Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к рукописи отчета




ПРОГРАММА

Преддипломной практики

для студентов 5-го курса специальности 080109

“Бухгалтерский учет, анализ и аудит”

Тамбов 2009

Программа преддипломной практики. Учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Академии экономики и управления / Сост.

 

В пособии рассматриваются вопросы, связанные с процессом прохождения преддипломной практики студентами специальности 080109. на предприятиях и организациях различной организационно-правовой формы собственности.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 5-го курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Академии экономики и управления Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

 

  СОДЕРЖАНИЕ   Стр.
  Введение  
  Руководство практикой. Обязанности студентов  
  Основные требования к рукописи отчета  
  Содержание программы практики  
1. Учет и анализ долгосрочных инвестиций и источников их финансирования  
2. Учет и особенности аудита нематериальных активов  
3. Учет, анализ и аудит производственных запасов  
4. Учет, анализ и аудит труда и его оплаты  
5. Учет, анализ и аудит собственного капитала предприятия  
6. Калькулирование и анализ себестоимости продукции  
7. Учет, анализ и особенности реализации продукции, работ и услуг  
8. Учет и аудит денежных средств, расчетных и кредитных операций  
9. Учет и аудит ценных бумаг и внешнеэкономической деятельности предприятия  
10. Особенности учета, анализа и аудита фондов, резервов и финансовых результатов предприятия  
11. Бухгалтерская отчетность предприятия  
12. Анализ финансового состояния предприятия  
  Приложения  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Преддипломная производственная практика по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях с целью углубления знаний, полученных в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, и приобретении практических навыков в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита с применением современной компьютерной техники.

Преддипломная практика является важным этапом подготовки и написания дипломной работы. Цель практики углубить знания студентов по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту, полученные при изучении учебных дисциплин и прохождения учебной (3-ий курс) и производственной (4-ый курс) практик, привить студентам навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих деятельность предприятия, а также научить подбирать, изучать и обобщать материалы действующих предприятий. Значение преддипломной практики состоит в том, что в процессе ее прохождения студент не только закрепляет, но и углубляет полученный теоретический объем знаний.

Преддипломная практика, являясь составной частью подготовки дипломной работы, позволяет студентам изучить механизм функционирования предприятия, получить необходимые практические данные для расчетной части дипломной работы.

В процессе прохождения практики студенты должны:

1. Ознакомиться с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, составить краткую экономико-организационную характеристику предприятия.

2. Ознакомиться с учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами, изучить организацию бухгалтерского учета: построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот; взаимосвязь аналитического и синтетического учета.

3. Ознакомиться с формами контроля, существующими на предприятии, и оценить систему внутреннего контроля, с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности,

4. Участвовать в работе бухгалтерии непосредственно в структурных подразделениях - материального учета, учета труда и его оплаты, учета основных средств и нематериальных активов, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, учета готовой продукции и ее реализации, учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета фондов, резервов и финансовых результатов, сводного учета и составления отчетности. При изучении различных сторон деятельности предприятия необходимо использовать материалы всех отделов и служб предприятия.

5. Участвовать в проведении инвентаризации материальных ценностей, денежных средств, расчетов.

6. Ознакомиться с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся на предприятии, и работой внутренних аудиторов (приих наличии), с результатами проверок налоговых инспекций и внебюджетных фондов.

7. Изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.

8. Изучить порядок составления бизнес-плана организации, а также опыт оперативного контроля и анализа его выполненияпо основным показателям деятельности, проверить обоснованность и взаимоувязанность основных показателей деятельности предприятия.

9. По результатам работы предприятия за год составить краткое аналитическое заключение, характеризующее эффективность деятельности, и дать рекомендации по совершенствованию работы в будущем и на перспективу.

10. Подробно изучить одно из направлений анализа хозяйственной деятельности (желательно, соответствующее теме дипломной работы студента), по данному разделу проводится углубленный анализ с привлечением максимально возможной информации, имеющейся на предприятии.

11.Изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и ее организацию.

В процессе практики студенты находятся на рабочих местах и выполняют работу в соответствии с программой практики. Студенты могут быть зачислены на вакантные оплачиваемые должности. Однако это не освобождает их от выполнения требований, предъявляемых программой практики.

 

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Руководство преддипломной практикой студентов со стороны Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина осуществляется кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита. Руководство и контроль за проведением практики по каждой базе возлагается на руководителя практики, назначаемого кафедрой, а также руководителя со стороны предприятия.

Руководитель практики от кафедры совместно с руководителем практики от предприятия выполняют следующие функции:

1) составляют календарно-тематический план работы каждого студента в соответствии с программой практики (см. приложение 1);

2) консультируют студентов по вопросам, возникающим в ходе практики, а также по составлению отчетов о проделанной работе;

3) контролируют выполнение календарно-тематических планов и проверяют качество работы студентов;

4) осуществляют прием отчетов по практике и оценивают выполненную работу.

Студенты должны посещать места проведения преддипломной практики в рабочие дни недели. При этом содержание проделанной работы ежедневно записывается в дневник практиканта, титульный лист которого и структура представлены в приложении 2.

Во время прохождения практики студенты обязаны неукоснительно соблюдать действующие на предприятии правила и нести полную ответственность за выполнение порученной работы.

По итогам практики студент обязан представить на кафедру отчет, рекомендации по оформлению которого приведены ниже, а также дневник учебной практики и отзыв, подписанный руководителем предприятия и скрепленный гербовой печатью.

Структура отчета должна включать в себя следующие основные элементы (см. приложение 3):

- титульный лист;

- оглавление, необходимое для поиска нужного раздела в отчете:

- введение, в котором кратко излагается основное содержание предлагаемого материала;

- основная часть, в которой подробно излагается собранный аналитический материал в соответствии с требованиями программы преддипломной практики, пути и средства получения конкретных результатов в той или иной сфере деятельности, оригинальные методики и так далее;

- заключение, в котором подводятся итоги по изложенному материалу, оформленные, как правило, в виде выводов;

- список используемой литературы;

- приложение.

Рукопись отчета должна быть сброшюрована.

Отчет о выполнении программы практики составляется студентом по мере прохождения каждой темы. По окончании практики студент оформляет отчет и после проверки руководителем от базы практики представляет его для проверки руководителю от кафедры.

В отчете дается:

• краткая технико-экономическая характеристика предприятия;

• описания организации, форм и методов бухгалтерского учета и экономического анализа на предприятии по отдельным разделам программы практики (с приложением необходимых документов и регистров);

обязательно приложить к отчету заполненный комплект форм годовой отчетности и дополнительных отчетных форм, представляемых в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики;

• письменный отзыв о проведенной студентом работе с оценкой по пятибалльной системе;

• индивидуальный календарно-тематический план;

• дневник прохождения практики.

Все перечисленные материалы должны быть заверены руководителем от базы практики.

По окончании производственной практики организуется защита отчета по месту прохождения практики. Отчет принимается комиссией кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, которая дает оценку результатов работы студентов на практике.

Оценка результатов прохождения практики включается в приложение к диплому. Получение неудовлетворительной оценки или непредставление отчета влечетза собой повторное прохождение практики, а в случае недобросовестного отношения к практике и нарушения дисциплины исключение из числа студентов.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОПИСИ ОТЧЕТА

 

К рукописи отчета предъявляются следующие требования:

1. Рукопись отчета представляется на кафедру в строго установленные сроки в одном экземпляре.

2. Текст печатается на стандартной белой односортной бумаге формата А4; (размер 210 х 297 мм) с применением графических и печатающих устройств ПЭВМ, либо на пишущей машинке. Допускается оформление отчета разборчивым почерком от руки.

3. Текст печатается на одной стороне листа шрифтом Times New Roman №14, через 1,5 интервала. Весь текст отчета, в том числе заголовки и подзаголовки, должны быть отпечатаны строчными буквами. Прописными печатаются заглавные буквы и аббревиатура.

Размер полей на странице: верхних и нижних - не менее 20 мм, левых - не менее 20-30 мм, правых - не менее 10 мм. Размер абзацного отступа - три знака. Заголовки отделяются от текста сверху и снизу пробелом в три интервала. Переносы в заголовках не допускаются. Общий объем текстовой части рукописи отчета должен составлять 30-35 страниц.

4. Имеющиеся по тексту сноски располагаются в нижней части страницы и не должны переноситься на следующую страницу.

5. В рукописи показывают все необходимые, по мнению практиканта, выделения слов и частей текста. При этом четко обозначается соподчиненность заголовка и подзаголовков.

6. Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, начиная от титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений и литерных добавлений. Номер страницы печатается в середине верхнего поля страницы. Первой страницей считается титульный лист, на нем цифра «I» не ставится, а на следующей странице проставляется цифра «2» и так далее. Иллюстрации и таблицы, выполненные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц отчета.

7. В приложениях, как правило, помещают материалы, которые дополняют и иллюстрируют основной текст отчета: копии документов, справочные таблицы, протоколы проведенных экспериментов, инструкции, методики, описания алгоритмов и программ, иллюстрации вспомогательного характера и так далее.

Приложения оформляются как продолжение отчета на его последующих страницах, располагая в порядке появления на них ссылок в тексте отчета.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный строчными буквами в правом верхнем углу, например: Приложение 1. Нумерация материалов приложения - в соответствии с общей нумерацией рукописи отчета.

8. Рукопись отчета подписывается автором на титульном листе с указанием даты.

В заключение следует отметить, что небрежно оформленные отчеты подлежат возврату практиканту на доработку и устранение замечаний.

По итогам преддипломной практики проводится конференция, в ходе которой выявляются положительные и отрицательные моменты прохождения практики, проходит обмен мнениями между студентами и преподавателями.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Ознакомление с предприятием и общей организацией на нем бухгалтерского учета, анализа и внутреннего аудита.

Практика начинается с общего ознакомления с предприятием, изучения структуры учетного аппарата и организации учета и контроля. Для ознакомления с предприятием, его технологическими особенностями руководитель практики от предприятия или представитель отдела подготовки кадров осуществляет экскурсию по цехам, рабочим участкам, местам хранения материальных ценностей и другим участкам с подробным объяснением характера работы каждого подразделения. После этого студенты знакомятся с учетной политикой, должностными инструкциями и основными показателями, характеризующими деятельность предприятия в предыдущем и отчетном году, результатами проверок, проведенными самим предприятием и другими организациями (налоговой инспекцией, аудиторской фирмой и др.).

По результатам предварительного ознакомления с особенностью деятельности организации студент готовит его краткую экономико-организационную характеристику, в которой должны быть отражены:

• объем и тип предприятия и производства, производственный профиль, организационная структура предприятия, технологические особенности или другие особенности, связанные с функционированием предприятия, ассортимент выпускаемой продукции, степень ее обновления;

• важнейшие показатели организационно-технического уровня производства, изношенность и возраст оборудования, специализация, кооперирование, степень использования проектной мощности, хозяйственные связи с поставщиками и покупателями, наличие прямых договоров;

• анализ формирования бизнес-плана предприятия: обоснование производственной программы предприятия, формирование портфеля заказов, оценку соответствия сформированной программы производственной мощности предприятия и наличию (заказу) ресурсов; наличие резервных мощностей на предприятии;

• анализ спроса на продукцию (услуги) предприятия и его влияние на ценовую политику предприятия, система цен, применяемых на предприятии.

После изучения работы бухгалтерии и функций каждого ее подразделения студенты дают описание организации бухгалтерского учета, структуру учетного аппарата, схему документооборота, применение форм и методов учета, системы внутреннего контроля, содержание и методы аналитической работы в организации: кто, когда и в какой форме осуществляет аналитическую работу на предприятии. Студент должен получить навыки ведения учета во всех подотделах бухгалтерии, осуществляющих учет имущества и обязательств: оборотных и внеоборотных средств, собственных источников средств, заемных и привлеченных.

Студент должен изучить состав финансовой отчетности, порядокее составления, структуру пояснительной записки к годовому отчету, состав отчетности перед республиканскими и местными бюджетами, внебюджетными фондами, органами статистики. Уметь сделать необходимые аналитические расчеты с использованием всех отчетных форм для оценки эффективности работы предприятия, выяснить причины отклонения отдельных показателей эффективности от предполагаемого уровня. Уметь сформировать выводы и предложения по устранению недостатков и мобилизации резервов для повышения эффективности хозяйственной деятельности на исследуемом предприятии. Поучить навыки проведения инвентаризаций.

При наличии отдела внутреннего контроля (аудита) студент знакомится с его функцией и целью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...