Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Неустойчивая погода в начале декабря часто мешает организации сюжетных игр детей на прогулке, сокращается вынос на участок иг­рового материала, в частности, образных игрушек. Воспитателю при­ходится организовывать детей для игры без игрушек. В таком случае можно поиграть «в сказки» по мотивам «Колобка», «Теремка» и дру­гих простых сказочных сюжетов, в которых присутствует много пер­сонажей, выполняющих однотипные действия (все просятся в тере­мок, все хотят съесть колобка и пр.). Воспитатель как организатор, берет роль первого появляющегося в сказке персонажа. Здесь не тре­буется много игрового материала. Для «теремка» можно использовать домик на участке или обозначить его чертой на земле, выложить кон­тур из скакалок. Для обозначения персонажей, роли которых взяли дети, можно использовать картинки-значки на ленте или бумажную шапочку-ободок. В этих играх важно ролевое взаимодействие, роле­вой диалог и ролевое поведение. Здесь обнаруживается взаимосвязь программных задач речевого и социального развития, а также игро­вой деятельности детей. Воспитатель может использовать такие игры с детьми, у которых есть проблемы с ролевым поведением. Кроме того, в играх, организованных подобным образом, можно задейство­вать одновременно несколько детей, в том числе тех, кого в обычных условиях в игру принимают неохотно (плохо играющих, конфликт­ных, застенчивых и т. д.). При участии воспитателя остальные дети легче идут на игровое «сотрудничество» с мало популярными в груп­пе сверстниками, способствуя тем самым их социальному развитию и росту самооценки.

ПРИРОДА

«3 и м а»

Задачи. Закреплять представления о зиме как о времени года, ее признаках и отличии от других времен года.

Предварительная работа. На прогулках воспитатель предлагает де­тям найти как можно больше признаков зимы. В районах Крайнего Севера, где дети в это время года не гуляют из-за сильных морозов,


занятие проводится без предварительных наблюдений. При этом в содержании занятия отражается специфика природы этого региона (полярная ночь, сильные ветры и т. п.)

Материалы, инструменты, оборудование. Календарь природы, фла-нелеграф или белый лист бумаги (на занятии дети создают зимнюю картину либо на листе ватмана, либо на фланелеграфе), бумажные изображения солнца, снежинки, капельки, дерева без листьев и де­рева с листьями, серого и белого зайца, снегиря и ласточки, цветка, ели или сосны (в первую очередь воспитатель выбирает животных, растения своего региона), обычные и водные лыжи, санки, ребенка в зимней и ребенка в летней одежде и т. п.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предлага­ет детям сложить все снежинки, которые они получили на прогулках за то, что назвали разные признаки зимы, и просит каждого ребенка вспомнить, о чем именно он говорил. Воспитатель объясняет, что се­годня на занятии дети будут составлять «портрет» зимы и показывает два больших листа бумаги (белый и зеленый). Воспитатель спраши­вает, какой из них больше подходит по цвету для изображения зимы, подчеркивает, что зимой на улице много белого цвета — все покры­то снегом. Затем вместе с детьми выбирает изображения животных, растений, объектов неживой природы, которые соответствуют это­му времени года и выкладывает их на листе ватмана, обращаясь при этом к ним с вопросами и предложениями:

— Ребята, есть ли зимой солнышко? (Ответы детей.) Хорошо ли оно греет? Правильно, солнышко зимой светит, но почти не греет. К тому же оно не поднимается высоко. Давайте поставим солныш­ко вот здесь. Смотрите, у нас есть капелька воды и снежинка. Что мы с вами видели на прогулке — капельку или снежинку? Зимой капельки замерзают и превращаются в снежинки. А во что еще превращается вода зимой? Какая горка у нас во дворе? (Ледяная.) Помните, как мы ее делали? Заливали горку водой, а она замерзла и превратилась в лед. Значит, что мы положим на нашу картинку — капельку или снежинку? А теперь, пожалуйста, выберите нужную картинку дерева. Какую из этих двух картинок мы возьмем — с листьями или без листьев? Почему? (Ответы детей.) А вот это что за дерево с зелеными иголками? (Ель, сосна, кедр.) Наверное, оно нам*гоже не подходит, поскольку у него зеленые иголки? (Дети объ­ясняют, почему зеленое хвойное дерево подходит к картине зимы.) Теперь выберем зайчика нужного цвета. Мне нравится серенький. Могу я его положить на лист белой бумаги? Почему нет? Давайте попробуем. Да, действительно, серенький зайчик на снегу заметен. А теперь поместите белого зайчика. Может он спрятаться среди снега, виден ли он на снегу? Тогда оставляем его в нашем зимнем Царстве.


— А какую птичку мы выберем — ласточку или снегиря? Лас­
точки осенью улетают в теплые страны. В холодное время для них
здесь нет еды — насекомых. А вот для снегирей пища есть — раз­
ные ягоды, семена растений. Да и мы с вами подкармливаем птиц.
Значит, какая птичка окажется на нашей зимней картинке? (Сне­
гирь.)

— А как выглядит наша клумба сейчас? Может, на ней выросли
цветы? Может, мы их поливаем? А почему нет? (Ответы детей.) Наша
клумба покрыта снегом. Снег — это снежное одеяло, которое не дает
замерзнуть корешкам многих растений. Теперь давайте выберем кар­
тинку с ребенком, который пошел погулять зимой. Какую одежду он
надел? Что он делает на улице? Что может ему понадобиться — вод­
ные лыжи или обычные?

Подобным образом воспитатель обсуждает разные признаки зимы и выкладывает вместе с детьми на листе разные изображения. После завершения работы дети еще раз называют признаки зимы и что они использовали для того, чтобы создать зимнюю картину.

Если есть время, воспитатель предлагает детям набор разных предметов (варежки, теплый шарф и тонкий шарфик, панамку и зим­нюю шапку, белого и серого зайца и т. п.), чтобы выбрать те из них, которые имеют отношение к зиме.

РИСОВАНИЕ «Зайка серенький стал беленьким»

Задачи. Учить детей видоизменять выразительный образ зайчи­ка — летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать на фон бумаж­ный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской, дополнять композицию по свому желанию (рисовать следы, хлопья снега, зайчат, елки). Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать инте­рес к познанию природы и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев в разных позах — нарисован­ные на бумаге серого цвета (для самостоятельного вырезывания хорошо подготовленными детьми) и вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета (для детей, не очень уверенно владеющих ножницами); ножницы, клей, клеевые кисточки, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матер­чатые, подставки под кисти. У воспитателя: силуэт зайчика серого цвета, варианты изображений зайца для показа цветовой транс­формации образа.


Содержание образовательной деятельности. Воспитатель показывает детям силуэт зайчика серого цвета, прикладывает его к листу белой бу­маги и от имени зайчика «жалуется» на то, что стал заметным на белом снегу: «Шубка у меня серая, а снег белый. Увидят меня волк и лиса — не­сдобровать: ни убежать, ни спрятаться». Воспитатель предлагает детям помочь зайчику — нарисовать картинки о том, как зайчик приготовил­ся к зиме и поменял серую шубку на белую. Прикрепляет на мольберте лист бумаги синего или голубого цвета, показывает детям силуэт зайца, вырезанный из бумаги серого цвета, и наклеивает его внизу листа — на 2—3 см выше нижнего края. Спрашивает, в какой шубке этот зайка — в летней или зимней. Напоминает, что бедному зайке надо поскорее по­мочь сменить летнюю шубку на зимнюю, иначе случится беда: на белом снегу его быстро увидят охотники и хищные звери.

Педагог берет кисть, окунает в белую гуашевую краску и раскра­шивает силуэт серого зайчика, затем рисует дорожку или небольшой сугроб белого снега. Затем показывает еще два-три силуэта серых зайцев в разных позах (сидящих, прыгающих, прячущихся) и сооб­щает, что в этом лесу еще много-много зайцев и всем нужно помочь поменять цвет шубки на белую.

Последующая работа.Оформление выставки «Зимние прятки» с использованием детских рисунков.

 

Воспитатель обращает внимание детей на подготовленные заранее материалы, сообщает, что фигурки зайцев дети могут вырезать сами из бумаги серого цвета (по контуру, нарисованному воспитателем или са­мостоятельно) или же по своему желанию выбрать готовые силуэты. Дети выбирают материалы, художественные инструменты и присту­пают к выполнению задачи. Тем детям, которые быстро справились с заданием, педагог советует нарисовать белой краской еще одного зайца или маленьких зайчат, а также зимние деревья, кусты, сугробы, снеговые тучи. В конце занятия можно предложить детям нарисовать пальчиками следы зайцев на снегу или хлопья снега, падающие с неба.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Летают, летают белые мухи»

Задачи. Обогащать опыт содержательного общения детей со взрослым. Побуждать выполнять речевые задания небольшими под­группами, ориентироваться на партнера-сверстника. Активизиро­вать использование прилагательных, глаголов. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «ж». Подводить к дифференциров-ке твердых и мягких согласных.

Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. Картина с зимним пейзажем.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель выставля­ет на панно картинку с зимним пейзажем, зачитывает детям отрывок из книги Н. Сладкова «Солнцеворот»1:

Все куда-то скрылось и подевалось. Звуки приглушены, запахи замо­рожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, густые травы?Где вы, пестрые бабочки?

Льды закрыли озера, снега укутали землю.

Воспитатель задает детям вопросы:

— О каком времени года я вам прочитала? Когда все это бывает?
Почему вы так думаете? (Рассуждения детей.)

— Что еще происходит зимой? (Свободные высказывания детей.)
Воспитатель загадывает детям загадку Б. Заходера «Нахмурилось

небо...»2.

Детей, отгадавших загадку, педагог спрашивает:

— Как вы догадались, что это снег? (Свободные высказывания.)

— С чем сравнивают снежинки в этом стихотворении? Расскажи­
те, какие бывают снежинки, какой бывает снег? (Снег белый, пушис­
тый, искрящийся, блестящий, сверкающий.)

Затем загадывает следующую загадку Б. Заходера «На стекле букет из роз...»3.

— Какой бывает мороз? (Сильный, крепкий, трескучий.)

1 Ершова О.А., Жукова О.С., Новиковская О.А. Игры круглый год. Программа разви­тия и обучения дошкольника. Школа Олеси Жуковой. — СПб: Нева, М.: Олма-Пресс Образование, 2003. С. 15.

1 Заходер Б. Моя вообразилия. — М.: Оникс, Центр общечеловеческих ценностей, 2005. С. 41.

3 В.Степанов. Угадай-ка. //Самые веселые. — М.: Олма-Пресс Образование, 2004. С. 152.


У кого, скажите, нос В огороде летом рос?1 (У снеговика)

—Как вы догадались, что это снеговик?

—Почему сказано, что нос рос на грядке? (Ответы детей.)

Если дети затрудняются, воспитатель показывает им картинку с изображением снеговика.

Есть у белки, есть у мишки, У лисички, у зайчишки. И в холодный день зимы В ней гулять выходим мы2.

(Шуба)

— Ребята, что делает зимой зайчик? Белочка? Лисичка?

Воспитатель выслушивает свободные высказывания детей, обоб­щает и распространяет их ответы: «Зимой белочка прячется в дупле, где у нее припасены орехи, шишки, сушеные грибы. Зайка бегает по лесу. Ищет, чего бы поесть. Алиса за ним охотится».

—А что делает зимой мишка? (Спит в берлоге.)

—Кто еще из животных спит всю зиму? (Ежик, лягушки, насеко­
мые.)

—Ежик спит в норке. Лягушки ныряют в воду, зарываются в
густой ил. Бабочки забираются в темные щели на крыше. Жуки
зимуют в земле, в коре деревьев. А один жук проснулся и запел.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Жу-жу-жу, жу-
жу-жу...3»

Песенку жука повторяют с детьми хором 3 раза, двигаясь по группе.

Воспитатель говорит:

— Жук придумал для вас игру. Вставайте в круг. Буду бросать мяч и
называть слово. Надо перекинуть мяч назад и произнести слово точно
так, как я. (В игре используются слова: жжжук, дружжжу, закружжжу,
зззову, зззимую, укуТали, уТеплили, нахмурилось-сь-сь, ль-ль-лета-
ют, л-л-ласкаются, нось-сь-сятся, рис-с-совал, сказ-з-зать, гуль-ль-
лять, выхоДить, Добывать.)

В завершение дети разбиваются на команды по 4 человека и со­ревнуются, чья команда лучше прочитает песенку жука. Победители награждаются аплодисментами.

1 Там же, с. 155.

2 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 52.

3 Заходер Б. Моя Вообразилия. — Смоленск: Русич, 2003. С. 127.


^


КОНСТРУИРОВАНИЕ «Мордочки животных»

Задачи. Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали, совмещая противоположные углы. Познакомить с новым спосо­бом техники оригами — отгибание вверх нижних углов треуголь­ника (полученного из квадрата) к соответствующим (каждому углу) сторонам. Учить создавать выразительные мордочки разных жи­вотных из преобразованных треугольников новым способом, ис­пользуя дополнительные детали (геометрические фигуры разной формы и величины) для создания выразительного образа живот­ного.

Материалы, инструменты, оборудование. Мягкие игрушки: заяц, лиса, волк, медведь, поросенок.

Демонстрационный материал: готовые портреты животных (мор­дочки лисы, зайца, медведя, поросенка, выполненные из треуголь­ников соответствующих цветов), квадраты из бумаги оранжевого цвета (17x17 см), прямоугольник из плотной бумаги или картона (3x8 см).

Раздаточный материал: бумажные квадраты (10x10 см) оранжево­го, серого, розового, белого, коричневого цвета (по количеству детей в группе); уши для медведя, зайца, лисы и пятачок для поросенка (со­ответствующего цвета и величины кружочки, овалы для 15—25 мор­дочек); прямоугольники из плотной бумаги (2x8 см) для прикрепле­ния мордочки (15-25); цветные фломастеры для дорисовки образа животного; клей-карандаш.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель предла­гает детям сесть за столы и говорит: «Сейчас я буду загадывать вам загадки, но не простые, а особенные. Вы будете отгадывать загадки про квадраты, про то, как они умеют изменяться. Кто знает, в какую фигуру может превратиться квадрат?»

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель на­водящими вопросами подводит их к правильному ответу (в треуголь­ник).

Далее воспитатель предлагает детям вспомнить четверостишие, слова которого помогают правильно сложить квадрат по диагонали пополам, чтобы получился треугольник.

Педагог берет в руки большой квадрат оранжевого цвета и, про­говаривая слова четверостишия, сгибает его по диагонали пополам.

Квадрат сгибаем осторожно, Чтоб пара противоположных Углов сложилась, и смотри — Углов-то сколько стало? Три!


Четверостишие повторяется несколько раз. Дети самостоятельно превращают квадраты в треугольники.

После того как дети сложат пополам все, предложенные им квад­раты, воспитатель предлагает начать игру в загадки: «У вас на столе много треугольников. Вы их сделали из квадратов. А во что они могут превратиться? Мы сейчас будем отгадывать. Попробуйте отгадать, на что похож вот этот оранжевый треугольник!».

Педагог показывает (один за другим) треугольники разного цвета и побуждает их «увидеть» в каждом из них мордочку какого-то жи­вотного.

Занятие прерывается стуком в дверь. Появляются игрушки: лиса, заяц, медведь и поросенок. Они здороваются и просят детей сделать их портреты.

Воспитатель говорит, обращаясь к игрушкам: «Вы, зверюшки, пришли вовремя. Мы только что говорили о вас. Но мы никогда не делали портретов. Мы сейчас посоветуемся, как их сделать».

Она обращается к детям:

— Мы только что говорили, что этот большой оранжевый тре­угольник похож на лису. Как вы думаете, что надо добавить к тре­угольнику или как изменить его, чтобы получился портрет лисы? Чего нет у оранжевого треугольника, но есть у лисы? Правильно, хоть и похож треугольник на лису, но у него нет ни глаз, ни ушей, ни носа. Я вам сейчас покажу, как превратить треугольник в настоящий пор­трет лисы.

Воспитатель берет в руки треугольник и отгибает сначала один нижний уголок вверх (к его стороне), затем отгибает вниз второй нижний уголок треугольника к соответствующей его стороне. Про­делав эти действия с треугольником, воспитатель говорит: «Теперь треугольник действительно превратился в мордочку лисы. Что надо добавить, чтобы получился настоящий портрет лисы?» После ответов детей, она показывает детям портрет лисы, выполненный ею заранее, и спрашивает у игрушечной лисы: «Лисичка-сестричка, как ты счи­таешь, портрет удался?»

Воспитатель показывает детям «портреты» других животных и предлагает приступить к изготовлению таких же мордочек. Она еще раз показывает детям, как отгибать вверх каждый из двух нижних уголков.

Дети работают самостоятельно. По ходу самостоятельной работы детей, воспитатель выясняет замысел каждого ребенка и наводящими вопросами помогает им или показывает очередной раз, как правиль­но превратить треугольник в мордочку знакомого животного, какие Дополнительные детали (из предложенных геометрических фигур) выбрать для «своего» животного, как и где их приклеить.

В конце занятия все рассматривают поделки (портреты живот­ных) и сравнивают с мордочками, выполненными воспитателем, и Мордочками игрушечных животных. Спрашивают игрушки, нра-


 




вятся ли им их портреты. Воспитатель подводит итог: все портреты (мордочки) сделаны из квадратов, которые сначала превратили в тре­угольники, затем нижние уголки отогнули вверх — получились ушки или щечки (у зайца) и приклеили кружочки, овалы, которые стали на портрете животного глазами, ушами или пятачком.

Последующая работа. В вечернее время с желающими детьми воспи­татель может разыграть на столе игру-драматизацию с использованием детских поделок по знакомой или придуманной самостоятельно сказке.

ЛЕПКА «Л и с е н о к»

Задачи. Учить лепить животных конструктивным или комбини­рованным способом на основе базовой формы «конус». Показать, что основные части тела лисички (туловище, голова, хвост) можно лепить в форме конусов, различающихся по величине. Продолжать учить моделировать форму пальцами для придания образу точнос­ти и выразительности (вытягивать, оттягивать, приподнимать хвост и нос). Познакомить со способом получения нового цвета (оранже­вого) путем смешивания двух исходных красок (желтой и красной). Показать новый прием скрепления деталей с помощью зубочисток или спичек. Создать условия для поиска способов придания фигурке устойчивости. Развивать чувство формы и пропорций.

Предварительная работа. Освоение способа лепки конуса при изоб­ражении простых объектов (морковь, сосулька). Просмотр мульт-


фильма «Как лисы с курами подружились» по мотивам сказки Я. Эк-хольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадца­тый и другие». Подготовка композиционной основы для коллективной работы (изготовление «лесной полянки» в картонной коробке).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин желтого и оранжевого цвета, стеки, дощечки для лепки, маленькие пуговички для изображения глаз, салфетки бумажные и матерчатые.

Для показа детям — фигурка лисички, вылепленная педагогом за­ранее, и пластилиновый конус для демонстрации базовой формы.

Содержание образовательной деятельности. Педагог пред­лагает детям вспомнить мультфильм «Как лисы с курами под­ружились». Спрашивает, понравился ли им лисенок, ка­кой он (добрый, правдивый, справедливый, храбрый, чест­ный — он всегда говорит только правду). Предлагает слепить его.

Педагог показывает лисенка, вылепленного из трех конусов раз­ной величины, и предлагает детям определить, каким способом со­здана эта игрушка. Дети рассматривают пластилиновую скульптурку и определяют, что она создана на основе конусов («морковок»): туло­вище — большой конус, хвост — конус чуть меньше и тоньше, голо­ва — самый маленький конус. Педагог показывает детям три конуса разного размера (исходные формы).

Педагог обращает внимание детей на то, что эти конусы по-разно­му размещены в пространстве: у туловища узкий конец (верхушка ко­нуса) смотрит вверх, у головы — в сторону, а хвост можно повернуть разными способами (поднять вверх, положить на землю, обернуть вокруг туловища, изогнуть дугой и т. д.).

Затем педагог показывает детям приемы придания образу вырази­тельности: слегка оттягивает и приподнимает вверх нос, вытягивает и загибает кончик хвоста, изгибает хвост. При этом спрашивает детей, что делает лисенок (принюхивается, чихает, хитрит, виляет хвостом). Если необходимо, педагог возвращает деталь в исходное положение, чтобы дети могли наглядно сравнить варианты и убедиться в том, что движения пальчиков рук придают образу выразительность: у лисенка появляется характер, становится понятно, что он делает, какое у него настроение.

Педагог спрашивает детей, какого цвета у лисенка шубка, и обра­щает их внимание на подготовленный материал (тем самым создает проблемную ситуацию для поиска способа получения нового цвета). Если дети не могут догадаться, что оранжевый цвет можно получить путем механического смешивания двух других цветов (желтого и красного), педагог предлагает детям вспомнить, как можно получить этот цвет при рисовании красками.

Дети соединяют комочки пластилина желтого и красного цвета. Получив комок оранжевого цвета, делят его на три части разного раз­мера и начинают лепить лисят по мотивам мультфильма «Как лисы с


курами подружились». Педагог помогает советами и вопросами: «Что делает лисенок? С кем он подружился? Кому он будет помогать? Кого он увидел? Почему у него хвост изогнулся (голова повернулась, лапка поднялась)? Что нужно сделать с носиком лисенка, чтобы показать, как он принюхивается? А как передать, что лисенок задумался? Огор­чился? Обрадовался?» Многим детям педагог помогает и практически, особенно при скреплении частей и передаче выразительности.

В конце занятия дети переносят своих лисят на лесную полянку.

Последующая работа. Обыгрывание пластилиновых лисят, приду­мывание историй (куда побежали, кого встретили, кому помогали). Дальнейшее освоение и совершенствование способа лепки на основе конуса на занятиях по лепке «Дед Мороз принес подарки» и «Снегу­рочка танцует».

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Времена года. Зима»

Задачи. Продолжать формировать первые представления детей о временах года, их последовательности и цикличности.

Предварительная работа. Чтение сказки Н. Абрамцевой «Мороз­ное окошко».

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображени­ем вида из окошка в разные времена года, мягкая игрушка — котенок.

Содержание образовательной деятельности. Воспитатель вспоми­нает с детьми, какую сказку они читали накануне, о ком рассказы­вается в этой сказке. Показывает детям мягкую игрушку — котенка.


Спрашивает, что вначале увидел за окошком котенок, что это были за черные прутья, почему деревья и кусты так выглядели. Подводит детей к выводу о том, что котенок увидел их осенью, когда деревья и кусты сбрасывают листья. Выставляет на доску первую картинку с изображением того, что котенок увидел из окошка осенью.

Затем педагог просит детей вспомнить, что случилось дальше, когда закончилась дождливая осень и наступила зима, что тогда про­изошло с окошком, какие «картины» рисовал на окне мороз. Просит детей представить, что мог увидеть котенок за окошком зимой, какие стояли за окном деревья и кусты. Показывает вторую картинку с зим­ним пейзажем.

Далее воспитатель обсуждает с детьми, что произошло потом, ког­да стало пригревать солнышко, как называется это время года, что еще происходит весной (тает снег, появляются проталинки, вырас­тает первая трава и цветы, прилетают птицы). Демонстрирует детям третью картинку и рассматривает ее вместе с ними.

После этого педагог спрашивает детей, какими стали черные вет­ки, когда котенок увидел их вновь, понравились ли они котенку, по­чему котенок забыл про окошко, как называлось то «зеленое» время года, которое так полюбил котенок.

Воспитатель выставляет на доску последнюю картинку, рас­сматривает ее вместе с детьми. Затем просит детей назвать все времена года, спрашивает их, почему окошко было уверено, что тепло не навсегда — какое время года наступит после лета, после осени.

Педагог предлагает детям послушать стихотворение и сказать, о каких временах года в нем говорится. Читает стихотворение Е. Трут­невой (после каждой строфы делает паузу и обсуждает с детьми, о ка­ком времени года идет речь):

Голубые, синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава.

Луг, совсем как ситцевый Всех цветов платок, — Не поймешь, где бабочка, Где какой цветок. Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые, пушистые В небе облака.


 




Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые плоды. И не видно радуги, И не слышен гром. Спать ложится солнышко Раньше с каждым днем.

Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога. Подо льдами крепкими Дремлют воды рек. Белыми сугробами Лег на крыши снег. В небе звезды яркие Водят хоровод. Старый год прощается, Входит Новый год1.

Воспитатель спрашивает детей, какой скоро наступит праздник, как они будут к этому празднику готовиться.


ДЕКАБРЬ. 15 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Предновогодние ожидания детей связаны в первую очередь с желанием получить заветный пода­рок на Новый год. Поэтому и образовательная работа этой недели бу­дет строиться преимущественно по этой теме. Дети узнают о том, как надо принимать подарки и как дарить их другим, желая порадовать, что можно пожелать при этом. На занятии по развитию речи педагог будет вовлекать детей в диалог с игрушкой, в общий разговор, учить пересказывать небольшой рассказ о подарке для мальчика Бори.

В процессе наблюдения за животными на прогулке, общения с ними в уголке природы и на занятии воспитатель будет формиро­вать у детей представление о том, что животные — это не игрушки и с ними нельзя обращаться как с игрушками. Дети будут сравнивать, чем они похожи и чем не похожи игрушки на настоящих животных.

Дети вместе с педагогом продолжат мастерить поделки для ук­рашения группы и новогодней елки, осваивая способ складывания листа бумаги пополам с отгибанием противоположных углов вверх и вниз.

Они будут овладевать новым способом «рисование по-мокрому», изображая игрушку, которую хотели бы получить в подарок; лепить Деда Мороза с заветным мешком для подарков конструктивным спо­собом (из отдельных частей) на основе конуса.

Прочитанные художественные произведения увлекут детей в вол­шебный мир, в котором все игрушки оживают в Новый год, и с ними происходят удивительные приключения. Радостная атмосфера ожи­дания праздника будет поддерживаться и на музыкальных занятиях этой недели.


 


Трутнева Е. Ф. Проталинки. Стихи. — М.: Детская литература, 1973. С. 3.


 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Игруш­ки. Подарки». 2. Физкультура № 15.1. Разучивание тех­ники ходьбы с поворотами (направо, на­лево). Повторение техники спрыгивания с высоты 20 см. Развитие выносливости: медленный бег в чередовании с ходьбой в заключительной части занятия.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Гонки санок тройками».



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  После сна Чтение сказок «Жираф» и «Котенок» из цикла «Сказки Детского мира» С. Седова.
Вечер Игры по инициативе детей.
2 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Природа. «Кролик — это не игрушка!». 2. Музыка № 15.1. Музыкальное движе­ние: упражнение «Пружинки и прыжки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»); упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприседания, кружение на беге. Танцы: (рус. нар. пляс­ка «По улице мостовой»); игра-пляска с пением «Зимняя игра» (музыка, слова и движения А. Мовсесян), хоровод «Ново­годняя хороводная» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденева).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Целься верней». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Э. Блайтон «Приключе­ния Нодди».
Вечер Игры по инициативе детей.
3 день Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Развитие речи. «Какие бывают подар­ки». 2. Рисование. «Пушистые игрушки».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Поезд в туннель», «Гонки санок тройка­ми», «Попрыгунчики вокруг санок». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Э. Блайтон «Приключе­ния Нодди» (продолжение).
Вечер Игры по инициативе детей.
4 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Дед Мороз принес подарки». 2. Музыка № 15.2. Игра на детских му­зыкальных инструментах: В. А. Мо­царт «Колокольчики звенят» (из оперы

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    «Волшебная флейта»). Музыкальное движение: игра-пляска с пением «Зим­няя игра» (музыка, слова и движения А. Мовсесян); хороводы «Топ и хлоп» (муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. Е. Кар-гановой), «Новогодняя хороводная» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденева).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Попрыгунчики вок­руг санок». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки Н. Абрамцевой «Ново­годние подарки».
Вечер Игры по инициативе детей.
5 день Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из бумаги. «Елочные игрушки». 2. Физкультура № 15.2. Разучивание техники прокатывания мячей малого диаметра в различных направлениях. За­крепление умения выполнять ходьбу с поворотами (направо, налево). Развитие гибкости: подвижная игра «Обезьянки».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Поезд в туннель». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.

Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Поскольку эта неделя — одна из самых холодных, основные наблюдения проводятся в зимних садах, уголках природы, экологических комнатах. Если погода позволяет, на улице дети продолжают наблюдать за снегом, солнцем, ветром, исследовать лед. Если на участке есть птицы или белка, воспитатель предлагает понаблюдать за ними и сказать, чем они похожи и чем не похожи на игрушки, которые есть в группе. (Можно на одну из прогулок взять соответствующие игрушки для сравнения.) При этом воспитатель подчеркивает, что птицы, белочка — это живые существа, а игрушки только изображают их, они — не живые. Дети подкармливают живот­ных именно той пищей, которая им подходит.


 




Наблюдения в уголке природы. В течение недели воспитатель обра­щает внимание на поведение имеющихся в уголке природы живот­ных, задает детям вопросы: «Что животное сейчас делает? А что оно вообще умеет делать? Как вы считаете, попугайчик — живой? А хомя­чок? Почему вы так решили? Как вы думаете, если мы нашу морскую свинку выпустим в парке, ей там будет хорошо? А что с ней может случиться?» и т. п.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что животные ды­шат, едят, бегают, растут, прыгают, у них бывают детеныши, и делает вывод: все они живые.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...