Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной психологической практики

Программа производственной психологической практики

Трудоемкость: 6 зачетных единиц

Квалификация выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

 

Утверждена Учебно-методическим советом университета

«23» июня 2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи производственной практики.

Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата.

Место и время проведения производственной практики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.

5. Структура и содержание производственной практики.

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.

Формы аттестации по итогам практики.

Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики.

Материально-техническое обеспечение производственной практики.


Цели и задачи производственной практики

Целями производственной практики являются: закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся по формированию системы управления персоналом организации в целом, отдельных функциональных подсистем и технологий управления персоналом; приобретение обучающимися практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации; приобретение практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации - базы практики; приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности в области управления персоналом.

Задачи производственной практики:

· закрепление практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;

· овладение конкретными методами управления персоналом, используемыми в организации - базе практики, исходя из ее целей и задач;

· изучение и непосредственное участие в подготовке и принятии управленческих решений руководителем и специалистами службы управления персоналом организации по формированию целей и задач, функций и организационной структуры кадровой службы;

· освоение на практике основных технологий, применяемых при выполнении отдельных функций управления персоналом: поиска, отбора персонала, адаптации и обучения, служебного продвижения и др.;

· закрепление на практике теоретических знаний основ мотивации и стимулирования труда работников, разработки форм и систем оплаты труда и др.;

· сбор необходимых материалов и документов для выполнения выпускной квалификационной работы по выбранной теме.

Место производственной психологической практики в структуре ООП бакалавриата

Практика является обязательным этапом обучения бакалавра и предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом. Она является частью основной образовательной программы, завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программы теоретического и практического обучения.

Данный вид практики предполагает наличие у студента знаний по дисциплинам как инвариантного компонента ФГОС «Методологические основы психологии», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика с практикумом», так и знаний дисциплин по выбору.

К началу проведения практики студенты должны иметь целостное представление о методах исследования в психологии, методологическом аппарате научного исследования, видах исследований в психологии, специфику применения психодиагностических методик разных типов, владеть этическими нормами проведения психологических исследований.

Прохождение данной практики необходимо для качественного выполнения выпускной квалификационной работы.

Место и время проведения производственной психологической практики

В соответствии с поставленными задачами базами практики являются промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, транспортные, торговые, инвестиционные и иные компании, службы занятости и социальной защиты населения, кадровые агентства, органы государственной и муниципальной власти и управления и другие организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие в своем составе службы управления персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п.

При выборе рабочего места для обучающегося необходимо руководствоваться прежде всего моделью его квалификации, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий выпускник должен получить определенные практические навыки управленческой деятельности выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

Время проведения практики соответствует календарным срокам учебного плана.

Производственная психологическая практика проводится на 4 курсе в 7семестре.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной психологической практики

В результате прохождения производственной психологической практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

· владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния; ОК-6

· реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; ПК-1

· отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций; ПК-2

· осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; ПК-4

· ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности; ПК-8

· использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека; ПК-18

· проведение работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса; ПК-22

· реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп; ПК-23

 

В результате прохождения производственной практики студент должен:

Знать:

· сущность и современные подходы к проблеме самопознания, саморегуляции, оптимизации собственной деятельности и психических состояний;

· требования к организации умственного труда и его психофизиологические характеристики,

· современные интерактивные методы и технологии работы психолога на предприятии;

· теории мотивации трудовой деятельности, динамику работоспособности, функциональные состояния человека в труде;

· психологические особенности труда в условиях организации;

· основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы, а также психологические методы управления, планирования, контроля и управленческого взаимодействия.

Уметь:

· профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;

· выбирать пути и средства оптимизации трудового процесса;

· использовать интерактивные методы и современные психологические технологии для профилактики трудовых конфликтов, профессиональных стрессов, деструкций, повышения трудовой мотивации;

· создавать условия для личностного роста сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп.

Владеть:

· навыками анализа и рефлексии своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

· основными современными интерактивными методами и психологическими технологиями, ориентированными на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп в условиях производства.

 

5.Структура и содержание производственной практики

Общая трудоемкость производственной психологической практики составляет 4 недели,6 зачетных единиц, 216 часов, в т.ч. 72 часа – самостоятельная работа студента (СР).

 

  № п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
в ВУЗе на базе практики СР
  Подготовительный этап Установочная конференция в университете по проведению практики. Определение целей, задач, содержания практики, видов отчетной документации. Первичный инструктаж по охране труда в университете.       Конференция, дневник.
  Основной этап Получение общих сведений об организации. Анализ и решение конкретной проблемы на предприятии. Анализ организационной структуры предприятия. Анализ организационной культуры предприятия. Разработка предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия (структурного подразделения). Разработка предложения по совершенствованию организационной культуры предприятия. Изучение основных характеристик организации.       Собеседование, дневник.
  Итоговый этап Подведение итогов практики. Отчетная конференция.       Дневник, собеседование.
ИТОГО        

Задания:

1. Изучить общие сведения об организации - базе практики, ее организационно-правовой форме и форме собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:

· специфика организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;

· производственная структура (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);

· организационная структура управления организацией;

· уровень специализации и кооперирования предприятия; его место на отраслевом рынке.

В соответствии с темой выпускной работы студент совместно с руководителем конкретизирует направления анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации - базы практики. Например, более подробно могут быть проанализированы формы и системы оплаты труда работников, состояние нормирования труда, баланс рабочего времени и его потери, текучесть кадров и т.д.

Изучение состояния системы управления персоналом организации должно быть индивидуализировано с учетом темы выпускной квалификационной работы. Предполагается сбор и обработка информации о базе практики и ее отдельных подразделениях в исследуемом аспекте, а также должны быть разработаны проектные предложения по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценка экономической и социальной эффективности проектных предложений.

2. Проанализировать в зависимости от направления исследования:

· процесс формирования и реализации кадровой политики организации;

· состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;

· основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и службой управления персоналом);

· существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агентствами);

· методы и программы обучения (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) персонала, используемые в организации;

· программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;

· планы служебного роста работников организации;

· процесс управления деловой карьерой сотрудников;

· методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала;

· организацию адаптации кадров;

· организацию подбора и расстановки кадров;

· управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;

· управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;

· способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;

· организацию труда руководителей, использование ими рабочего времени;

· методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;

· взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников и др.

При выполнении задания студентам рекомендуется:

Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:

· общие функции управления персоналом (планирование, организация, учет, контроль, регулирование);

· подразделения службы управления персоналом (отдел управления персоналом, отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой выпускной работы, используя для этого Положение об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;

· технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения оперограмм их выполнения;

· количественный и качественный состав работников службы управления персоналом с помощью построения схемы организационной структуры управления организацией и изучения штатного расписания;

· состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор, трудовой договор; положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.);

· состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, компьютерной техники, используемых при выполнении функций управления персоналом; уровень механизации и автоматизации труда работников службы управления персоналом; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условия труда, организацию его охраны и техники безопасности.

3. Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе.

4. Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персоналом, сформулировать пе­речень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой ха­рактеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений. При выполнении обоих заданий обучающийся должен проявить умение:

· разбираться в плановых и отчетных документах;

· разбираться в производственных и управленческих ситуациях;

· делать обоснованные выводы из анализируемых материалов;

· выполнять технико-экономические расчеты, связанные с анализом дея­тельности организации и технико-экономическим обоснованием меро­приятий по совершенствованию процессов управления персоналом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...