Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История создания повести А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне»




Изучение особенностей фантастического мира повести «Улитка на склоне»


Введение

 

«Улитка на склоне» - одно из самых выдающихся произведений братьев Стругацких. Эта повесть широко известна среди любителей фантастики. Своеобразие, особенности стиля, удивительная способность в рамках научной фантастики откликнуться на политические, исторические и научные события эпохи, рассмотреть общечеловеческие вопросы и «вечные» темы и проблемы,- то, что привлекает в творчестве А.Н. и Б.Н. Стругацких, и все это ярко проявляется в повести.

Актуальность дипломной работы определяется рядом причин. Основная заключается в том, что серьезных исследований творчества фантастов мало, и еще меньше работ, посвященных полностью конкретным произведениям. Только совсем недавно повесть «Улитка на склоне» стала предметом отдельного изучения. В 2006 году вышла книга «Улитка на склоне. Опыт академического издания», в которую был включен не только полный, проверенный окончательный вариант повести, но и промежуточный. Поэтому в нашей работе цитироваться повесть будет именно по этому источнику. Также к выходу сборника был подготовлен комментарий, статьи, касающиеся истории создания произведения и его критической рецепции. До этого повесть анализировали, но только как одно из произведений, в трудах, где рассматривалось все творчество фантастов или несколько повестей сразу.

Это можно объяснить тем, что в советский период истории критики братьев Стругацких при анализе произведений очень часто исходили из идеологических постулатов. Например, В. Сапарин считал повесть «немарксистской», а потому достойной осуждения, В. Васильева писала о том, что в «Улитке на склоне» рисуются «мрачные картины нравственного распада», которые «не согласуются с традициями советской фантастики». А отдел пропаганды ЦК КПСС резко отзывался о научной фантастике Стругацких, объясняя свою оценку тем, что их книги якобы отходят «от реальных проблем науки, техники, общественной жизни», подчеркивая, что «стали появляться произведения, в которых показывается бесперспективность дальнейшего развития человеческого общества», «протаскиваются в нашу среду чуждые, а иногда и прямо враждебные идеи и нравы».

Но были и редкие положительные оценки творчества братьев Стругацких. А. Громова в предисловии к первому изданию «Улитки на склоне» дала этой повести очень высокую оценку. И. Ефремов спорил с другими критиками, которые усматривали идеологические ошибки в последних произведениях Стругацких; он же считал эти повести лучшими, подчеркивая, что и в ранних, и в поздних повестях ведется борьба с пережитками капитализма в соответствии с «марксистско-ленинским взглядом».

После распада СССР многие резко начали осуждать все «советское». И даже в тех произведениях, которые в 60-70-е годы ругали за безыдейность, стали находить «советскость» как негативное проявление.

Из работ, посвященных интересующему нас жанру, можно выделить книгу А.Ф. Бритикова «Русский научно-фантастический роман». Хотя исследователь придерживался консервативного подхода при анализе произведений, придавая большое значение критерию научности, он отмечал как достоинства в творчестве фантастов, так и их недостатки. К «Улитке на склоне» у А.Ф. Бритикова особое отношение. С одной стороны, он очень высоко оценивал повесть, относя к заслугам авторов своеобразие и оригинальность фантастических образов, отмечая стилистические особенности произведения. Но вместе с тем А.Ф. Бритиков писал, что в «Улитке на склоне» «ничего не осталось от конкретного социального опыта», фантасты описывают прогресс как неуправляемый процесс, на который люди воздействовать не могут. Не соглашаясь со Стругацкими в этом, он объяснял, что «прогресс не зависит от индивидуального человека, он - порождение общественной деятельности, и человечество все больше научается его регулировать».

Интересна статья А. Лебедева «Реалистическая фантастика или фантастическая реальность», опубликованная в журнале «Новый мир» в 1968 году. Он не согласен с теми, кто отказывает в социальной основе образу будущего в повести Стругацких, считая, что она в «Улитке на склоне» есть. С другой стороны, вопрос о необходимости изображать будущее правдиво, учитывая все главные процессы, происходящие в обществе, отходит на второй план, так как «в современной жизни существуют некоторые реальные тенденции, которые являются фальшивыми, мнимыми и не соответствуют естественным потребностям человеческой натуры. Но если развить, преувеличить эти тенденции, то возникнут фантастические картины, которые все же могут стать реальностью, и даже сейчас нельзя утверждать, настолько ли они далеки от действительности». А. Лебедев называет «Улитку на склоне» «всего лишь отдельным искажением и единичными эпизодами уклонения от норм данного общества».. Но в любых, даже самых невероятных условиях нужно уметь преодолеть препятствия на пути к светлой цели. Об этом, по мнению автора статьи, повесть «Улитка на склоне».

В 1989 году в журнале «Новый мир» была опубликована содержательная работа В. Сербиненко, который высоко оценил «Улитку на склоне», считая повесть единственной удавшейся «попыткой выхода» из жанра утопии.

Повесть «Улитка на склоне» привлекла внимание и западных исследователей. Интерес представляет очерк творчества братьев Стругацких, сделанный польским исследователем, В. Кайтохом. Он рассматривает произведения фантастов в культурно-историческом и биографическом контекстах, учитывает проходившие в СССР дискуссии по поводу литературы, фантастики, прослеживает влияние политических событий и цензуры на повести братьев Стругацких.

Кроме того, можно согласиться с мнением Е.М. Неёлова, что для некоторых «любителей Стругацких важным было не художественное содержание их произведений», а, так сказать, «намеки», «политическая оппозиционность». То время ушло, и многие утратили интерес к творчеству писателей. Но мир фантастов привлекает «именно своим фантастическим содержанием, а не просто “намеками”, хотя… сатирический потенциал…”Улитки на склоне”» актуален и в наши дни.

Сейчас становится ясно, что литературный процесс XX века без включения такого значительного явления, как творчество братьев Стругацких, был бы отражен неполно. Не случайно в новом учебнике по современной русской литературе Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого впервые целая глава посвящена фантастике А.Н. и Б.Н. Стругацких.

Поэтому в целом изучение творчества братьев Стругацких, и конкретно повести «Улитка на склоне», я считаю обоснованным. Соответственно, многие корректно составленные темы, раскрывающие своеобразие этого произведения, были бы актуальны. Но представляется, что тема: «Мир и герой в повести “Улитка на склоне”» позволяет полнее понять своеобразие произведения. Многие литературоведы считают, что мир и герой - самые яркие и интересные элементы художественной системы научной фантастики. Именно в них сильнее всего проявляются особенности жанра.

В научно-фантастических произведениях автор создает свой, особый мир, наполняет его необычными вещами, предметами, наделяет особенными, чудесными свойствами. Поэтому это пространство становится самоценным, интересным уже само по себе, даже в отвлечении от идеи, которую писатель заложил в произведение. Герой живет, действует в этих измененных условиях. И фантастический мир не просто определяет, он предопределяет поступки персонажей. «В сказке и фантастике мир есть герой, и герой есть мир».

В данной работе мы рассматриваем категорию «художественный мир», опираясь на мнение Д.С. Лихачева. Он осуждал сложившиеся в литературоведении принципы изучения художественного мира, согласно которым исследователи «ограничивались поисками “прототипов”», сравнением изображенного в произведении с действительностью и предлагал изучать его как систему. Исследователь отмечал, что писатель в произведении и отражает, и преобразует действительность, причем делает это целенаправленно, подчиняя мир художественного произведения определенной идее. По мнению Д.С. Лихачева, художественный мир складывается из своеобразного пространства, времени, особых общих законов психологии, от которых зависит сюжет, социального устройства и социальных отношений, нравственной стороны, отношения к добру и злу. Особенность фантастического мира в том, что это «мир осознанного вымысла, то есть вымысла “невозможного” с точки зрения реальной действительности».

Говоря о герое, мы имеем в виду главных героев повести. Очень важное значение при анализе имеет жанровая обусловленность персонажей, характерная, в первую очередь, для сказки и научной фантастики. В.Я. Пропп установил четкое соответствие между типами и функциями, то есть поступками, героев. Ученый выделял таких персонажей, как «вредитель», «даритель», «помощник», «искомый персонаж», «отправитель», «герой», «ложный герой». Вслед за В.Я. Проппом Л.Я. Гинзбург писала, что в фольклоре «свойства персонажа определены заранее, за пределами данного произведения, определены условиями жанра с его наборами устойчивых ролей». По мнению Е.М. Неёлова, роли героев в научной фантастике, как и в сказке зависят от жанра. Жанровая определенность противостоит психологически верному изображению, но в некоторых научно-фантастических произведениях появляются реалистические герои. В таком случае усиление психологизма, по мнению Е.М. Неёлова, «всегда означает уменьшение жанровой определенности образа».

Цель работы - изучить особенности фантастического мира повести, проанализировать некоторые его элементы, исследовать связь мира и героя.

Задачи:

·   Доказать, что художественный мир повести - результат сложной работы над замыслом, на изображенное в «Улитке на склоне» оказали влияние предыдущие варианты повести.

·   Выделить приемы, при помощи которых создается образ леса и Управления.

·   Показать наличие волшебно-сказочных корней в части повести, посвященной лесу.

·   Рассмотреть особенности пространства, времени, хронотопа.

·   Сравнить образ леса в «Улитке на склоне» и в других произведениях братьев Стругацких.

·   Выявить соотношение между современной Стругацким советской действительностью и художественным миром повести.

·   Выяснить, как взаимосвязаны два основных образа (лес и Управление).

·   Изучить характер, особенности внутреннего мира, жанровую обусловленность двух главных героев, проследить их эволюцию.

·   Найти черты сходства и отличия Переца и Кандида.

·   Исследовать связь мира и героя.

·   Сравнить Переца и Кандида с героями ранних произведений братьев Стругацких.

·   Выявить интертекстуальные связи «Улитки на склоне» и произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. Кафки, экзистенциалистов.

Пятидесятые - шестидесятые годы ХХ века - очень продуктивное для литературы, в том числе и для научной фантастики, время. После смерти Сталина наступила хрущевская «оттепель». Появилось больше свободы в литературе, изменилось отношение к художественному методу, к научной фантастике. В те годы были сделаны значительные научно - технические открытия, совершены первые полеты в космос. Фантастика «ближнего прицела», рассказывающая о новейших изобретениях или о тех достижениях, которые будут сделаны в ближайшие 15-30 лет, стала отставать от быстро развивающейся науки, оказалась неинтересной и неактуальной. Постепенно отношение к фантастике менялось. Правдивость и точность описаний научных открытий в новых произведениях стала необязательной. У многих писателей появилось желание рассказать о далеком будущем: и не только о технических достижениях, но и о жизни людей в новых, лучших условиях.

Н.С. Хрущев на ХХ11 съезде КПСС предсказал скорое наступление коммунизма. Поэтому партия даже стала поощрять писателей, показывающих в своих произведениях коммунистическое будущее, счастливое общество. Главная задача заключалась в том, чтобы создать моральный облик гражданина будущего, идеального коммуниста и благодатную жизнь, к которой бы захотелось стремиться современному человеку, воспитывая в себе те качества, которыми обладал герой научно-фантастического произведения, показать молодежи достойный пример.

Многие фантасты в то время взялись за эту тему, решили написать социальную утопию, но не многие смогли создать высокохудожественные книги. Характеры зачастую были схематичны, отсутствовала психологическая верность, произведения строились по традиционным схемам производственного романа, и основным конфликтом была борьба человека с природой. Это, возможно, и подтолкнуло братьев Стругацких к литературной деятельности, вызвало желание создать интересные фантастические повести. Творчество их претерпело значительные изменения и «со временем сложилось в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органическую мозаику - один из самых значительных миров научной фантастики в отечественной литературе».

Конец пятидесятых - начало шестидесятых годов для братьев Стругацких - время веры в прогресс, в коммунизм, надежд на лучшее будущее, в котором человеку будет жить комфортно. Это видно по произведениям фантастов, полным оптимизма. Писатели размышляют о том, каким будет мир через несколько веков, о великих свершениях человека. На своих героев они возлагают большие надежды. Это честные, самоотверженные, справедливые, добрые люди. Своей задачей братья Стругацкие считали «перенести образы лучших людей из современности в будущее», показать обычного, простого, реального человека. Фантасты верили, что в будущем такими будут почти все. Откуда эта уверенность? Ведь писатели видели, что их современники далеки от идеала. Но среди друзей А.Н. и Б.Н. Стругацких было много хороших людей. Тогда фантасты даже изобрели свою теорию, согласно которой «все человеческие качества…распределены по гауссиане. Доброта, например. Большинство людей имеет какую-то среднюю доброту. Некоторое количество людей (их относительно мало) - исключительно злобные личности. И наоборот, есть люди с повышенной мерой добра - их тоже относительно мало…сегодняшняя медиана добра через двести лет окажется в левой части графика, и люди с такой мерой добра будут редкостью. А наиболее распространенными через двести лет будут люди, которые сейчас находятся в правой части графика и которых сейчас так мало», исключительно добрые.

Мир утопического будущего у братьев Стругацких - особый мир. Человечеству удалось преодолеть голод, болезни, социальное неравенство. Люди занимаются любимым делом, совершают далекие полеты в космос, работают учителями, врачами. Труд - то, что приносит им радость, сознание собственной полезности. «Страна Багровых туч», «Путь на Амальтею», «Полдень, ХХ11 век» - повести, которые можно отнести к раннему периоду творчества братьев Стругацких, а мир, созданный в этих произведениях, сами фантасты назвали «миром Полудня».

Но постепенно взгляды писателей трансформируются. Реальные события в стране показали, что общество пока еще далеко от воплощения в жизнь утопических идеалов. Братья Стругацкие понимают, что в реальности все гораздо сложнее. И даже в будущем не может быть все так просто и гладко в человеческих отношениях, во внутреннем мире людей. Писатели становятся более осторожными в изображении картин будущего. Фантасты подвергают своих героев нравственным испытаниям, часто ставят их в ситуацию выбора, и человек оказывается способным совершить ошибки. Моральные качества становятся важной мерой человечности. Появляются более реалистичные, правдоподобные характеры. Братья Стругацкие пишут «Стажеров», «Попытку к бегству», «Далекую радугу», «Трудно быть богом». Это повести о будущем, но в них затрагиваются проблемы настоящего. «Мы… протягиваем элементы настоящего в более или менее отдаленное будущее», - объяснял Б.Н. Стругацкий. В 1964-1965 гг. Стругацкие изложили свое новое мнение на фантастику. «Фантастика есть отрасль литературы, подчиняющаяся всем литературным законам и требованиям, рассматривающая общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т.д.), но характеризующаяся специфическим литературным приемом - введением элемента необычайного». Это мнение противоречило сложившимся установкам на фантастику как на литературу о будущем, популяризующую научно-технические изобретения и рассчитанную на детей или подростков. Братьев Стругацких тогда почти никто не поддержал, но переубедить писателей не удалось. Поэтому появляются такие произведения, как «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Хищные вещи века», «Улитка на склоне», которые посвящены, в первую очередь, проблемам текущей действительности, не связанным напрямую с научными открытиями или с коммунистическим будущим.

Вера в коммунизм, в прогресс сменяется сомнениями в гуманности изменений, размышлениями об их последствиях. И вместо утопий начинают появляться антиутопии или произведения - предупреждения. Братья Стругацкие пишут сатирические повести, такие, как «Понедельник начинается в субботу», «Сказка о Тройке», «Второе нашествие марсиан». Суровой критике подверглась утопия в повести «Хищные вещи века». Писатели - фантасты проводят исследование, чтобы выяснить, что будет, если люди станут сытыми и обеспеченными. Оказалось, что это совсем не значит, что человек станет лучше. И все попытки вмешаться, что-либо изменить приводят к неудаче. В эти же годы была написана и повесть «Улитка на склоне», в которой объектом изучения становится прогресс, вскрываются там и противоречия, особенности эпохи ХХ века, делается попытка предсказать, как некоторые элементы настоящего могут развиться в будущем.


Глава 1. История создания повести А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне»

 

Замысел написать произведение о будущем, облик которого был бы «привлекательным», «описать достоверное общество» возник у писателей в начале марта 1965 года. В конце марта уже был написан первый вариант повести. К концу апреля появились существенные изменения в концепции произведения. В 1966 году в сборнике «Эллинский секрет» была напечатана первая часть повести (главы о лесе), вторая часть, посвященная Управлению по делам леса», - в журнале «Байкал» в 1968 году. А полностью произведение вышло в 1988 году в журнале «Смена».

Первоначально А. и Б. Стругацкие задумали написать повесть о главном враге светлого коммунистического будущего - о мещанине, об обывателе, которого интересуют только материальные проблемы и который не испытывает духовных потребностей. Писатели изображали этого героя в виде обезьян, которые питаются человеческими мыслями. Люди попадают на остров, где живут эти обезьяны, и постепенно умирают. Далее появилась идея изобразить обывателя в форме «протоплазмы-мимикроида» - «типа живых существ, не имеющих самостоятельной формы, продукт параллельной эволюции, тень белковой жизни на земле». Они паразитируют на живых существах, разлагая их духовную основу. Их жизнедеятельность уже способствовала исчезновению трилобитов, динозавров, а теперь угрозе уничтожения подвергаются люди, которые превращаются в того же мещанина. И только силой человеческого разума, усиленно размышляя, может человек освободиться от их влияния. Но и этот вариант повести не устроил фантастов. Хотя идея протоплазмы, которая подавляет духовное начало человека, в видоизмененном состоянии вошла в повесть. Деревня с отсталыми крестьянами зарастает травой. Кандиду, ученому, живущему среди них, очень тяжело думать, он делает вывод, что его «мозг зарос лесом» (163). Но, не желая подчиняться, он с усилиями пытается логически выстроить обрывки мыслей.

В новом сюжете действие происходило на планете Пандора. Там живут разумные существа, которые ведут войну. И на этой планете на скалах устроили свои базы земляне, которые охотятся на тахоргов, изучают Пандору, не вмешиваясь в жизнь местных жителей, но ничего и не понимают в происходящем. И герои в этом варианте повести - прежние герои из ранних повестей братьев Стругацких: Горбовский, Атос-Сидоров. Это лучшие люди мира будущего писателей-фантастов, «воплощение доброты и ума, воплощение интеллигентности». Горбовского вместе с авторами повести не покидает предчувствие того, что может свершиться что-то непоправимое, страшное. Земляне достигли благополучия, решили материальные проблемы, научные, социальные. Но потом встает вопрос, как дальше будет развиваться общество, что будет движущей силой прогресса. Каков будет человек будущего и чем он будет заниматься? Возможно, люди будут изучать космос, другие планеты, неземные цивилизации. Но, скорее всего, делать это будут несерьезно, весело, так как счастливое человечество становится беспечным. Состояние равновесия легко нарушить, не может быть все время все хорошо, поэтому так насторожен Горбовский, об этом беспокоятся и братья Стругацкие.

Далее фантасты более подробно начинают разрабатывать часть, посвященную лесу, куда попадает землянин. Идею партеногенетического общества, которое населяет лес, писатели, по собственному признанию, почерпнули из статьи Давидсона о партеногенезе. Этому партеногенетическому обществу «амазонок» противостоят простые люди, крестьяне, наивные, живущие своими, ограниченными интересами, но все же добрые. Они спасают землянина, который попадает случайно в этот мир. Тогда и возникла концепция прогресса, мысль, что прогресс может быть жестоким и возможно ли сопротивляться такому развитию человеку, который не согласен с ним.

Но когда братья Стругацкие написали это произведение, оно им не понравилось, не устраивала их та часть, которая описывала землян, базы, расположенные на Белых скалах. Они поняли, что новые проблемы более насущны, интересны и мало соотносятся с идеей изобразить коммунистическое будущее. В 1990-м году Б.Н. Стругацкий перечитал еще раз один из вариантов повести и решил, что его можно издать отдельно, как самостоятельное произведение. Так появилось «Беспокойство». А в окончательном варианте главы, в которых описывался лес, остались почти без изменений. Лес для людей и раньше был чем-то непонятным, неизученным. А что такое будущее? Это тоже то, о чем мы ничего не знаем. Лес стал символом Будущего. Все определенные пространственно-временные характеристики были сняты. Отдельные исправления коснулись основных понятий. Нужно везде было заменить «земляне» на «люди», Сидорова на Кандида, «базу» землян на «биостанцию», исключить упоминание о Пандоре. Как пишет С. Бондаренко, «Беспокойство» и «Улитка на склоне» соотносятся между собой, как конкретный и абстрактный варианты. Описанные события приобретают более универсальный характер, могут происходить в любом месте: и на Земле, и на других планетах. Вместо баз землян появилось Управление по делам леса, и уже после этого возникла мысль, что Управление - это Настоящее. Поэтому, фантасты включили туда реалии из современной им советской эпохи. Вместо прежних героев появились новые: Горбовского заменил Перец, а Атоса-Сидорова - сначала Зыков, а потом Кандид.

Первоначально базы землян были продолжением изображения утопического коммунистического будущего, которое описывалось в ранних повестях братьев Стругацких, например, в повести «Полдень, ХХ11 век» или в «Стажерах». Общество достигло высокого технического и социального уровня. Человек занимается изучением других планет. Фантасты в это будущее перенесли обычных людей из настоящего, правда, самых лучших из них. Честных, смелых, справедливых, но способных ошибаться - и чувствовать вину за свои ошибки. Так, предыдущий начальник базы отказался от руководства, так как при нем в лесу погибли люди. Герои «Беспокойства» любознательны, отважны, рискуют собой, чтобы спасти своих товарищей, потерпевших аварию. В таком мире нет места сатире, важной становится тревога Горбовского, его страх за судьбу человечества. Все еще многого не знают люди, и однажды в космосе, на других планетах они могут встретиться с чем-то очень опасным, с более развитой и необязательно дружественной цивилизацией. Это может стать роковой ошибкой.

Но реальная ситуация вокруг фантастики, ситуация в СССР изменила взгляды Стругацких и идею произведения. «Вокруг черт знает что происходит, а мы занимаемся выдумыванием проблем для наших потомков»,- осознали фантасты.

Хрущевская «оттепель», которая началась в 1950-е годы, была важным моментом в развитии научной фантастики. У писателей появилось больше возможностей. Фантасты начали изображать далекое будущее, удивительную технику, раскрывать психологию героев. Критика стала благосклонно относиться к юмору. Несмотря на эти изменения все же многие фантастические произведения были написаны в традиционной форме социальной утопии. В том числе, и ранний вариант повести «Улитка на склоне». Это было время, когда, как говорил Б.Н. Стругацкий в интервью, они «свято и безусловно верят в близкое коммунистическое будущее», в осуществимость планов ХХ11 съезда партии. Тогда фантасты считали, что чем лучше будут условия существования, чем умнее станет человек, тем больше появится хороших людей. Тот, кого называют человеком редких качеств, лучшим гражданином СССР, станет нормой в будущем, таких будет большинство. Но Стругацкие «сплошь и рядом наблюдали картину обратную. И в нашей стране, и в других странах. Количество материальных благ на душу населения растет, а души лучше не становятся». «Оказывалось совсем непонятно, как из окружающего мира вырастет мир Полудня».

В конце 1964 года первым секретарем ЦК КПСС становится Л.И. Брежнев. Годы его правления были шагом назад после хрущевской «оттепели», некоторым возвращением к сталинской идеологии. Возможно, это стало причиной настороженности братьев Стругацких. Поэтому, включив в окончательный вариант «Улитки на склоне» аллюзии на сталинскую систему, подвергнув критике подобные тенденции, они предостерегали от опасности «воскрешения» сталинизма.

С. Бондаренко отмечает, что между «Беспокойством» и «Улиткой на склоне» существовал еще промежуточный вариант. Касался он части, в которой главным героем был Перец. К сожалению, этот черновик не опубликован, автор статьи пользовался архивом братьев Стругацких. С. Бондаренко называет его «советизированным вариантом». Отличия изданной повести касались, в основном, внешней стороны: имен, названий, деталей. В «Улитке на склоне» почти нет советских имен. Даже обращения («мосье», «моншер», «мадам», «пан») характерны для разных, в основном, западных стран. Повариха Казалунья раньше была Ксенией Петровной, мадам Бардо - Филаретовой, шофер Тузик - Колей, Беатриса Вах - Анной Ивановной, Брандскугель - Петром, Эсфирь - Олей, Домарощинер - Кузнецовым. Вместо «господа» говорили «товарищи», за правонарушения сажали не в «карцер», а в «милицию», даже в машине на лобовом стекле висела раньше фигурка Буратино, а в «Улике на склоне» она была заменена на Микки-Мауса. Скорее всего, все эти изменения были сделаны из цензурных соображений. Братья Стругацкие уже тогда понимали, что повесть издать будет очень сложно. Поэтому в печать первоначально отдали только часть, посвященную лесу. И даже в «абстрактном Управлении с неопределенно-иностранными реалиями» оставалось много довольно явных намеков, хотя однозначно обвинить братьев Стругацких в сатире на советскую действительность стало сложнее, и опубликовать эту часть долго не удавалось. Лишь в 1968 году главный редактор областного журнала «Байкал», Байбуров, согласился издать произведение. Кроме того, новый мир стал более универсальным - символом настоящего не только СССР, но и любой другой страны с тоталитарной и бюрократической системой.

Таким образом, по мере создания повести мировоззрение Стругацких менялось. От утопических, «восторженно-глуповатых» взглядов на будущее они постепенно приходят к пониманию жестокости прогресса, неоднозначности его результатов. Что касается мира и героев повести, то по сравнению с первоначальным замыслом, эти элементы художественной системы произведения не раз менялись. Место действия с острова было перенесено на планету Пандора, а оттуда вовсе в неопределенное пространство, наполненное своеобразными, необычными образами, из стремления изобразить будущее возникла некая вневременная реальность, имеющая много аллюзий с настоящим для Стругацких временем, появились новые герои. По словам А. и Б. Стругацких, «повесть перестала быть научно-фантастической, она стала просто фантастической, гротесковой, символической».

стругацкие повесть


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...