Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические и финансовые основы местного самоуправления

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Институт национальной экономики

Кафедра региональной экономики, государственного и муниципального управления

Утверждено

ученым советом Института национальной экономики

(протокол №_____ от ________________)

Директор ИНЭ, д.б.н., профессор

А.А. Сидоров ______________________

Программа производственной практики

Для студентов 4 курса

Заочной формы обучения

Специальности «Национальная экономика»

Специализации «Региональная экономика»

 

Составители:

д.э.н., профессор

Королева Е.Н.,

к.э.н., доцент

Лабзин А.В.

 

 

Утверждено

на заседании кафедры региональной экономики,

государственного и муниципального управления

Протокол № от «___» ___________ 2012г.

Зав. кафедрой, д.э.н., профессор

Хасаев Г.Р. _______________

 

Самара 2012


Цель и задачи практики

 

Производственная практика является органической частью учебного процесса и одним из важнейших элементов в подготовке экономистов по специальности «Национальная экономика» специализации «Региональная экономика».

Практика проводится:

- в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области;

- в экономических службах других министерств Правительства Самарской области;

- в экономических службах городов и районов (муниципалитетов) Самарской области;

- в государственных налоговых инспекциях;

- на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Цель практики заключается в закреплении теоретических знаний и приобретении навыков практической работы по курсам общетеоретической и специальной подготовки.

За время прохождения практики студент должен:

1) Ознакомиться со структурой и функциями органов государственного (областного) или муниципального управления;

2) Изучить структуру и функции экономической службы в системе органов государственного (областного) или муниципального управления; налоговых инспекций, предприятий различных организационно-правовых форм.

3) Приобрести навыки практической работы по прогнозированию, планированию и регулированию экономического и социального развития территорий области, городов и районов, а также отдельных отраслей областного, городского (районного) хозяйства.

Для студентов, проходящих практику в налоговых инспекциях различного уровня - приобрести навыки практической работы по реализации налогового законодательства на территории, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законами РФ, законами субъекта РФ, муниципалитетами.

Для студентов, проходящих практику на предприятиях, необходимо приобрести навыки практической работы по прогнозированию и планированию деятельности предприятия: разработки стратегических и бизнес-планов, проведению аналитической работы как основы прогнозирования и планирования деятельности субъектов хозяйствования.

4) Выполнить задания, предусмотренные программой практики. В ходе практики студент может выполнять специальные задания кафедры по госбюджетной и хоздоговорной тематике.

5) Подготовить отчет о практике в объеме 40-45 страниц машинописного текста, выполненный в соответствии с требованиями кафедры.

Содержание практики

Содержание практики в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области,

В экономических службах других министерств Правительства Самарской области, в экономических службах городов и районов (муниципалитетов) Самарской области

2.1.1. Общая характеристика области, города или района

Данный раздел включает следующие вопросы:

1) Общая характеристика области, города или района по состоянию на 1 января текущего года (географическое положение, природная среда, территория, население, трудовые ресурсы, объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемы инвестиций и строительно-монтажных работ, производственная и социальная инфраструктура).

2) Анализ динамики основных показателей экономического и социального развития территории за последние пять лет.

Отраслевая структура хозяйства области, города или района, тенденции ее изменения.

Роль и место города или района в развитии экономики области, городского района - в развитии экономики города.

2.1.2. Характеристика системы органов управления экономическим и социальным развитием территории

1) Основополагающие нормативные документы, регламентирующие деятельность администрации области, города или района.

2) Задачи и полномочия областной, городской или районной администрации по вопросам:

- прогнозирования социально-экономического развития;

- бюджета, финансов, учета и налогообложения;

- управления областной, муниципальной собственностью;

- образования, здравоохранения и культуры,

- организации досуга, массовой физической культуры и спорта;

- жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения;

- социальной защиты населения;

- строительства, транспорта и связи;

- сельского хозяйства, использования земли, охраны окружающей среды.

3) Разграничения полномочий между областной, городской или районной администрациями по регулированию экономического и социального развития территории. Взаимодействие органов управления различных уровней.

4) Организационная структура администрации области, города или района.

Функции, задачи и структура:

- министерства экономического развития, инвестиций и торговли, его управления или отдела;

- другого министерства Правительства Самарской области, его управления или отдела;

- городской или районной администрации.

 

Экономические и финансовые основы местного самоуправления

1) Состав муниципальной собственности города или района. Система управления муниципальной собственностью, учет и регистрация. Характеристика собственности. Земля как муниципальная собственность. Доходы (убытки) от муниципальной собственности. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Характеристика и организационно-правовые формы предприятий и учреждений территории.

2) Источники и порядок формирования местного бюджета и внебюджетных фондов. Доходы местных бюджетов от федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, дотации, субвенции, муниципальные заимствования. Исполнение местного бюджета.

2.1.4. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития территории

Общая характеристика системы планово-прогнозных документов, разрабатываемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области, его управления или отдела, экономическими службами другого министерства Правительства Самарской области, экономическими службами городов и районов (муниципалитетов).

Методы прогнозирования и планирования развития территории. Практическое применение балансового, нормативного и программно-целевого метода. Методика составления одного из разрабатываемых балансов.

 

2.1.5. Структура, задачи и функции конкретного отдела экономической службы министерства, городской или районной администрации

Данный раздел включает следующие вопросы:

1) Структура (штаты), задачи и функции отдела. Должностные инструкции и выполняемые виды работ. Организация учета экономических и социальных показателей. Документооборот и отчетность.

2) Анализ экономического и социального развития отрасли (подотрасли, сферы) областного, городского хозяйства, курируемой отделом. Динамика основных объемных и сетевых показателей за последние пять лет. Степень удовлетворения потребности в продукции (услугах) отрасли (подотрасли) областного, городского хозяйства. Источники финансирования и ресурсные ограничения. Перспективы развития отрасли (подотрасли) в условиях рыночных отношений.

3) Система планово-прогнозных документов, разрабатываемых отделом (экономической службой).

 

Содержание производственной практики в государственных налоговых инспекциях

Необходимо изучить следующие вопросы:

1) Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. Федеральные, республиканские (областные, краевые) и местные налоги. Объекты и субъекты (плательщики) налогообложения, способы взимания основных видов налогов.

2) Общий объем налоговых поступлений и его структура по отдельным видам платежей в области, городе (районе) за последний год (квартал). Распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней.

3) Задачи, права и функции государственной налоговой инспекции. Взаимодействие налоговой инспекции с областной, городской (районной) администрацией.

4) Структура и штаты государственной налоговой инспекции области, города (района).

5) Содержание работы отдела (сектора) налоговой инспекции области, города (района): задачи, функции, виды работ, штаты.

Должностные обязанности главного (старшего) государственного налогового инспектора и государственного налогового инспектора.

План работы отдела (сектора) налоговой инспекции, отчетность (сроки предоставления и форм документов), ведение делопроизводства. Учет плательщиков, содержание инструкций по начислению и срокам уплаты отдельных видов налогов.

6) Финансовые санкции и административные штрафы за нарушение законодательства о налогообложении.

Студент может принимать участие в плановых проверках, анализировать результаты проверок и отражать их в отчете о практике.

Содержание практики на предприятиях различных организационно-правовых форм.

Необходимо изучить следующие вопросы:

1) Форма собственности предприятия и его организационно-правовой статус.

2) Производственная структура предприятия, структура и функции органов управления предприятием.

3) Роль, место и функции экономической службы в структуре управления.

4) Динамика показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия за последние пять лет.

5) Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Методика разработки стратегического плана развития предприятия, бизнес-планов. Развитие методов прогнозирования и планирования.

6) Прогнозирование и планирование объема производства продукции (работ, услуг).

7) Методы планирования заработной платы.

8) Прогнозирование и планирование себестоимости продукции (работ, услуг), прибыли и рентабельности.

9) Система распределения доходов предприятия. Взаимоотношения предприятия с бюджетами различных уровней.

10) Расчеты экономической эффективности.

11) Взаимоотношения предприятия с внешней средой (органами государственного и муниципального управления, поставщиками, потребителями и т.д.).

12) Основные направления развития (реформирования) предприятия в условиях конкурентной среды.


Организация практики

Порядком прохождения практики и ее содержание определяются индивидуальным календарным графиком, разработанным для каждого студента.

Индивидуальный график по содержанию и срокам выполнения отдельных этапов составляется руководителем практики от института и согласовывается с руководителем практики от базовой организации. В нем определяется подробный перечень работ студента на весь период практики, с указанием сроков их выполнения.

Во время практики студенты ведут рабочие дневники, куда ежедневно заносятся все работы по выполнению индивидуального графика. Записи в дневнике используются при составлении отчета.

Прохождение студентами практики, выполнение ее программы и графика работ контролируется руководителями практики от академии и от организации - базы практики - в установленные сроки.

Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры национальной экономики и природных ресурсов и руководителем практики со стороны организации — базы практики.

Руководитель со стороны академии:

- до начала практики посещает базы практики для организации необходимой подготовки к прибытию студентов-практикантов;

- проводит инструктаж по программе и порядку прохождения практики, по работе со статистическими и плановыми материалами и т.д.;

- обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами в строгом соответствии с ее учебным планом и программой;

- контролирует выполнение студентами на базах практики правил внутреннего трудового распорядка;

- рассматривает отчеты студентов о практике и дает отзыв об их работе;

- участвует в работе комиссии, принимающей защиту отчетов о практике, подготовке научных и научно-практических студенческих конференций по ее итогам.

Руководитель практики от базы практики.

- совместно со студентами составляет и утверждает рабочий план- график прохождения практики, согласовывает его с руководителем практики от академии;

- организовывает ежедневный инструктаж практикантов, обеспечивает их рабочими местами, нормативной и планово-отчетной документацией;

- регулярно проверяет качество работ выполняемых студентами и дает по ним заключение;

- по окончании практики проверяет и подписывает отчет, дневник практики, составляет характеристику на практиканта.

Студенты в период прохождения практики подчиняются правилам внутреннего распорядка, действующим в учреждениях, организациях и на предприятиях - базах практики. Они обязаны:

- качественно и в установленный срок заполнить все работы, предусмотренные программой и планом-графиком прохождения практики;

- регулярно вести дневник практики;

- по окончании практики представить на кафедру отчет, характеристику, план-график и дневник с заключением и подписью руководителя от базы практики, заверенные печатью учреждения, организации, предприятия;

- защитить отчет о практике в сроки, установленные кафедрой.

Запрещается использование студентов на работах, не связанных с выполнением программы практики.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно в период студенческих каникул. В отдельных случаях ректор академии может рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании в высшем учебном заведении студентов, не выполняющих программу практики.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...