Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы психологии труда. Краткая характеристика опросных методов.




Предмет и задачи психологии труда, связь с другими науками.

Психология труда – отрасль психологии, которая изучает психические особенности различных видов трудовой деятельности, их зависимость от общественно-исторического развития, конкретных производственных условий, орудий труда, методов трудового обучения, а также от психических свойств трудящегося.

Предметом психологии труда являются психологические особенности деятельности человека в трудовых условиях в таких аспектах, как становление его как профессионала, профессиональная ориентация и самоопределение, мотивация трудового процесса, механизм трудового опыта, качество труда, адаптация человека к трудовым условиям. (гугл)

Объектом психологии труда является труд как специфическая активность человека, идентифицирующего себя с определенным профессиональным сообществом и продуцирующего воспроизведение навыков, установок, знаний в данном виде деятельности. (гугл)

Задачи:

1) макрозадачи(глобальные):

а) повышение производительности и эффективности трудовой деятельности

б) решение проблем гуманизации труда

2) конкретные (частные) задачи:

а) теоретические:

-изучение познавательных процессов в трудовой деятельности

-изучение личностных особенностей, необходимых для трудовой деятельности

-изучение мотивации трудовой деятельности

-изучение эмоционально-волевых характеристик

- изучение соц-псих аспектов трудовой деятельности

-изучение проблемы способностей к труду

б) практические задачи

-разработка процедур профотбора

-разработка программ аттестации

-разработка программ профориентации

-режимов труда и отдыха

-норм, правил, техники безопасности

-систем мотивирования персонала

Связь психологии труда с другими науками:

1) общая психология (внимание, память, мышление, креативность)

2) социальная психология

3) психология личности

4) психофизиология

5) цикл биологических наук (анатомия, физиология, биология)

6) технические науки (математика, физика)

7) исторические, философские науки

 

 

Основные разделы психологии труда

Разделы психологии труда:

1) традиционный (классический) – базовые исследования:

а) исследование труда и его характеристик

б) теоретико-методологические основы психологии труда

в) исследование психофизиологических основ труда

г) изучение профессионально-важных качеств (ПВК)

д) разработка методов психологии труда

е) изучение человека в труде (кризисы, мотивации,успешность)

2) инженерная психология:

а)изучение взаимодействия человека и сложной техники

б) изучение различных психических состояний человека-оператора

3) психология управления:

а) изучение иерархических взаимоотношений в организации (начальник-подчиненный)

б) изучение лидерства и руководства

в) изучение взаимоотношений

4) профориентация:

а) проф. просвещение и проф. реклама

б) проф. диагностика

в) проф. консультирование

г) профотбор, проф. подбор, проф. аттестация

5) профобучение:

а)разработка образовательных программ

б) повышение квалификации и переквалификация

в) разработка методов трудового обучения

6) дополнительный раздел

а) профреабилитация

б) специализированные отрасли: военная психология, медицинская, спортивная,

в) биологические предпосылки трудовой деятельности (анатомия, физиология)

 

Проблемы гуманизации труда

Проблемы гуманизации труда:

1) проблема узкой специализации

2) проблема «отчуждения» труда от капитала (зарплата не соотносится с трудовыми усилиями человека)

3) проблема отрыва человека от само деятельности

4) проблема бессмысленности труда

5) проблема зависимости человека от коллектива (боязнь быть «белой вороной», зависимость от продвижения по карьерной лестнице)

6) проблема монотонности и рутинности труда

7) невысокая престижность труда при очевидной полезности

Основные методы психологии труда. Краткая характеристика неэкспериментальных методов

Неэкспериментальные методы:

1) наблюдение (внешнее/внутреннее, включенное/невключенное)

2) фотография рабочего дня – повременная регистрация всех действий работников в течении рабочего дня

Цель – оптимизация рабочей нагрузки (т.е. чтобы не было недоработок и переработок), оптимизация рабочего места, оптимизация перерывов. В бланке фотографии рабочего дня фиксируются: наименование работы, код профессии, продолжительность операции. После таблицы: подготовительно-заключительное время; время обслуживание рабочего места; оперативное время – выполнение раб. операции; перерывы – регламентированные и нерегламентированные

3) хронометраж – измерение продолжительности отдельных трудовых операций

4) анализ продуктов трудовой деятельности (точность, аккуратность)

5) опросные методы (анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка) - см. след. вопрос

Опросник Липмана (адаптирован Шпильрейном в 1930) – используется для составления психофизиологической характеристики деятельности и определения ПВК. Группе экспертов представляется перечень качеств, необходимых для выполнения различных видов деятельности.

Оценка идет по трем параметрам:

1) является ли данное качество для профессии необходимым/желательным/безразличным

2) необходимо ли это качество всегда/иногда/никогда

3) возможно ли развитие и усовершенствование этого качества с возрастом, опытом в высокой степени/слабо/невозможно

Методика оценки личностных качеств Платонова – продолжение методики Липмана, т.к. в карте Липмана акцент делается больше на психофизиологические характеристики

Основные методы психологии труда. Краткая характеристика опросных методов.

Беседа может быть стандартизированной и нестандартизированной. В стандартизированной беседе точно сформулированные вопросы задаются всем опрашиваемым, в нестандартизированной беседе вопросы ставятся в свободной форме.

Анкетирование - предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткий срок.

Интервью – устная форма опроса

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалиста об элементах его трудовой деятельности, его поведении в определенной ситуации с целью составления заключения.

При использовании экспертного метода нет определенности в выборе конкретного метода, чаще всего они используются в комплексе. Экспертная оценка может быть индивидуальной и групповой.

Самым распространенным методом групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Суть данного метода заключается в том, что описываются профессионально важные качества конкретного специалиста, при этом источники информации о личности разные, т. е. это могут быть руководители, подчиненные, коллеги, родственники и т. д. Эксперты, примерно 5–7 человек, оценивают и описывают определенную особенность личности работника по предварительно составленной шкале.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...