Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства




В уголовном праве понятие «экологическое преступление» начали употреблять в начале 80-х годов XX века. С принятием УК Республики Беларусь 1999 года в законодательство было введено понятие преступления против экологической безопасности и природной среды, под которымпонимается совершенное умышленно или по неосторожности общественно опасное деяние, причинившее или могущее причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

Общественная опасность уголовно наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий:

· совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (например, ч.1 ст. 282 УК);

· смерть либо заболевания людей (например, ч. 3 ст. 272 УК);

· причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере (например, ст. 264, ст. 276 УК);

· гибель растительности или животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (например, ч.2 ст. 281 УК) и.т.п.

Составы преступлений в области окружающей среды определены в Главе 26 УК «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст.ст. 263-283 УК). Ряд составов преступлений в области окружающей среды находится в иных главах, например, в главе 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» установлена уголовная ответственность за экоцид, т.е. умышленное массовое уничтожение растительного или животного мира, либо отравление атмосферы или водных ресурсов, либо совершение иных умышленных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст.131 УК); в главе 33 «Преступления против порядка управления» – за самовольное занятие земельного участка (ст.386 УК) и т.д.

С учетом объекта посягательства можно выделить две группы экологических преступлений. Во-первых, преступления, которые посягают на экологический правопорядок в целом. Объектом таких посягательств являются общественные отношения по поводу окружающей среды как интегрированного объекта правового регулирования, например, нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами (ст. 278 УК), сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды (ст. 268 УК), прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст. 266 УК) и т.д.

Вторую, наиболее многочисленную группу экологических преступлений составляют те, в которых в качестве объекта выступает порядок использования и охраны отдельных компонентов природной среды или природных объектов:

· порча земель – ст. 269 УК;

· нарушение правил охраны недр – 271 УК;

· загрязнение либо засорение вод ‑ ст. 272 УК;

· загрязнение атмосферного воздуха ‑ ст. 274;

· загрязнение леса – 275 УК;

· незаконная порубка деревьев и кустарников ‑ ст. 277 УК;

· незаконная добыча рыбы и водных животных – 281 УК;

· незаконная охота – ст. 282 УК и др.

Следует отметить, что по общему правилу (примечание 2 к Главе 26 УК) крупным признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, а особо крупным – размер ущерба на сумму в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Отмечая экологическую ценность таких компонентов природной среды как растительный и животный мир, законодатель установил более высокие требования при применении мер уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании названных объектов. Так, крупным размером ущерба при загрязнении леса и незаконной порубке деревьев и кустарников признается ущерб на сумму, в 80 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Особо крупным размером ущерба при уничтожении либо повреждении леса в результате неосторожного обращения с огнем, несоблюдении правил производства взрывных работ, нарушении правил эксплуатации других источников повышенной опасности, нарушении порядка заготовки и вывозки древесины, а также незаконной порубке деревьев и кустарников признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. При нарушении законодательства о животном мире согласно примечанию к ст. ст. 281-282 УК крупным и особо крупным признается соответственно ущерб в размере 40 и более, 100 и более базовых величин установленных на день совершения преступления.

Обсудив практику рассмотрения судами дел об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 18 декабря 2003 г. № 13 обратил внимание судов на то, что строгое соблюдение законодательства об охране окружающей среды является условием обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов. В силу этого при рассмотрении дел о нарушении законодательства в данной области следует обеспечивать всестороннее и полное исследование обстоятельств противоправного деяния, учитывать характер наступивших последствий, не допускать необоснованного освобождения виновных от ответственности, а также от возмещения ущерба, причиненного вредным воздействием на окружающую природную среду. Судам надлежит иметь в виду, что особенностью правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды, является их отсылочный и бланкетный характер. Поэтому при их применении необходимо обращаться к нормативным правовым актам и международным договорам Республики Беларусь, регулирующим отношения в области охраны и рационального использования природных объектов, а также порядок возмещения причиненного вреда. Было отмечено, что судам необходимо устанавливать причинную связь между совершенными действиями (бездействием) и наступившими вредными последствиями либо между деянием и возникновением угрозы причинения физического или экологического вреда и выяснять, не вызваны ли эти последствия иными факторами и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли действия в состоянии крайней необходимости. Устранение виновными лицами последствий нарушения и приведение природного объекта в первоначальное состояние не является основанием для освобождения их от ответственности за допущенное правонарушение. Если причиненный вред не был устранен или возмещен до рассмотрения дела, суд должен принять меры по его возмещению. Судам надлежит иметь в виду, что основанием уголовной ответственности за преступления с признаками административной преюдиции является умышленное совершение виновным запрещенного уголовным законом деяния. Совершение в таких случаях деяния по неосторожности в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, при отсутствии последствий в виде заболевания людей, смерти или причинения ущерба в крупном размере, влечет административную ответственность.

Причинение экологического вреда как основание применения гражданско-правовой ответственности

В соответствии со ст. 99 Закона «Об охране окружающей среды» привлечение лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду. Возмещение такого вреда следует рассматривать как меру имущественного воздействия на правонарушителя в виде гражданско-правовой ответственности. Важнейшим принципом возмещения вреда согласно ст. 933 ГК является принцип полноты возмещения вреда.

Вред, причиненный в результате вредного воздействия на окружающую среду посредством правонарушения, называется в доктрине права окружающей среды экологическим вредом, понятие которого является более широким, чем понятие «вред окружающей среде» и включает вред, причиненный:

· окружающей среде;

· жизни, здоровью граждан;

· имуществу граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства.

В свою очередь под вредом, причиненным окружающей среде, понимается имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь. Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Такса представляет собой условную единицу исчисления ущерба в базовых величинах. Размер таксы не выражает подлинных убытков, причиненных окружающей среде, а является средней оценкой стоимости всей суммы отрицательных последствий от правонарушения. Таксовый способ исчисления ущерба, причиненного окружающей среде, облегчает на практике определение размера такого ущерба в денежном выражении.

Правовую основу возмещения вреда на основании такс составляют:

· Указ Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. N 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде», которым определены таксы в отношении всех компонентов природной среды за исключением недр и объектов животного мира;

· Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г., № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», который устанавливает таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания.

Порядок определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, устанавливается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2008 года, № 1042.

Вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен лицом, причинившим вред, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств на основании претензии органа, осуществляющего государственный экологический контроль либо по решению суда.

Согласно ч.2 ст.101-4 Закона «Об охране окружающей среды» исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает трех базовых величин (ч.8 ст.101 Закона «Об охране окружающей среды»).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экологически опасную деятельность, обязаны возместить вред, причиненный окружающей среде в результате указанной деятельности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы. В случае причинения вреда окружающей среде в результате экологически опасной деятельности, до постановки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ее осуществляющих, на государственный учет в области охраны окружающей среды суд может возложить на указанных лиц обязанность возмещения вреда. Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г., №349.

Вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...