Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов - два типа мировоззрения




 

Пушкин старше Лермонтова на 15 лет. А.С. Пушкин жил и творил в эпоху надежды на свободу и равенство народа, поэтому большинство его произведений полны оптимизма, веры в светлое будущее, а М.Ю. Лермонтов относится к поколению 30-х годов, про которое он сказал:

 

"Печально я гляжу на наше поколенье,

Его грядущее - иль пусто, иль темно.".

 

Но одно было общее у великих поэтов - любовь родине, любовь к Кавказу, к его высоким горам, бурным рекам, гордому народу и чудным песням. Кавказу объяснялись в любви и посвящали стихи. С "милого севера в сторону южную" они приехали не по собственной воле, а по велению царя. И вот парадокс: они должны были возненавидеть Кавказ, а получилось обратное: они полюбили его!

 

"Как сладкую песнь отчизны моей,

Люблю я Кавказ",

 

так скажет М.Ю. Лермонтов об этом удивительном крае. По каким причинам поэты посетили Кавказ? Чем же очаровал этот край великих гениев? Какие произведения были написаны поэтами под впечатлением увиденного?

На эти и другие вопросы ребята искали ответы в своей исследовательской деятельности на первом уроке.

На начальном этапе была сформулирована тема исследования: "Анализ творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на Кавказе".

Цель исследования: изучить творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на Кавказе.

Задачи: изучить произведения, написанные А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым на Кавказе; выявить, какое значение имела природа в жизни и творчестве поэтов.

Были изучены методы исследования и отобраны из них теоретические методы: анализ литературных источников, отбор Интернет сайтов и изучение Интернет-ресурсов, картографический метод. [13, с. 19]

Для проведения исследования учащиеся 9 класса были объединены в несколько групп. Первая группа, исследовавшую жизнь А.С. Пушкина на Кавказе, возглавлял Сергей; группу, исследовавшую жизнь М.Ю. Лермонтова на Кавказе, возглавляла Светлана.

Для проведения исследования были привлечены ресурсы школьной библиотеки. Материалы Интернет-ресурсов и учебные электронные образовательные ресурсы, географические карты и другие материалы.

На выполнение работы было отведено два урока, в течение первого урока ученики занимались поиском материала, а на втором уроке представляли результаты исследования.

Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество <http://www.wlgdh.com/opasno-li-odinochestvo/>, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова: И хладен блеск его очей.. Чувства, страсти, В очах навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце. Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. [13, с.21]

Будучи продолжателем традиций А.С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике. Поэзия Лермонтова многотемна, мне же хочется остановиться на его стихотворениях о природе.

Поэт любил русскую природу, с детства был окружен ее красотой, и уже ранние его стихи наполнены красками, звуками, чарующей прелестью окружающего мира. Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникли ели, Зелень мрачную хранят. ("Осень") И с первых, еще несовершенных и во многом ученических стихотворений поэта проступает его собственный, самобытный взгляд на мир <http://www.wlgdh.com/smysl-nazvaniya-romana-vojna-i-mir/>, на окружающую природу. Она таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира и по-взрослому, философски рассуждает в "Элегии": Но для меня весь мир и пуст и трачен, Любовь <http://www.wlgdh.com/kak-polyubit-sebya/> невинная не льстит душе моей. С ранней лирики наметилась поэтическая особенность Лермонтова. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть. Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней наши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой; Как с первыми людьми ее народы!

Туман здесь одевает неба своды! И степь раскинулась лиловой пеленой. Лермонтов, описывая природу, не ограничивается лишь чувствами восторга.

Окружающий мир существует сам по себе, оторванный от человека. Лирический герой поэта - составная часть великой Вселенной, гармоничной и прекрасной, но такой равнодушной к людским страданиям и переживаниям. Три ночи я провел без сна - в тоске, В молитве, на коленях - степь и небо Мне были храмом, алтарем курган. ("Отрывок") Поэта одолевает не вселенская, отвлеченная тоска, а желание найти вокруг хотя бы одну родственную душу, чтобы поделиться своими мыслями и чаяниями, но не суждено этому осуществиться: Вверху одна Горит звезда; Мой взор она Манит всегда; Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет! ("Звезда") Оттого в его лирике много стихотворений, описывающих звездное небо, таинственность ночей, бескрайность русских просторов.


Заключение

 

Лермонтовский Кавказ - это ощущение свободы, душевного спокойствия. Когда мы читаем лирику Лермонтова, рассказывающую русском обществе ("Как часто, пестрою толпою окружен…", "Смерть поэта…", "Прощай, немытая Россия"), то нас не покидает ощущение метаний души человеческой, возмущения, которое читатель переживает вместе с поэтом. Кавказ же дает ощущение свободы, незыблемости мироздания… Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы…Особенно хорошо понимаешь это, глядя на картины лермонтова. Юг у поэта - это воплощение движения. Даже природа у него живет своей жизнью, зачастую очень похожей на людскую жизнь…

Больше всего удивило то, что в основе многих "южных" лермонтовских поэм лежат легенды Кавказа, а не только фантазия автора. Поражает воображение легенда о горном духе Гуда, полюбившем земную девушку. Женщины гор - это, по моему мнению, особая ниша сюжетов Лермонтова. В какой - то мере они противопоставляются лицемерным красавицам высшего света. Они не испорчены жеманством и неискренностью. Они естественны, всегда необыкновенно красивы, преданны, это заботливые матери ("Казачья колыбельная", "Не плачь, не плачь мое дитя…"), преданные невесты ("Демон"), но могут быть и гордыми, и своенравными ("Тамара"). Поэт старается показать лучшие стороны южного края - преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу - под стать людям. Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины поэт не изменяет достоверности - многие местности, описанные в "Герое нашего времени" существуют на самом деле, а кавказские легенды почти не претерпевают изменений от пера творца.

Значение Кавказа для творчества Пушкина было огромно. Об этом еще при жизни поэта писал Н.В. Гоголь: "…Исполинский, покрытый вечным сном Кавказ, среди знойных долин поразил его; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная поэтическая жизнь дерзких горцев, их схватки, их быстрые, неотразимые набеги; и с тех пор кисть его приобрела тот широкий размах, ту быстроту и смелость, которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с казаком - слог его - молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душой и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом…".

Жизнь Пушкина и его творчество очень тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт, по существу, первым в русской поэзии открыл кавказскую тему не по книгам и чужим рассказам, а по собственным впечатлениям от посещения этих мест.

Свежесть, яркость и поэтичность картин Кавказа в "Кавказском пленнике" и в других лирических произведениях поэта, написанных под впечатлением путешествий на Кавказ, достоверность и колоритность изображения местного быта были с большой похвалой отмечены всеми без исключения критиками. По их мнению "Кавказский пленник" "по своим местным описаниям есть совершеннейшее произведение нашей поэзии". Журнал "Сыны отечества" в 1822 году писал: "Пушкин, созерцая высоты поэтического Кавказа, поражен был поэзией природы дикой, величественной, поэзиею нравов и обыкновений народа грубого, но смелого, воинственного, красивого; и как поэт не мог пребыть в молчании, когда все говорило воображению его, душе и чувствованиям языком новым и сильным".

Обе поездки по Кавказу оставили неизгладимый след в мировоззрении Пушкина. Поэма "Кавказский пленник" представляет нам автора-романтика.

Пушкин-романтик изображает исключительные, чаще всего контрастные психологические состояния человека. В романтической лирике того периода Пушкиным нарисованы или "могучая страсть", подчиняющая все переживания и поступки человека, или душевная холодность. Например, в "Кавказском пленнике" Черкешенка - "страстная дева", полная "восторгов сердца". Ей противопоставлен хладнокровный Пленник, который погубил "страстями сердце" ее. Рисуя душевную холодность Пленника, Пушкин стремился запечатлеть характерную сторону психологии не только русской, но и западноевропейской молодёжи.

Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область необыкновенного. При этом Пушкин считает, что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка.

Общее значение "Кавказского пленника" было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи.

Кавказские впечатления породили не только лирические отклики в душе поэта. В "Путешествии в Арзрум" в путевых записках можно прочитать его раздумья об отношениях между русскими и черкесами, между "буйной вольностью" и "законами", природой и культурой.

По сравнению с первой кавказской поездкой Пушкина, мы видим, как изменилось его отношение к окружающей действительности, Все это сказывается на лирике, навеянной путешествием в Арзрум. Разница между Пушкиным 1820 года - поэтом-романтиком - и Пушкиным 1829 года - зрелым художником-реалистом - выступает особенно наглядно и выразительно.

В "Кавказском пленнике" поэт, по его собственным словам, больше "угадывал" особенности жизни и быта черкесов - и многое действительно угадал. А в "Путешествии в Арзрум" он опирается на свой личный опыт, на непосредственно увиденную им действительность, которую он воспринимал к тому же не субъективным сознанием поэта-романтика, а зорким и пытливым взором художника-реалиста и очень верно и точно воссоздавал.

"Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ." - пишет он в путевых заметках. И это высказывание является одним из ключей к пониманию того, почему Пушкин изменил свое отношение к окружавшей его действительности. "Путешествие в Арзрум" есть не что иное, как холодные записки, в которых нет и следа поэзии" - так оценивали критики путевые заметки Пушкина.

Таким образом, настоящая работа подтверждает огромное влияние путешествий на Кавказ на творчество А.С. Пушкина, на его мировоззрение.

Этот вывод вытекает и из критических отзывов классиков российской литературной критики, и из высказываний самого поэта. Это видно и в текстах самих произведений поэта. Достоверность и реалистичность природы Кавказа, правдивость в изображении характеров и образа жизни коренного населения - горцев, их семейный и общественный быт, любовь к свободе, гостеприимство, патриархальные нравы придают произведениям Пушкина особую неповторимость и индивидуальность. Сравнительный анализ "Кавказского пленника" и Путешествия в Арзрум" позволяет сделать вывод, о том, что А.С. Пушкин прошел сложнейший духовный путь от романтизма в период первого путешествия поэта к реализму после второго посещения Кавказа в 1829 году. Эти произведения определяют одни из главных этапов творческого развития Пушкина.


Библиографический список

 

1. Басовская Е.Н. Русская литератутура: Первая половина XIX века

2. Красовский В.Е. Литература XIX века

.   Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская "Русская литература XIX века"

.   Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью.

.   Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.

.   Бушуев К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России. М., 2009

.   Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. (1826-1830). - М., 2010

.   Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. - М., 2011

.   Блок А.А. О назначении поэта: Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. - М., 2011

.   Виноградов В.Б. Пушкинская Кубань. М., 2009

.   Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине. // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов.М. 2012

.   Достоевский Ф.М. Пушкин: Очерк. Произнесено 8 июня в заседании Общества любителей российской словесности. // Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. - М., 2010

.   Клычников Ю. Ю.А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов: цена прогресса на Кавказе. М., 2012

.   Лазарев А. В семье единой: А.С. Пушкин и национальный вопрос. М., 2010

.   Леонтьев К.Н. О всемирной любви. Речь Ф.М. Достоевского на пушкинском празднике. М., 2010

.   Сугай Л.А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. - М., 2009

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...