Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Психологические типы реагирования на заболевания (типология Якубова Б.А.).




1. Содружественная реакция (тип).

Пациент является активным участником лечебного процесса. Есть осознание заболевания, есть понимания необходимости принимать лекарства.

2. Спокойная реакция.

Пунктуальны, выполняют все назначения, однако, могут до конца не осознавать тяжесть заболевания. Это оказывает влияние на процесс лечения.

3. Неосознаваемые реакции.

Это патологическая форма, в основе которой лежит страх. И тогда заболевание не принимается или вытесняется.

4. Следовая реакция.

Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, пациенты продолжают искать в себе различные симптомы или нового заболевания, или рецидивы этого.

5. Негативная реакция.

Пациент находится во власти предубеждений и сомнений. Они очень подозрительны, недоверчивы.

6. Паническая реакция.

Очень много страха, тревоги, такие больные очень внушаемы. Для них характерна не последовательность в лечении, очень много любят лечится в нескольких центрах. Часто лечатся у знахарей. Характерна аффективная неустойчивость. То агрессивны, то плаксивы, то веселы беззаботно.

7. Разрушительные реакции.

Неадекватное поведение—в отношение лечения. Полное снятие с себя ответственности за лечение болезни.

 

Семинар. 4.03.14.

Внутренняя картина здоровья. Опрос соседа.

1. Поведение

Что хотелось бы делать меньше или меньше.

(больше активности, движения, чувство комфорта в движении, высыпаться;

Меньше амёбности, заторможенности в действиях.)

 

2. Эмоции.

( больше радоваться, проявлять эмоции, больше любить и жить эмоционально, чувствовать эти эмоции. Путанность в чувствах;

Меньше гнева, злость, равнодушие,

Что хотелось бы переживать больше и чаще, а что меньше.

3. Ощущения.

( больше чувствовать эмоционального тепла, и больше тактика прикосновения, теплые прикосновения, меньше прикосновений равнодушных, холодных, меньше боли. Меньше головной боли, больше ощущать больше воздуха, не хватает воздуха и на улице.)

 

4. Представление (Образы воспоминания переживания):

( меньше вспоминать «косяки», может очень долго его вспоминать не хочется этого делать, меньше переживать по пустякам, хотелось бы яркие образы, не видеть негативные эмоции, больше воспоминаний и образов, природа живая, хочется белочек).

 

5. Когниции (мысли идеи убеждения):

( здоровье признаться, что я не здоровая, забыть про аллергию хочется, про лекарства забыть хочется, желания слезть со «снупа», ненавижу врачей, они не помогают, длинные очереди, лучше сидеть в обнимку с колючей проволокой, в подвале без воздуха, чем очередь в больнице; бесит отношение как к симулянтке, частое самолечение).

6. Межличностные взаимодействия (Близость и дальность):

( близость—для эмоционального здоровья ближе те люди, которые родные, не зависимо от группы, мне нравится с ними общение, крутых не любому когда пальцы веером, вредные тетки, тоже не люблю. Чужие люди ближе, а чужие дальше, четкая граница, и знакомые, тоже могут ближе быть ко мне).

 

 

17.03.14г.

Внутренняя картина болезни.

По Шевелеву-Кербиков—реакция адаптации. Подразумевается, что это комплекс приемов, вырабатываемых личностью, в целях преодоления сознания неполноценности, переживание ограничений физических и психических возможностей, преодоление изменившегося самочувствия и различных проявлений болезни.

 

Реакции адаптации:

Компенсаторные, реакции на компенсации возникшего дефекта,

Реакции псевдоаутического характера—характерно ограничение контактов, изменение режима дня, уходит из социума.

Псевдокомпенсаторные реакции—прямое отрицании е, игнорирование болезни, переключение на другую деятельность, чаще встречается при тяжелых соматических заболеваний. Или заболев с высоким уровнем летального исхода.

 

Отношение к болезни Рохлин.

Определяется понятие сознания болезни, которое включает гнозис болезни, входит познание болезни на основе интацептивных ощущений (Доносят сигналы изнутри от внутренних органов). Имеющиеся медицинские знания, опыт переживания болезни близкими, и личный опыт переживания болезни.

2.Общие сдвиги психической деятельности больного (человека),

3.отношение больного к заболеваниям. Он определяется рядом факторов: 1)специфика заболевания—это про заболевание, которое, высок вероятность летального исхода. Высокая вероятность хронизация.

2) особенности личности НС человека

3) фактор социальной среды.

 

Переживание болезни Ковалев:

Понимается общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления, психогенные реакции, и другие психологические образы связанные с болезнью.

 

Позиция болезни Фрумкин:

Реакция личности, на возникновение патологических проявлений. Как чел относится к ведущему симптому.

 

Аутопластическая картина болезни—это Гольдшейдлер.

Это сумма ощущений, переживаний, и настроения больного, вместе с его собственными представлениями о болезни.

Выделяют 2 уровня:

1. Сенситивный.

Он базируется на ощущениях.

2. Интеллектуальный.

Это результат размышления больного о своем физическом состоянии.

 

На основании было выявлено внутренняя картина болезни—Лурия.

Понимается, вся масса ощущений, переживаний, представлений, и знаний больного о своем заболевании.

Сейчас выдел 4 уровня внутренней картины болезни:

1. Чувственный уровень—уровень ощущений—соматическая симптоматика.

2. Эмоциональный—различные виды реагирования, как на отдельные симптомы, так и на заболевания в целом,

3. Интеллектуальный—находится представление, знание чел о своем заболевании, размышления о возможных причинах, и последствиях.

4. Мотивационный—связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, с изменение поведения и образа жизни в условиях болезни, и актуализации деятельности, по возвращению и сохранению здоровья.

 

На формирование ВКБ влияет ряд факторов:

1. Характер болезни: острая или хроническая, наличие или отсутствие алгий, возможность возникновения косметических дефектов, возможность инвалидизации.

2. Обстоятельства в который протекает болезнь: появление проблемных зон в семье, профессиональной деятельности, и социальном окружении,

3. Приморбидные особенности личности: они могут быть как факторы риска, так и протективные (защитные) факторы.

4. Социальное положение больного: чем выше по статусу,

 

Реакции как типы отношения к болезни.

Выдел

1. Нормальную реакцию—она соответствует объективной тяжести заболевания,

2. Пренебрежительная реакция—это недооценка тяжести заболевания.

3. Отрицающая—реакция отрицания. Игнорирования факта болезни.

4. Нозофобная реакция—имеет место понимания того что опасения преувеличенны, но преодолеть своих опасений больной не может.

5. Ипохондрическая—это уход в болезнь,

6. Нозофильная—получать удовольствие от болезни. Болезнь от чего-то освобождает.

7. Утилитарная—получение выгоды материальной.

 

Психолого-поведенческие реакции больных на заболевания.

1. Диссимуляция—отдавая себе отчет, что болен человек сознательно скрывает симптомы болезни, для получения моральной или материальной выгоды. Часто встречается. При получении прав; например, сахарный диабет. При потере профессиональной квалификации, для моряков ХПН(хроническая почечная недостаточность), у летчиков гипертоническая болезнь и сердечно-сосудистые. Встречается у социально не приемлемые болезни—болезни венерические, заболевания половой системы, СПИД, ВИЧ. Может встречаться с тяжелыми заболеваниями—с высоким риском летального исхода у онко-больных.

2. Аггравация—это преувеличение симптомов, или тяжести состояния, которое демонстрирует больной. Проявляется для привлечения к себе внимания. Характерно для детей и пожилых.

3. Симуляция—не является реакцией, это предъявление определенных симптомов заболевания, которого нет.

4. Анозогнозия—это неосознаваемые болезни и отрицание ее. Чаще всего встречается при химических зависимостях, алкоголизм, наркомания, при заболеваний высокой степени летальности.

5. Реакция ухода в болезнь—человек фиксируется на своем болезненном состоянии, ставит его в центр своих интересов, и игнорирует все, что не связанное с заболеванием. Постоянно говорят о своем заболевании.

 

Ташлыков рассматривает ВКБ как систему психической адаптацией чел к своему заболевания, имеющие в своей основе механизмы психологической защиты и совладания.

Защитные механизмы: это адаптивные механизмы, направленные на редукцию (уменьшает), патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшее развитие психологических и физиологических нарушений.

Все защитные механизмы обладают 2 мя общими характеристиками:

1. Они как правило бессознательные, человек их не отслеживает, они искажают, отрицают или фальсифицируют реальность. И за счет этого достигается приспособление.

 

Психологические защиты связанны с внутриличностным уровнем представления психологической проблемы.

1. Подавление или вытеснения. Это попытка сознания, забыть неприемлемые или фрустрирующие желания, мысли, травматические заболевания. В расширенном смысле механизм подавления, может использоваться в отношении восприятия текущего опыта. Человек не замечает то, что может вызвать болезненные переживания.

2. Отрицание-это игнорирование очевидных факторов и фактов; или отрицание их действительного смысла.

3. Рационализация—это псевдологическое объяснение каких-то травмирующих событий. Когда ч объяснить что так и должно было произойти. 2 ведущих под типа кислого виногради(обесценивается недостижимое) и сладкого лимона (преподносится то что есть про жигуль и мерс). Любое логич объяснение действует на сознание, нь она завязана на эмоциональный компонент.

4. Реактивное образование—формирование реакций—это попытка человека противостоять обстоятельствам прямо противоположные тем, к которым обстоят его вынуждают.

 

Псих защиты связанные с межличностными отношениями:

1. Проекция—это попытка ч сделать другого ч ответственными за своих проблемы.

2. Идентификация (отождествление)—это принятие на себя чужой роли. Обычно с более сильным персонажем. Копировать поведение с более сильного родителя.

3. Замещение—это вымещение агрессивных тенденций, на кого-то более слабого и беззащитного—это наиболее распространенный механизм псих защиты в семье.

 

Псих защ связанные с возрастным личностным развитием:

1. Фантазирование—он наиболее беззащитный, и наиболее детский.

2. Регрессия—это возврат к детской логике, к детскому поведению.

3. Фиксация—это приостановка псих развития на одной из ранних стадий. Не хочу быть взрослым.

Псих защиты связанные с адаптивной деятельностью:

1. Отреагирование—это трансформация неприемлимых для сознания, подсозн импульсов, в более приемлимые.

2. Сублимация—это наиболее развитых механизмов псих защиты, когда адаптивный результ достишается в процессе активной деятельности, одобряемой обществом (наиболее развит социальная позиция).

3. Интраекция—не критичное не разборчивое усвоение человеком чужих взглядов, установок. Есть витальные интраекты.

4. Слияние—это портеря чувства собственного Я, и замещения его Я другим.

5. Уклонение или дифлексия—это уход от общения с окружающими. Уход от искренности. Уход от конфликтов. Есть заисимость от внешней оценки.

6. Ретрофлексия—это эффект бумеранга. Я делаю себе то, что хочу получить это от другого.

1 это псиз защ

2 составляющая ВКБ совладающее поведение, я вляется осознанным адаптационным механизмом. С когнитивном сфере является отвлечение и пробленый анализ (пробл выносится в сознание и в ней рассматривается ресурсы и дифициты, что я могу сделать что я могу сделать, надо понимать проблемый анализ.)

Эмоц уровне—это эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество и сохранения самообладания.

И на поведенческом ур—это поиск поддержки, конструктивная активность, альтруизм, и активное избегание.

Выдел 3 ведущих механизмов:

1. Активное—это преодоление, или активное изменению внешн ситуации или себя.

2. Пассивный—приспосабление, под внешн среду или принимает себя таким каокй он есть.

3. Механизм внутренней работы—механизм переживания, пережить перегоревать.

 

 

И совлад и псих защ они взаимодействуют.

 

Типы внутренней картины болезней (Кабанов, Личко, Смирнов).

1. Гармоничный по ВКБ—трезвая оценка своего сознавания, активное содействие в лечении, нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае не благо приятного прогноза, то это преключение на интересы доступные. В случае летального исхода идет сосредоточение на судьбе близких или на своем здоровье.

2. Тревожный тип ВКБ—характерно непрерывное беспокойствои мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, или иных неприятных ощущений. Характерен поиск новых способов лечения.

3. Ипохондрический тип ВКБ—это сосредоточение на субъективных болезненных ощущениях. При увеличении действительных (аггровация) и симуляции. Стремление постоянно рассказывать о своих заболевания, реакции ухода в болезнь. Сочетается жэелание лечиться неверие в успех. В омснове этого навязчивый страх.

 

Лекция 18.03.14г.

4. Меланхолический тип ВКБ—характерны псиссимистические взгляды на все вокруг, не верие в результат лечения. Очень часто рассматривается кА квариант депрессивного расстройства.э

5. Апатический тип ВКБ—полное безразличие к судьбе к заболевания, к ленчению. В основе лежит полное игнорирование любых предписаний

6. Неврастенический тип ВКБ—по типу раздражительной слабости. Характериз эмоц агрессивными вспышками при болях, не переносимостью болевых ощущений не терпеливостью.

7. Абсессивно-фобический тип ВКБ—(абсесия навязичивый страх—тревожн мнит касаются нер реальных оасений, а фантазийных. Для этого титппа ВКБ характерно воображаемые опасности более опасны чем реальных.

8. Сенситивный тип ВКБ—для этого типа характерна чрезмерная озабоченность, а возможно впечатления, которые могут произвести на окруж сведения о заболевании. Люди с таким типо

9. Эгоцентрич тип ВКБ—или истерический тип—харктерно уход в болезнь,

10. Эйфорический тип ВКБ—характерно необоснованно повышенноен нпастроение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то что само все расссетсыя. Чаще встречается как обычная защита от страха,

11. Анозогнозический тип ВКБ—

12. Эргопатический тип ВКБ—это уход от болезни в работу.

13. Паранойяльный тип ВКБ—уверенность что болезнь это рез чего-то умысла.

 

Выдел 4 вед типа мотивации при возникновении псих сомат расстройств6

1. Болезни как выйгрыш, как наиболее распростр мотив, чего-то не делать или чегото получать.

2. Болезнь как наказание или самонаказание. Когда ч какими то симтпомами наказываетсебя за мнимый или реальный поступок.

3. Болезнь как утрата, при синдроме острого горевания, как прееживания тяж утраты, помогает

4. Б кА кугроза и вызов. Которые боятся противостоять окруж среже, и на фоне можно бороться с болезнью. Лежит в основе сравнивая себья с великими.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.