Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика эргатической системы




 

Любая трудовая деятельность предполагает взаимодействие человека с некоторой внешней реальностью, т. е. возникает система «субъект тру-
да – профессиональная среда». Такого рода систему называют эргатической (от древнегреческого корня «эрг» – дело, работа). Комплекс областей знания и практики, ориентированных на изучение и оптимизацию труда человека, обозначают термином эргономика.

Термин «эргатическая система» впервые был принят в 1960 г. на Первом конгрессе Международной федерации по автоматическому управлению с целью обозначения систем, включающих человека, который функционирует в совокупности с комплексом технических средств. Позднее содержание данного понятия расширилось.

Эргатическая система – это любая система, работающая с участием человека.

Примеры: воинское подразделение, студенческая группа, профессиональный коллектив и пр.

Профессиональная среда как компонент эргатической системы включает в себя следующие составляющие:

1. Социально-контактная часть среды (профессиональные группы и их представители, с которыми взаимодействует субъект, социальные нормы, правила и пр.).

2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, традиции организации, средства наглядности, рекламы, вербальные и невербальные информационные воздействия).

3. Витальная часть среды (условия работы¸ физико-химические, биологические, гигиенические условия профессиональной среды)[7].

Эргатические системы характеризуются следующими особенностями:

1. Это производственные системы, которые создаются для достижения целей, возникающих в связи с общественным разделением труда.

2. Им свойственны иерархическая организация и гибкость.

3. В состав эргатической системы входит субъект труда (индивидуальный или групповой), воздействующий на предмет труда с помощью средств труда.

4. Результатом функционирования эргатической системы выступает эргатическая функция.

Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается автоматизацией производственных процессов, внедрением вычислительной техники и информационных технологий. Совершенствование труда, его средств неизбежно сопряжено с постоянным перераспределением функций между работником и техническими средствами труда. Трудовую функцию, переданную от человека техническому устройству, уже неуместно продолжать называть собственно трудовой, поскольку труд есть специфически человеческая деятельность, предполагающая сознательную регуляцию. Паровой молот не трудится, а функционирует, реализует рабочую функцию. Таким образом, трудовые функции, переданные средству труда, претерпевают определенные преобразования. Поэтому для их обозначения используется более общее понятие – эргатическая функция.

Перечень основных эргатических функций (по Е.А. Климову[8]) представлен в табл. 1.

Изучение эргатических функций позволяет решать следующие задачи:

· организация труда работников на различных трудовых постах;

· изучение психологических закономерностей информационного взаимодействия человека и технических средств труда в условиях опосредованного управления внешним миром (объектами, процессами);

· проектирование, создание и эксплуатация технических средств труда, соответствующих структурным и функциональным возможностям человека;

· совершенствование систем профессионального обучения.


Таблица 1

Перечень эргатических функций

№ п/п Эргатическая функция Состояние эргатической системы
     
Функции духовного производства
  Построение идеологии Мысленная картина существования и развития человека, человеческого сообщества в данных условиях
  Построение ближайших перспектив развития сообщества Осознание и выделение необходимых потребностей
  Целеполагание Построение конкретного мысленного образа (системы образов) желаемого будущего или необходимого объекта
  Накопление знаний Обобщение свойств исходного материала, средств и условий труда
  Накопление эмоционального опыта Переживание состояния мобилизации, подъема чувств в процессе труда
  Построение смыслов труда Положительная мотивация субъекта труда в процессе деятельности
Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов
  Построение общественных норм, правил Создание и поддержание общепризнанных представлений о должном образе жизни, деятельности, поведении
  Построение социальной коммуникации и власти, средств воздействия на членов сообщества Управление средствами вербального и невербального общения, использование стимулов должного поведения, ритуалов, ориентированных на поддержание необходимых состояний субъектов труда
  Построение стратегических планов деятельности Создание мысленной картины, обобщенно отражающей ход предстоящей работы
  Построение тактических планов деятельности Создание мысленной картины каждого предстоящего действия в реально складывающихся и меняющихся условиях
  Защита эргатической системы от помех и разрушения Осознание и поддержание субъектом труда стабильности, защищенности
Обслуживающие функции
  Построение жизнеобеспечения субъекта труда Использование средств поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне

Окончание табл. 1

     
  Построение средств стабилизации восстановления, развития:  
  · построение режима работы Поддержание безопасных условий труда, режима труда и отдыха
  · обучение Обеспечение прироста знаний, навыков, опыта
  · самоорганизация внутренних средств Использование волевой регуляции выполняемой деятельности для поддержания оптимальной работоспособности
  · лечение Оказание медицинской помощи при нарушениях состояния здоровья субъектов труда
  · ремонтное обслуживание Установление и устранение неисправностей средств, объектов труда
  · совершенствование эргатической системы Преобразование качества и количества составляющих элементов системы
Функции материального производства
  Оперативно-гностические:  
  · прием информации Обнаружение знаний о состоянии решаемой проблемы
  · переработка информации Оценка и обобщение полученной информации
  · принятие решения Осуществление выбора из имеющихся альтернатив
  Оперативно-практические:  
  · организация предметной среды и внешних средств труда Оснащение рабочего места
  · организация социальной среды Установление и поддержание социального взаимодействия субъекта
  · самоорганизация субъекта в конкретной обстановке Поддержание оптимальной рабочей позы, оперативная регуляция внимания, движений, состояний в процессе труда
  · транспортная функция Перемещение предмета и средств труда в соответствии с исходной целью
  · приложение физических усилий Непосредственное изменение внешних характеристик объекта труда
  · управленческая функция Опосредованное изменение состояния объекта труда в соответствии с целью
  · технологическая функция Обеспечение взаимодействия предмета и средств труда для достижения заданного результата

Одним из видов технической эргатической системы является система «человек–машина».

Особенности системы «человек–машина»:

1. Относится к классу сложных динамических систем, т.е. состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы.

2. Характеризуются целеустремленностью. Человек как часть данной системы ставит цели, определяет задачи и выбирает средства их реализации. Поэтому система способна получать одинаковые результаты различными способами.

3. Обладает адаптивностью. Система изменяет режим функционирования в соответствии с новыми условиями.

Таким образом, особенности системы «человек–машина» определяются способностью человека к правильному решению задач по управлению техническим устройством.

Классификация систем «человек–машина»:

1. По целевому назначению:

1.1. Управляющие (человек управляет машиной или техническим комплексом).

1.2. Обслуживающие (человек контролирует состояние технической системы, ищет неисправности, производит наладку, ремонт).

1.3. Обучающие (позволяют человеку выработать определенные навыки): технические средства обучения, тренажеры.

1.4. Информационные (обеспечивают поиск, накопление или получение человеком необходимой информации): радиолокационные, телевизионные системы, системы радиосвязи.

1.5. Исследовательские (используются человеком при анализе тех или иных явлений): моделирующие установки, научно-исследовательские приборы.

2. По характеристикам человека:

2.1. Моносистемы (система состоит из одного человека и нескольких технических устройств).

2.2. Полисистемы (система состоит из группы специалистов, взаимодействующих с техническими устройствами).

 

3. По характеристикам машинного компонента:

3.1. Инструментальные (выполнение человеком требующих точности операций при помощи инструментов и приборов).

3.2. Простые (выполнение человеком простых операций при помощи стационарного и нестационарного оборудования).

3.3. Сложные (обслуживание человеком технологически связанных технических устройств, предназначенных для производства определенного продукта): вычислительный комплекс, автоматическая поточная линия.

3.4. Системотехнические комплексы (взаимодействие человека не только с техническими устройствами, но и с другими людьми): промышленное предприятие, транспортная система.

4. По типу взаимодействия человека и машины:

4.1. Системы непрерывного взаимодействия (например, система «водитель–автомобиль»).

4.2. Системы эпизодического взаимодействия (например, система «человек–компьютер»).

Создание крупномасштабных технических комплексов и социотехнических систем (атомных электростанций, космических транспортных кораблей и орбитальных станций, крупнотоннажных морских судов, различных типов автоматизированных производств и военной техники), приводящее к углублению социальных последствий функционирования потенциально опасных технологий, можно считать принципиальным изменением в материально-технической базе общества на современном этапе научно-технического прогресса.

Функционирование сложных технических комплексов характеризуется их новыми системными свойствами: многообразием, нестабильностью, нелинейностью межсистемных взаимодействий, до конца не познанной физико-химической природой процессов функционирования систем
(в частности, ядерных, химических, электромеханических процессов в атомной энергетике), экстремальными условиями внешней среды (например, космического пространства).

Анализ проблем взаимодействия человека и техники на этапах выделения инженерной психологии из психологии труда во многом базировался на техноцентрическом подходе (от техники к человеку). Этот подход способствовал развитию точных методов в психологии и изучению некоторых характеристик деятельности человека в технических системах (времени, реакции, скорости переработки информации и др.) [9].

С развитием отечественных психологических исследований все более проявлялась ограниченность данного подхода и возникла необходимость создания антропоцентрического подхода (от человека к технике). Он был разработан в 60–70-е гг. XX в. А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко. В соответствии с ним человек рассматривался не как звено технической системы, а как субъект труда, осуществляющий целенаправленную деятельность.

На основе этого подхода в трудах В.М. Ахутина, Г.М. Зараковского, А.А. Крылова, В.Ф. Рубахина, Б.А. Смирнова, Г.В. Суходольского и др. создан ряд концепций автоматизации и инженерно-психологического проектирования систем «человек–машина», адаптации человека и техники, взаимодействия оператора с системами управления и средствами отображения информации. В 80–90-х гг. XX в. антропоцентрический подход стал одной из ведущих теоретических позиций и в зарубежных исследованиях Ч. Биллингса, Г. Йоханнсена, Б. Кантовица, А. Левиса, Д. Миллера, Н. Морея, Р. Соркина, Х. Стассена, А. Суэйна. В них решение проблем проектирования и эксплуатации современной техники предлагается с учетом когнитивных процессов операторской деятельности.

Возрастающее воздействие научно-технического прогресса на экологические, нравственные, экономические аспекты общественной жизни, а также потенциальная опасность современной технологии для природы и общества сфокусировали внимание на концепциях социоцентрической направленности, макроэргономики и культуры безопасности (В.Н. Абрамова, Дж. Бендерс, М.И. Бобнева, О. Браун, Г.Е. Журавлев, Н. Мешкати,
М. Монмоллен, С.О. Парсонс, Г. Салвенди, Л.Т. Строуп, Дж. Тэро). В их рамках рассматриваются социальные, организационные, управленческие, экономические (макрофакторы) и личностные факторы функционирования социотехнических систем[10].

Проблема макрофакторов в технике (авиации, космонавтике, атомной энергетике, химическом производстве) сегодня ставится во многих исследованиях. Так, К.Стэнни (K.M. Stanney), Дж. Мэкси (J. Maxey) и Г. Салвенди (G. Salvendy) показывают необходимость социоцентрического подхода к проектированию современных сложных технологий (socially centered design approach), который должен быть направлен на учет социальных отношений, межличностных и межгрупповых структур и процессов. Аналогичную теоретическую позицию (симбиотический подход) представляют Дж. Бендерс (J. Benders), Дж. Хаан (J. Haan) и Д. Беннетт (D. Bennett). Они считают, что симбиотический подход интегративного характера, постулирующий сбалансированное рассмотрение в процессе проектирования технических, социальных, организационных аспектов, должен стать главным направлением современного проектирования[11].

В свою очередь, Н. Мешкати (N. Meshkati), отмечая жизненную роль человеческих и организационных факторов в безопасности крупномасштабных технологических систем, развивает концепцию культуры безопасности, характеризуя ее как совокупность норм, убеждений, отношений, ролей служащих, управляющих и населения, социальных и технических методов, которые должны рассматриваться при оценке опасности функционирования технологической системы. Большинство современных зарубежных исследований, представленных, в частности, в работах Ч. Биллингса (C. Billings), Г. Йоханнсена (G. Johannsen), Б. Кантовица (B. Kantowitz), А. Левиса (A. Levis), Д. Миллера (D.P. Miller) и А. Суэйна
(A.D. Swain), Н. Морея (N. Moray), Р. Соркина (R.D. Sorkin), Х. Стассена (H. Stassen), Т. Шеридана и др., при решении проблем автоматизации направлено на реализацию антропоцентрического подхода.

Современный этап развития знаковых систем характеризуется применением информационных технологий, которые выступают неотъемлемым средством организации деятельности современного специалиста. Изучение проблем воздействия информационных технологий на психику человека оформляется в настоящее время в самостоятельное направление психологических исследований.

В историческом развитии человека компьютер с психологической точки зрения может рассматриваться как новое сложное орудие труда, опосредующее умственную деятельность человека. В относительно элементарных видах умственной деятельности, имеющих преимущественно шаблонный характер, компьютер может замещать человека, вытесняя его из выполнения этих видов деятельности. В более сложных, динамически меняющихся видах умственной деятельности, характеризующихся возникновением новых проблемных ситуаций, компьютеру интеллектуальные функции передаются лишь частично и функции решения задач распределяются между человеком и компьютером. Передавая компьютеру интеллектуальные функции, человек произвольно может регулировать характер и глубину опосредования своей умственной деятельности.

Изучение психологических особенностей деятельности человека, опосредованной компьютером, впервые было представлено в концепции
А.Н. Леонтьева об эврологизации умственной деятельности, т. е. приобретении ею творческого характера за счет передачи компьютеру исполнительских интеллектуальных функций[12]. В дальнейших исследованиях было показано, что компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.

К позитивным преобразованиям относится усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации, развитие логического, прогностического и оперативного мышления. Готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем самым в определенной мере прогнозирует процесс решения задачи, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. К позитивным результатам можно отнести также развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, формирование специализированной по предметному содержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию.

Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышают самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности[13].

К негативным личностным преобразованиям относится снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам. Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером чрезмерная специализация познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, а также мотивации снижает их гибкость и тем самым возможность переноса в решение более широкого круга задач, требующих другой специализации. Такая слишком жесткая связь психических процессов с определенным предметным содержанием затрудняет процесс их распредмечивания и переключения на новое предметное содержание. В связи с этим формирующиеся черты личности, вначале позитивные (например, точность и аккуратность), могут по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и повышения ее сложности перерасти в негативные (например, педантизм, чрезмерная пунктуальность, ригидность).

В строении мотивационной направленности личности в условиях компьютеризации возникающие мотивы могут приобретать негативное значение, если они развиты сверх меры и отвлекают от решения основной задачи (например, игровые мотивы). Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию.

Негативное значение имеет как недоразвитие деловых и подкрепляющих их мотивов, так и их чрезмерное развитие (например, известное явление «хакеризма», когда надситуативная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферам деятельности[14]).

 

1.5. Психологический анализ
профессиональной деятельности

 

Психологическое изучение деятельности имеет важное значение для решения многих практических задач и предполагает рассмотрение ее как сложного, многоуровневого, динамически развивающегося явления. Из наиболее известных концепций психологического анализа деятельности следует отметить функционально-алгоритмический подход Г.М. Зараковского, метод структурного анализа В.П. Зинченко и В.М. Гордон, структурно-алгоритмический подход Г.В. Суходольского, структурно-психологическую концепцию В.Д. Шадрикова, концепцию анализа интегративных психических процессов В.А. Карпова.

Психологическое изучение профессиональной деятельности впервые было осуществлено в 20–30-х гг. XX в. отечественными психотехниками
(Б.Г. Ананьев, Г.С. Геллерштейн, А.А. Толчинский и др.) для разработки научно обоснованных средств рационального распределения рабочих кадров, решения задач профотбора, профконсультации, профобучения, переутомления, реконструкции и проектирования рабочих мест. Процесс изучения, описания, проектирования профессиональной деятельности получил название «профессиография». Результатом этого процесса выступает профессиограмма.

Профессиограмма – это документ, содержащий характеристику профессиональной деятельности, которая включает в себя условия труда, права и обязанности работника, необходимый уровень профессиональной подготовленности, противопоказания по состоянию здоровья, а также требования к личности.

Выполняя ту или иную деятельность, индивид должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным; в процессе деятельности у него возникают те или иные эмоции, проявляются волевые качества, формируются установки, отношения и т. д. В процессе выполнения деятельности формируется, развивается и проявляется вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. Таким образом, при описании профессиональной деятельности внимание уделяется не только предмету, средствам и условиям труда, но и психическим особенностям реализации трудовой деятельности, которые составляют содержание психограммы.

Психограмма – часть профессиограммы, отражающая требования к психофизиологическим и психологическим качествам личности специалиста, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности (или описание упорядоченной совокупности профессионально важных качеств профессионала).

Основные подходы к профессиографированию:

1. Комплексное профессиографирование (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.). Учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов.

2. Психологически ориентированное профессиографирование
(Е.И. Гарбер, В.В. Козача). При данном подходе выделяются:

· внешняя картина труда (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных операций, динамика производственной активности, типичные ошибки и др.);

· внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, профессиональные способности, профессиональный опыт, психические состояния и др.).

3. Модульный подход в профессиографировании (В.Е. Гаврилов). Психологический модуль – типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку. Описание профессии составляется из нескольких модулей.

4. Аналитическое профессиографирование (Е.М. Иванова). Аналитическая профессиограмма как метод системного анализа профессиональной деятельности представляет собой структуру поуровневого изучения (нормативно-параметрического и морфологического) выделенных этапов работы, рассматриваемых с позиции деятельностного подхода как особенные деятельности или действия, цели которых обусловлены степенью осознания субъектом конкретной профессии. Отличие аналитической профессиограммы от традиционной состоит в том, что она раскрывает обобщенные нормативные и морфологические показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности.

В настоящее время в психологии выработан ряд принципиальных положений осуществления анализа деятельности:

· комплексный подход в изучении профессиональной деятельности;

· целенаправленное составление профессиограммы, подчиненное достижению конкретной практической цели;

· типизация и дифференциация профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

· реальное отражение состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

· учет перспектив профессионального роста и карьеры;

· надежность, предполагающая описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

· научность (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Объектами профессиографии могут быть профессия, трудовой пост, рабочее место или их структурные элементы.

Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате получения специального образования и накопления опыта работы.

Трудовой пост – это ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная в обществе область приложения сил человека – материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов.

Е.А. Климов в структуре трудового поста выделяет следующие подсистемы:

· заданные цели, представления о результате труда;

· заданный предмет труда (материальный объект, проблемная ситуация, биологическая, техническая и другие системы);

· система средств труда;

· система служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

· система прав работника (в соответствии с трудовым законодательством);

· производственная среда (предметные и социальные условия труда)[15].

Таким образом, трудовой пост понимается как одна из форм существования профессии, как одна из ее подсистем. В свою очередь трудовой пост выступает как метасистема по отношению к своей подсистеме – рабочему месту.

Рабочее место – это часть производственного пространства, в котором осуществляется взаимодействие предмета труда, средств труда и человека (субъекта труда).

Профессиографическое изучение трудового поста и рабочего места позволяет получить информацию для описания, исследования профессий, создания нормативной производственной и управленческой документации.

Кроме того, профессиографирование дает возможность решать следующие задачи:

· проектирование новых технических систем;

· экономическая, эргономическая, инженерно-психологическая оптимизация производственных процессов;

· аттестация рабочих мест;

· проектирование новых профессий и специальностей;

· совершенствование профессионального образования;

· профориентация, отбор персонала.

В зависимости от целей и задач разрабатываются различные виды профессиограмм [16]:

1. Информационная профессиограмма. Предназначена для профконсультационной работы с людьми, выбирающими профессию (оптантами). Содержит информацию о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку, а также сведения об учебных заведениях, готовящих специалистов по данной профессии.

2. Диагностическая профессиограмма. Используется для установления причин низкой производительности труда, аварийности, травматизма, текучести кадров на основе сопоставления реально выполняемой профессиональной деятельности с нормативными требованиями.

3. Прогностическая профессиограмма. Применяется с целью разработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности.

4. Методическая профессиограмма. Используется для подбора адекватных методов исследования профессионально важных качеств, состояний субъекта труда.

В общем виде схема профессиограммы включает в себя следующие компоненты[17]:

I. Социальная и профессиологическая характеристика профессии

1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.

2. Престиж, статус профессии в данной отрасли, регионе.

3. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний, выше среднего в регионе).

4. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.

5. Необходимое образование.

6. Диапазон квалификации (разряды и пр.), перспективы профессионального продвижения.

7. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности (последствия ошибок, особые требования к безопасности труда).

II. Психограмма

1. Общая характеристика труда.

1.1. Фотография рабочего дня.

1.2. Влияние условий труда на работоспособность, надежность, утомление.

1.3. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.

1.4. Психологический анализ ошибочных действий.

2. Требования к психическим процессам.

2.1. Психомоторика.

2.1.1. Рабочая поза, статические и динамические нагрузки.

2.1.2. Характеристика рабочих действий.

2.1.3. Временные характеристики основных технологических операций.

2.1.4. Требования к темпоритму и точности реагирования.

2.2. Сенсорная и перцептивная сферы.

2.2.1. Чувствительность органов чувств.

2.2.2. Профессионально значимые виды восприятия (восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и пр.).

2.2.3. Особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

2.3. Профессиональные особенности познавательных процессов.

2.3.1. Преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, логическое).

2.3.2. Особенности принятия решений при выполнении работ (самостоятельность, ответственность, самоконтроль). Требования к стрессоустойчивости.

2.3.3. Преобладающий вид памяти (слуховая, зрительная и пр.).

2.3.4. Особенности речи (удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи).

2.3.5. Внимание и его особенности (широта, интенсивность, устойчивость и пр.).

2.4. Требования к эмоционально-волевой сфере.

2.4.1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.

2.4.2. Уровень нервно-психической напряженности в труде.

2.4.3. Направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой).

2.5. Профессионально важные качества.

2.5.1. Социально-профессиональная ответственность.

2.5.2. Нравственно-психологическая устойчивость.

2.5.3. Профессиональные способности.

2.5.4. Характерологические особенности (необходимые, желательные, категорически противопоказанные).

2.6. Противопоказания и ограничения.

2.6.1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.

2.6.2. Характеристика профнепригодности.

2.6.3. Половозрастные ограничения.

2.6.4. Профессиональные вредности и льготы.

2.6.5. Профессиональные деформации личности.

III. Заключение

В этой части обобщаются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются рекомендации в следующем порядке:

1. Характеристика деятельности (функции, виды деятельности, типовые задачи, профессиональные умения и навыки).

2. Профессионально важные качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и пр.).

3. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.

4. Перспективы профессионального роста и самосохранения.

Вопросы для самопроверки

 

1. Какое место занимает психология труда в ряду других психологических наук?

2. Объясните роль основных научных принципов в организации психологических исследований трудовой деятельности.

3. Определите достоинства и недостатки трудового метода.

4. Дайте характеристику психотехники. Какова роль Г. Мюнстерберга в развитии данного направления?

5. Каковы основные направления работы отечественных психотехников?

6. В чем состоит характерная особенность развития отечественной психологии труда во второй половине XX в.?

7. В чем состоит специфика психологического подхода к изучению трудовой деятельности?

8. Дайте характеристику психологических признаков труда.

9. Что рассматривается в качестве основного компонента психологической структуры деятельности?

10. Дайте характеристику эргатической системы.

11. Включены ли Вы в эргатическую систему? Какую именно?

12. Какие особенности технической эргатической системы выделяются в современных исследованиях?

13. В чем заключаются психологические последствия компьютеризации трудовой деятельности человека?

14. Какие задачи позволяет решать психологический анализ деятельности?

15. Дайте сравнительный анализ основных подходов к профессиографированию в отечественных исследованиях.

16. Какие виды профессиографирования Вы знаете?

17. Что такое трудовой пост? С какой целью осуществляется профессиографическое описание трудового поста?

 

Список рекомендуемой литературы

 

Афанасьев В.Г. О системе «человек–машина» в автоматизированном производстве [Текст] / В.Г. Афанасьев // Психол. журн. 1990. № 4.

Бажутин В.В. Образовательно ориентированный подход к профессиографии [Текст] / В.В. Бажутин, З.З. Кирикова. Екатеринбург, 1997.

Волков А.М. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ [Текст] / А.М. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. М., 1987.

Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессии в целях профориентации [Текст] / В.Е. Гаврилов. Л., 1988.

Гарбер Е.И. Методика профессиографии [Текст] / Е.И. Гарбер,
В.В. Козача. Саратов, 1992.

Голиков Ю.Я. Психология автоматизации управления техникой [Текст] / Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин. М., 1996.

Голиков Ю.Я. Современные концепции автоматизации и подходы к человеку и технике [Текст] / Ю.Я. Голиков // Психол. журн. 2002. Т. 23, № 1.

Голиков Ю.Я. Теоретические основания проблем взаимодействия человека и техники [Текст] / Ю.Я. Голиков // Психол. журн. 2000. № 5.

Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда [Текст] /
Л.Г. Дикая // Психол. журн. 1992. № 3.

Зараковский Г.М. Закономерности функционирования эргатических систем [Текст] / Г.М. Зараковский, В.В. Павлов. М., 1987.

Иванова Е.М. Аналитическая професиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров [Текст] / Е.М. Иванова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1989. № 3.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности [Текст] / Е.М. Иванова. М.,1992.

История советской психологии труда [Текст]: тексты / под ред.
В.П. Зинченко, В.М. Мунипова. М., 1983.

Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного исследования [Текст] / М.С. Каган. М., 1974.

Карпов А.В. Проблемы принятия решения в трудовой деятель<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...