Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль отдельных психических процессов в осуществлении трудовой деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления, психомоторики)




Сенсорные и перцептивные свойства

В трудовой деятельности могут найти применение практически все виды чувствительности — от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной.

Исследования А. В. Филиппова, Ю. А. Каликинского, Я. К. Пономаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в результате автоматизации требования к сенсорным и перцептивным свойствам специалиста не только не снижаются, но и перерастают в требования высокой сенсорной культуры. Одним из важнейших компонентов сенсорной культуры является культура наблюдения - полианализаторной, целенаправленной деятельности восприятия, опосредованного знаниями и мышлением. Профессиональное умение вести наблюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время развивает его.

Свойства внимания

Профессионально значимые свойства внимания - интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения — по-разному выступают в различных видах деятельности.

Большинство профессий не требует повышенного внимания. Однако с развитием техники в ряде современных профессий (в частности профессии водителя и оператора) количество объектов, требующих обслуживания увеличивается настолько, что один человек не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам. С ускорением темпов жизни в результате увеличения скорости самолетов и автомобилей, а также в аварийных ситуациях деятельность протекает в условиях дефицита времени, также повышающего требования к аттенционным свойствам личности. В таких видах деятельности совершенствование внимания необходимо и возможно.

При овладении новым видом деятельности или при выполнении той же деятельности в новых условиях всегда происходит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение тому или иному виду труда или переучивание применительно к новой технике заключается в усвоении работником новой для него системы организации внимания. Для этого человек должен изучить ее, убедиться в ее необходимости, рациональности и эффективности и затем овладеть ею в процессе практического обучения.

Психомоторные свойства

Во всякую трудовую деятельность так или иначе включена система действий. В разных видах труда действия имеют разный характер, однако для всех действий(не только моторных), но и сенсорных, и умственных характерны следующие факторы:

1) целесообразность (целенаправленность);

2) адекватность текущего действия текущему состоянию объекта труда;

3) опосредованность действия орудиями труда; ее характер изменяется с ходом технического прогресса (действия над предметами труда с помощью средств труда заменяются или дополняются действиями над самими средствами труда);

4) полиэффективность трудовых действий, означающая возможность выполнения одного и того же действия с помощью различных групп мышц;

5) определенное соотношение фиксированных, автоматических и изменчивых, перестраивающихся компонентов;

6) общественная обусловленность трудовых действий, выражающаяся в том, что они регулируются не только выполняющим их человеком, но и другими людьми (извне) или материализованными продуктами деятельности других людей (инструкциями, чертежами, технологическими картами и т. п.).

Различают три основных параметра трудовых действий: силовой, пространственный и временной. На ранних этапах развития техники ведущим был силовой фактор. Со временем технологии менялись, возрастала роль пространственного и временного факторов, что приводило ко все большему делению крупных силовых движений на более мелкие - дозирующие, обеспечивающие более точную силу удара или нажима.

С развитием комплексной автоматизации и механизации трудовых процессов изменяется как регуляция трудовых действий (возрастает роль мыслительных действий), так и характеристика основных параметров движения (силовых, пространственных и временных). В операциях с приборами дистанционного управления, как и во многих других видах производственной деятельности, движения становятся дозированными. Мышечное напряжение в этих движениях дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия.

С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаруженная тренируемость всех видов сенсомоторных реакций. Более того, имеются данные, свидетельствующие о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды.

Мыслительные свойства

Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б. М. Тепловым и было названо им практическим. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) связано с практической деятельностью, результаты решения тут же проверяются; 2) составляется план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда время лимитировано, в результате чего невозможно выдвигать множество гипотез.

В дальнейшем, продолжая изучение мышления, В. Н. Пушкин предложил для него термин оперативное, т. е. мышление, непосредственно «вплетенное» в трудовую деятельность человека, причем деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро. Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач можно назвать оперативным мышлением.

Выполняет следующие функции: 1) планирование - мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени; 2) контроль и регулирование -специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика - при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.

Диагностическая функция мышления в труде изучалась Р. Т. Сверчковой. Она показала, что для любого объекта диагностики характерно следующее: а) одно и то же отклонение от нормы может быть результатом различных причин; б) одна причина может вызывать одновременно несколько следствий; г) комплексы следствий различных причин могут иметь большее илименьшее сходство; д) причины, как правило, скрыты от непосредственного наблюдения и требуется специальная работа для того, чтобы их выявить; е) для выделения следствий (симптомов) также необходима специальная работа;6) причинно-следственные связи в работе системы не исключают случайностей.

Прогнозы в трудовой деятельности исследовал С. Н. Архангельский, который изучал планирование своего труда передовыми рабочими и пришел к выводу, что такое планирование может выступать в трех формах:

1. Ориентировочное планирование, - необходимость в нем возникает тогда, когда приходится решать новые производственные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного
планирования избирается направление, по которому может разворачиваться производственная деятельность.

2. Организационное планирование, - в процессе которого рабочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и повышение его производительности. Критически осмысливая возможность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать.

3. Планирование исполнения, - т. е. мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, приемов, операций.

Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения, предвидеть. С. Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической последовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материалов, которые в совокупности определяют ход процесса производства.

Мнемические свойства

Для успешной трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.

Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. В этом случае условиями деятельности строго ограничены и время запоминания, и время воспроизведения.

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и воспроизведения, в точности материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание ряда характерных черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять.

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов.

И все же роль мнемических приемов относительно невелика. Организация материала на основании существенных признаков, т. е. по содержанию, значительно эффективнее. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического «расчленения» материала, его сравнения, возможности группировать, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства опираются на мыслительные свойства личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...