Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные»

Ситуация 1.

Учитель просит заранее подготовленных учеников к доске и просит каждую из пар сделать кормушки для птиц. Первая пара ребят с удовольствием начинают делать кормушку, а вторая пара учеников говорят:

Вопросы:

· Правильно, что ребята отказались делать кормушки? Почему?

· Зачем нам нужно подкармливать птиц?

· Что еще мы можем сделать для птиц кроме кормушек?

Ситуация 2.

Заранее подготовленные ребята читают произведение «Федорино горе». Затем вместе с классом проходит обсуждение.

Вопросы:

· Какой была Федора?

· Что нужно делать, чтобы не быть ленивыми?

· А вы любите трудиться?

· Как вы трудитесь?

Ситуация 3.

Во время эстафеты на уроке физкультуры один из учеников проиграл, вследствии чего он обиженный садится на лавку и сидит там до конца урока.

Учитель спрашивает: «Почему ты не продолжил играть с ребятами?

- У меня не получается, я не буду заниматься спортом,- отвечает ученик.

Вопросы:

· Почему мальчик не хочет заниматься спортом?

· А нужно ли заниматься спортом? Почему?

· Что мы можем посоветовать мальчику, чтобы воспитать спортивный дух?

Ситуация 4.

Учитель на классном часу учитель спрашивает учеников, в какие года была Великая Отечественная Война. Большая часть класса поднимают руки и отвечают на вопрос, оставшиеся дети сидят не поднимая рук. Учитель спрашивает одного из них.

- Вы разве не знаете, когда была война?

-Нет, это было давно и мне это не интересно, - отвечает один из учеников.

Вопросы:

· Ребята, правильно ли, что мальчик не является патриотом страны? Почему?

· Что можно сделать, чтобы развивать чувство патриотичности?

· Что мы можем посоветовать мальчику?

· Нужно ли любить свою страну? Почему?

· Зачем нам быть патриотами?

Ситуация 5.

Пара учеников читают выразительно часть произведения и обсуждают его.

Посмотри-ка на свои руки, дружок... Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

Вопросы:

· О чем здесь говорится?

· Важен ли труд для человека? Почему?

· Нужно ли беречь труд других?

· А вы любите трудиться? Как вы трудитесь?

Ситуация 6.

Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Вопросы:

· Правильно ли ведет себя ученик? Почему?

· Почему, как вы думаете, он нарушает дисциплину снова?

· Как нужно вести себя в школе? Почему?

· Что нужно посоветовать мальчику?

Ситуация 7.

Однажды учитель пошел в поход с учащимися 4 класса. Учитель всё проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил ещё раз проверить: у Оли. оказался тяжёлый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый лёгкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова, сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились…

Вопросы:

· Правильно ли поступил Вова? Почему?

· Нужно ли помогать товарищам? Зачем?

· А вы любите помогать? Кому вы помогаете?

· Что мы посоветуем Вове?

Ситуация 8.

Учитель просит каждого из учеников написать свои нравственные качества, перед эти объяснив, что такое нравственность и нравственные качества. Затем идет обсуждение.

Вопросы:

· Сколько качеств вы написали?

· Каких получилось больше? Хороших или плохих?

· Как вы думаете почему таких качеств получилось больше?

· Считаете ли вы себя нравственными?

· Как мы можем стать более нравственными?

Ситуация 9.

На перемене две ученицы 3 класса решили почитать книжку со сказками. Первая взяла книгу Таня, Оле тоже хотелось почитать эту же книгу. Оля подошла к парте Тани:

- Таня, дай мне эту книгу, - попросила Оля.

- Нет, не дам, я же первая ее взяла, - ответила Таня.

- Если не дашь книгу, я заберу твою ручку, - сказала Оля.

Вопросы:

· Ребята, что можно сказать про девочек?

· Хорошо ли быть жадными? Почему?

· Как должны были поступить каждая из девочек?

· А вы любите жадничать? Почему?

· Какими нужно быть по-отношению к друзьям? Взрослым?

Ситуация 10.

Учитель 3 класса со своими ученицами садили цветы на пришкольном участке.

После уроков один из учеников дарит учителю один из тех цветов, которые они сегодня садили.

- Зачем ты сорвал цветы, которые сегодня садили девочки?- спросила учительница.

- Я хотел сделать вам приятно, - виновато ответил ученик.

- Спасибо, но больше так не делай, - ответила учительница.

Вопросы:

· Правильно ли поступил ученик? Почему?

· Как выдумаете понял ли мальчик, почему учитель сказала так не делать?

· Как нужно относиться к природе? Почему?

· Нужно ли было ругать ученика? Почему?

· Что мы посоветуем мальчику?

 

Список литературы

1. Морозова И.О. Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников. Смоленск, 2001. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_po.html

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.- 2009. - с.5

3. Нравственное воспитание детей в современной начальной школе. URL: http://diplomba.ru/work/100466

4. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко; Л. Ц. Вовк, С. В. Омельяненко – М.: Просвещение, 1993.

5. Тамбовкина Т.И. Педагогические ситуации // Начальная школа. 2006. № 16

6. Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.

7. Артюх В.А. Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций. 22.06.14. URL: http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...