Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, виды и функции здоровья: составляющие здоровья; характеристика основных видов здоровья (физическое, психическое, духовное; нравственное); значение здоровья в жизнедеятельности человека. 2 глава




К физкультурно-оздоровительным методикам можно отнести: оздоровительные методики дыхательных упражнений; разновидности аэробики (гимнастико-атлетическая; танцевальная; направление «восток-запад», аквааэробика); пилатес; изотон; калланетик; стретчинг; фитнес; бодибилдинг; йога; психогимнастика; цигун и др.

При отборе наиболее эффективных физкультурно-оздоровительных методик для занимающихся следует опираться на следующие критерии: доступности, соответствия поло-возрастным возможностям, целесообразности, адекватности, оздоровительной направленности, комплексности воздействия, всесторонности, наибольшей результативности занятий.

Рекреационные аспекты оптимизации психического здоровья: понятие психического здоровья и факторы его определяющие; пути оптимизации психического здоровья; возможности использования способов оптимизации психического здоровья в рекреативной деятельности.

Психическое здоровье ассоциируется с потребностью человека в самореализации как личности. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии и достаточную гармоничность психики, позволяющую адаптироваться в обществе. Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая «Я - концепция» - позитивная, адекватная и стабильная самооценка.

Психическое здоровье – это состояние деятельности центральной и переферической нервной системы, проявляющейся в степени развитости и гармоничности психических процессов в организме, эмоционально – волевой сферы человека, коммуникативных способностей, позволяющей человеку осуществлять биологическую и социальную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями психики.

Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой стороны – с воздействующими в процессе жизни факторами.

К врожденным особенностям психики относятся: особенности психического кода человека; особенности внутриутробного периода и процесса рождения как фактор риска в формировании психокомплексов; особенности темперамента.

Второй аспект, нарушающий психическое здоровье, - приобретенный в процессе жизни. К нему относятся психический стресс и психотравма.

Научную концепцию стресса предложил канадский ученый Ганс Селье.

Стрессор – это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека. Если стрессор психической природы, то стресс называется психическим. Стресс является проявлением и обновременно инструментом адаптационной перестройки человека. Целью же, результатам психической перестройки является принятие новой концепции жизни, соответствующей новым условиям. После осмысления происшедшего, изменения взглядов во имя жизни в будущем, стресс угасает. Адаптационный процесс может затянуться на годы, что приводит к хроническому стрессу (дистрессу), что проявляется невротизмом.

Профилактика психического стресса и коррекция его последствий включает следующие принципы: повышение устойчивости к психическому стрессу; отреагирование отрицательных эмоций; психокоррекция, включающая: физические упражнения; дыхательные упражнения; самовнушение; использование внешних ослабляющих воздействий (музыка, запахи, цвет, природные факторы и др.); общение; фармакологическая коррекция.

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) - это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние - показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Для повышения устойчивости психики к. неблагоприятным воздействиям, расширения границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладения способами и методами управления собой и снятия неблагоприятных последствий стресса, отрицательных эмоциональных напряжений необходимы повседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.

При тренировке психических процессов необходимо учитывать, что нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы: следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление. Важно, чтобы нагрузка и способность ее выдержать доставляли радость, удовольствие и другие положительные эмоции; заниматься умственным трудом нужно с подъемом, однако избегать возбуждающих средств любого типа. Эти положения особенно важны для такой категории работников умственного труда, как школьники и студенты. Снижению уже возникшего напряжения в этот период помогают физические нагрузки и методы психорегуляции.

Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. Релаксирующая (расслабляющая) роль движения оказывается выше при использовании феномена переключения внимания. Для этого во время выполнения движения необходимо сосредоточиться на чем-то постороннем, не связанном с проблемами, вызывающими само нервно-психическое напряжение, на своих ощущениях, восприятии природы и др. Решению задачи помогают комплексы физических упражнений, которые предусматривают для своего выполнения концентрацию внимания на различных частях тела. К таким упражнениям относятся комплексы, пришедшие к нам из Индии и Китая (хатха-йога, тайцзицюань, тайцзицигун и др.). Аналогичным влиянием обладают и дыхательные упражнения, целенаправленное использование специально подобранных из них (в частности, с акцентом на удлинение выдоха) дает заметный релаксирующий эффект. Таким образом, в результате использования целенаправленного движения через различные физиологические механизмы возможно добиться не только снижения нервно-психического напряжения, но и нормализации эмоционального статуса. Более того, после мышечной нагрузки зачастую возникает ощущение удовольствия ("мышечная радость"), комфорта.

Движение - это мощный фактор восстановления умственной работоспособности по механизму активного отдыха. Однако в случае сильного умственного утомления двигательная активность может его усугубить, что связано со снижением в этих условиях эффективности тормозных механизмов, в значительной степени обусловливающих эффект восстановления. Поэтому после работы, вызвавшей сильное умственное утомление, необходим вначале пассивный отдых (сон, пассивное расслабление) и лишь затем использование двигательной активности.

Кроме движения (активного отдыха) и сна (пассивного), для оптимизации психического состояния, восстановления психического здоровья все более широко используются различные методы собственно психорегуляции. Прежде всего следует упомянуть аутотренинг, который дает хороший восстановительный и оздоровительный эффект через релаксацию. Аутогенная тренировка (AT) позволяет одновременно решить целый ряд задач, в частности, снятие последствий стресса, восстановление сил, затраченных на работе, повышение функциональных возможностей организма и управление психофизиологическим состоянием.

На практике AT сводится к освоению приемов расслабления мышц, выработке навыков в развитии ощущений тепла или холода в разных частях тела, концентрации внимания и создания волевой установки на общее состояние организма или одной из его систем (и основе лежит формирование физиологической доминанты).

Широко известен благоприятный эффект использования ручного массажа в регуляции нервно-психического состояния. Это обусловлено прежде всего тем, что кожа человека, лишенная шерстяного покрова, представляет собой широчайшее рецепторное поле, импульсация которого имеет серьезное значение в регуляции состояния возбудимости сенсорных участков головного мозга. Вот почему целенаправленное использование ручного массажа позволяет добиться хороших результатов в регуляции психофизического состояния человека.

Для достижения положительного эффекта имеет значение как применяемый массажный прием, так и методика его использования. Так, при повышенном психоэмоциональном напряжении хороший эффект дает длительное, монотонное использование таких приемов, как поглаживание и глубокое, ритмичное, спокойное разминание. При подавленном состоянии человека, низком психическом тонусе активизации возбудительных процессов и снятию тормозных способствует применение в кратковременном резком режиме таких приемов, как растирание, удары, поверхностное интенсивное разминание и т.д.

Таким образом, целесообразно комплексное использование средств оптимизации психического здоровья в рекреативной деятельности.

 

11. Особенности планирования физкультурно-оздоровительных занятий рекреативной направленности: определение цели и постановка задач, подбор средств и методов на физкультурно-оздоровительном занятие с учетом возрастных групп населения.

При планировании физкультурно-оздоровительных занятий необходимо определить: вид (или направленность) программы; характер физкультурно-оздоровительной деятельности; интенсивность; продолжительность упражнений; частоту занятий в неделю или в течение дня; темпы увеличения нагрузки в течение недели или месяца.

Выбор вида (направленности) упражнений осуществляют с учетом конкретного уровня физического состояния.

Низкий и ниже среднего уровни физического состояния характеризуются состоянием здоровья на грани нормы и патологии. У этих людей высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (избыточная масса тела более 30 %, артериальная гипертензия, нарушение липидного обмена, низкая двигательная активность, низкий уровень выносливости и физической работоспособности). У большинства отмечается ухудшение физических качеств — выносливости, скоростно-силовых, гибкости. Низкая устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды приводит к частым простудным заболеваниям таких людей. Все это обуславливает низкий уровень физического состояния.

Поэтому задача физкультурно-оздоровительных занятий, в том числе кондиционной тренировки — повысить физическое состояние за счет снижения факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (снижение избыточной массы тела, артериального давления; нормализация липидного обмена; повышение выносливости и других двигательных качеств, устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды).

Наиболее эффективны циклические упражнения низкой или умеренной интенсивности (аэробной направленности), т.е. такие нагрузки, при которых задействовано более 2/3 мышечного массива и которые можно продолжать в течение длительного времени: оздоровительная ходьба; оздоровительный бег; плавание и водные виды двигательной активности (например, аквааэробика); ходьба на лыжах; катание на коньках; езда на велосипеде; гребля; танцевальная аэробика (хип-хоп, салса, латина и др.); степ-аэробика; фитнесс-программы с использованием тренажеров для стимуляции сердечнососудистой деятельности.

Однако оптимальный эффект отмечается при совместном использовании разнообразных упражнений аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности. К упражнениям анаэробной или смешанной аэробно-анаэробной направленности относятся упражнения скоростного, силового и скоростно-силового характера (спортивные игры, танцы, атлетизм, бодибилдинг, шейпинг, аэробика силовой направленности и др.).

Интенсивность упражнений.В кондиционной тренировке используются упражнения интенсивностью 40-75 % МПК при непрерывном методе и 80-100 % МПК — при интервальном методе.

Оптимальные условия для стимуляции сердечно-сосудистой и дыхательной систем создаются при нагрузках интенсивностью 40—75 % МПК: у лиц с низким уровнем физического состояния — 40—50 % МПК, ниже среднего — 45-50 % МПК, средним - 50-60 % МПК, выше среднего и высоким - 60-75 % МПК.

Нагрузки, при которых возникают признаки неадекватности у нетренированных людей, составляют 85-100 % МПК. В качестве восстанавливающих нагрузок (средств активного отдыха) используют нагрузки интенсивностью менее 45 % МПК. Пульсовой режим таких нагрузок рассчитывают по формуле ЧСС = 120 + N - А, где ЧСС — частота сердечных сокращений, уд-мин"1; N — интенсивность, % МПК; А — возраст, лет.

При определении задач направленности средств, их дозировки учитывают характер возрастных изменений, состояние и уровень здоровья, наличие и выраженность риска развития отдельных заболеваний, уровень физического состояния. Поскольку в организме людей в возрасте до 55—60 лет нарушения имеют функциональный, нестойкий характер, они поддаются обратному развитию, восстановлению. Зрелый возраст считают наиболее благоприятным для воздействия средств физической культуры. Задачи физического воспитания в первом периоде зрелого возраста: укрепление здоровья, профилактика заболеваний; физическое совершенствование; повышение физической и профессиональной трудоспособности.

Задачи физического воспитания во втором периоде зрелого возраста: укрепление здоровья, первичная и вторичная профилактика заболеваний (наиболее распространенных и профессиональных); поддержание оптимальной работоспособности и высокой профессиональной трудоспособности; предупреждение инволюционных изменений в сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других системах; приобретение теоретических знаний по основам применения физической культуры на разных этапах возрастного онтогенеза.

Задачи физического воспитания людей после 60 лет: сохранение и восстановление здоровья; задержание или уменьшение инволюционных процессов; сохранение трудоспособности; предупреждение регресса жизненно важных умений и навыков, восстановление их (если утрачены), формирование необходимых умений и навыков.

У лиц пожилого возраста преимущество должно отдаваться дыхательным упражнениям, циклическим упражнениям аэробной направленности, гимнастическим упражнениям (в том числе суставной гимнастике).

При разработке физкультурно-оздоровительных занятий прежде всего нужно определить цель и задачи, продумать направленность и подобрать средств и методов на содержа­ние занятий на различные по длительности циклы (год, полугодие, месяц, ежедневные занятия).

Для эффективного положительного влияния на состояние здоровья занимающихся занятия должны иметь ярко выраженную оздоровительную направленность. Высоким эффектом обладают комплексные занятия, включающие упражнения на быстроту, выносливость, силу, гибкость, координацию, ловкость.

В занятиях с оздоровительной направленностью одного, наиболее оптимального средства или метода не существует. Необходимо применять весь арсенал средств и методов, имеющихся в распоряжении физической культуры и спорта, причем делать это нужно постоянно, на протяжении всей жизни индивида.

Одним из главных физических качеств, влияющих на улучшение работоспособности, уровня физического состояния человека является выносливость. К средствам развития общей (аэробной) выносливости относятся физические упражнения, вызывающие повышенную, вплоть до максимальной, производительность кардиореспираторной системы организма.

Интенсивность физической нагрузки в упражнениях на выносливость может быть умеренной, большой, переменной. При этом суммарная длительность двигательной активности составляет от нескольких минут до нескольких часов. Для развития выносливости применяются разнообразные локомоции: продолжительный бег, ритмическая или аэробная гимнастика, передвижения на лыжах, гребля на всех видах судов, езда на велосипеде, плавание, спортивные и подвижные игры и т.д.

Основными методами развития общей выносливости являются: равномерный, или метод непрерывного выполнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; круговая тренировка; игровой метод.

Деятельность занимающихся на физкультурно-оздоровительных занятиях может быть организована фронтальным(все занимающиеся одновременно выполняют упражнения), индивидуальным(самостоятельное выполнение задания под руководством тренера) или круговым способом (выполнение упражнений на «станциях» с различной целевой направленностью в составе небольшой группы). Выбор упражнений для конкретного занятия зависит в первую очередь от возраста и уровня подготовленности занимающихся.

Характер воздействия физических упражнений на организм за­висит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательно­го акта. Устойчивая потребность в оздоровлении обеспечивается боль­шим разнообразием упражнений и условий их выполнения, бла­гоприятным эмоциональным фоном, индивидуальным подходом, поощрением деятельности, адекватными критериями оценки ре­зультативности занятий, выбором в соответствии с индивидуаль­ными особенностями форм критики и способов поощрения.

Стимулирование интереса к систематическим занятиям оздоровительными упражнениями и регулярным нагрузкам достига­ется формированием состояния удовлетворенности от занятий, осознанности их пользы и необходимости.

 

Методика составления рекреационных программ с различными возрастными группами населения: особенности состава средств; реализация принципов физического воспитания в рекреативно-оздоровительных программах; методика составления программ занятий рекреативно-оздоровительной направленности.

К оздоровительной тренировке относят систему физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня, гарантирующего стабильное здоровье. Подбор тренировочных нагрузок, методов и средств осуществляется для оптимизации функциональных систем организма человека, достижения необходимого для здоровья уровня развития физических качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата.

Результатом оздоровительной тренировки должно стать улучшение здоровья человека. Как и в спортивной тренировке, физическая нагрузка определяет достижение суммарного тренировочного эффекта, который обуславливает оптимальный уровень здоровья. Дозирование нагрузки в оздоровительной тренировке научно обоснованно.

Впервые попытался обосновать концепцию нагрузок в рекреационной тренировке Г.П.Виноградов (1996). Определив главную цель рекреационной тренировки, как получение удовольствия, автор утверждает, что ее реализация происходит за счёт совершенно иного вида тренировочного эффекта, не кумулятивного, а частного, ближайшего и отставленного, то есть такого эффекта, который наступает или сразу после окончания тренировочного занятия, или на следующий день после тренировки.

Однако, получение удовольствия от физических упражнений не исчерпывается ближайшим или отставленным эффектом. Достижение определенной спортивной формы (а это кумулятивный эффект физических упражнений) также может приносить большое удовольствие человеку (не только приятные физические ощущения, но и улучшение психического состояния).

Поэтому в рекреационной тренировке должны использоваться те же критерии физической нагрузки, что и в спортивной тренировке, но дополняться еще и интегральными показателями субъективного характера (уровень самочувствия, уровень активности и др.).

Рекреационную тренировку можно определить как педагогически организованный процесс использования физических упражнений и дополнительных средств физической культуры, направленных на восстановление эпизодически и хронически сниженной физической и психической работоспособности человека.

Любая физическая нагрузка прежде всего характеризуется объёмом и интенсивностью. Принципиально важно, как дозировать эти параметры в рекреационной тренировке. Возможны четыре основных варианта. При минимальных объёме и интенсивности нагрузки человек получает удовольствие от движения и этим обуславливается рекреационный эффект. В данном варианте возрастает роль разнообразного использования средств для эффективного отдыха.

Второй вариант планирования нагрузки предполагает большой объём и малую интенсивность упражнений. Восстановительную роль будут играть смена деятельности на двигательную, оптимизация нервной системы, вовлечённой в равномерную длительную работу.

Есть определённая категория людей, которые предпочитают восстанавливать психическую работоспособность короткими, но интенсивными нагрузками, что тоже имеет под собой физиологическую основу. И только четвёртый вариант дозирования нагрузки, когда используются большие объём и интенсивность, в рекреационной тренировке неприемлем, так как требует затрат сил, несовместимых с понятием отдыха. Если говорить о формах, средствах и методах рекреационной тренировки, то следует, по-видимому, отдавать предпочтение их разнообразию даже в рамках одного занятия. Нам представляется, что это одно из главных требований, предъявляемых к организации рекреационной тренировки.

Таким образом, понятие рекреационной тренировки определяется с одной стороны количественными компонентами физической нагрузки, с другой - использованием разнообразных форм, средств и методов проведения занятий. При разработке рекреационных программ следует применять систему физических упражнений, направленных на повышение функционального уровня до безопасных для здоровья величин.

Оптимальный эффект, достигаемый при использовании средств физической культуры, наблюдается при соблюдении следующих принципов занятий: индивидуализации, систематичности, постепенности, доступности, регулярности, ориентации на должные нормы.

Принцип индивидуализациипредусматривает подбор упражнений в соответствии с функциональными и физическими возможностями организма. В зависимости от воздействия на организм различают 3 уровня нагрузок: минимальные, предельно допустимые и рациональные.

Характерно, что спортсмены при такой нагрузке могут работать довольно длительное время (60 мин и более), нетренированные — считанные минуты.

Установлены следующие параметры максимально допустимой ЧСС при нагрузках у нетренированных людей разного возраста (Пирогова и др., 1986): <30 лет - 165 уд-мин'1, 30-39 лет - 160; 40-49 лет - 150; 50-59 лет - 140; >60 лет - 130 уд-мин".

При этом артериальное систолическое давление может достигать значений, равных 180—220 мм рт.ст., диастолическое — 90—130 мм рт.ст., частота дыханий — 20—45 цикл-мин"1, дыхательный объем — 1,2—2,3 л-мин'1, потребление кислорода — 1,4—2,5 л-мин"1 в зависимости от возраста и уровня физического состояния.

Минимальные - это такие нагрузки, ниже которых тренировочный эффект не наблюдается (ниже 40 % МПК). К рациональным относят нагрузки, интенсивность которых составляет 50-75 % МПК. Как правило, такие нагрузки используются в занятиях оздоровительной направленности в силу того, что они при минимальной кратности занятий 3 раза в неделю и небольшом объеме (длительность 30—40 мин) обеспечивают высокий оздоровительный и тренировочный эффект.

Реализация принципа индивидуализации может быть осуществлена при учете ведущих факторов физического состояния, а именно: состояния здоровья; функциональных возможностей; морфологического статуса; физической работоспособности; особенностей адаптации к физическим нагрузкам; физической подготовленности.

Принцип систематичности.Под систематичностью понимают определенный подбор и расстановку упражнений, их дозировку, последовательность, т.е. систему занятий оздоровительной направленности, которая обусловливается задачами: повышения функциональных резервов и физической работоспособности; улучшения адаптации к физическим нагрузкам; снижения факторов риска развития сердечно-сосудистых и других заболеваний.

В зависимости от того, какие решаются задачи, подбирается та или иная система занятий.

Принцип постепенного повышения нагрузокпредполагает увеличение интенсивности и объема нагрузок в соответствии с возрастающими функциональными и физическими возможностями. В противном случае в определенный период времени объем нагрузки окажется настолько мал, что не будет вызывать в организме ответных реакций, необходимых для дальнейшего роста функциональных возможностей.

Принцип доступностиосуществляется предложением населению привычных видов физических упражнений в виде различных мини-программ.

Принцип регулярностипредусматривает регулярные, без длительных пропусков, занятия. При прекращении занятий физическая работоспособность заметно снижается уже через 2 мес после прекращения занятий, а через 3-8 мес возвращается к исходному уровню. У людей, тренирующихся многие годы, это снижение происходит медленнее.

Принцип ориентации на должные нормыпредполагает при программировании занятий физическими упражнениями ориентацию на должную физическую работоспособность. Такой подход обеспечивает строгую индивидуализацию нагрузок.

Методические принципы занятий оздо­ровительными упражнениями: постепенность наращивания интенсивности и длительности
нагрузок; разнообразие применяемых средств; систематичность занятий; дозирование по относительным значениям мощности физи­ческих нагрузок; дозирование по частоте сердечных сокращений; дозирование в соответствии с энергетическими затратами; дозирование по числу повторений физических упражнений.

Необходимость занятий физическими упражнениями оздо­ровительной направленности обусловлена состоянием функци­ональных систем и психофизической подготовленности, а также осознанием потребности их улучшения. Даже при самом оптимальном состоянии организма требуется систематическое применение спе­циальных средств, физических упражнений различного характера и направленности, позволяющих его продлить и эффективно при­менять в профессионально-прикладной или спортивной деятель­ности, создавая основу для достижения более высокого уровня функциональных возможностей.

Формированию осознания в необходимости оздоровления долж­ны быть подчинены различные средства, которыми располагают педагогика и психология физического воспитания. Целесообразность обращения к оздоровлению и выбору того или иного вида определяется в большей мере совпадением опре­деленных признаков психофизического состояния человека и воз­можностей влияния на них конкретного вида упражнений.

Предпочтительный вид и форму оздоровления устанавливает врач, а рекомендации по выбору конкретных средств и методов его использования более обоснованно рекомендует специалист в области физического воспитания.

Для стабильной мотивации необходима результативность заня­тий. При ее отсутствии возникают сомнения в целесообразности, необходимости и адекватности избранного вида. Отсутствие ре­зультативности часто обусловлено неудачным выбором вида оздо­ровления, который не соответствует индивидуальным особенностям занимающегося, что случается, когда индивидуальный подход поглощается групповым методом организации занятий.

Оптимальное сочетание нагрузок, выбор соответствующих ме­тодов и способов, постоянное варьирование, отвечающее динамике показателей состояния организма, дает положительный эффект от применяемых упражнений на индивидуальные особенности зани­мающегося.

Рациональность как разумная обоснованность применения раз­личных средств оздоровления складывается из адекватности само­го средства индивидуальным особенностям занимающегося и кон­кретным задачам оздоровления, что обеспечивает положительную тенденцию динамики показателей.

Дозирование нагрузки - один из важных методических прин­ципов оздоровления. В практике оздоровления, часто осущест­вляемого по принципу «не навреди», придерживаются правила использования лишь «разминочных» нагрузок. Они хороши для вхождения в работу, использования с целью переключения внима­ния, отвлечения от основной деятельности.

Составление программ занятий рекреативно-оздоровительной направленностидолжно быть нацелен на четкую иерархию целей.

Процесс физической подготовки имеет различный характер и длительность, но в любом случае решает четыре задачи: восстановление, сохранение, развитие, поддержание достигнутого уровня подготовленности. На четвертом этапе методы развития основных двигательных качеств комбинируются и чередуются при сохранении достигнутых ранее средних объемов и среднего уровня интенсивности нагрузки.

Методическая часть программы занятий рекреационно-оздоровительной направленности должна базироваться на основных педагогических принципах, предполагает четкое определение цели и задач занятия, подбора средств и методов, содержать описание методики в процентных соотношениях объемов нагрузки и отдыха в цикле подготовки, периодичность и степень обновления упражнений, примеры занятий, комплексов или подробные планы-конспекты занятий.

В процессе реализации программ рекреационно-оздоровительной направленности важен самоконтроль занимающихся за состоянием здоровья и врачебно-педагогический контроль.

Содержание и методика физкультурно-рекреативной работы с детьми дошкольного возраста: формы физкультурно-рекреативной работы; особенности оставления программ физкультурно-оздоровительных занятий для детей дошкольного возраста; методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми.

Дошкольный возраст это период с 3 до 7 лет. К формам физкультурно-рекреативной работы с детьми дошкольного возраста относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями, подвижные игры, физкультурные досуги и спортивные праздники, Дни Здоровья и турпоходы.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс упраж­нений для рук, ног, туловища. Комплекс гимнастики в зависимости от возраста состоит из 5-8 упраж­нений, каждое из которых выполняется 6-8 раз. Продолжительность утренней гимнастики от 5 до 10 минут.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...