Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья- объект социальной работы.




Роль семьи в жизнедеятельности общества определяется тем, что ей присущи, с одной стороны, черты социального института, а с другой – малой социальной группы. Как первичная малая группа она основана на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, эмоциональной связью, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Основной функцией семьи является репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане.

Наряду с этим семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества. Особенно важно влияние семьи на первичную социализацию личности. Именно здесь ребенок получает основы представлений о мире, человеческих отношениях, гражданских правах и обязанностях;

хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая – получение материальных средств одними членами семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

 

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных и инвалидов, специфичность положения беженцев и насилия над детьми и женщинами, а также многое другое. При этом надо помнить, что социальному работнику предстоит иметь дело с различными типами семей, относящихся к культурно несхожим слоям с различными этническими и религиозными традициями, с максимально запутанными проблемами клиентов, с людьми социально ущемленными, фрустрированными. В этих условиях социальная работа в семье выдвигается в число приоритетных направлений.

Намечая концепцию социальной работы с семьей, необходимо знать, что разрешение одной проблемы семьи невозможно без исцеления всего общества. В тоже время задачи следует разделять на необходимые, неотложные, с одной стороны, и перспективные, возможные, долгосрочные, с другой. Конкретная программа действий должна исходить из наличия финансовых и организационных возможностей. Необходима продуманная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, с учетом всех его социально-экономических и демографических характеристик.

Социальную работу с семьей можно разделить на два основных направления: работа в домашних условиях и работа вне дома.

Раскрывая первое направление, отметим, что социальные службы призваны оказывать финансовую помощь семье, предлагать услуги по социальной защите, дневному уходу, ведению домашнего хозяйства, обучению семейной жизни, заниматься семейно терапией, разрешать конфликты.

Второе направление предполагает создание приютов домашнего типа, организацию усыновления, развитие социальных инициатив, взаимодействие с общественными формированиями, которые занимаются проблемами семьи и детей.

Предоставление социальных услуг различным категориям семей является одним из динамично растущих секторов социальной работы в постиндустриальных обществах. В России становление этого вида деятельности было обусловлено не только социально-экономическими трудностями переходного периода, но и построением демократического общества, ростом внимания к социальной субъектности каждой семьи.

Для современного этапа развития работы с семьей характерна большая вариантность в подходах. Это касается выбора типов учреждений, их структурно-функциональных схем и правового статуса. Один из ключевых элементов социальных технологий работы с семьей заключается в том, что они ориентируются не на абстрактную семью, а на различные конкретные типы семей, прежде всего маргинальные, кризисные; в гораздо большей степени, чем это имеет место с пожилыми, учитывает особенности социального окружения конкретной семьи, ее социальные характеристики.

Социальные аномалии, поразившие семью, достигли того порога, за которым начинается деградация общества, крушение его основ. Именно с этим можно связать преобладание реабилитационной и адаптационной функций в системе социальных технологий работы с семьей, несмотря на необходимость и важность профилактики.

Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения семейной проблемы, ознакомления с личностями супругов и их семейными и брачными установками. Негативные черты личности, такие как истеричность, психоастеничность могут быть причиной разрушительных взаимоотношений. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться не выявленным достаточно долго, но в переломные моменты выясняется, что супруги придерживаются различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно в таких ситуациях семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стериотипов, обучение навыкам неконфликтного поведения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии. К числу активно применяемых методик относится так называемая «да-терапия» – аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свое негативное эмоционально-психическое отношение друг с другом. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон отношения супругов друг к другу. В результате баланса положительных или отрицательных ответов отвечающий супруг может как уйти от «презумпции виновности» другого супруга, так и определить свои реальные пожелания относительно него – хочет ли он действительно улучшить отношения, или ситуация идет к разрыву.

В целях реализации семейной политики в России начинает формироваться система учреждений, ориентированных на укрепление и развитие семьи как социального института. Особое место в этой системе занимают центры социальной помощи семье, находящейся в социально опасном положении. Данные центры являются муниципальными учреждениями, которые предназначены для комплексного обслуживания семьи, нуждающейся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов. Основными направлениями деятельности таких центров являются:

- раннее выявление неблагополучия в семьях и осуществление коррекционной работы в интересах несовершеннолетних детей;

- профилактика наркомании и алкоголизма среди подростков и пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Необходимым условием успешного функционирования механизма выявления семей, находящихся в социально-опасном положении является тесное взаимодействие центра с представителями микросоциума: работниками медицинских и образовательных учреждений, советов территориального общественного самоуправления, управляющими микрорайонов, которые в силу особенностей своей профессиональной деятельности имеют возможность наблюдать факты, свидетельствующие о неблагополучии в семьях, проживающих на обслуживаемой территории.

Одной из традиционных форм социальной помощи семье, которую можно отнести к групповым, являются клубы. Многие специалисты расценивают клубы как своеобразное творческое пространство, объединение заинтересованных людей разных категорий, у которых существуют общность проблем или деятельности. Дети приходят в данные учреждения для самоутверждения, здесь формируется уважение к самим себе на основе уважения окружающих, здесь они приобретают социальные знания и умения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...