Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Вторая стадия - установление юридического состава, необходимого для совершения нотариального действия. 7 страница




15) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, за исключением имущества, предусмотренного подпунктом настоящего пункта:

- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 100 руб.;

- другим физическим лицам - 500 руб.;

16) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 250 руб.;

- другим физическим лицам - 400 руб.;

17) за совершение морского протеста - 30 000 руб.;

18) за свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой - 100 руб. за одну страницу перевода документа;

19) за совершение исполнительной надписи - 0, 5% взыскиваемой суммы, но не более 20 000 руб.;

20) за принятие на депозит денежных сумм или ценных бумаг, если такое принятие на депозит обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 0, 5% принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 20 руб. и не более 20 000 руб.;

21) за свидетельствование подлинности подписи, если такое свидетельствование обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации:

- на документах и заявлениях, за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц, - 100 руб.;

- на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридических лиц (с каждого лица, на каждом документе) - 200 руб.;

22) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию:

- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0, 3% стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб.;

- другим наследникам - 0, 6% стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 руб.;

23) за принятие мер по охране наследства - 600 руб.;

24) за совершение протеста векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека - 1% неоплаченной суммы, но не более 20 000 руб.;

25) за выдачу дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти, - 100 руб.;

26) за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, - 100 руб.

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий установлены ст. 333. 25 НК РФ.

За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;

2) при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;

3) при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;

4) за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены настоящей главой. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном ст. 333. 40 НК РФ. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;

5) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подп. 7 - 10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подп. 7 - 10 настоящего пункта. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, а также сделок, устанавливающих обязательство по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже номинальной стоимости доли или части доли. При исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью принимается оценка доли или части доли как предмета залога, указанная сторонами договора залога, но не ниже номинальной стоимости доли, части доли соответственно.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подп. 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подп. 7 - 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;

6) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства;

7) стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;

8) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

9) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями;

10) стоимость имущества, не предусмотренного подп. 7 - 9 настоящего пункта, определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности;

11) оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм, уплаченных на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента;

12) оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства;

13) оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 22. 1 Основ определены размеры нотариального тарифа. Нотариальный тариф за совершение указанных в настоящей статье действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается в следующих размерах:

1) за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества:

- супругу, родителям, детям, внукам в зависимости от суммы сделки:

- до 10 000 000 руб. включительно - 3 000 руб. плюс 0, 2% оценки недвижимого имущества (суммы сделки);

- свыше 10 000 000 руб. - 23 000 руб. плюс 0, 1% суммы сделки, превышающей 10 000 000 руб., но не более 50 000 руб.;

- другим лицам в зависимости от суммы сделки:

- до 1 000 000 руб. включительно - 3 000 руб. плюс 0, 4% суммы сделки;

- свыше 1 000 000 руб. до 10 000 000 руб. включительно - 7 000 руб. плюс 0, 2% суммы сделки, превышающей 1 000 000 руб.;

- свыше 10 000 000 руб. - 25 000 руб. плюс 0, 1% суммы сделки, превышающей 10 000 000 руб., а в случае отчуждения жилых помещений (квартир, комнат, жилых домов) и земельных участков, занятых жилыми домами, - не более 100 000 руб.;

2) за удостоверение договоров дарения, за исключением договоров дарения недвижимого имущества:

- детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам - 0, 3% суммы договора, но не менее 200 руб.;

- другим лицам - 1% суммы договора, но не менее 300 руб.;

3) за удостоверение договоров финансовой аренды (лизинга) воздушных, речных и морских судов - 0, 5% суммы договора;

4) за удостоверение прочих сделок, предмет которых подлежит оценке, в зависимости от суммы сделки:

- до 1 000 000 руб. включительно - 2 000 руб. плюс 0, 3% суммы сделки;

- свыше 1 000 000 руб. до 10 000 000 руб. включительно - 5 000 руб. плюс 0, 2% суммы договора, превышающей 1 000 000 руб.;

- свыше 10 000 000 руб. - 23 000 руб. плюс 0, 1% суммы договора, превышающей 10 000 000 руб., но не более 500 000 руб.;

5) за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке, - 500 руб.;

6) за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 200 руб.;

7) утратил силу с 1 февраля 2014 г.;

8) за принятие в депозит нотариуса денежных сумм или ценных бумаг, за исключением случая, указанного в п. 8. 1 настоящей части, - 0, 5% принятой денежной суммы или рыночной стоимости ценных бумаг, но не менее 1 000 руб.;

8. 1) за принятие в депозит нотариуса, удостоверившего сделку, денежных сумм в целях исполнения обязательств по такой сделке - 1 500 руб.;

9) за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов - 10 руб. за страницу копии документов или выписки из них;

10) за свидетельствование подлинности подписи:

- на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек и заявлений о регистрации юридических лиц) - 100 руб.;

- на банковских карточках и на заявлениях о регистрации юридического лица (с каждого лица, на каждом документе) - 200 руб.;

11) за выдачу свидетельства о праве собственности на долю в находящемся в общей собственности супругов имуществе, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов, - 200 руб.;

12) за хранение документов - 20 руб. за каждый день хранения;

12. 1) за регистрацию уведомления о залоге движимого имущества - 600 руб.;

12. 2) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества - 40 руб. за каждую страницу выписки в пределах первой - десятой страниц включительно, 20 руб. за каждую страницу выписки начиная с 11 страницы;

12. 3) за удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу - 50 руб. за каждую страницу документа на бумажном носителе;

12. 4) за удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе - 50 руб. за каждую страницу документа на бумажном носителе;

12. 5) за представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - 1 000 руб.;

12. 6) за обеспечение доказательств - 3 000 руб.;

12. 7) за удостоверение решения органа управления юридического лица - 3 000 руб. за каждый час присутствия нотариуса на заседании соответствующего органа;

12. 8) за представление документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 1 000 руб.;

12. 9) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме - 200 руб.;

12. 10) за совершение исполнительной надписи - 0, 5% стоимости истребуемого имущества, указанной в договоре, или суммы, подлежащей взысканию, но не менее 1 500 руб. и не более 300 000 руб.;

13) за совершение прочих нотариальных действий - 100 руб.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещений нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нотариальный тариф взимается в размере, увеличенном в полтора раза.

При удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.

У нотариусов часто возникают вопросы, связанные с взиманием нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство на имущественные права.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333. 25 НК РФ оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка РФ - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

По нашему мнению, данная норма применима во всех случаях наследования имущественных прав, но применительно к отдельным правам имеются определенные особенности.

Так, если в состав наследства входят права и обязанности по договору об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, стоимостной объем этих прав указывается в договоре. Это общая сумма, которая должна быть уплачена наследодателем за приобретаемый по договору объект. При этом не имеет значения, выплачена ли сумма, являющаяся ценой договора, наследодателем при жизни полностью или частично. К наследникам в порядке наследственного правопреемства переходит весь объем прав и обязанностей по договору, как исполненных, так и неисполненных, конечным итогом исполнения которых является приобретение в собственность жилого помещения. Таким образом, сумма, которая должна быть уплачена по договору, соответствует стоимости самого будущего объекта - жилого помещения. Для определения размера тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство достаточно представления нотариусу договора о долевом участии в строительстве.

Несколько сложнее обстоит дело, если в состав наследства входят права и обязанности по договору аренды имущества.

По договору аренды имущество предоставляется за плату во временное владение и пользование или во временное пользование на установленный договором срок. При оформлении наследственных прав по таким договорам оценить объем имущественных прав в размере полной стоимости объекта договора было бы неправомерно. Например, договор аренды какого-либо очень дорогостоящего объекта заключен на непродолжительный срок. В этом случае нотариальный тариф, взысканный с полной стоимости объекта, будет несоответственно завышен по сравнению с объемом перешедших наследникам прав и обязанностей наследодателя.

Вместе с тем, по нашему мнению, сумму арендной платы за весь срок действия договора можно воспринимать как стоимость имущества на определенный договором аренды срок. Сумма денежных средств по договору, невыплаченная к моменту открытия наследства, будет являться стоимостью наследуемых прав и обязанностей по договору. Таким образом, правила упомянутой статьи НК РФ не будут нарушены: пусть опосредованно, но оценка прав и обязанностей по договору соответствует стоимости имущества, на которое переходят имущественные права на день открытия наследства. Дополнительных документов для выдачи свидетельства о праве на наследство, как правило, также не требуется.

Во всех перечисленных ситуациях законодательной необходимости прибегать к помощи оценщиков не имеется. По аналогии с подп. 5 п. 1 ст. 333. 25 НК РФ по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества.

Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

Таким образом, если наследники согласны с оценкой имущества (имущественных прав), указанных в договоре или ином документе, то нотариальный тариф за выдачу свидетельства о праве на наследство может быть взыскан в соответствии с этими документами. При несогласии с такой оценкой наследники могут обратиться к оценщикам, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

3. Льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа). Согласно ст. 333. 38 НК РФ от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;

2) инвалиды I и II группы - на 50% по всем видам нотариальных действий;

3) физические лица - за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов РФ и (или) муниципальных образований;

4) общественные организации инвалидов - по всем видам нотариальных действий;

5) физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:

- жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;

- имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;

- вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.

Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;

6) наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), - за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм;

7) финансовые и налоговые органы - за выдачу им свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

8) школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;

9) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;

10) воинские части, организации Вооруженных Сил РФ, других войск - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба;

11) лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах РФ, - за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;

12) физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, - за удостоверение сделок по приобретению жилого помещения, полностью или частично оплаченного за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

13) наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, и военнослужащих Вооруженных Сил РФ, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, - за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию;

14) физические лица - за удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;

15) Federation Internationale de Football Association (FIFA), дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет " Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета " Россия-2018", поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, производители медиаинформации FIFA, вещатели FIFA, коммерческие партнеры FIFA, контрагенты FIFA, указанные в Федеральном законе от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ " О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - за совершение нотариальных действий в связи с государственной регистрацией юридических лиц, аккредитацией филиалов и представительств иностранных организаций, созданных на территории Российской Федерации в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Как уже упоминалось, льготы по уплате государственной пошлины, для юридических и физических лиц, предусмотренные указанной статьей, распространяются на этих лиц также при совершении нотариальных действий нотариусом, занимающимся частной практикой.

4. Оказание нотариусами дополнительных услуг правового и технического характера. Как уже отмечалось, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются не только денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий, но денежные средства, полученные за оказание услуг правового и технического характера.

В нотариальной практике вопрос о возможности взимания нотариусами, занимающимися частной практикой, тарифов за услуги правового и технического характера решался сложно и неоднозначно.

Налоговым законодательством, а также Основами установлены только ставки государственной пошлины и нотариального тарифа за совершение нотариальных действий.

Вместе с тем в нарушение норм Конституции РФ налоговое законодательство содержит пробелы в части оплаты при оказании нотариусами отдельных услуг правового и технического характера, в частности, не предусмотрены ставки государственной пошлины и нотариального тарифа за составление проектов документов, изготовление документов, разъяснительной работы и т. п.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в нашем государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права.

Одним из наиболее важных прав гражданина является право на труд. Статья 37 Конституции РФ провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого необходимо приложить свои юридические знания и затратить немало времени. От того, насколько грамотно составлен проект какого бы то ни было нотариального документа, зависят права, а иногда и судьбы, граждан и юридических лиц. Проекты некоторых сделок являются очень сложными, существенными по содержанию и объему, а их составление значительно увеличивает их юридическую значимость по сравнению с непосредственным удостоверением таких сделок. Кроме того, во многих цивилизованных странах продукт интеллектуальной деятельности оценивается несоизмеримо дороже результатов физического труда.

Выполнение вышеназванных функций в соответствии со ст. ст. 15 и 16 Основ является неотъемлемой частью деятельности нотариуса, составляющим элементом его прав и обязанностей. Нотариус не вправе отказать гражданам в составлении проекта документа и оказании услуг технического характера.

При этом нотариус, занимающийся частной практикой, финансирует свою деятельность самостоятельно. Таким образом, взимание нотариусами тарифов за составление проектов документов, а также выполнение технической работы являются необходимыми в любом правовом государстве во избежание нарушений прав его граждан, а интеллектуальные и трудовые затраты нотариуса подлежат необходимой денежной компенсации.

Взимание тарифов за оказание частнопрактикующими нотариусами вышеперечисленных услуг отнюдь не противоречит требованиям НК РФ. Налоговый кодекс РФ, определяя ставки государственной пошлины, не устанавливает запрета на введение тарифов за совершение иных юридически значимых действий, а также оказание иных услуг правового и технического характера, оплата которых не предусмотрена Кодексом.

Более того, в определенный период в НК РФ существовала норма, в соответствии с которой не подлежали налогообложению на добавленную стоимость (освобождались от налогообложения) на территории Российской Федерации в числе других операций совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий, а также оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате (подп. 15. 1 п. 3 ст. 149). Эта норма, пусть косвенно, но вместе с тем недвусмысленно свидетельствовала о возможности взимания тарифов за оказание дополнительных услуг правового и технического характера.

В настоящее время указанный пункт признан утратившим силу в связи с изменением законодательства о налоге на добавленную стоимость.

О возможности взимания дополнительных тарифов за оказание услуг правового и технического характера свидетельствует также Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. N 272-О-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате".

Конституционный Суд установил:

решением мирового судьи, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, исковые требования гражданки Чераневой А. А. о взыскании с нотариуса суммы неосновательного обогащения удовлетворены частично. Как указал мировой судья, нотариус, выдавший заявительнице свидетельства о праве на наследство, оказал ей также услуги правового и технического характера, включая составление проектов документов, консультирование, регистрацию свидетельств в реестре, формирование наследственного дела, которые подлежат оплате помимо оплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 30 сентября 2010 г. в передаче надзорной жалобы в Президиум данного суда Чераневой А. А. отказано.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Черанева А. А. оспаривала конституционность указанных статей Основ. Конституционный Суд РФ, изучив представленные Чераневой А. А. материалы, не нашел оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...