Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для семинарского занятия




Аннотация

Курс состоит из 4 тем, отражающих классические и современные научные представления о политической бюрократии:

- Предмет, структура и специфика курса «Политическая бюрокра­тия»;

- Теория бюрократии К.Маркса-В.П.Макаренко;

- Теория бюрократии М.Вебера;

- Обзор современных теорий бюрократии.

Для закрепления и углубления знаний, а также приобретения прак­тических навыков публичных выступлений используются семинары. Вопросы для обсуждения приводятся в каждой теме.

Курс изучается в течение 9 семестра (см. план) и завершается за­четом (см. вопросы к зачету).

Цели и задачи учебной дисциплины

Цели учебной дисциплины. Основной целью курса является познакомить студентов с классическими (К.Маркса-В.П.Макаренко и М.Вебера) и современными (В.Вильсона, М.Джиласа, М.Восленского, П.Бурдье, А.В.Оболонского и М.Крозье) теориями бюрократии, а так­же творчески использовать эти теории при анализе политических про­цессов в современной России.

Студент должен:

понимать специфику предметного поля теории бюрократии (необ­ходимость дистанции);

- знать основные смыслы термина «бюрократия» и различия между обыденным, научным и «чиновничьим» пониманием этого термина;

- знать ключевые научные определения бюрократии;

- знать основные положения теории бюрократии К.Маркса-В.П.Ма­каренко;

- знать основные положения теории бюрократии М.Вебера;

- понимать влияние мировоззрения М.Вебера на его концепцию бю­рократии;

- знать содержательное ядро концепции М.Джиласа;

- уметь охарактеризовать концепцию М.Восленского;

- знать теорию «бюрократического поля» П.Бурдье;

- знать основные положения и особенности концепции М.Крозье;

- уметь применять теории бюрократии при анализе современных по­литических процессов в России и её истории;

Задачи учебной дисциплины:

в теоретическом плане - способствовать активизации познаватель­ной деятельности и гражданской ответственности студентов, компе­

тентной ориентации в сложных, противоречивых политических про­цессах, формированию политического сознания и научного мировоз­зрения, адекватного современному восприятию политической действи­тельности;

- в практическом плане — оказать помощь в овладении многооб­разными способами познавательной деятельности, использовании по­лученных знаний в профессиональной и повседневной жизни.

1) Освоение курса предполагает изучение результатов отечествен­ных и зарубежных исследований бюрократии. Особое значение в этой связи имеет изучение и осмысление новой научной и учебной литера­туры, периодической печати.

Г" Л прогрямми и тематического плана курса ориентирует на ьсестороннсе и систематическое изучение феномена политической бю­рократии.

3) В ходе изучения курса студенты должны освоить понятийно-ка­тегориальный аппарат дисциплины, знать историко-политический и

историко-теоретический контекст формирования взглядов теоретиков бюрократии..

В ходе учебного процесса студенты должны научиться искусству вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою позицию.

 

№ п.п. Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия (час), в том числе: Самосто­ ятельная работа
  лекции семина­ ры консуль тации зачёт  
  Предмет, структура и специфи­ка курса «Политическая бюро­кратия»            
  Теория бюрократии К.Маркса- В.П.Макаренко            
  Теория бюрократии М.Вебера            
  Обзор современных теорий бю­рократии            
  Итого:            

Заочное отделение:

№ II.и. Наименование темы Всего часов Аудиторные занятия (час), в том числе: Самосто­ ятельная работа
  лекции семина­ ры консуль тации зачёт  
  Предмет, структура и специфи­ка курса «Политическая бюро­кратия»            
  Теория бюрократии К.Маркса- В.П.Макаренко            
  Теория бюрократии М.Вебера            
  Обзор современных теорий бю­рократии            
  Итого:            

*

 

Тема № 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЮРОКРАТИЯ»

Советское и современное российское обществоведение о бюрокра­тии. Специфика предмета: проблема дистанции. Три основных смысла термина «бюрократия». Бюрократия и бюрократизм. Два парадигмати­ческих направления теории бюрократии: концепции К.Маркса-В.П.Ма­каренко и М.Вебера.

Темы для семинарского занятия

- Обыдеттпое, научное и «чиновничье» представления о бюро­кратии.

л!йогоооризис смыслов термина <<оюрокро i пя».

4) «Бюрократия и бюрократизм».

5) Проблема дистанцирования учёного от властно-управленче­ского аппарата. Советники н эксперты.

6) «Идеологическая бюрократия».

7) Классификация основных концепции бюрократии по Л.В.Оболонскому: М.Всбера-В.Вильсона, К.Маркса, имперская («ази­атская») модель и «реалистическая» модель.

Тема № 2. ТЕОРИЯ БЮРОКРАТИИ К.МАРКСА-В.П.МАКАРЕН-

КО

Бюрократия как организм-паразит. Государственная сторона, частная сторона. Бюрократическое отношение. Государственный фор­мализм. Политический рассудок. Политическое отчуждение.

Политическая бюрократия и интеллигенция России. Искусство внутренней дипломатии. Авторитарно-бюрократические тенденции русских революций. Система политических иллюзий и властно-управ­ленческий традиционализм. Верноподданный и гражданин. Правитель­ство и бюрократия в современной России.

Темы для семинарского занятия

1. Бюрократическое отношение.

2. Государственный формализм.

3. Политический рассудок.

4. Политическое отчуждение - гражданское отчуждение - гра­жданское сопротивление.

5. Бюрократический принцип типологии граждан.

6. Жалоба как предмет теории бюрократии.

7. Бюрократия в российской истории: рациональный админи­стративный механизм или суперкласс?

8. Оценка эвристического потенциала теории бюрократии

-6-

К.Маркса-В.П.Макаренко при анализе властно-управленческого аппа­рата современной России.

Тема № 3. ТЕОРИЯ БЮРОКРАТИИ М.ВЕБЕРА

Концепции бюрократии и плебисцитарной вождистской демо­кратии. Патримониальная бюрократия. Формальная рациональность и бюрократия. «Идеальный тип чиновника». Власть, бюрократия и идео­логия. Роль бюрократии в системе властных отношений. Господство чиновников и политическое лидерство. Социальная природа бюрокра­тии. Причины выделения бюрократии в правящий слой со своими осо­быми интересами.

Бюрократический рационализм и политический традициона­лизм. Генезис рационального государства. Господство чиновников и парламентаризм, демократия и федерализм.

Темы для семинарского занятия

- Понятие государства и цели его деятельности.

- Рациональны ли государство и бюрократия?

- «Чистый тип чиновника».

- Монополизация техники управления.

- Теория бюрократии и социология организаций.

- Право и бюрократия.

- Бюрократизация и рационализация - объективная историче­ская тенденция или...

- Революция в России нач. XX в. в терминах теории рацио­нальной бюрократии М.Вебера.

- Эвристический потенциал концепции бюрократии М.Вебера для анализа современной России.

Тема № 4. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ БЮРОКРАТИИ

Концепция В.Вильсона. «Новый класс» М.Джиласа. Концепция М.Восленского. Теория «бюрократического поля» П.Бурдье. Концеп­ция А.В.Оболонского.

М.Крозье: бюрократия ключевой фактор кризиса современного общества. «Идеологический миф нашего времени» (критика вебе­ровской теории бюрократии). «Корпоративный дух» чиновничества. «Эффект пуховика». «Мир секрета» и тенденции к монополии. Пробле­ма участия. «Архетипы управления» во Франции, Великобритании, США и России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...