В Приложении 3 смотрите таблицу «Виды морфем».
Послетекстовые задания 1. Определите главную мысль текста.
2. Ответьте на вопросы: Что такое морфема? На каком основании выделяются виды морфем? Какая морфема является центральной, «главной» в слове и почему? Какие морфемы называются служебными? Какими отличительными свойствами обладает корень по сравнению с аффиксами? Какие встречаются виды аффиксов? Что такое формально выраженные и нулевые аффиксы?
3. Составьте план текста. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Дайте письменные ответы на вопросы: Какие Вы знаете минимальные значимые части слова? На какие две большие группы делятся морфемы? Каковы свойства корня слова? Какие значения может иметь корень слова? Какие существуют виды морфем с точки зрения положения в слове? Что такое нулевое окончание? Может быть корневая морфема нулевой?
2. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения: производное слово непроизводное слово основа слова производная основа непроизводная основа окончание (флексия) корень слова аффикс приставка (префикс) суффикс постфикс интерфикс аффиксы формально выраженные / нулевые нулевое окончание.
3. Дополните предложения: Аффикс, стоящий после корня или после другого суффикса, называется … Изменяемая часть слова называется … Основа слова – это часть слова без … В словах нефтЕпровод, самОлёт выделена морфема, которая называется … К свойствам корневой морфемы относится то, что она … Общая часть родственных слов называется … В конце слова переписываться стоит морфема, которая называется …
4. Из слов, данных в скобках, выберите нужное. В словах слово, основа, согласный (нулевое / формально выраженное окончание / нулевое окончание).
В словах род, синоним, суффикс (нулевое / формально выраженное окончание / нулевое окончание). В словах хобби, такси, весело, ещё (нулевое окончание / нет окончания / нулевое окончание). В словах падеж, сад, звонил, дом (нулевое окончание / нет окончания / нулевое окончание). В словах весело, громче, играя (нет окончания / формально выраженное окончание / нулевое окончание)
5. Нарисуйте схему «Виды морфем» и впишите в неё придуманные Вами примеры.
6. Перескажите текст по составленному плану.
2.3. Функции аффиксальных морфем Предтекстовые задания 1. Подберите синонимы к словам: функция, совокупность, образование (слов), префикс, флексия.
2. Объясните значения сложных слов, исходя из значений частей этих слов. Образец: словоизменение = изменение слов.
Словообразование, формообразование, словоформа, словоизменительные (морфемы).
3. По названию текста определите его тему.
4. Прочитайте текст.
Аффиксальные морфемы выполняют различные функции в языке. Словообразовательная функция аффиксов состоит в образовании новых слов, ее выполняют приставки (префиксы), суффиксы и интерфиксы. Например: рука – руч к а, при ручить; сам + летать – самОлёт и т. п. Формообразующая функция аффиксов заключается в образовании с их помощью грамматических форм слова (словоформ). В русском языке словоизменительные морфемы выступают в виде флексий (окончаний). Например: рук а, рук и, рук е, рук у, рук ой, о рук е. Некоторые аффиксы могут совмещать эти функции, например, суффиксы и префиксы глаголов могут выражать дополнительное словообразовательное значение и значение грамматическое: бежать – до бежать – у бежать – при бежать – в бежать и т. п. Здесь мы видим различные словообразовательные значения и грамматическое значение совершенного вида.
С точки зрения функции, выполняемой в слове, аффиксальные морфемы делятся на: – словообразовательные; – формообразующие. Словообразовательные аффиксы служат для создания новых слов и изменяют лексическое значение слова, входят в состав лексического значения слова. Например: читать → чита- тель (человек, который читает), читать → чте- ние (процесс действия), читать → чита- лк -а (жарг. место, где читают, библиотека). Формообразующие аффиксы образуют формы слова: инфинитив глагола (строи- ть), форму прошедшего времени (писа- л); формы степеней сравнения прилагательных и наречий: добр- ее, добр- ейш -ий и др. Значение формообразующих аффиксов не входит в лексическое значение слова, не изменяет его. Сравним: бежа-ть, бежа-л и рисова-ть, Умение разграничивать формообразующие и словообразовательные аффиксы необходимо для правильного членения слов на морфемы. Например, в слове учитель, образованном от глагола учи -ть, правильно выделить суффикс -тель (а не суффикс -ель). В результате членение слова на морфемы (разбор слова по составу) будет выглядеть следующим образом: уч-и-тель ¨ (корень уч-, суффиксы -и-, -тель-, нулевое окончание). Послетекстовые задания 1. Ответьте на вопросы: Какие виды аффиксов Вы знаете? Что такое функция? Какие функции могут выполнять аффиксы? Для чего они служат? Как Вы понимаете словообразовательную функцию аффиксов? Входит ли значение словообразовательных аффиксов в лексическое значение слова? Докажите. При помощи каких суффиксов образуются формы глагола? Приведите примеры. При помощи каких суффиксов и приставок образуются формы степеней сравнения прилагательных? Приведите примеры.
2. Определите главную мысль текста.
3. Определите главную мысль каждого абзаца. Составьте план текста. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Дайте письменные ответы на вопросы: Какие функции выполняют аффиксы?
Какие аффиксы выполняют словообразовательную функцию? Приведите примеры, не указанные в тексте. Какие аффиксы являются формообразующими? Приведите примеры, не указанные в тексте. Входят ли формообразующие аффиксы в основу словообразования?
2. Продолжите предложения. Термин «словообразование» имеет в лингвистике два значения: 1) процесс________________________________________________ 2) раздел_________________________________________________ Разделами словообразования являются _____________________ ________________ Минимальная значимая часть слова называется _______________ ________________ Отличие морфемы от фонемы состоит в том, что морфема является ________________________________ единицей языка, а фонема односторонней. Основное лексическое значение слова содержится в _____________ _______________ морфеме. Значение____________________________ аффиксов входит в состав лексического значения слова. __________________________ аффиксы выражают грамматическое значение слова. _________________________ аффиксы не входят в основу слова.
3. Из слов, данных в скобках, выберите нужное. Суффикс -ТЬ инфинитива (входит / не входит) в основу словообразования. Основа слова сфотографировать (производная / непроизводная). Основа слова окончание (производная / непроизводная). Основа слова палец (производная / непроизводная). Слово современный (образовано / не образовано) от слова время. Слово носить (образовано / не образовано) от слова нос.
4. Запомните значения терминов, составьте с ними предложения: словообразовательные суффиксы формообразующие аффиксы словообразовательная функция формообразующая функция словоизменительные морфемы словоформа.
5. По составленному плану перескажите текст.
2.4. Дериватология. Основные способы словообразования Предтекстовые задания 1. Ответьте на вопросы: Из каких разделов состоит словообразование как наука? Что изучает морфемика?
2. По названию текста определите его тему.
3. Прочитайте текст. Дериватология – раздел языкознания (точнее – словообразования), изучающий словообразовательную роль морфем, способы образования слова, закономерности современного словообразования, отношения формальной и смысловой производности слов.
Производность (словообразовательная мотивация) – это такое отношение между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно предопределены формой и значением другого слова (или нескольких слов): тигр > тигр ёнок, смысл > бес смысл ица. Слово, основа которого мотивирована по форме и значению основой другого слова, называют производным словом (или дериватом). Вновь образованные слова это слова с производной основой. Каждое производное (более сложное) слово имеет производящее слово, Дом, окно, светить – производящие слова. Домик, подоконник, светильник – производные слова (дериваты). Словообразовательное значение (СЗ) выводится из формального и семантического соотношения производного слова в сравнении с производящим: # столик < стол: СЗ уменьшительно-ласкательное по отношению к предмету, названному производящим словом; студентка < студент: СЗ лицо женского пола по отношению к мужскому. Основные способы словообразования в русском языке В современном русском языке новые слова образуются несколькими способами, среди которых выделяются морфологические и неморфологические способы образования новых слов. При морфологических способах образования нового слова меняется в первую очередь форма слова за счет прибавления или усечения аффиксов; словообразовательное значение выражается с помощью аффиксов или других средств.
Словообразовательным формантом называется формальное средство выражения словообразовательного значения – аффикс, с помощью которого образуется новое слово: дом- ик < дом, при- ехать < ехать, со- автор < автор, студент- к- а < студент, учи- тель < учи-ть (производящая основа учи-, т. к. суффикс -ть формообразующий и не входит в основу слова). При неморфологических способах аффиксы не принимают участия в образовании нового слова. Рассмотрим морфологические способы словообразования. Приставочный способ словообразования (префиксация) – новое производное слово образуется путём прибавления приставки к основе производящего слова: ПРИйти < идти, Узнать < знать, ПОДписать < писать, СУПЕРигра < игра. Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) – производное слово образуется путём прибавления к основе производящего слова суффикса: столИК < стол, котЁНОК < кот, рыбАК < рыба, столОВый < стол, душЕВой < душ, рыбачИть < рыбак.
Нулевая суффиксация (безаффиксный, нульсуффиксальный способ словообразования) действует только среди существительных, производящими основами могут быть основы глаголов и прилагательных: вход < входить, выбор < выбирать, запись < записать, переход < переходить, прогул < прогулять, зелень < зеленый. Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) – образование нового слова одновременно при помощи приставки и суффикса: ПОДоконНИК < окн [ о ], УпростИть < прост [ ой ], ПО-русскИ < русск [ ий ]. Сложение – производное слово является соединением одной или нескольких основ какой-либо части речи с самостоятельным словом (или его частью); словообразовательным формантом часто служат интерфиксы -О– или -Е-: языкОзнание (< знание языка), самОлёт (< сам летает), пылЕсос (< пыль сосёт), сухОфрукты (< сухие фрукты), замдекана (< заместитель декана), завкафедрой (< заведующий кафедрой), профком (< профсоюзный комитет), летчик-космонавт, кафе-мороженое, турпоход (< туристический поход), ТПУ, вуз, завхоз (< заведующий хозяйством), книгохранилище (хранилище книг), вагон-ресторан, кофе-машина. Сложносуффиксальный способ словообразования – сложение, сопровождаемое присоединением суффикса: первОкурсНИК (< первый курс), кофемолКа (< кофе молоть), лесОпилКа (< пилить лес), вагонОремонтНый (< ремонт вагонов). Усечение производящей основы – сокращение конечной или начальной части основы производящего слова: зам (< заместитель), комп (< компьютер), рок (< рок-н-ролл), спец (< специалист). К неморфологическим способам словообразования относятся следующие. Конверсия (м орфолого-синтаксический способ словообразования) – переход слов из одной части речи в другую: хорошая столовая (существительное) < столовая ложка (прилагательное), тяжелый больной (существительное) < больной ребенок (прилагательное), изысканный вкус (прилагательное) < изысканные нами средства (причастие), бежать бегОм (наречие) < заниматься бЕгом (существительное), благодаря учителю я узнал много нового (предлог) < гости прощались, благодаря хозяев за прием (деепричастие). Сращение (лексико-синтаксический способ словообразования) – превращение словосочетания в одно новое слово: глубокоуважаемый Лексико-семантический способ словообразования – появление нового слова в результате изменения значения прежнего (старого) слова: спутник (космический аппарат) < спутник (человек), сахарный песок < песок, палата (учреждение) < палата (помещение). Послетекстовые задания 1. Ответьте на вопросы: Что изучает дериватология? Какие слова называются производными? Что такое производность слова? Как Вы понимаете словообразовательное значение слова? Как оно определяется? На какие две большие группы делятся все способы образования новых слов в русском языке? Как образуются новые слова при морфологических способах словообразования? Как образуются новые слова при неморфологических способах словообразования?
2. К данным терминам подберите синонимы или синонимичные словосочетания: дериват мотивированный
3. Сформулируйте и запишите определения терминов, составьте с ними предложения: дериватология дериват производность способ словообразования морфологические способы словообразования неморфологические способы словообразования словообразовательный формант
4. В соответствии с терминологическими словосочетаниями левого столбика подберите слова и выражения из правого столбика.
Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Определите главную мысль каждого абзаца.
2. Определите главную мысль текста.
3. Составьте план текста. 4. Ответьте письменно на вопросы: Какие направления лингвистики включены в раздел науки о языке – словообразование? Что изучают морфемика и дериватология как составные части словообразования? Что такое производность? Какие слова называют производными? Какие слова называют непроизводными? Приведите примеры слов с непроизводной и производной основами. Что такое словообразовательное значение? Каково определение словообразовательного форманта? Какие Вы знаете морфологические способы словообразования? Какие Вы знаете примеры неморфологических способов словообразования.
5. Составьте предложения со словами: дериватология дериват производное слово производящее слово
6. Дополните предложения: ________________________ – раздел языкознания, изучающий словообразовательную роль морфем, способы образования слова, закономерности современного словообразования, отношения формальной и смысловой производности слов. Отношение между однокоренными словами, когда форма и значение одного слова непосредственно предопределены формой и значением другого слова (или нескольких слов), называется … Производное слово – это… Производящее слово – это… Слова прийти, узнать, подписать, суперигра образованы __________________ способом словообразования. Слова столик, котёнок, рыбак, столовый, душевой, рыбачить образованы ___________________ способом словообразования. Слова самолёт, кофе-машина, пылесос, языкознание, сухофрукты, летчик-космонавт, кафе-мороженое, замдекана образованы способом словообразования, который называется …
7. К данным словам подберите антонимы, заменив приставки:
8. Восстановите схему. При необходимости добавьте или удалите ячейки. Приведите свои примеры.
9. По составленному плану перескажите текст.
2.5. Процессы, изменяющие морфемную структуру слова Этимологический анализ При помощи этимологического анализа (ЭА) устанавливается, как слово членилось на морфемы на ранних этапах его существования. Для этимологического анализа необходимы сведения из истории слова. Источником таких сведений являются этимологические словари русского языка[1]. Авторы таких словарей используют древние памятники письменности, данные других языков, диалектов русского языка и т. д. кустарник ¨ ЭА: кустарь 'совокупность кустов' => куст-ар-ник ¨
С течением времени суффикс -арь стал невыразительным, непродуктивным, а продуктивность приобрел суффикс -ник-. Сравните: осин-ник, берез-ник, валеж-ник. Суффикс -ник- присоединился к слову кустарь. Как видим, результаты морфемного (МА) и этимологического анализов не совпадают. # дояр ← доярка (ЭА) ← доить (МА)
I. Опрощение – историческое изменение в морфемной структуре слова, при котором слово утрачивает способность члениться на морфемы и становится непроизводным, нечленимым. Результатом опрощения являются новые корни, границы между морфемами внутри нового корня стираются:
окорок ¨: ЭА: о-корок ¨ (древнерусское корокъ 'нога', болгарское krag 'нога', корочки 'ботинки, в которых можно танцевать', диал. краги 'кожанка, одеваемая на икры ноги'. МА: окорок ¨.
нельзя: ЭА: не-льзя (древнерусское льзя 'можно'). МА: нельзя. П + К = К;
вельмож [а]: ЭА: вель-мож-а (древнерусское вельми 'великий, много' + мож-ет) 'много могущий'. МА: вельмож-а. К + К = К;
перстень ¨: ЭА: перст-ень ¨ (перст), МА: перстень ¨. К + С = К.
II. Переразложение – это перераспределение морфем или элементов морфем внутри слова при сохранении его основой производного характера.
МА: троп-инк [а]: ЭА: троп-ин-к-а ← тропина ← тропа => С + С = С;
III. Усложнение – это исторический процесс превращения ранее непроизводной основы в производную (это процесс, обратный опрощению). Усложнению подвергаются, как правило, иноязычные слова и непонятные слова (так называемая народная этимология, или ремотивация).
ЭА: фляжк-а, МА: фляж-к-а – напроизводная основа распалась на элемен-ты. ЭА: пальто, МА: пальт-о (диал. в пальт [ е ]).
Таким оорбразом язык пополняется новыми морфемами: авто-бус – троллей-бус, арго-навт – космо-навт. Ранее нечленимое слово, обретая членимых «братьев», начинает члениться, и вновь возникшие морфемы функционируют в языке в качестве словообразовательных формантов. 3. Морфология 3.1. Морфология как часть грамматики 1. По названию текста определите его тему.
2. Прочитайте текст.
Термин грамматика имеет несколько значений: 1) строй языка, включающий в себя систему грамматических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций; 2) раздел языкознания, который изучает такой строй.
Грамматика традиционно подразделяется на морфологию (грамматику слова) и синтаксис (грамматику словосочетания и предложения). Многие учёные-грамматисты включают в грамматику в качестве раздела также и словообразование.
Грамматика
Словообразование Морфология Синтаксис
Деление грамматики на морфологию и синтаксис довольно условно, поскольку в некоторых языках роль морфологии оказывается незначительной. Кроме этого, между морфологией и синтаксисом наблюдается взаимодействие, которое не всегда позволяет четко разграничить явления морфологического и синтаксического порядка. Морфология [греч. μορφή (morfe) 'форма', λόγος (logos) 'наука'] – наука о строении форм слова, которые являются основными компонентами предложения. Это учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов. Объектом морфологического описания является слово в его конкретном значении. Предмет морфологии составляют изменения слов как средства выражения грамматических значений, за которыми стоят абстрактные языковые отношения. Так, за формой родительного падежа стоит отношение принадлежности (книга друга, дом отца); за личной формой глагола стоит отношение действия к его производителю (лечу, строишь, везёт); за формой прилагательного отношение признака к предмету (тёплый плед, красивый город, умный юноша). Слово в морфологии выступает и как грамматическая единица. В этом случае слово представляет собой систему всех его грамматических форм с их грамматическими значениями. Например, слово чашка с грамматической точки зрения это система форм: чашка, чашки, чашке, чашку, чашкой, о чашке и т. д. В морфологии из словоформ составляются морфологические парадигмы (таблицы склонения имён и спряжения глаголов, охватывающие всю совокупность словоформ одного слова), а в синтаксисе слово и его формы являются единицами, участвующими в образовании синтаксических единиц. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Определите главную мысль каждого абзаца.
2. Определите главную мысль текста.
3. Дайте письменные ответы на вопросы: Что такое «грамматика»? Что изучает грамматика? Какие разделы выделяют в грамматике?
4. Продолжите предложения: Грамматика – это раздел языкознания, который изучает … Учение о словах как частях речи, об их грамматических значениях и формах, об изменениях слов называется … Предмет морфологии составляют … Синтаксис – это…
5. Выучите термины и составьте с ними предложения: грамматика морфология синтаксис
6. Составьте план текста и перескажите его.
3.2. Грамматическая форма. Грамматическое значение 1. По названию текста определите его тему.
2. Прочитайте текст.
Грамматическая форма определяется как регулярные изменения формы слова, имеющие различные грамматические значения. Например, форма 1 лица единственного числа настоящего времени пишу, читаю, вижу или форма прошедшего времени множественного числа писали, читали, видели. Слово как языковая единица имеет два разных типа значения: значения лексические (ЛЗ) и значения грамматические (морфологические) (ГЗ). # Земля. Лексические значения: 1) планета, 2) почва и др.; морфологические значения: женский род, единственное число, именительный падеж. Отличие лексического значения от грамматического заключается в том, что лексическое значение служит индивидуализации слов, т. е. выделяет слово среди всех остальных слов в особую единицу словарного состава языка. Грамматическое значение (морфологическое значение) служит объединению слов в лексико-грамматические классы слов – части речи, в грамматические группы. Грамматическое значение – отвлечённое языковое содержание грамматической единицы, имеющее определённую форму выражения. Грамматические значения противопоставлены лексическим по способу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение. Они выражаются разными способами. Различаются синтетические и аналитические способы выражения грамматических значений. Синтетический (простой) способ наблюдаем в том случае, если грамматические значения выражаются при помощи морфем (как средств выражения грамматического значения). Синтетические средства выражения грамматического значения (не выходящие за пределы одной словоформы)[2]: · окончания: рук- а рук- ой (именительный творительный падежи единственного числа), виж- у вид- ишь (первое второе лицо, единственное число, изъявительное наклонение глагола) · формообразующие суффиксы: бежа- ть бежа- л (инфинитив прошедшее время изъявительного наклонения); ид- и! (императив глагола); красив- ее красив- ейш -ий (сравнительная превосходная степень прилагательных); · формообразующие приставки: по-, наи-, свойственные формам сравнительной и превосходной степени прилагательных (полегче, наилучший); · синкретические глагольныеприставки, совмещающие в себе грамматическое значение совершенного вида и оттенок лексического значения: пере-бежать, при-шить.
Дополнительными синтетическими средствами выражения морфологического значения являются следующие: · ударение: разрезАть (несовершенный вид) разрЕзать (совершенный вид). Ударение служит единственным средством разграничения форм родительного падежа единственного числа и именительного падежа множественного числа у слов пáруса – парусá, лỳга – лугá; · чередования гласных и согласных (внутренняя флексия): · наращение исходной основы: племя племени, племенам (именительный падеж все остальные, косвенные падежи); · усечение производящей основы: судно – суда (ед. мн. ч.).
Грамматические значения могут выражаться разными корнями, Супплетивизм – способ образования форм слова от разных корней: хороший – лучше, плохой – хуже (супплетивным способом выражается грамматическое значение «сравнительная степень» прилагательного); я – мне (супплетивным способом выражаются грамматические значения соответственно «именительный (1) – дательный (3) падежи единственного числа личного местоимения»); человек – люди (единственное – множественное число). Аналитический способ выражения грамматического значения – это такой способ, который выражает грамматическое значение вне слова. Аналитический (сложный) способ наблюдаем в том случае, когда грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного или знаменательного и знаменательного. Аналитические средства выражения грамматического значения – сочетание служебных слов со словами знаменательными[3]: · вспомогательные глаголы: буду смеяться, буду писать (форма выражения грамматического значения «будущее время» вспомогательный глагол буду вынесен за пределы основного глагола), · частицы: поехал бы, да здравствует! пусть читает! давай(те) рисовать! более (менее) веселый и др. В форме написал бы грамматическое значение «условное наклонение» выражено частицей бы, а лексическое значение словоформы выражено словом написал; более красивый, менее красивый грамматическое значение «сравнительная степень» прилагательного (компаратив); самый красивый, красивее всех грамматическое значение «превосходная степень сравнения» прилагательного(суперлатив). · предлоги: из-за матери (родительный падеж) – о матери (предложный падеж).
Средством выражения грамматического значения может служить сочетание двух знаменательных слов. Например, местоимения служат для выражения значения лица глагола прошедшего времени: я гулял – он гулял. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица также выражена отдельными самостоятельными словами местоимениями. В сочетании зимнее пальто грамматические значения рода, числа и падежа несклоняемого имени существительного пальто выражается именем прилагательным. Вспомогательными средствами выражения грамматического значения являются: · интонация: Не курить! (интонационно выражается значение императива). · порядок слов: Подарок матери (род. п.) дочери (дат. п.). Подарок дочери (род. п.) матери (дат. п.). В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными самостоятельными словами местоимениями.
В соответствии со способом выражения грамматического значения грамматические формы называются синтетическими, аналитическими, супплетивными. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Определите главную мысль каждого абзаца.
2. Определите главную мысль текста.
3. Дайте письменные ответы на вопросы: Что такое грамматическое значение? Чем грамматическое значение отличается от лексического? В чём заключается синтетический способ выражения грамматического значения? Что такое аналитический способ выражения грамматического значения? Каковы синтетические средства выражения грамматического значения? Какие бывают вспомогательные средства выражения морфологического значения?
4. Продолжите предложения: Отвлечённое языковое содержание грамматической единицы, имеющее определённую форму выражения, называется ___________. В глаголах искать – найти, говорить – сказать грамматическое значение вида (несовершенного и совершенного) выражается ________ ____________________ способом. В формах имени существительного праздник – праздника – празднику грамматическое значение падежа выражается _________ ____________________ средствами. К синтетическим средствам выражения грамматического значения относятся … 5. Из слов, данных в скобках, выберите нужное. Синтетические грамматические формы являются (однословными / неоднословными). Аналитические формы грамматические формы являются (однословными / неоднословными). Формы глаголов будущего времени несовершенного вида являются (синтетическими / аналитическими). Формы глаголов прошедшего времени являются (синтетическими / аналитическими). Форма буду смеяться является (синтетической / аналитической).
6. Выучите термины и составьте с ними предложения: грамматическая форма грамматическое значение синтетический способ выражения грамматического значения аналитический способ выражения грамматического значения супплетивный способ выражения грамматического значения синтетические средства выражения грамматического значения аналитические средства выражения грамматического значения супплетивизм
7. Составьте план текста и перескажите текст.
3.3. Морфологическая парадигма. 1. По названию текста определите его тему.
2. Прочитайте текст.
Словоформы одного слова составляют парадигму. Морфологическая парадигма – строго организованная система словоформ одного слова [термин парадигма употребляется также в значении ‘схема словоизменения’].
Таблица 1 Морфологическая парадигма имени существительного
Таблица 2 Морфологическая пар
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|