Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды бухгалтерского учета и отчетности в рыночной экономике




 

Основные виды бухгалтерского учета в рыночной экономике

 

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни) и составлении на основании всего этого бухгалтерской и финансовой отчетности.

Наблюдение представляет собой общее представление о происходящем хозяйственном явлении.

Измерение придает количественное выражение происходящему хозяйственному явлению.

Регистрация осуществляется в пределах установленной системы и облегчает процесс запоминания и изучения наблюдаемых хозяйственных явлений.

Виды бухгалтерского учета:

. Управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета - формирование информационной системы на предприятии.

Главная задача управленческого учета - подготовка достоверной и полной информации, которая служит источником для принятия на предприятиях необходимых управленческих решений в процессе управления.

Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т.п.).

Эта информация, как правило, используется в процессе принятия управленческих решений при планировании и прогнозировании на предприятии, контроле текущей деятельности, оптимизации использования ресурсов, оценке эффективности деятельности.

Конечной целью управленческого учета является помощь руководству в достижении стратегических целей предприятия. Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками;

. Финансовый учет - это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составе имущества, о фондах и т.д.

Данные финансового учета используются акционерами фирм, банками, кредитующими предприятия, инвесторами, органами государственного управления и т.д.

В совокупности они характеризуют эффективность использования финансовых и производственных ресурсов, количество и качество произведенной и реализованной продукции, величину затрат ресурсов (себестоимость) и примененных ресурсов (авансированного капитала). Объемы реализации и себестоимости определяют размер прибыли предприятий. Соотношение объема реализации с примененными ресурсами характеризует отдачу основных и оборотных средств в виде продукции и оборачиваемость капитала. В совокупности эти показатели предопределяют рентабельность примененного капитала и реализованной продукции, использование собственных и заемных средств и общие финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий. Величина полученной прибыли в сочетании с оборачиваемостью оборотных средств и движением денежных средств определяет финансовое состояние и платежеспособность предприятий.


Виды отчетности

 

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Система отчетности дает возможность определить итоги работы не только отдельных предприятий, но и объединений, министерств и ведомств. Показатели отчетности способствуют обобщению данных в целом по народному хозяйству. Вместе с тем их используют сами предприятия для контроля за выполнением производственных и финансовых планов, для выявления недостатков и их устранения.

Отчетность предприятий классифицируется по различным признакам.

По видам она делится на оперативную, статистическую и бухгалтерскую.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри предприятия. Она составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду и т.д. В ней содержатся сведения о выполнении плана поставок материалов, о производстве важнейших видов продукции, соблюдении договоров, финансовом положении предприятия и т.д.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Так, с помощью статистической отчетности контролируется реализация плана по объему и качеству продукции, использование оборудования и рабочего времени, выполнение норм выработки, динамика производительности труда и т.д.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Ее составляют по данным бухгалтерского учета.

Формирование отчетности организации является завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям. Следовательно, отчетность организации исходя из адресности ее пользователей подразделяется на внутрихозяйственную и внешнюю.

Внутрихозяйственная отчетность выполняет управленческие и информационные функции внутри предприятия. Она используется для разработки и оценки текущих и перспективных планов развития предприятия и принятия на этой основе оперативных и стратегических управленческих решений.

Внешняя отчетность предназначена для удовлетворения потребностей внешних пользователей исходя из разнообразия их интересов.

инвесторам необходима информация, которая поможет определить, следует ли приобретать, держать или реализовывать акции (доли участия). Они также заинтересованы в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды (часть чистого дохода);

работникам, заинтересованным в информации о стабильности и доходности деятельности организации. Они также заинтересованы в информации, которая даст им возможность оценить способность организации обеспечивать их заработной платой, пенсией и возможностью дальнейшей работы по найму;

заимодателям, заинтересованным в информации, которая позволит им определить, будут ли их займы и вознаграждения, причитающиеся им, выплачены в срок;

поставщикам и другим торговым кредиторам, заинтересованным в информации, которая даст им возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними;

покупателям, заинтересованным в информации о непрерывности деятельности организации, особенно когда они имеют с ней долгосрочные соглашения или зависят от данной организации;

государственным органам, заинтересованным в информации о распределении ресурсов и, следовательно, о деятельности организаций. Им также нужна информация, чтобы регулировать деятельность организации, определять политику налогообложения, размер национального дохода и так далее;

общественности, так как организации могут внести существенный вклад в экономику многими способами, включая занятость населения и поддержку поставщиков.

По периодичности составления отчетность предприятия подразделяется на промежуточную и годовую.

Промежуточная (текущая) отчетность может быть посменной, ежедневной, недельной, декадной, месячной, квартальной и полугодовой. Она более краткая, содержит ограниченное количество форм и показателей, а сроки ее представления более сжатые. Анализ текущей отчетности позволяет определять и быстро исправлять недостатки в работе, предотвращать их появление в дальнейшем.

Годовая отчетность характеризует хозяйственную деятельность и финансовые результаты предприятия за отчетный год.

По степени обобщения отчетных данных отчетность предприятия подразделяется на первичную и сводную (консолидированную).

Первичная отчетность характеризует хозяйственно-финансовую деятельность конкретного предприятия.

Сводную (консолидированную) отчетность составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичной бухгалтерской отчетности подведомственных предприятий. Она содержит обобщенные показатели деятельности вышестоящей организации. Большинство показателей сводной отчетности определяется суммированием соответствующих показателей отчетных форм подведомственных предприятий. Отдельные показатели определяются расчетным путем.

По объему представляемой информации отчетность может быть общей, характеризующей итог хозяйственной деятельности предприятия в целом, и специализированной, раскрывающей отдельные стороны этой деятельности (отчетность о материально-техническом снабжении, о выпуске и реализации продукции и др.).

По срокам представления отчетность делится на:

нормативную - представляемую в строго определенные сроки.

срочную - предоставляемую по истечении 4 - 5 дней после отчетного периода.

По объёму отражаемых результатов хозяйственной деятельности отчётность может быть:

полной;

краткой (сокращенной)

По охвату видов деятельности отчётность может включать все стороны деятельности организации или только включать одну его отрасль (торговлю, снабжение и т.д.).

По распространению на отрасли экономики отчётность может быть типовой и отраслевой. В первом случае используются типовые формы отчётности, а во втором - специализированные, отражающие деятельность какой-либо отрасли.

По способу отправки отчётность может быть:

почтовой;

электронной;

доставленной нарочно.

. Методика составления ликвидационного баланса

По окончании срока (не менее двух месяцев со дня публикации объявления) и после проведения инвентаризации ликвидатор подготавливает промежуточный ликвидационный баланс.

Согласно п.2 ст.63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

. сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица:

перечень зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;

перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;

перечень нематериальных активов с указанием нематериальных активов и стоимости по активу баланса;

перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов; в том числе указываются товары отгруженные; расчеты с дебиторами: за товары, работы и услуги, по векселям полученным, с дочерними организациями, с бюджетом, с персоналом, по прочим операциям, с прочими дебиторами; авансы, выданные поставщиками и подрядчиками; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета;

. перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности, решения об удовлетворении.

. результаты их рассмотрения.

При подготовке как промежуточного, так и окончательного ликвидационных балансов в соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) составляется полный комплект бухгалтерской отчетности организации.

Следовательно, бухгалтерский баланс и прочие формы бухгалтерской отчетности составляются на бланках, предусмотренных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

В пояснительной записке следует привести подробный перечень имущества и обязательств ликвидируемой компании, а также сделать расчет чистых активов с целью определения достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с п.2 ст.63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями, для чего необходимо проведение общего собрания.

Утвержденный учредителями (участниками) промежуточный ликвидационный баланс ликвидатор представляет в регистрирующий (налоговый) орган вместе с уведомлением о его ликвидации.

На основании вышеназванных документов, полученных от ликвидатора, регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица свидетельство об этом по форме N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.

Какие контрольные мероприятия проводить в отношении ликвидируемого юридического лица, налоговый орган решает самостоятельно. Однако следует готовиться к выездной налоговой проверке.

В налоговом законодательстве нет каких-либо специальных норм в отношении налогового контроля ликвидируемых юридических лиц. В случае назначения выездной налоговой проверки в организацию направляется соответствующее уведомление.

Решение должно содержать ссылку на причину проведения выездной налоговой проверки - ликвидация.

На основании решения по акту документальной проверки и после получения акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@ "Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам", определяется сумма задолженности организации перед бюджетом.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется по итогам инвентаризации и подтверждается результатами аудита. Следовательно, данные бухгалтерского баланса об имуществе и обязательствах ликвидируемой организации абсолютно достоверны, т.е. все неликвидное имущество списано, дебиторская и кредиторская задолженности подтверждены актами сверки задолженностей и являются взаимно признанными. Споры с дебиторами и кредиторами урегулированы.

Далее следует удовлетворить все законные требования кредиторов и окончательно ликвидировать предприятие. Удовлетворение требований кредиторов возможно только за счет денежных средств и имущества, являющихся собственностью ликвидируемой компании. И здесь очень важно понимать, что дальнейшие действия ликвидатора зависят от того, хватает ли денежных средств и имущества для удовлетворения всех требований кредиторов.

Если ликвидируемой организации суммы денежных средств и имущества хватает для погашения всех требований кредиторов, тогда:

погашаются требования кредиторов;

распределяется имущество ликвидируемой организации между учредителями (участниками);

составляется ликвидационный баланс.

Если ликвидируемой организации суммы денежных средств и имущества не хватает для погашения всех требований кредиторов, тогда имущество реализуется с публичных торгов.

Наилучшей является ситуация, когда денежных средств компании достаточно для удовлетворения всех требований кредиторов. Ликвидатор погашает эти требования, выплачивая соответствующие суммы за счет денежных средств, учтенных в балансе.

Но это не означает, что обязательства погашаются исключительно в денежной форме. Возможна ситуация, когда у ликвидируемой организации в балансе учтен аванс, полученный от покупателя в счет поставки товаров, а сами товары лежат на складе. Разумеется, следует просто осуществить поставку и тем самым прекратить обязательство.

Также возможны соглашения с кредиторами, когда в счет погашения задолженности они готовы принять какое-либо имущество (в т. ч. ценные бумаги). В этом случае ликвидируемая организация осуществляет реализацию имущества, после чего проводится зачет взаимных встречных обязательств.

После того как требования всех без исключения кредиторов погашены, оставшиеся денежные средства и имущество ликвидируемого юридического лица распределяются между его участниками. В этом случае участники вправе распорядиться имуществом по своему усмотрению, так как оно не отягощено долгами.

Например, могут получить его в натуральной форме либо поручить ликвидатору или иному лицу его продать. При этом ничто не ограничивает право собственности участников: имущество продается на основании договора купли-продажи по цене, определяемой соглашением сторон.

Иное дело, если денежных средств не хватает. В этом случае участники утрачивают полномочия собственников и реализация имущества ликвидируемой компании идет по другой процедуре.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Цель составления ликвидационного баланса уточнение реального финансового положения ликвидируемой организации.

На основании ликвидационного баланса организация определяет реальную стоимость своих активов и решает, как их выгоднее реализовать.

Все необходимые данные, для баланса данные готовит бухгалтерия ликвидируемой организации.

При составлении ликвидационного баланса необходимо соблюдать требования, установленные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 года №43н.

Хотя промежуточный ликвидационный баланс (в отличие ликвидационного баланса) составляется до удовлетворения требований кредиторов, в нем, на основании пункта 2 статьи 63 ГК РФ, будут отражаться суммы долгов, предъявленных и списанных как до, так и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией.

Отражать в ликвидационном балансе кредиторскую задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества) не нужно.

Целью окончательного ликвидационного баланса является демонстрация всех без исключения убытков, которые пришлось понести кредиторам предприятия и непосредственно собственниками.

Следует учесть, что входящие остатки, показываемые в окончательном ликвидационном балансе, должны находиться в соответствии с данными промежуточного баланса.

Что касается кредиторской и дебиторской задолженностей, их следует распределить или даже списать, когда составляется ликвидационный баланс.

Согласно действующему законодательству, те убытки и прибыль, которые обнаруживаются в процессе составления ликвидационного баланса, расцениваются как балансирующая статья и не могут нести никакой другой нагрузки, включая налоговую.

Законом о государственной регистрации установлено, что в течение пяти дней со дня подачи документов ликвидация юридического лица считается завершенной и организация прекращает свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...