Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения




Критерии Показатели
9 класс 10-11 классы
Когнитивный (К) 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный (М-Ц) 1. Заинтересованность в получении знаний. 2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. 1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка ПВК.
Деятельностно-практический (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию ПВК.

Приложение 1

Приложение 1

Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы школы.

 

  Содержание деятельности   Ответств.
  Организационная работа в школе    
  Оформление кабинета, уголка по профориентации. “Твоя профессиональная карьера” “В мире профессий” “Слагаемые выбора профессии” Оформление стенда (общешк.). “Образовательная карта г. Абакана”. (шк. сеть, направления, учебные заведения) “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.   Совет по профориент.
  Создание школьного совета по профориентации.   зам. дир. по восп. работе.
  Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные уч. завед. выпускников IX, XI кл.)   зам. дир. по восп. работе.
  Сопоставление и обсуждение плана профорнентационной работы на новый учебный год. Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации. “Организация профориентационной работы в классе”.   зам. дир. по восп. работе.
  Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.   зам. дир. по восп. работе.
  Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению.   Библиотекарь.
  Обеспечение участия школьников в работе уч енических трудовых объединений.   Администрация
  Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных. (Приложение 2)   Зам дир. по УВР, зам. днр. по восп. работе.
  Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов. «'Твоя профессиональная карьера", "Выбор профессии " и др. (Приложение 3)   Зам. дир. по УВР.
  Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть"   Редколлегия.
  Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.   Зам. дпр. по восп. работе., кл. руков.
  Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, МУК, Центром занятости.   звр, с овет по Профориентации, кл. руковод.
  Оформление и обновление стенда "Профессии, которые нам предлагают".   Зам. дир. по восп. работе.
  Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками.   Зам. дир. по восп. работе, совет по профориентации
  Работа с педагогическими кадрами.    
  Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп.     Зам дир. по восп. работе
  Организовать для педагогов и кл. рук.. цикл семинаров по теме “Теория и практика профориентационной работы".   Зам. дир. по УВР. Зам дир. по восп. работе
  Предусмотреть в плане работы метод объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения. “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”. “Система образования в России”; “Система профориентащюнной работы в городе, в школе”; “Методика профориентационной работы по возрастным группам”; “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”; “Методические основы профориентации во внеклассной работе”; “Работа с учащимися по интересам”; “Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”; “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”; “Профориентация в процессе изучения основ наук”.     Зам дир. по восп. работе Руководитель М.О. Психолог
  Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. (Приложение 4) “Исследование готовности учащихся к выбору профессии” “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”, “Изучение склонностей и интересов”, “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся”   5-6кл 7-8кл 9-11кл Психолог.
  Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий.   Совет по профориент. Зам дир. по восп. работе
  Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе.   Зам дир. по восп. работе
  Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности уч-ся в педагогическом процессе.   Психолог.
  Организовать помощь в разработке кл. часов.   Зам дир. по восп. работе
  Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с уч-ся.   Зам дир. по восп. работе
  Работа с родителями    
  Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении".   Зам дир. по восп. работе
  Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”.   К л. руков., Психолог.
  Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий.   Кл. руковод. Учителя-предм.
  Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения.   Кл. руковод.
  Спланировать проведение родительских собраний (общешко ль пых, классных). “Анализ рынка труда и востребованости профессий в регионе” “Медицинские аспекты при выборе профессии”   Зам дир. по восп. работе Кл. руковод
  Привлекать родителей к оформлению профорнентац уголков, кабинетов профорнентац. стендов, к организации экскурсий.   Кл.руковод Учителя-предм.
  Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.   Кл. руковод. Психолог
  Привлекать родителей к руководству кружками по интересам.   Зам дир. по восп. работе Кл. руковод
  Организовать для родителей встречи со специалистами. Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, пед образования, информатики и права, училищ, лицеев. Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений.   9 кл     11 кл Кл. руковод Психолог
  Работа с учащимися    
  Предпрофильная подготовка Курс “Выбор” “Твоя профессиональная карьера”   Учнтеля-предм. Кл. руковод.
  Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города 6-11 кл.. Кл.руковод
  Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн.   Психолог. кл. руковод.
  Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации.   Кл. руковод.. Психолог
  Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений.   К л. руковод.  
  Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся.   Психолог.
  Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным” Кл. час “Есть такая профессия – Родину защищать” Конкурс рисунков “Моя будущая пофессия” “Мама, папа на работе” “Фестиваль профессий”     1-4 кл Зам дир. по восп. работе Кл. руковод  
  Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"   Учителя "технологий".
  Организация и проведение с уч-ся выставок “В мире профессий” “Транспорт”, “Военные профессии” “Информационные технологии”. “Строительство и архитектура””, “Машиностроение” и т. д. Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед.   К.л. руковод., библиотекарь.
  Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) “Сто дорог – одна твоя” “Как претворить мечты в реальность” “Легко ли быть молодым” “К чему люди стремятся в жизни” 5-11кл. Кл. руковод.
  Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.   Кл. руковод.
  Организация экскурсий и встреч со специалистами “Центра занятости”.   Зам. дир. по В.Р.
  Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений 9-11кл. Зам. дир. по В.Р.
  Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками 1-4 кл 6-11кл. Учителя- предметники
  Организация экскурсий в МУК, помощь в определении профиля обучения. 7-9кл. Кл. руковод., психолог
  Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. 9-11кл. Зам дир по В.Р Кл. руковод
  Оформление на каждого учащегося профориентационной карты. Создание портфолио учащегося. (Приложение 5)   Кл. руковод., психолог.
  Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.   Учителя "Технологий",
  Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования.   Кл. руковод.
  Организация "Дня выпускника" для уч-ся на бирже труда. 11кл. Зам. дир. по В.Р. Кл. руковод.
  Проведение диагностики по выявлению интересов уч-ся   Психолог.
  Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке: - знакомство с профессиями, связанными с растениводством - знакомство со строительными профессиями - пришкольный лагерь отдыха (педкласс) 7-8 кл     10 кл Зам. днр. по В.Р., кл. руковод.
  Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил дня выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).   Кл. руковод.
  Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профорнентационное значение.   Библиотекарь.
  Защита проектов “Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана” “Ступени мастерства” “Мои жизненные планы, перспективы и возможности”   Кл. руковод.

Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...