стран развернулась широкая кампания по пропаганде радио, способствующая непрерывному росту интереса общественности к новому средству коммуникации, развитию радиолюбительского движения. В начале двадцатых годов в США и странах Западной Европы были введены в действие сотни экспериментальных и любительских передатчиков. В ноябре 1920 г. экспериментальная радиостанцияRDKA (Питтсбург), принадлежавшая электротехнической корпорации «Вестингаус», провела трансляцию первой заранее объявленной передачи о ходе президентских выборов в США, ознаменовавшую начало регулярного вещания. Вслед за ней регулярное вещание начали станции в Спрингфилде (Массачусетс), в Ньюарке (Нью-Джерси) и других городах. В развитии радиовещания в США изначально превалировали коммерческие аспекты. Вокруг радио была развернута активная реклама, способствовавшая массовому сбыту радиооборудования и быстрому пополнению рядов радиолюбителей.

Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. В 1922 г. в США начинается стремительный подъем радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций.

Принятый в 1927 г. в США закон о радио был призван упорядочить хаотическое развитие вещательной деятельности в рыночной среде. В соответствии с законом была создана федеральная комиссия, в обязанности которой было вменено решение технических проблем вещательной деятельности, распределение частот вещания (предотвращающее наложение радиосигналов разных станций в эфире), а также выдача лицензии в соответствии с классификацией станций по их вещательному формату (типу).

В Европе становление массового радиовещания также происходило в начале двадцатых годов. Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.

В начале 1920-х гг. регулярно вещающие радиостанции почти одновременно появляются и в других западноевропейских странах.

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Первая телевизионная станция WCFL, основанная на механической развёртке, вышла в эфир в Чикаго 12 июня 1928 года. Её создателем был Улисс Санабриа.

Первый патент на используемое сейчас электронное телевидение получил профессор Петербургского технологического института Борис Розинг, который подал заявку на патентование «Способа электрической передачи изображения» 25 июля 1907 года. Однако ему удалось добиться передачи на расстояние только неподвижного изображения — в опыте 9 мая 1911 года.

Движущееся изображение впервые в истории было передано на расстояние 26 июля 1928 года в Ташкенте изобретателями Борисом Грабовским и И. Ф. Белянским. Хотя акт Ташкентского трамвайного треста, на базе которого проводились опыты, свидетельствует, что полученные изображения были грубые и неясные, именно ташкентский опыт можно считать рождением современного телевидения.

По другим данным первая передача движущегося изображения была осуществлена 26 января 1926 года шотландским изобретателем Джоном Бэйрдом[8], основавшим в 1928 год Baird Television Development Company.

Начать регулярное вещание электронного телевидения в США помешала Великая депрессия, совпавшая по времени с появлением пригодных для этого систем. Регулярное электронное вещание впервые было начато в нацистской Германии в 1934 году с развёрткой на 180 строк. Берлинская Олимпиада 1936 года стала первой, с которой велась прямая телетрансляция. При этом использовались как электронные телевизионные камеры, так и специальная кинотелевизионная система с промежуточной киноплёнкой, позволявшая оперативно осуществлять замедленные повторы наиболее интересных моментов. В этом же году в Великобритании началось регулярное электронное вещание по системе, считавшейся тогда телевидением высокой чёткости: с развёрткой на 405 строк.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...