Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурное и медиакультурное воспитание




Программа деятельности детского общественного объединения «Волна»

 

Возраст детей:с 8 лет Срок реализации: 4 года

  Автор: Шведова Татьяна Владимировна, старшая вожатая

 

 

г. Дзержинск

2014г.

Содержание

 

I. Пояснительная записка…………………………………………………3

II. Содержание программы……………………………………………....11

III. План реализации на 2015-2016 учебный год...…..............................14

IV. Приложения. Данные диагностики деятельности ДОО…………...20

V.Список литературы………………………………………………........28

 

I. Пояснительная записка

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В ней же определена и ключевая задача, стоящая перед современной школой - обеспечение духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России, что осуществляется через воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, любви к своей малой родине, сохранение и приумножение ее традиций, успешную социализацию в обществе.

Этот заказ общества и государства на становление социально активной личности объективно и на самодеятельных началах выполняют общественные объединения детей, которые занимают особую нишу в воспитательном пространстве школы.

Детское объединение «Волна» было основано 25 апреля 2003 года. В его состав входят ребята среднего звена школы. Все они имеют разные стремления, потребности, способности, но вместе развивают и проектируют новые направления в жизни объединения.

Детское объединение работало по программе «В мире добрых дел», срок реализации которой закончился в 2014 году.

Работа велась по четырём направлениям: досуговому, социально-значимому, спортивно-оздоровительному, образовательному. Основными достижениями этой программы можно считать:

· приобретение членами ДОО «Волна» знаний, умений и навыков, необходимых по каждому из направлений;

· увеличение численности детского объединения,

· приобретение постоянных социальных партнёров.

· сплочение коллектива, личностный рост каждого его члена;

· эффективное участие в школьных, городских, областных мероприятиях;

· за время реализации программы «Дороги, которые мы выбираем» ДО «Волна» трижды было признано лучшим по итогам работы за год, увеличилось количество активных участников детского движения в городе, награждённых грамотами совета СДОО «Крылатая юность».

· увеличилось количество участников и победителей городских и областных конкурсов;

· наработан положительный опыт, создан информационный банк по деятельности ДО.

Но постоянно меняющиеся условия современного общества, расширяющийся спектр современных требований, предъявляемых к общеобразовательным учреждениям, привели к созданию программы деятельности детского объединения нового поколения «Дорогою добра». Опираясь на данные диагностики (Приложение) и представленные результаты реализации предыдущей программы, можно сделать вывод об актуальности и правильности выбранных направлений работы детского объединения.

Программа деятельности «Дорогою добра» является комплексной, модифицированной, так как в ее основе лежат программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное» и «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», а также Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

Сегодня уже сложно представить развивающееся детское общественное объединение, не использующее возможности современных информационных технологий и Интернета, а активное продвижение деятельности объединения в онлайн среде говорит об открытости организации. Благодаря широкому распространению скоростного доступа в сеть, простоте использования у членов ДОО появилась возможность общаться друг с другом, обмениваться информацией, мнениями и идеями в режиме реального времени, привлекать внимание к своей деятельности изучать мнения, способствовать формированию положительного имиджа, укреплению авторитета объединения и налаживанию эффективных коммуникаций с активными и потенциальными партнерами, привлечение в его ряды новых участников, обмена интересным опытом работы с другими объединениями. Поэтому новизна программы обусловлена использованием в деятельности детского общественного объединения современных информационных технологий, которые способствуют формированию единой информационной среды и обеспечивают вхождение детского формирования в современное информационное общество. Широкое использование современных информационных технологий предполагается и при создании творческих работ, разработке мероприятий, участии в конкурсах различной направленности. Такая работа направлена на формирование у ребят самостоятельного, творческого мышления.

Педагогическая целесообразность программы заключается в ее ориентации на поддержку и помощь ребёнку в самораскрытии и самоопределении, формирование самостоятельности в осуществлении различных видов деятельности и устойчивой потребности следовать принципам здорового образа жизни. Она направлена на развитие и поддержку мотивации детей к познанию и творчеству, содействие их саморазвитию, формирование социальной мотивации деятельности, обеспечение включенности детей в социальные отношения и социально-значимую деятельность, приобщение подрастающего поколения различными средствами и способами принятию гражданской позиции через взаимодействие со старшим поколением, сверстниками, младшими товарищами, общественными объединениями, учреждениями.

Социальная необходимость написания данной программы обусловлена следующими факторами:

· социализация детей с учетом их интересов, потребностей, приобретение ими социального опыта;

· расширение контактов с педагогическим коллективом, родителями, другими детскими объединениями и социальными партнерами;

· обеспечение прав детей, ориентированных на самореализацию личности ребенка;

· развитие лидерского потенциала каждого члена объединения.

В основу данной программы положена концепция В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека». Автор программы придерживается предлагаемого ученым подхода к воспитанию: «не от общества, а от ребенка, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремиться познать себя, найти в мире свое место». Процесс воспитания при этом рассматривается как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: в творческой деятельности, быть здоровым, в защищенности и безопасности, в уважении и признании, в самореализации. Такая трактовка процесса воспитания неразрывно связана с определяющими направлениями деятельности данной программы. В основу ее реализации положены следующие ведущие педагогические принципы:

· природосообразности;

· целостности в подходе к ребенку;

· деятельностный принцип;

· эгоцентрированный;

· возрастной;

· принцип гуманизма.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно определить цель и задачи данной дополнительной образовательной программы.

Цель

Создание условий для развития интересов и способностей детей, их успешной социализации через различные виды деятельности.

Задачи:

- сформировать знания, умения, навыки по планированию и организации социально-значимой, коллективно-творческой и игровой, спортивно-оздоровительной деятельности, способствующей самореализации и самоопределению личности ребенка;

- выявить и развить индивидуальные способности и интересы личности ребенка для его дальнейшего самоопределения, содействовать росту творческого потенциала в различных сферах деятельности;

- воспитать чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, уважительное отношение к окружающему миру, сопереживание к происходящему вокруг;

- сформировать активную жизненную позицию каждого ребенка и коллектива в целом;

- содействовать социализации личности, развитию лидерских качеств, коммуникативных, организаторских способностей, умению жить в коллективе;

- обеспечивать информационного сопровождение деятельности детского общественного объединения.

В реализации программы принимают участие дети и подростки от 10 лет. Срок реализации программы – четыре года.

Особенность данной программы заключается и в том, детское объединение представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует свое мастерство согласно структуре личностного роста членов детского общественного объединения. Она разработана в соответствии с программой СПО «Компас» и предполагает преодоление четырех высот. Каждая высота – это маленькая волна – определенный уровень, которого может достичь каждый ребенок. Возможна и пятая высота для тех, кто пройдет все четыре достаточно интенсивно и достойно. Название этой высоты дети могут придумать сами. Названия других высот несут в себе определенный смысл и отражают личностный рост каждого ребенка и всего коллектива в целом. Переход от высоты к высоте не связан с возрастом ребенка и переходом в другой класс, но обусловлен личностным развитием и достижениями, готовностью к качественно новой позиции. Переход на следующую ступень связан с новым уровнем жизнедеятельности коллектива, с новой мерой ответственности ребят перед детским объединением, с расширением границ деятельности, в которой каждый ребенок учится ставить цели, планировать, организовывать, оценивать работу, с развитием и обогащением социальных связей объединения, с ростом самодеятельности, организаторской активности детей. За взятие той или иной высоты детям вручаются знаки отличия. «Карта нашего пути» схематически отражает этапы личностного роста детей.

Первая высота, «Азбука пионерской жизни», предполагает обучение детей необходимым знаниям, умениям, навыкам, основам игровой деятельности, организации КТД, знакомит с деятельностью детского объединения. Она учит общаться друг с другом, дружить и помогать другим, находить и выполнять интересные и полезные дела, учиться отвечать за свои решения и поступки, способствует сплочению коллектива детского объединения.

Вторая высота, «Испытание делом». Деятельность, организуемая детским объединением, становится более важной, серьезной, интересной, значимой для самих детей и окружающих, круг их общения становится шире. Большинство детей становится активными участниками предлагаемых полезных дел.

Третья высота, «Доверие». Ребенок – организатор предлагаемой им творческой, социально значимой деятельности. Объединение доверяет ему большие, сложные дела. Он становится более самостоятельным, ответственным в общих делах, стремится к саморазвитию.

Четвертая высота, «Сами». На нее поднимаются самые опытные и умелые ребята. Они пробуют что-то новое в жизни коллектива, улучшают его жизнь. Здесь находятся самые самостоятельные: они работают над собой, стремятся к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, могут создать новые объединения, кружки. Их уважают, на них равняются остальные. Самое главное отличие этих ребят – способность сделать выбор дальнейшего пути, собственной позиции, взглядов и убеждений, которым будут следовать. Выбирать – это значит проявлять самостоятельность мысли и поступка, убежденность, настойчивость, твердость характера, верность делу, которому служишь, способность признавать, исправлять ошибки.

Высоты считаются взятыми ребенком, если он успешно справился со всеми делами детского объединения. Это можно проверить с помощью анкет, предложенных программой.

Дети, достигшие высот «Сами» и «Доверие», владеющие достаточным запасом знаний, наиболее опытные и активные, привлекаются помимо педагогов школы (психолога, социального педагога, музыкального, медицинского работников, преподавателя физкультуры, библиотекаря) к подготовке и проведению занятий обучения актива.

В ходе реализации программы можно выделить три последовательных периода:

§ Организационный (2014-2015 учебный год)

§ Основной (2015-2016, 2016-2017 учебный год)

§ Итоговый (2017-2018 учебный год)

На организационном периоде педагог продолжает работу по изучению детей и коллектива в целом, использует разнообразный диагностический инструментарий для выявления лидеров, творческих и интеллектуальных, коммуникативных, организаторских возможностей детей, стремлений участвовать в том или ином деле. На занятиях школы актива члены детского объединения получают необходимые знания, умения, навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской, спортивной, социально-значимой деятельности, знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя.

Одна из самых ведущих задач этого периода – помощь детям в поиске себя, пути своей самореализации посредствам вовлечения их в участие массовых мероприятий, дел социальной направленности. Наиболее часто используются коллективные формы работы: тренинг, КТД, деловая игра, социальное проектирование. Наблюдается укрепление традиций детского объединения.

Основной период предполагает создание условий для более широкого развития творческих способностей каждого члена объединения через участие его в досуговых, спортивно-оздоровительных, социально-значимых мероприятиях, а также формирование ответственности, организованности и самостоятельности посредством участия в разнообразных конкурсах, фестивалях, смотрах, разработки, организации и проведении различных дел, игровых программ, акций, социальных проектов на разных уровнях (от городского до всероссийского, международного). Должен наблюдаться личностный рост членов детского объединения, а также увеличение его численности. Коллектив на данном этапе продолжает формироваться, укрепляются, расширяются партнерские связи. Возрастает социальная значимость детского общественного объединения в образовательном учреждении и в городе в целом и повышается социальная активность самих его членов.

Итоговый период предполагает закрепление всех полученных знаний, формирование у каждого ребенка потребности самостоятельно развивать свои знания, умения, навыки и использовать их в практической жизни. В этот период используются различные формы работы: индивидуальные, групповые, массовые. Коллектив представляет собой сплоченную команду со сложившимися традициями, наличием лидера. Наблюдается отлаженная работа органов самоуправления объединения.

В рамках реализации данной программы детское объединение тесно сотрудничает с рядом социальных партнеров.

Ожидаемые результаты

Входе успешной реализации данной программы ожидаются следующие результаты.

1. Приобретение членами детского объединения знаний, умений, навыков по социальному проектированию, планированию, организации и анализу разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни.

2. Активизация детей и подростков во всех видах творческой деятельности по направлениям программы.

3. Личностный рост каждого члена детского объединения.

4. Формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, доброты, милосердия, толерантности, общительности, самостоятельности.

5. Приобретение членами детского объединения социального опыта в ходе реализации социально значимой и иной деятельности.

  1. Сплочение детского коллектива, доверительное и дружеское отношение между членами детского объединения,

7. Увеличение численности детского объединения;

  1. Эффективное участие в мероприятиях общешкольного, муниципального, регионального, всероссийского уровня.
  2. Расширения зоны социального партнерства.
  3. Широкое использованиесовременных информационных технологий, Интернет-сообществ (сайты и порталы) и интернет-ресурсов (социальные сети, в том числе образовательные, сервисы быстрых сообщений, электронная почта и списки рассылки, поисковые системы, веб-форумы, блоги, вики-проекты) в деятельности объединения.

Формы подведения итогов реализации программы можно представить в виде таблицы:

Критерии эффективности Инструментарий
Численность детского объединения Сравнительный анализ количественного состава
Развитие коллектива · Психологический климат в коллективе. Социометрия · М.И. Рожков «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе»
Развитие личностных качеств членов детского объединения · Б.А. Федорошин «КОС» (коммуникативные и организаторские способности) · Н.Е. Щуркова «Размышляем о жизненном опыте» (выявление уровня воспитанности и сформированности ориентации на «другого человека») · М.И. Рожков «Методика для изучения социализированности личности учащихся» (уровень социальной адаптированности, активности, нравственной воспитанности) · Тесты «Я – лидер», «Лидер ли ты» (выявление лидерских способностей) · Герцен А.И. методика «Репка» (определение изменений, происшедших в личности ребенка в течение года)
Потребности, возможности детей · Анкета «Я и моё детское объединение» · «Неоконченный тезис»
Эффективность работы детского объединения · Игровые зачеты в школе актива · Система работы органов самоуправления объединения · Анализ массовых мероприятий и КТД · Акции и социально-значимые дела и проекты · Количество призеров конкурсов различных уровней · Социально-значимая и творческая деятельность · Укрепление традиций детского объединения · Вовлечение новых членов и увеличение численности детского объединения в течение года · Участие детского объединения в делах городского Союза ДОО «Крылатая юность» · Участие в работе городской школы активности «Секреты творчества» · Взаимодействия детского объединения с целью развития партнерских отношений (участие в работе дружины, традиционные мероприятия, совместные дела и акции).

Программа будет реализована в полном объеме при наличии следующих условий:

1. Наличие материально-технического обеспечения: комната школьника, актовый и спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение.

2. Информационно-методическое обеспечение: наглядный, дидактический и методический материал, стенды.

3. Кадровое обеспечение:

· Старшая вожатая;

· Морской совет детского объединения «Волна»;

· Члены детского объединения «Волна»;

· Администрация школы;

· Заместитель по воспитательной работе;

· Классные руководители;

· Музыкальный работник;

· Социальный педагог;

· Педагог-психолог;

· Учитель физической культуры;

· Библиотекарь.

II. Содержание программы

Социокультурное и медиакультурное воспитание

«Нам жизнь дана на добрые дела»

Социально-значимое направление - одно из приоритетных в деятельности детских общественных объединений в настоящее время. Оно способствует подготовке детей к участию в жизни общества, социализации ребенка, развитию социальной активности, толерантности, милосердия. Это направление предусматривает заботу о природе, а также всех, кто нуждается в помощи (сотрудничество с подшефным детским садом, пожилыми жителями микроучастка школы, ветеранами ВОВ), сотрудничество старших и младших школьников, проведение социальных проектов и акций. Работа отрядными вожатыми в школьном лагере в каникулярное время; сосредоточение милосердной деятельности в школе, микрорайоне, по месту жительства в городе.

Такая деятельность обеспечивает преемственность поколений, передачу имеющегося опыта и его использование в работе детского объединения, овладение такими общечеловеческими ценностями, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание, возникновение духовной близости между людьми разного возраста. Всё это непосредственно влияет на формирование положительного имиджа объединения.

Задачи:

- развитие социальной активности у детей, воспитание самостоятельности и ответственности;

- развитие детской, подростковой добросовестности, толерантности, милосердия, инициативы по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желания добровольно и бескорыстно участвовать в социально значимой деятельности;

- организация сотрудничества с подшефными детскими садами, младшими школьниками, пожилыми людьми, живущими в микрорайоне школы, социальными, административными и иными организациями,

- проведение практических и конкретных социально-направленных дел, оказание действенной помощи всем, кто в ней нуждается;

- сосредоточение и пропаганда социально значимой деятельности не только в стенах школы, но и в микрорайоне, по месту жительства, городу в целом.

Формы работы:

v Беседы

v Игры

v КТД

v Экскурсия

v Анализ работы

v Социальное проектирование.

v Встреча с интересными людьми.

v Акции

v Работа на объектах тимуровского действия

v Праздники, конкурсы, игровые программы, театрализованные представления для младших школьников, воспитанников подшефного детского сада

v Торжественные линейки, концерты для ветеранов ВОВ

v Социальное проектирование

v Психологические тренинги, тренинговые программы, направленные на развитие толерантности

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...