Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этические проблемы школьного консультирования

Потенциальная возможность серьезных этических противоречий между консультантом и его работодателем существует во многих школах (Davis & Ritchie, 1993). Школьная администрация нередко пытается использовать консультантов в качестве инструмента (Boy & Pine, 1968). В тех случаях, когда существует вероятность конфликта между лояльностью консультанта работодателю и интересами клиента, «консультанту всегда следует пытаться находить решение, защищающее права клиента; сначала должна соблюдаться этическая ответственность перед клиентом, и лишь после этого – перед школой (или другим учреждением)» (Huey, 1986, р. 321).

Компьютеры, консультирование и вопросы этики

Применение компьютеров и компьютерных технологий – это еще один потенциальный источник трудностей этического характера. Использование компьютеров для обмена информацией между профессиональными консультантами чревато опасностью разглашения информации о клиенте. Другим поводом для возникновения этических проблем может стать неправильное применение консультантом или клиентом информации, полученной через компьютерные сети, или просто недостоверность такой информации (Sampson.) Kolodinsky & Greeno, 1997). Кроме того, проблема виртуального консультирования – то есть консультирования через Интернет, когда консультант может находиться за сотни миль от клиента, – содержит сложные этические моменты. Поэтому Национальный Совет сертифицированных консультантов (NationalBoard of Certified Counselors – NBCC) издал руководство по этике для деятельности подобного рода.

Этические вопросы брачного/семейного консультирования

Другая область консультирования, в которой этические кризисы обычны, – это консультирование по вопросам брака и семьи (Corey et al., 1992; Huber, 1994; Margolin, 1982). Причина состоит в том, что консультанты работают с несколькими людьми как с системой, и маловероятно, что все элементы системы преследуют одни и те же цели (Wilcoxon, 1986). Чтобы преодолевать потенциальные проблемы, Томас (Thomas, 1994) разработал динамическую, процесс-ориентированную модель для использования ее консультантами при работе с семьями. В этой модели рассматривается шесть ценностей, которые воздействуют на консультанта, клиентов и на процесс консультирования: а) ответственность, б) честность, в) обязательства, г) наличие свободы выбора, д) полномочия и е) право огорчать.

Этические вопросы в других ситуациях

Условия или ситуации, в которых высока вероятность возникновения этических дилемм, встречаются также при консультировании пожилых людей (Myers, 1998), мультикультуральном консультировании (Sue, Ivey & Pedersen, 1996), при работе в системе страховой медицины (Murphy, 1998), при диагностике (Rueth, Demmit & Burger, 1998) и при проведении консультативного исследования (Jencius & Rotter, 1998). В любой подобной ситуации консультанты должны проявить внимание и избежать как шаблонного обращения со своим клиентом, так и равнодушного отношения к нему. Например, «главной заботой этики проведения исследования является, естественно, защита испытуемых» (Parker & Szymanski, 1996, p. 182). В частности, при проведении исследований встречаются четыре основные этические проблемы, которые должны быть разрешены: «1) информированное согласие, 2) принуждение и обман, 3) конфиденциальность и личная тайна и 4) публикация результатов» (Robinson & Gross, 1986, p. 331).

Двойственные отношения

Вопрос двойственных отношений как предмет этического анализа относительно нов. Он возник в результате проводившихся в 1970-х годах дебатов об этичности сексуальных взаимоотношений между консультантами и клиентами. Когда профессиональные сообщества пришли к выводу, что сексуальные взаимоотношения между консультантами и клиентами являются неэтичными, был поднят вопрос по поводу других типов отношений, складывающими между консультантами и клиентами, например деловых или дружеских. Такие отношения не формируются на принципах взаимности ввиду явно терапевтического характера мотивов вовлеченных людей. Другими словами, одна сторона (клиент) более уязвима, чем другая (консультант).

В результате дискуссий профессиональные сообщества пришли к заключению, что несексуальных двойственных отношений также следует избегать. Аргументом в пользу такого вывода может считаться то, что «независимо от кажущейся безобидности двойственных отношений, почти всегда существует конфликт интересов. Поэтому суждение любого профессионального консультанта может оказаться искажено влиянием этого конфликта» (St. Germaine, 1993, p. 27). Это обычно приводит к вредным последствиям, поскольку консультанты теряют свою объективность, и для клиентов возникает риск оказаться в ситуации, когда они не смогут отстаивать свои интересы. Например, когда одновременно с консультированием между консультантом и клиентом имеют место деловые взаимоотношения, то в том случае, если результат не будет достигнут или будет не таким, как ожидалось, пострадать могут обе области сотрудничества. Мысли и переживания, вызванные подобной неудачей, наиболее вероятно, окажут воздействие на терапевтические отношения. Следовательно, по этическим соображениям, консультанты должны избегать ведения бизнеса с настоящими или бывшими клиентами, принятия подарков от них, отношений консультирования с близкими друзьями, членами семьи, учениками, возлюбленными или подчиненными.

Несмотря на кажущуюся ясность принципов, лежащих в основе этического запрета на двойственные отношения, их реализация временами оказывается непростым делом. Например, многие консультанты по вопросам химических зависимостей сами находятся в стадии излечения. «Для этих людей существующие этические кодексы не приспособлены или неадекватны уникальным обстоятельствам, в.которых они периодически оказываются» (Doyle, 1997, р. 428). К числу проблематичных вопросов, требующих вдумчивого решения, относятся вопросы конфиденциальности и анонимности, посещение групп самопомощи вместе с клиентами, социальные отношения среди участников групп самопомощи, занятость и спонсорская оплата программ самопомощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...