Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «кандзаси» в историческом аспекте.




Введение

 

Художественное ремесло, прикладное искусство в Японии называют словом когэй.

Источником большинства художественных замыслов произведений искусства и литературы являлась глубокая любовь к природе. Народ издавна чувствовал ее красоту в самых обычных, мелких, повседневных явлениях. Как свидетельствуют стихи, собранные в VIII веке в антологии «Манъесю» - древнейшем поэтическом памятнике Японии,- не только цветы, птицы, луна, но и листья, проеденные червем, мох, камни, увядающие травы давали толчок богатому поэтическому воображению народа.

Наблюдательность и близость к природе научила японцев тонко чувствовать материал, из которого создается вещь. Острая пропорциональность, выросшая из глубокого знания материала, помогает мастеру выявлять скрытые природные качества дерева, бамбука, тростника, и использовать их с наибольшим эффектом.

Неустанные поиски художественной выразительности привели к удивительному разнообразию техники обработки материала, что составляет еще одну особенность японского декоративно-прикладного искусства.

Одной из таких техник и является техника «кандзаси» - техника создания цветов и цветочных композиций из шелка.

В первой части данной работы рассмотрены история возникновения и развития данной техники, ее символика.

Во второй части техника охарактеризована как вид, как технология, ее образно-декоративные возможности.

Объект: национально художественное творчество Японии

Предмет: техника «кандзаси», как вид национального художественного творчества Японии

Цель: раскрыть образно-выразительные и технологические возможности техники «Кандзаси»

Задачи:

· Изучить историю возникновения и развития техники, ее символику.

·   Охарактеризовать технику «кандзаси» как вид, как технологию.

·   Выделить образно-декоративные возможности техники «кандзаси».

·   Изучить произведения мастеров «кандзаси»

·   Выявить сферы практического использования техники «кандзаси»

Источники:

ü Литература по теме курсовой работы;

ü Электронные ресурсы по теме курсовой работы.

Практическая значимость: теоретический материал курсовой работы может быть использован в учебных лекционных курсах, таких как «Исторя ДПИ», «История искусств».


Глава 1. История возникновения и развития

В данной главе будут рассмотрены история возникновения и развития техники «кандзаси», дано определение техники.

 

Понятие «кандзаси» в историческом аспекте.

 

Кандзаси (яп., в транскрипции ромадзи - kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси») - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах.

Как подтверждают археологические исследования, уже в период Дзёмон тонкие прутики, наделенные священными полномочиями, люди вставляли в волосы, чтобы уберечься от злых сил. Из пучков таких палочек позже стали делать гребни куси.

Позже, в период Нара, японцы привезли из Китая украшения для волос множества типов и фасонов, включая «цзан» (тот же иероглиф, как и для кандзаси). Когда в период Хэйан в моду вошли незатейливые причёски-хвосты, китайские шпильки вышли из моды. Тогда же гребни и шпильки стали в общем называть «кандзаси».

В своей работе Гришелева Л.Д. отмечает, что в период Эдо женщины в домах сёгунов и даймё носили кандзаси для предотвращения возможного убийства [5., с.358]. Кандзаси использовались в качестве оружия в королевстве Рюкю и носили название дзифа. На Рюкю кандзаси носили как женщины, так и мужчины (приложение 1). Женщины носили всего одну шпильку, которой могли обороняться в случае нападения. Ко второй половине периода Эдо латунные кандзаси стали популярны среди самурайского сословия, однако кандзаси не использовали для обороны.

Во второй половине периода Эдо, благодаря затишью и долгой мирной жизни, поднимается купеческое сословие. С ростом благосостояния членам купеческих семейств становятся доступны новые развлечения. Результатом обогащения купцов становится возникновение моды на богатые кандзаси и гребни (куси). Купцы ввели моду на три гребня в причёсках ойран, а также на черепаховые украшения. Самыми дорогими были полупрозрачные желтоватые украшения из панциря без изъянов (точек).

В исследованиях Алтапова В.М отмечено, что кандзаси изготовливали из широкого диапазона материалов - таких как лакируемое дерево, золото и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром или золотом), панцири черепах и шелка (впрочем, сейчас стали производить кандзаси из пластмассы) [1., с. 157]. Есть много вариантов и много стилей ношения кандзаси. Способ, которым гейша носит свои украшения для волос, прямо указывает информированной аудитории на ее статус; количество и месторасположения кандзаси в прическе строго регламентировано. Майко (ученица гейши) обычно носит гораздо больше украшений на голове, чем старшая гейша. кандзаси цветок ткань япония

Когда модными становились китайские причёски, кандзаси тоже приобретали популярность. Знать мужского пола пользовалась украшениями из слоновой кости, простолюдины довольствовались деревянными кандзаси. Женщины пользовались раздвоенными шпильками в форме сая, а также металлическими заколками для волос надо лбом

Особое место среди «кандзаси» занимают Hana kanzashi - цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. И.В.Петрова отмечает, что они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов [6., с.24].

В России же эта техника получила свое название именно от самого понятия предметов для украшения волос - «кандзаси».

Таким образом, мы выяснили, что в современном понятие «кандзаси» утратило свое первоначальное значение. И если первоначально это было общее определение всех украшений для волос, то сегодня так называют именно технологию изготовления цветов и других элементов из кусочков ткани.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...