Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ракетно-космический комплекс




 

Нынешнюю ситуацию в области ракетно-космической техники с большой долей вероятности можно характеризовать как предкризисную.

Следует отметить, что первоначальные конкурентные преимущества российских носителей на рынке запусков во многом уже нивелированы и имеют устойчивый тренд к дальнейшему снижению, который обусловлен причинами как внутриотраслевыми – старением производственных фондов, снижением технологической дисциплины, ухудшением кадрового потенциала и т.д., так и внешними по отношению к отрасли – укреплением курса рубля, переходом к рыночным методам формирования цен на энергоносители и т.д. В этой ситуации продолжение первоначальной стратегии рыночного предложения российских носителей, основанной на «лидерстве по издержкам», более невозможно.

Ситуация с растущими издержками внутрироссийского космического производства в среднесрочной перспективе частично могла бы быть выправлена путем использования мер государственной поддержки производителей экспортно-ориентированной наукоемкой продукции. В противном случае неизбежно снижение рыночной доли российских носителей на рынке запусков.

В настоящее время российские предприятия значительно отстают во всех ключевых технологиях создания спутников связи, и именно это объясняет практическое отсутствие российской доли в данном сегменте рынка[164]. Российское производство спутников практически не представлено ни на рынке готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих (более того современные российские спутники связи почти до 80% состоят из иностранных компонентов).

В этой связи, в соответствии с целью государственной политики в ракетно-космической сфере предусматривается формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Цель технологического развития ракетно-космической промышленности заключается в достижении технологического лидерства на избранных сегментах рынка, что является одним из национальных приоритетов научно-технологического развития России[165].

Целевыми индикаторами при этом являются:

Объем промышленной продукции РКП (по сравнению с 2007 годом) к 2010 году должна увеличиться в 1,3 раза, а к 2015 году – в 1,8 раза.

Доля присутствия продукции РКП на сегментах мирового космического рынка возрастет с 8 до 15 процентов.

Реализуемая в настоящее время политика по развитию отрасли проводится в соответствии с утвержденной Стратегией развития ракетно-космической промышленности на период до 2015 года по целевым программам:

Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (ФКПР-2015);

ФЦП «Глобальная навигационная система» на 2002-2011 годы (ФЦП «ГЛОНАСС»);

ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП «Развитие ОПК-2015»);

ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы;

а также в проектах:

ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии Российской Федерации» на 2007-2010 годы;

ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы.

При этом финансовые средства федеральных целевых программ ГПВ-2015, ГЛОНАСС направлены на закупку изделий для государственных нужд, разработку образцов ракетно-космической техники и лишь частично на поддержание необходимых технологий.

Капитальные вложения на реконструкцию и техническое перевооружение предусматривают:

адресную инвестиционную поддержку внедрения специального технологического оборудования, обеспечивающего реализацию базовых технологий производства изделий РКТ, предусмотренных ФКПР 2015 и ФЦП «Развитие ОПК-2015»;

повышение общего технического уровня предприятий, производящих РКТ за счёт автоматизации технологических процессов обеспечивающих снижение трудоёмкости, повышение качества и надёжности изделий РКТ;

создание технологических условий для широкого внедрения информационных технологических процессов (ИПИ-технологий).

Основная доля этих инвестиций формируется в рамках ФКПР-2015 и ФЦП «Развитие ОПК-2015».

Приоритетными направлениями государственной политики в этой области являются следующие.

Первое – создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке:

развитие современных средств выведения (модернизация действующих ракет-носителей и разработка новых ракет-носителей и разгонных блоков, создание ракеты-носителя среднего класса для выведения пилотируемого космического корабля нового поколения), космических спутников с увеличенным сроком активного существования;

подготовка к реализации прорывных проектов в области космических технологий и исследований космического пространства.

Второе – завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС:

развертывание спутниковой группировки на базе аппаратов нового поколения с длительным сроком активного существования (не менее 12 лет) и повышенными техническими характеристиками;

создание наземного комплекса управления и создание оборудования для конечных пользователей, его продвижение на мировой рынок, обеспечение сопряженности аппаратуры ГЛОНАСС и GPS.

Третье – развитие спутниковой группировки, в том числе создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи – фиксированной, подвижной, персональной (на всей территории Российской Федерации); создание группировки метеорологических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени.

В долгосрочной перспективе интересы поддержания высокой конкурентоспособности на рынке передачи информации потребуют качественного скачка в повышения интервала «конкурентного существования» спутников связи. Это может быть достигнуто только путем создания технологий производства «многоразовых» спутников связи, т.е. таких, которые будут изначально проектироваться и создаваться с возможностью их обслуживания, заправки ракетным топливом, ремонта и модернизации непосредственно на орбите. Итогом такого технологического развития может стать появление к 2025 году массивных орбитальных платформ, на которых будет размещаться различная целевая аппаратура и другое оборудование, в т.ч. энергетическое, допускающее обслуживание или замену. В этом случае рынок спутникового производства претерпит существенные структурные и количественные изменения.

При этом, не взирая на то, что в настоящее время российское производство спутников практически не представлено ни на рынке готовых изделий, ни на рынке отдельных комплектующих, России необходимо продолжать усилия по выходу в данный сегмент рынка. При этом целью этих усилий может быть не только завоевание некоторой рыночной доли, но интересы технологического развития, а также национальной безопасности.

С этой точки зрения наибольший интерес представляет международный проект Blinis – программа передачи технологий по интеграции модуля полезной нагрузки между Thales Alenia Space (Франция) и ФГУП НПО Прикладной механики им. М.Ф.Решетнёва.

Проект Blinis рассчитан на передачу самой дорогостоящей на Западе части работ при создании модуля полезной нагрузки: проектирования, сборки и проведения испытаний; на российское предприятие. Планируется, что рыночная стоимость модуля полезной нагрузки будет уменьшена на 15-20 процентов. Проект Blinis получил право на жизнь под давлением рыночной ситуации, поскольку европейские компании Thales Alenia Space и EADS Astrium не в состоянии предложить конкурентную цену с Orbital Sciences Corporation.

Четвертое – расширение присутствия России на мировом космическом рынке:

удержание лидирующих позиций на традиционных рынках космических услуг (коммерческие пуски – до 30%);

расширение присутствия на рынке производства коммерческих космических аппаратов, расширение продвижения на внешние рынки отдельных компонент ракетно-космической техники и соответствующих технологий;

выход на высокотехнологические сектора мирового рынка (производство наземной аппаратуры спутниковой связи и навигации, дистанционное зондирование земли);

создание и модернизация системы российского сегмента международной космической станции (МКС).

Для всех сегментов рынка по производству носителей в настоящее время характерно превышение предложения над спросом и, соответственно, высокий уровень внутренней конкуренции – в условиях стагнации на рынке производства спутников в начале 2000 гг. это уже привело к значительному падению цен на рынке запусков. В частности, только Россия (как и США[166]) предлагает сразу несколько, зачастую близких рыночных предложений в каждом сегменте[167], например:

в сегменте запуска «тяжелых» и «средних» спутников связи – носитель «Протон-М» и носитель «Зенит-3SL» по программе «Морской старт», в среднесрочной перспективе к ним добавится носитель «Ангара 5».

в сегменте запуска «малых» спутников связи – носитель «Союз-2» и носитель «Зенит-3SLБ» по программе «Наземный старт», с 2009 года – носитель «Союз-ST» с космодрома Куру.

в сегменте запуска спутников ДЗЗ – «легкие» носители «Союз», «Днепр», «Рокот», «Космос», «Старт», в среднесрочной перспективе легкие варианты носителя «Ангара».

В среднесрочной перспективе в условиях незначительного роста количества производимых спутников уровень рыночной конкуренции во всех сегментах возрастет еще более, когда на рынок выйдут «тяжелые» и «легкие» носители таких стран, как Япония, Китай, Индия.

В долгосрочной перспективе объемы и структура рынка носителей будет напрямую зависеть от ситуации на «ведущих» по отношению к нему рынках: информационных и производства спутников, в частности:

на рынке «тяжелых» и «средних» носителей от перехода к «многоразовым» спутникам связи, развития рынков космического производства и космического туризма,

на рынке «легких» носителей от возможности перехода информации ДЗЗ в разряд «сетевых товаров».

Стратегической целью России на рынке запусков может стать удержание своей рыночной доли, но не «любой ценой», поскольку в условиях ограниченных ресурсов это, с одной стороны, может привести к превращению России в «космического извозчика», а с другой – забвению других сегментов космической деятельности.

Пятое – проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности.

К 2015 году будут образованы три-четыре крупные российские ракетно-космические корпорации, которые к 2020 году выйдут на самостоятельное развитие, и будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны, эффективную деятельность России на международных рынках.

 

Шестое – модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности:

техническое и технологическое перевооружение предприятий отрасли, внедрение новых технологий, оптимизация технологической структуры отрасли;

развитие системы космодромов, оснащение новым оборудованием наземных средств управления, систем связи, экспериментальной и производственной базы ракетно-космической промышленности.

Таблица 51 – Основные показатели развития ракетно-космической промышленности

Наименование 2007-2020 гг.
Инерционный вариант Инновационный вариант
Производство, млрд. рублей    
Инвестиции, млрд. рублей    

Основными направлениями технологических работ для реализации государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения являются:

Для ракетных войск стратегического назначения и военно-морского флота:

разработка высокоэнергетического твердого топлива,

разработка конструкционных композиционных материалов для корпусов РДТТ,

разработка теплозащитных материалов РДТТ,

создание высокостойких электрорадиоизделий,

доработка многофункциональных экраннозащитных покрытий;

Для систем предупреждения о ракетном нападении:

разработка матричных фотоприемников ИК-диапазона,

разработка криогенных систем глубокого охлаждения с повышенным ресурсом,

разработка программного обеспечения и элементной базы,

снижение массогабаритных характеристик КА и внедрение технологий создания микро-КА;

Для разведки:

изготовление крупногабаритных облегченных зеркал,

разработка матричных приемников изображения для видимого и ИК диапазонов,

разработка криогенных устройств разработка радиолокатора с синтезированием апертуры на основе АФАР,

создание крупногабаритных антенн разработка бортовых, ЭВМ с производительностью до 109 оп/c,

разработка бортовых радиолокаторов допплеровского типа высокой чувствительности,

разработка бортовых ретрансляционных комплексов в мм- диапазоне,

разработка бортовых ретрансляционных комплексов в оптическом диапазоне,

создание радиационностойкой элементной базы для целевых и служебных систем КА связи и боевого управления;

Для связи и боевого управления:

создание малогабаритных, высокопроизводительных БЦВМ, средств связи и передачи данных, в том числе средств лазерной межспутниковой связи,

разработка комплексных боевых программ командных пунктов и эффективного объединения данных от разнородных информационных источников,

создание средств обнаружения баллистических ракет на новых принципах сбора и анализа информации о характеристиках и способах боевого применения средств воздушно-космического нападения потенциального противника.

Таблица 52 – Прогнозная оценка потенциально достижимого отечественного уровня технологического развития по отношению к мировому

  Ракетно-космическая техника
  № п/п Технологические направления Сравнительная оценка
  Существующий уровень 2015 г. (прогноз) 2025 г. (прогноз)
1. Космические системы навигации      
2. Космические системы ретрансляции информации      
3. Гидрометеорологические космические средства      
4. Космические средства дистанционного зондирования Земли      
5. Спутниковые системы связи и вещания      
6. Космические средства геодезического и картографического обеспечения      
7. Космические средства связи и боевого управления      
8. Космические средства предупреждения о ракетном нападении      
9. Космические средства радиоэлектронной разведки      
10. Космические комплексы оптикоэлектронного наблюдения      
11. Космические средства многоцелевого радиолокационного наблюдения      
12. Космические средства наблюдения за морскими акваториями      
             

Примечание: 1 – значительное отставание от мирового уровня; 2 – общее отставание, некоторые достижения в отдельных областях; 3 – значительные достижения, приоритетные достижения в отдельных областях; 4 – высокий уровень развития, мировое лидерство.

 

Таблица 53 - Сравнительная оценка уровня производственных технологий ракетно-космической промышленности

Производственные технологии ракетно-космической промышленности
№ п/п Технологические направления Сравнительная оценка
Существующий уровень 2015 г. (прогноз) 2025 г. (прогноз)

 

1. Автоматические системы функционального диагностирования состояния жидкостных ракетных двигательных установок 2-3 2-3 3-4
2. Автоматизированные системы для стендовых испытаний двигательных установок      
3. Лазерная технология, инструментальное производство, средства технического обеспечения (СТО) для изготовления РКТ   2-3  
4. Гироскопы и приборы точной механики для ракетостроения и космических аппаратов.      
5. Промышленная чистота изделий РКТ      
6. Оборудование вакуумных покрытий      
7. Пневмогидроиспытания      
8. Неразрушающий контроль в производстве РКТ      
9. Заготовительное производство 2-3    
10. Специальное технологическое оборудование   2-3  
11. Сварка и пайка 2-3 2-3  
12. Наноматериалы и технологии их использования в производстве РКТ      

Примечание: 1 – значительное отставание от мирового уровня; 2 – общее отставание, некоторые достижения в отдельных областях; 3 – значительные достижения, приоритетные достижения в отдельных областях; 4 – высокий уровень развития, мировое лидерство.

 

Таблица 54 – Факторы, определяющие развитие ракетно-космической промышленности

Вид деятельности Факторы роста (инерционный вариант) Дополнительные факторы роста (инновационный вариант)
Производство продукции ракетно-космической промышленности Техническое перевооружение в соответствии с прогнозными объемами финансирования. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях ракетно-космической промышленности. Ввод в эксплуатацию находящихся на завершающей стадии разработки космических комплексов. Удовлетворение государственных нужд в космических средствах и услугах будет обеспечиваться также за счет закупки необходимых услуг за рубежом. Обеспечение гарантированного и независимого доступа России в космос. Ускоренный ввод в эксплуатацию космических комплексов и систем, развертывание орбитальных группировок космических аппаратов для полного удовлетворения государственных нужд. Создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса и переход на многоразовые ракетно-космические системы. Разработка с 2012 года космических средств нового поколения. Проведение полной модернизации объектов наземной космической инфраструктуры. Полная замена средств выведения на экологически чистые средства. Передовые фундаментальные и научно-прикладные космические исследования.

 

При инерционном варианте развития производство продукции ракетно- космической промышленности к 2010 году вырастет на 17%, в 2020 году – на 55-60% к уровню 2007 года.

Рост производства по данному варианту будет обеспечен:

частичным техническим и технологическим перевооружением отрасли;

реализацией межведомственных и ведомственных целевых программ;

обеспечением безусловного удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах для обороны, социально-экономической и научной сфер, реализацией ФЦП «ГЛОНАСС» и созданием конкурентоспособной космической транспортной системы с ракетой-носителем среднего класса повышенной грузоподъемности.

При инновационном варианте развития производство продукции ракетно-космической промышленности вырастет к 2010 году на 26%, к 2020 году – в 2,6 раза к уровню 2007 года.

Рост производства по данному варианту будет обеспечен:

интенсивным техническим и технологическим перевооружением с 2008 года;

реализацией полного перечня федеральных и ведомственных целевых программ, обеспечивающих развитие ракетно-космической промышленности и возможность создания ракетно-космической техники нового поколения с 2012 года;

обеспечением безусловного удовлетворения государственных нужд в космических средствах и услугах для обороны, социально-экономической и научной сфер, дополнительно к инерционному сценарию реализацией проекта перспективной пилотируемой транспортной системы;

завершением организационно-структурных преобразований предприятий отрасли и созданием системообразующих интегрированных структур, связанных единой направленностью деятельности и отношениями собственности;

обеспечением уровня загрузки производственных мощностей к 2020 году 75 процентов;

выполнением в полном объеме долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов по различным научным направлениям с созданием опережающего аппаратурного задела для ракетно-космической промышленности;

строительством космодрома «Восточный» в целях обеспечения Российской Федерации независимого доступа в космос во всем спектре решаемых задач;

широким внедрением ИПИ технологий;

решением кадровых проблем отрасли.

Дополнительный прирост производства продукции ракетно-космической промышленности по инновационному варианту по отношению к инерционному составит в 2010 году 16-17 млрд. рублей, в 2020 – 115-117 млрд. рублей. Указанный прирост может быть достигнут за счет:

реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение эффективности использования ресурсов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации;

проведения структурных преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий, включая закупку современных технологий и оборудования;

интенсивного технического, технологического переоснащения предприятий по всем направлениям создания ракетно-космической техники;

создания и использования после 2010 года космических аппаратов нового поколения в интересах развития связи, метеонаблюдения, дистанционного зондирования земли, фундаментальных космических исследований и космических технологий;

сохранения традиционных ниш на международном космическом рынке и обеспечения выхода с коммерческими продуктами на новые его сектора после 2015 года, а также усиления координации деятельности предприятий отрасли с предприятиями других ведомств, обеспечивающих продажу услуг в области космической деятельности;

создания стимулов для значительного привлечения высококвалифицированных кадров.

Основные направления совершенствования технологического потенциала в отрасли, затрагивающие существенную часть предприятий отрасли и оказывающие влияние на эффективность функционирования отрасли в целом заключаются в следующем:

обеспечение гарантированного производства изделий ракетно-космической техники, предусмотренной «Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы» (ФКП) и другими программами;

снижение длительности производственного цикла и себестоимости изготовления изделия ракетно-космической техники;

обеспечение качества и требуемой надёжности отечественной ракетно-космической техники с целью обеспечения её конкурентоспособности на мировом рынке космической техники и услуг.

Для совершенствования технологического потенциала отрасли планируется:

создание нового поколения специального технологического оборудования, обеспечивающего сохранение и совершенствование используемых базовых технологий;

совершенствование структуры парка технологического оборудования за счёт замены морально устаревшего и физически изношенного отечественного и импортного оборудования на новое, в основном, с ПУ;

автоматизация мелкосерийного и единичного производства на основе широкого внедрения ИПИ-технологий, групповой технологии и много-функциональных станков с ПУ;

реконструкция и техническое переоснащение предприятий и объектов на космодромах;

внедрение перспективных и прорывных технологий.

 

При реализации Федеральной космической программы России[168] на 2006 – 2015 годы будут достигнуты следующие результаты:

 

завершена разработка, модернизация и ввод в эксплуатацию космических систем и комплексов нового поколения, в том числе:

а) увеличена пропускная способность магистральных, внутризоновых, местных, корпоративных, ведомственных сетей связи и увеличены емкости сетей распределительного телерадиовещания, что обеспечит в необходимых объемах и с заданным качеством:

глобальную, в реальном масштабе времени, устойчивую и абсолютно защищенную президентскую и правительственную связь;

потребности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в современных средствах телекоммуникаций, включая конфиденциальную связь;

потребности жителей всех регионов России, в том числе малонаселенных и удаленных в современных видах связи;

потребности сухопутных, морских и воздушных абонентов в глобальной связи с использованием маломассогабаритных терминалов массовых потребителей, отвечающих современным требованиям по видам, качеству и объему услуг с учетом требований международных стандартов;

б) увеличена периодичность обновления данных гидрометеорологического наблюдения до 3 часов для средневысотных космических аппаратов и до реального масштаба времени для геостационарных космических аппаратов, что обеспечит:

получение информации для качественного составления краткосрочных (до 3-5 суток) и долгосрочных (до 15 и более суток) прогнозов погоды;

высокооперативное (порядка 0,5-1 суток) выявление катастрофических явлений и аварий (землетрясений, селей, лавин, наводнений, загрязнений биосферы, прорывов нефте- и газопроводов и т.п.), своевременное предупреждение о чрезвычайных ситуациях, раннее предупреждение о лесных пожарах;

в) повышена разрешающая способность космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (до 1 м), увеличено количество спектральных диапазонов наблюдения (до 1000) и повышена периодичность наблюдения земной поверхности (до 8 часов), что обеспечит:

удовлетворение потребностей в информации дистанционного зондирования Земли при картографической деятельности, использовании Северного морского пути, геологическом изучении территории страны, инвентаризации сельских и лесных угодий, составлении кадастров, контроле опасного антропогенного воздействия на среду обитания;

удовлетворение на минимально необходимом уровне потребностей регионов России информацией дистанционного зондирования Земли;

г) реализовано 11 национальных космических проектов и обеспечено участие в 5 зарубежных проектах, включающих разработку и использование средств наблюдения астрофизических объектов в рентгеновском, гамма- и радиодиапазонах со сверхвысоким разрешением, средств для исследования солнечно-земных связей, средств для доставки планетного вещества на Землю, а также средств для исследования Марса, Луны и других космических тел Солнечной системы, что обеспечит:

российские научные школы необходимой информацией для проведения фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе и образцами внеземного вещества (грунт Фобоса);

жителей всех регионов России данными прогноза «космической погоды» и информацией о неблагоприятных для их здоровья явлений на Солнце и в магнитосфере Земли;

д) создан космический комплекс с малоразмерным космическим аппаратом с повышенной точностью определения координат терпящих бедствие объектов, обеспечены оперативность получения аварийных сообщений до 10 секунд и точность определения местоположения объектов, терпящих бедствие, до 100 м;

е) завершена сборка российского сегмента международной космической станции и реализована долгосрочная программа научно–прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте международной космической станции, созданы технологические и научно-технические заделы для развития пилотируемых полетов, в том числе на Марс;

ж) разработан автоматический космический аппарат технологического назначения, обслуживаемый с борта пилотируемой станции, обеспечивающий отработку базовых технологий получения материалов, в т.ч. органических и биопрепаратов с характеристиками, недостижимыми в земных условиях;

з) продлена эксплуатация базовых космических ракетных комплексов «Союз» и «Космос-3М» за счет их модернизации, создан ракетно-космический комплекс «Ангара» нового поколения, работающий на экологически чистых компонентах топлива, завершено строительство для них наземных стартовых и технических комплексов, созданы высокоэффективные разгонные блоки, снижена удельная стоимость выведения и повышена масса полезного груза, выводимого на геостационарную и другие орбиты

 

2) Повышена эффективность управления космическими аппаратами и пилотируемыми космическими комплексами за счет создания и развития на долевой основе наземного автоматизированного комплекса управления, разработаны и внедрены новые экономичные технологии управления космическими аппаратами, снижены затраты на управление космическими аппаратами;

 

3) Исследованы ключевые проблемы развития космонавтики, созданы опережающие научно-технический и технологический заделы в области базовых технологий и ключевых элементов космических систем и комплексов различного назначения, проведены проектно-поисковые и системные исследования в области развития ракетно-космической техники;

4) Обеспечены сроки активного функционирования космических аппаратов до 15 и более лет, создана высоконадежная радиационно-стойкая помехоустойчивая длительно функционирующая служебная и целевая бортовая аппаратура космических аппаратов, достигнута микроминиатюризация целевых и служебных систем космических аппаратов, увеличена до 90 процентов доля российских разработок в составе оборудования космических аппаратов;

5) Обеспечен выход российских космических средств на такие перспективные секторы мирового космического рынка, как связь, вещание и дистанционное зондирование Земли.

Оценка количества обеспеченных рабочих мест показывает, что в результате реализации Программы будут созданы условия для закрепления кадрового потенциала специалистов ракетно-космической промышленности и сохранены 250 тыс. рабочих мест с современным технологическим оснащением.

Оценка степени решения экологических проблем, связанных с применением космических средств показывает, что в результате реализации Программы будет обеспечено практическое решение экологических проблем. Прекращено загрязнение полей падения ступеней ракет-носителей и объектов испытательной базы проливами токсичных компонентов топлива за счет полного прекращения эксплуатации ракеты-носителя «Протон» и ракет-носителей, созданных на базе конверсионных межконтинентальных баллистических ракет, перехода на использование ракет-носителей только с экологически чистыми компонентами топлива, проведения рекультивации почвы, очистки вод, создания системы экологического мониторинга и обеспечения экологической безопасности за счет сокращения номенклатуры используемых ракет-носителей с 10 до 4 типов, совмещения районов падения отделяемых частей различных ракет-носителей, применения гибких программ управления ракетами-носителями в полете, снижения остатков топлива в отработанных ступенях, экологического обследования районов падения, космодромов и технологических объектов. Общая площадь земель, отчуждаемых под районы падения ступеней, сократится на 40 процентов.

Оценка величины экономического эффекта от результатов космической деятельности в социально–экономической и научной сферах показывает, что в результате реализации Программы обобщенный экономический эффект в период 2006 – 2015 годов прогнозируется на уровне 500 млрд. рублей в ценах 2005 года.

Что касается формирования рынка орбитального туризма, то это направление может реально состояться не ранее 2015 года, а его объем к 2025 году достичь 500 млн. долларов при «средней» цене тура в 5 млн. долларов. При этом конкурентоспособные программы орбитального туризма могут появиться как результат:

развития проектов суборбитального туризма,

диверсификации проектов по коммерческой доставке экипажей и грузов на МКС, финансируемых NASA,

коммерческой диверсификации новой российской пилотируемой системы.

Несмотря на то, что российские предприятия, в целом, обладают всеми технологиями для создания проекта орбитального туризма, такая программа и российское присутствие на этом рынке могут являться лишь второстепенной, побочной целью национальной пилотируемой программы.

Учитывая имеющиеся стартовые условия, а также внутренние и внешние факторы, следует оценить вероятность достижения заявленных целей по инновационному сценарию технологического развития отрасли как умеренно оптимистичные. Имеющийся научно-технический задел по развитию российской системы средств выведения позволяет сделать вывод о достижимости прогнозируемой динамики изменения диапазона масс полезных грузов, выводимых российскими средствами выведения, и удельной стоимости выведения полезных грузов на орбиту ракетами-носителями среднего и тяжелого классов на период до 2025 года.

В свою очередь, реализацию стратегии «догоняющего» развития в области создания спутников различного назначения целесообразно строить путем кооперации (создания совместных предприятий) как с лидерами спутникового рынка, в первую очередь, европейскими, так, и, возможно, лидерами в других высокотехнологичных направлениях, например, из Южной Кореи или стран Юго-Восточной Азии.

По своим техническим характеристикам отечественные образцы РКТ, создаваемые в рамках федеральных целевых программ, уже к 2015 году в целом должны выйти на мировой уровень. Однако для достижения полного паритета по всем технико-экономическим показателям с образцами космической техники ведущих зарубежных стран и создания задела для обеспечения превосходства перспективной РКТ отечественного производства необходима дополнительная ресурсная поддержка со стороны государства технологических работ по целевым направлениям.

Общим условием реализации благоприятного варианта технологического развития ракетно-космической отрасли является перевод всей российской экономики на инновационный путь развития и решение других задач, сформулированных в Стратегии развития России до 2020 года. В частности, необходимым условием является проведение государством глубокой реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, обеспечение высоких темпов развития отечественной науки и образования, смежных отраслей (прежде всего, радиоэлектронной).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...