Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллект. Определение понятия. Классификация нарушений интеллекта (по МКБ 10).




 

ИНТЕЛЛЕКТ — глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами [Векслер Д., 1939]. Существует много других определений, что свидетельствует о нашем недостаточном знании того, что такое интеллект, и в то же время показатель расширяющих представлений о нем. Это способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Умение достигнуть цели. Власть комбина-ций. Искусство предвидеть будущее. Способность использовать полученный опыт для решения новых задач. Умение поступать, говорить и действовать своевременно и уместно. Чувство меры. Человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто благодаря своему здравому смыслу и инициативности может приспосабливаться к обстоятельной жизни [Вине А., Симон Т., 1905].

Предпосылки интеллекта: память, внимание, активность познавательных процессов, упражняемость, утомляемость.

Предполагается, что интеллект не единое целое, а состоит из отдельных способностей. Выделено семь первичных умственных потенций: 1) счетная способность; 2) словесная гибкость; 3) словесное восприятие; 4) пространственная ориентация; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстрота восприятия [ТерстоунЛ., 1938].

На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости:

Лёгкая (F70.) — дебильность.

Умеренная (F71.) — имбецильность.

Тяжёлая (F72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность.

Глубокая (F73.) — идиотия.

Легкая умственная отсталость (дебильность) (ИК-50-69). Ограничена способность к абстрактному мышлению, в связи с этим могут окончить лишь начальную школу по специальной программе. Осваивают некоторые специальности, но получают только низкую квалификацию. При эмоциональной и социальной незрелости не справляются с требованиями брачной жизни или воспитания детей.

Умеренная умственная отсталость (имбецильность) (ИК-35-49). Медленно развивается понимание и использование речи, отстает развитие навыков самообслуживания и моторики, часть больных осваивает основы чтения, письма и счета и приобретает некоторые умения. Они овладевают простой работой и выполняют ее под надзором. Независимое проживание невозможно, но участвуют в простейших социальных занятиях.

Тяжелая умственная отсталость (тяжелая имбецильность) (ИК - 20-34). Овладевают навыками самообслуживания не полностью. Даже основы школьных умений не доступны. Если и овладевают некоторыми элементарными трудовыми процессами, то нуж-даются в постоянном надзоре. Имеются моторные нарушения и слабое развитие речи. Этиология — органическое поражение мозга.

Глубокая умственная отсталость (идиотия) (ИК — ниже 20). У одних не развиваются даже предпосылки интеллекта. Они не осваивают никаких навыков, обладают двумя-тремя элементарными эмоциями, речь не развивается. У других — ограниченная способность к пониманию или выполнению требований и инструкций. Неподвижны или ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала. Они не способны заботиться о своих основных потребностях, нуждаются в постоянной помощи и уходе.

3. Шизофрения. Определение. Понятие продуктивных и негативных симптомов при шизофрении. Симптомы по Курт Шнайдеру. Основные формы и типы течения шизофрении.

Шизофрения (по МКБ-10 — F20) - хронически текущее прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся дис-социативностью психических функций, т. е. утратой единства пси­хических процессов с быстро или медленно развивающимися из­менениями личности особого типа: аутизмом (прогрессирующей интравертированностью), эмоциональным оскудением (уплощени­ем), снижением активности (падением энергетического потенциа­ла) и разнообразными продуктивными психопатологическими рас­стройствами (галлюцинациями, бредом, аффективными нарушени­ями и т. д.).

Течение заболевания также обнаруживает значительное много­образие и никоим образом не означает неизбежное хроническое развитие или нарастающий дефект. В некоторых случаях, частота которых варьируется в разных культурах и популяциях, выздо­ровление может быть полным или почти полным. Мужчины и женщины заболевают примерно одинаково часто, но у женщин имеется тенденция к более позднему началу заболевания. Хотя па-тогномоничных симптомов нет, для практических целей целесооб­разно разделить вышеуказанные симптомы на группы, которые являются важными для диагностики и часто сочетаются в рамках нижеследующих синдромов или форм.

Психиатр Курт Шнайдер (1887—1967) перечислил основные формы психотических симптомов, которые, по его мнению, отличают шизофрению от других психотических расстройств. Это так называемые «симптомы первого ранга», или «Шнайдеровские симптомы первого ранга»:[14]

бред воздействия со стороны внешних сил;

вера в то, что мысли воруются кем-то из головы либо вкладываются в неё;

«звучание собственных мыслей»: ощущение того, что содержание мыслей становится доступно другим людям;

голоса, комментирующие мысли и поступки человека либо разговаривающие между собой.

Симптомы шизофрении часто разделяют на позитивные (продуктивные) и негативные (дефицитарные).[16] К позитивным относят бред, слуховые галлюцинации и расстройства мышления — всё это проявления, обычно свидетельствующие о наличии психоза. В свою очередь, об утрате или отсутствии нормальных черт характера и способностей человека говорят негативные симптомы: снижение яркости переживаемых эмоций и эмоциональных реакций (плоский либо уплощенный аффект), бедность речи (алогия), неспособность получать удовольствие (ангедония), потеря мотивации. Недавние исследования, однако, говорят о том, что несмотря на внешнюю потерю аффекта, больные шизофренией часто способны к эмоциональным переживаниям на нормальном или даже повышенном уровне, в особенности при стрессовых или негативных событиях.[17] Часто выделяют третью группу симптомов, так называемый синдром дезорганизации, включающий в себя хаотическую речь, хаотические мышление и поведение. Существуют и другие симптоматические классификации.[18]

Основные симптомы:

1. Эмоциональное снижение. У больного начинается развиваться холодность к окружающим и, прежде всего к близким людям, голос монотонный, лицо без эмоций, появляется гримация на лице (начинает хихикать).

2. Неприязнь к близкому человеку. Эмоциональная амбивалентность – одновременно любовь и ненависть.

3. Формальные нарушения мышления, это касается не содержания мышления, а самого мыслительного процесса, а именно логической связи.

4. Разорванность речи или словесная окрошка.

5. «Соскальзывание мыслей» т.е. нелогический переход от одной мысли к другой.

6. «Неологизмы» придумывание новых непонятных для окружающих слова, а понятны только ему. 7. Очень часто развивается «абулия» - это отсутствие воли, (падает активность, снижается инициатив, могут месяц не месяц, бросают учиться).

8. Аутизм (отгораживают себя от контакта с окружающими, теряют контакты со старыми знакомыми, а новых знакомых не заводят).

Этиология: Наследственность; Высокая температура; Травмы головного мозга; Половое созревание; Психологическая депривация детей;

Течение болезни: 1. Непрерывнопрогредиентное – это тогда когда ремиссия начинается не надолго при мощном лечении. 2. Пристообразнопрогредиентное – длительность которого две три недели до несколько месяцев. Ремиссия от несколько дней до несколько лет.

ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ

Параноидная: Встречается наиболее часто, начинается после 20 лет, характерно бредовое воздействие. Больной утверждает, что на него кто-то действует необычным образом, и руководит его мыслями и чувствами, гипнозом, ультразвуком, колдовством; бред преследования (рассказ о таинственной организации никому не известной, террористы, причиняющие ему вред). Бред отношения проявляется в людных местах, ему кажется, будто все смотрят на него. Другие виды бреда нелепые. Гебефриническая шизофрения. Начинается в подростковом возрасте, человек распадается как личность через шесть месяцев. Ребенок начинает вести себя как плохой актер, кривляться, голос не естественный, начинает сюсюкаться, бегают, кувыркаются, могут жестоко ударить, тут же лезут целоваться, извиняются, склонны обнажать свои половые органы, стремятся трогать у других, очень прожорливы, чавкают, преобладает половой и пищевой рефлекс, галлюцинации очень редкие иногда бред.

Катотоническая форма шизофрении. Проявляется чередованием катотического напряжения возбуждения и обездвижения, ступором плюс аутизм. Катототическое возбуждение может длиться от нескольких часов до нескольких лет. Стереотипно повторяются движения, импульс агрессии, безумные действия (бьют, крушат, ломают). Катототический ступор – обездвиживание с полным молчанием, сочетается с напряжением всех мышц или развитие пластического тонуса (восковая гибкость). При этом создание сохранено, они все понимают, но сделать ничего не могут.

Простая форма шизофрении. Появляется постепенным нарастанием основными симптомами. Болезнь подкрадывается незаметно: пропадает хобби, продолжает учиться автоматически, эмоции скудны, голос монотонный, появляется два влечения: половой и пищевой. Бред и галлюцинации эпизодические.

Течение болезни: 1. Непрерывнопрогредиентное – это тогда когда ремиссия начинается не надолго при мощном лечении. 2. Пристообразнопрогредиентное – длительность которого две три недели до несколько месяцев. Ремиссия от несколько дней до несколько лет.

БИЛЕТ №12.

1. Основные уровни формирования психики индивидуума(Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев). Сферы психической деятельности.

Наряду с психологами детские психиатры [Ушаков Г. К., 1973, Ковалев В. В., 1984] внесли свою лепту в создание периодизации развития психики; Они исходили из наблюдений, что выделенные ранее периоды формирования психики детей отличаются преиму­щественными для определенного возраста формами реакций и особенностями поведения.

По мнению В. В. Ковалева, существуют гетыре основных возра­стных уровня реагирования:

1) соматовегетативный (0—3 года);

2) психомоторный (4-10 лет);

3) аффективный (7-12 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Для первого уровня характерны повышенная общая и ве­гетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеваре­ния, питания, сна, навыков управления сфинктерами мочевого пу­зыря и прямой кишки. В связи с этим преобладающей клиниче­ской формой в этом возрасте является невропатия. Более того, и при других нервно-психических заболеваниях на первом плане оказывается неспецифическая для них соматовегетативная симпто­матика.

Второму уровню свойственны общие или локальные дви­гательные расстройства в форме гиперкинезов, тиков, заикания, мутизма. Частая форма психопатологии в этом возрасте гиперди­намический синдром. Но даже и при других заболеваниях (напри­мер, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основ­ной болезни.

Для третьего уровня наиболее типичны страхи, явления повышенной аффективной возбудимости, уходы, бродяжничество. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения пове­дения, как правило, сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д.

Основная форма реагирования, присущая четвертому уровню,—склонность к возникновению сверхценных образова­ний (реакций протеста, эмансипации, ипохондрических пережива­ний, психической анорексии, дисморфомании). Обычно эта, при­сущая возрасту психопатология и является характерной для по­дростков, даже если она и несвойственна основному заболеванию. Знание возрастных особенностей реагирования психики и преоб­ладающих в соответствующем возрастном периоде симптомов по­зволяет увидеть за ними симптоматику, патогномоничную основ­ному заболеванию

По Ушакову:

1. Моторная (0-1): крики

2. Сенсомоторная (1.5-7): энурезы

3. Эмоциональная/аффективная (7-12)

4. Идиаторная

 

Сферы психической деятельности

В психиатрии традиционно выделяют несколько значимых для клинической практики психических процессов, или сфер психической деятельности: 1) ощущения 2) восприятие, 3) внимание, 4) память, 5) мышление или ассоциативный процесс, 6) интеллект, 7) эмоции, воля, 9) сознание. Подобное разделение психических процессов носит во многом условный характер, поскольку их функционирование на уровне организма и личности носит интегративный характер. Однако при различном характере и тяжести патологии по-разному страдают отдельные познавательные процессы. Вследствие этого психопрофилактика заболеваний и реабилитационные мероприятия с пациентами должны быть нацелены на патогенетически значимые психические состояния и процессы.

В рамках психиатрии и наркологии упор делается на оценку перечисленных выше познавательных процессов, тогда как изучение и анализ иных процессов (например, деятельности, воображения) считается менее значимым. Данное положение обусловлено как традициями, существующими в психиатрии, так и реальным вкладом значимостью особенностей функционирования тех или иных познавательных процессов в пато- и саногенезпсихических заболеваний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...