Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы (ВКР)




Этапы написания выпускной квалификационной (дипломной) работывзаимосвязаны, предыдущий этап определяет содержа­ние и успешность последующего этапа, поэтому правильнее выполнять их в ука­занной последовательности:

1. Выбор и утверждение темы и научного руководителя.

2. Разработка методического аппарата исследования.

3. Составление библиографии, ознакомление и изучение документов, справочной литературы и других источников, необходимых для изучения выбранной темы.

4. Сбор первичной информации и систематизация материала.

5. Обработка и анализ полученной информации.

6. Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

7. Оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями.

8. Получение отзыва научного руководителя и рецензии специалиста на дипломную работу.

9. Подготовка доклада для защиты на ГАК.

Подготовка выпускной квалификационной (дипломной) работы начинается с выбора темы. Темы ВКР для студентов по специальности 040101.65 «Социальная работа» определяются кафедрой «Социальная работа», обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой. В тематику целесообразно включать наиболее актуальные и недостаточно разработанные вопросы в области социальной работы. Тематика выпускных квалификационных работ ежегодно пересматривается и дополняется.

Выбор темы выпускной квалификационной работы студентом осуществляется самостоятельно в соответствии с его научными интересами с учетом возможностей сбора практического материала на базе практики. При выборе темы следует исходить из актуальности проблемы, ее практической значимости, возможности получения конкретных практических и статистических данных, наличия литературы, законодательных и нормативных актов по заданной проблеме. Правильный выбор темы дипломной работы имеет большое значение. Он опреде­ляет отношение и заинтересованность студента к исследуемой проблеме. В теме должна отражаться проблема исследования. Удачная формулировка темы очерчивает рамки исследования и создает предпосылки успеха работы в целом. Особенно важно при выборе темы учитывать ее актуальность в современных усло­виях, практическую значимость для предприятий, организаций, учебных учреждений, где проводилась преддипломная практика и были получены фактические (практические) ма­териалы. Тема дипломной работы может иметь историческую, теоретическую, практико-ориентированную (прикладную) либо сравнительную направленность.

Тема должна быть сформулирована четко, с указанием вида отрасли, учреждения или организации, региона, на примере которого она будет выполняться. В некоторых случаях целесообразно указать конкретный период исследования. Выбирая тему, студент должен исходить из своих научных и практических интересов, учитывать возможности использования ранее проводимых им разработок данной проблемы. Практика показывает, что более качественные работы представляют студенты, которые разрабатывали эти проблемы в курсовых работах, выступлениях, докладах и к моменту написания выпускной квалификационной работы имели накопленный материал. Поэтому подготовка к написанию выпускной квалификационной работы должна начинаться уже с первых курсов обучения в МГТУ по мере изучения дисциплин. Она включает работу над докладом в научных студенческих кружках, написание курсовых работ, выступления на конференциях, участие в олимпиадах, конкурсах, выполнение научно-исследовательской работы по заданию кафедры и др.

Студент, желающий выполнить выпускную квалификационную работу на тему, не предусмотренную тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение заведующего кафедрой. По заказным темам требуется письмо организации-заказчика.

Окончательная формулировка темы выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем, рассматривается заведующим выпускающей кафедры и утверждается приказом ректора МГТУ, для чего на имя заведующего кафедрой подается заявление, в котором излагается просьба закрепить за ним избранную тему. На основании заявлений студентов подготавливается приказ по МГТУ о закреплении тем выпускных квалификационных работ и назначении научных руководителей. Закрепление тем выпускных квалификационных работ осуществляется до начала преддипломной практики с тем, чтобы распределение студентов по базам практики произвести с учетом избранных тем.

Научный руководитель назначается из числа преподавателей кафедры, при необходимости для научного руководства могут привлекаться работники научно-исследовательских организаций, высококвалифицированные специалисты, имеющие достаточную теоретическую подготовку и большой опыт практической работы. Руководитель осуществляет методическое руководство подготовкой выпускной квалификационной работы, помогает студенту в организации процесса написания выпускной квалификационной работы, составляет задание по подготовке выпускной квалификационной работы, оказывает методическую и консультативную помощь при составлении плана, списка литературы, подборе статистического и практического материала, контролирует полноту и качество подготавливаемых глав, своевременность их представления на кафедру, подготавливает отзыв на выпускную квалификационную работу, готовит студента к защите и принимает в ней участие. При этом научный руководитель не подменяет в работе самого студента. Дипломная ра­бота - это самостоятельная научно-исследовательская работа, по­этому ответственность за качество дипломной работы, ее результаты и правильное оформление лежит на самом дипломнике.

Руководитель утверждается приказом по МГТУ одновременно с закреплением тем выпускных работ за исполнителями.

После утверждения темы студент совместно с руководителем разрабатывает задание на ВКР, которое включает план работы, перечень основных литературных источников, законодательно-правовых актов, нормативных материалов и др. Студент изучает источники по заданной теме, знакомится с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами. Помощь в данной работе оказывают библиографические справочники, указатели, компьютерные каталоги библиотек, ежемесячные справочники о новых поступлениях в библиотеку, информационно-поисковые системы «Гарант», «Интернет», «Консультант-плюс».

Далее необходимо приступить к подбору литературы и составления графика ее подготовки.

Просмотр литературы целесообразно начинать с изучения оглавления, предисловия, аннотации каждой монографии. Журнальные статьи можно подбирать по перечню в последнем номере журнала за соответствующий год. Сведения о книгах и брошюрах по всем отраслям знаний содержит «Книжная летопись», выпускаемая еженедельно. Весьма полезными окажутся рефератив­ные издания, содержащие сокращенное изложение первичных документов (рефератов), с основными фактическими сведениями и выводами. Всю информацию о периодических и продолжающихся изданиях можно почерпнуть в летописях периодических изданий Книжной палаты: «Летопись рецензий», «Летопись авторефератов», «Летопись газетных статей», «Летопись журнальных статей».

Статьи социального харак­тера публикуются в журналах: «Общественные науки и современность», «Социально-гуманитарные знания», «Социологические исследования», «Социальная работа», «Работник социальной службы», «Социальная защита», «Социальная политика и социология», «Вестник молодежной политики», Вестник общественного мнения», «Вопросы психологии и др. Студенту необходимо учитывать, что большой массив право­вой информации накапливается в субъектах Федерации (например, в областном законода­тельстве).

Статистическая информация собирается с учетом тех задач, которые поставлены в дипломной работы. Данная информация делится на первичную и вторичную. Первичная информация собирается студентом самостоятельно путем собственных специальных ис­следований по разработанной программе. Вторичная информация представляет собой ин­формацию статистических органов (статистические еже­годники, информационно-справочные сборники), информация бирж и других структур (например, некоторую информацию по Мурманской области можно получить в Област­ном Управлении статистики, в Областном и городском Центрах занятости, Управлении юстиции области, Областном Управлении культуры). Весь собранный статистический ма­териал студенту следует оценить с точки зрения полноты, достоверности, надежности.

Студент-дипломник при подборе литературы должен уметь работать с системати­ческим и алфавитным каталогами в библиотеках. Последовательность расположения карточек систематического каталога соответствует определенной библиографической классификации: Универсальной десятичной классификации (УДК) или Библиотечно-библиографической классификации (ББК). В основу УДК положен десятичный принцип, в соответствии с которым вся совокупность знаний разделена на десять отделов, десять подотделов, далее – десять подразделений и т.д., образовывая индексы для более узких направлений. Например, номер каталога «Социальное обеспечение» в Мурманской областной научной библиотеке – 65.9/27. В Библиотечно-библиографической классификации науки располагаются в последовательности, объективно присущей явлениям внешнего мира. ББК начинается с общественных наук (А), далее располагаются естественные науки (Б), физико-математические (В) и т.д.

Работая с литературой, студент-дипломник постепенно составляет собственный алфавитный (и систематический) каталог, который формируется из библиографических карточек (первоначальным вариантом может быть алфавитный блокнот, в который записываются все книги, прочитанные студентом по теме). В карточке студент записывает все именные дан­ные прочитанной монографии, журнала, сборника и т.п., а также шифр библиотеки, в ко­торой хранится данная книга, журнал, сборник и т.д. Составление библиографических карточек существенно облегчит дальнейшую работу дипломника при составлении списка литературы, проверке правильности оформления сносок цитируемого источника, повторном обращении к нужной книге или статье.

Из прочитанной литературы рекомендуется делать выписки, цитаты приводятся дословно со ссылкой на источник, автора, с указанием страниц. Сделанные записи облегчают окончательное оформление выпускной квалификационной работы, составление списка литературы. Выпускная квалификационная работа - это самостоятельное научное исследование, поэтому компиляция не допускается, свободный пересказ принципиальных положений, цитаты, таблицы, цифровой материал следует включать с обязательной ссылкой на источник.

Наряду с работой над литературными источниками студент собирает конкретный практический материал, который ему необходимо использовать для написания ВКР. Фактический материал следует накапливать и обобщать в пе­риод прохождения преддипломной практики, дополняя его впоследствии необходимыми материалами, публикуемыми в статистических сборниках и различного рода справочниках.

После предварительного ознакомления с литературой составляется план выпускной квалификационной работы, в котором находят отражение основные направления исследования. Узловые вопросы темы отражаются в главах, конкретизация проблем осуществляется в параграфах. Каждая глава и параграф имеют свою нумерацию и название. При этом название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов - названия глав. Следует избегать многочисленных повторов слов и оборотов в формулировках параграфов. Формулировки должны быть лаконичны и отражать суть главы (параграфа). По мере написания выпускной квалификационной работы названия отдельных глав и параграфов могут быть уточнены, но не должны претерпевать существенных изменений, искажающих поставленные в работе цели и задачи. На заключительной стадии работы из плана формируется оглавление. Оно включает:

Введение

1. Название главы

1.1 Название параграфа

1.2 Название параграфа

2. Название главы

2.1 Название параграфа

2.2 Название параграфа

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Список литературы и план выпускной работы согласовывается с научным руководителем и утверждается им. На основании этих материалов научный руководитель составляет индивидуальное задание для студента, в котором указывается тема выпускной квалификационной работы, ее исполнитель, исходные данные для написания работы (на каком практическом материале проводится исследование и за какой период), перечень подлежащих разработке вопросов (направления исследования), перечень графического материала (таблиц, схем, графиков, диаграмм) и календарный план работы по основным этапам, сроки представления глав выпускной квалификационной работы

Сроки представления глав выпускной квалификационной работы устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса. График учебного процесса готовит выпускающая кафедра и утверждает декан факультета. Разработка вопросов темы выпускной квалификационной работы должна вестись в соответствии с утвержденным планом. Выбор последовательности работы над главами зависит от характера выпускной работы, условий получения практического материала, сложности его обработки, индивидуальных наклонностей студента. В каждом отдельном случае этот вопрос решает студент совместно с научным руководителем.

Количество глав, параграфов, последовательность работы над ними определяются каждым студентом индивидуально. В ходе написания выпускной квалификационной работы может возникнуть необходимость в уточнении плана работы. Это допускается при условии согласования с научным руководителем.

При всем разнообразии индивидуальных подходов к структуре выпускной квалификационной работы наиболее типичной является структура, при которой работа состоит из содержания (оглавления), введения, двух-трех глав, включающих два и больше параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Располагаются элементы структуры в ВКР следующим образом:

1. Титульный лист.

2. Задание на выполнение ВКР.

3. Содержание.

4. Введение.

5. Основная часть (разбита на главы и параграфы).

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

8. Приложения.

Обязательно в выпускной квалификационной работе должны быть представлены теоретическое обоснование исследуемой проблемы, ее практическая разработка и возможные пути решения.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам. Он должен содержать наименование учебного заведения, исполнителя (студента), научного руководителя, тему исследования (слово «тема» при этом не пишется, название в кавычки не заключается). В нижнем поле указываются место выполнения работы и год. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но не нумеруется.

Содержание включает наименование всех глав, параграфов, разделов с указанием номеров страниц. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо. Заголовки в содержании должны полностью соответствовать заголовкам по тексту. Содержание (оглавление) необходимо размещать на одной странице. При необходимости его печатают с меньшим интервалом. Содержание также считается, но не нумеруется.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, степень ее разработанности, объект и предмет исследования, цели, задачи, гипотеза, методологические основы работы, дается краткий обзор источников теоретического и практического материала, на которых базируется исследование, описываются элементы новизны, научная и практическая значимость исследуемой проблемы, формулируются положения, выносимые на защиту.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. При этом можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация - это знание о незнании, противоречие между знанием о потребностях людей и практических или теоретических действиях, путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих потребностей. Предметная сторона проблемы - это явления и процессы, вызывающие беспокойство, а потому заслуживающие внимания.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны. В простейшем случае - это недостаточная осведомленность о реальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях - это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а, следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со сто­роны общества.

Таким образом, постановка научной проблемы предполагает обнаружение дефицита знаний теории или практики социальной работы, осознание потребности в устранении этого незнания, а также описание проблемной ситуации и формулирование проблемы на научном языке. Научная проблемахарактеризует, что именно хочет автор разре­шить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо социального явления или процесса; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной со­циальной проблемы; каковы наиболее оптимальные социальные ус­ловия эффективности деятельности специалиста в решении частной задачи?

Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности выбранной темы дипломной работы может быть раскрытие реальной потребности практиков социальной работы в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с работой с определенной категорией людей, с учетом их индивиду­альных (типичных и нетипичных) особенностей.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, то есть дается краткий обзор литературы по теме. Следует учитывать, что чаще всего дипломная работа бывает посвящена довольно узкой теме. Обзор литературы, в этом случае, делается только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема отно­сится. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический ана­лиз того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предше­ствующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и по­тому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным исследования, не получило отражение в литературе. Если диплом­ник не может сделать такие выводы, проводя самостоятельно ана­лиз всей имеющейся по данной теме литературы, то, естественно, возникает вопрос, для чего он выбрал именно эту тему и что нового в нее он может привнести. Вполне возможно, что тема получила достаточное освещение в литературе и необходимости в ее специ­альном исследовании нет.

Сформулировав научную проблему, следует определить грани­цы исследовательской деятельности (объект) и содержания (пред­мет) дипломной работы.

Социальную проблему отражает объект, а предмет – те свойства и стороны объекта, которые содержат противоречие. Объект исследования - явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию, но­ситель социальной проблемы, а не сама проблема. Объект может находиться в области социального развития, социального воспитания (перевоспитания), социально-педагогической коррекции, реабилитации, индивидуально-коррекционного или (и) коррекционно-компенсаторного развития и воспитания (их те­ории и методики практической деятельности, содержания и способов изучения сложившихся форм, методов, технологий, деятельности субъек­тов социальной работы и пр.).

Предмет исследования - стороны и свойства объек­та, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Один и тот же объект может быть предме­том разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Цель дипломной работы характеризует ос­новной замысел студента при ее разработке. Цель вытекает из проблемы и ориентирует исследование на конечный результат, теоретико-познавательный или практически-прикладной. В зависимости от направленности дипломной работы цель может быть следующая:

- по историческим проблемам - охарактеризовать (дать целост­ную характеристику, раскрыть особенности) социальную концепцию (конкретного автора), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной социальной работе; проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт социальных работников определенного исторического периода по какому-либо

направлению, определив его значение для развития социальной ра­боты исследуемого периода или в целом теории и практики соци­альной работы;

- по теоретическим проблемам - обосновать содержание, фор­мы, методы и средства...; разработать требования, критерии чего-либо; дать социальное обоснование чего-либо, например направленно­го досуга в чем-либо, игровых технологий в исправлении, социальной реабилитации и пр.;

- по прикладным проблемам - уточнить социальную техноло­гию формирования (индивидуально-коррекционного развития и вос­питания) чего-либо; разработать методику реализации (применения) социальной технологии (социального развития, вос­питания, социально-педагогической коррекции, реабилитации и пр.) чего-либо и пр.;

- по сравнительной тематике - провести, сопоставить, проанализировать содержание, организационные формы и методы со­циальной работы какой-либо страны, а также выявить возможности использования этого опыта в отечественной теории и практике.

Задачи исследования - это совокупность конк­ретных целевых установок, направленных на анализ и решение пробле­мы.

Задачи формулируются в виде перечисления с помощью слов:

- изучить...,

- исследовать…,

- проанализировать…,

- обобщить…,

- описать...,

- уточнить и дополнить понимание...,

- выявить...,

- систематизировать...,

- разработать... и т. д.

Иногда задачи формулируются как относительно самостоятель­ные оконченные этапы исследования. Они определяют содержание дипломной работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти. В первом случае каждая задача определяет название главы, во втором - отдельные главы, основные параграфы дипломной работы.

Гипотеза в исследовании - это обоснованное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Требования к построению гипотез:

· гипотеза не должна противоречить известным и прове­ренным фактам;

· гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпи­рической интерпретации;

· гипотеза должна быть проверяемой при данном уровне теоретических знаний и практических возможностях исследования;

· логический анализ гипотезы должен установить ее внутреннюю
непротиворечивость;

· гипотеза должна быть содержательной;

· гипотеза должна быть потенциально опровергаемой.

При формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать), а затем делается само предполо­жение в виде выражения:

«это возможно, если...»,

«будет обеспечено, если...»,

«будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)...»,

«использование (создание)... позволит обеспечить...» и др.

Для каждой проблемы может быть определена своя конструк­ция гипотезы, и здесь шаблонов не должно быть, это определенное творчество автора.

Гипотеза может отвергаться, но не может быть принята окончательно. Любая гипотеза открыта для последующей проверки. Процесс выдвижения и опровержения гипотез - основной и наиболее творческий этап деятельности исследователя. Количество и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя, так как для доказательства какой-либо закономерности можно привести множество объяснений и выделить множество направлений поиска.

Весь исследовательский процесс состоит из непрерывной постановки и проверки предположений, при этом внимание должно быть сконцентрировано на центральной гипотезе и вытекающих из ее содержания проверяемых следствий.

Методологические основы работы. В качестве основных методов, которые активно используются в процессе подготовки дипломной работы являются: анализ, синтез, сравнение; анализ документов, наблюдение, беседы, опросы, тесты, экспериментальная работа и др. Автор показывает ту практическую сферу, где преимущественно проводилось исследование и тот инструментарий, посредством ко­торого он обеспечил решение основных задач, достижение цели дип­ломной работы. Здесь же дается характеристика источников полу­чения информация - опросных групп, объектов наблюдения, архивных материалов и пр.

Элементы новизны. В этом подразделе введения отмечается, что нового по сравнению с известным в теории и практике удалось достичь автору в процессе его исследовательской деятельности. При его раскрытии используются следующие формулировки: «в диплом­ной работе (в процессе исследования) уточнено...», «дополнено...», «выявлено влияние (проявление)...», «описано...» и т. д.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь те результаты, кото­рые получены им в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике. Другими словами, здесь показывается, кому и для чего нужно то, что сделано диплом­ником.

Положения, выносимые на защиту, - это основные результаты, полученные дипломником в процессе исследования, которые он готов отстаивать. К ним, как правило, относятся теоретические положения, обобщающие сведения, выводы, практические рекомендации.

Формулируются положения, выносимые на защиту, в виде пронумерованных тезисов. Каждый тезис включает выводное поло­жение и его краткое, обобщающее содержание. В дипломной работе может быть три-четыре таких положения. Однако они не должны дублировать выводы диплома. Необхо­димо формулировать положения, выносимые на защиту, в виде оп­ределенных конструкций. Они могут быть представлены как: требо­вания (система требований к чему-либо); социальные условия чего-либо; модель: схема; методы (методические приемы, совокупность методических приемов) чего-либо; механизм чего-либо; про­цедуры осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-либо и т. д. Такой вариант формирования данного подраздела позволит автору более полно раскрыть все, что удалось сделать в дипломной работе.

Основное содержание работы должно быть разбито на 2-3 главы, каж­дая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Каждый параграф имеет: вводную часть - несколько предложений, вводя­щих в замысел параграфа; последовательное раскрытие содержа­ния; вывод - обобщающую мысль изложенного; переход к следую­щему параграфу. В главах содержится анализ источников и литературы по теме, теоретические и практические исследования, анализ и обобщение результатов исследований. Главы должны быть примерно одинаковыми по размеру. Каждую главу необходимо начинать с нового листа, независимо от того, сколько места осталось на предыдущем листе. Параграфы и пункты внутри главы размещают на том же листе, отделяя их друг от друга 2-мя интервалами.

В первой главе рассматриваются теоретические (методологические) аспекты выбранной темы в ее развитии и проявлении в конкретных условиях. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубеж­ных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновыва­ются и излагаются собственные позиции студента. Для обоснования своей точки зрения, для иллюстрации отдельных положений рекомендуется пользоваться статистическими данными, цифровым материалом. Здесь же можно показать исторический опыт, дискуссионные вопросы. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тен­денции развития, вскрывает недостатки и причины, их обусловив­шие, намечает пути их возможного устранения. Эта глава должна служить обоснованием последующих разра­боток. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зави­сят глубин обоснованность предлагаемых мероприятий.

Третья глава является проектной, в ней студент рассматривает пути решения данной проблемы, разрабатыва­ет предложения. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспе­чивающей их практическое применение. Базой для разработки кон­кретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ следуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессив­ный отечественный и зарубежный опыт.

Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на про­тяжении всей работы.

В заключении последовательно излагаются теорети­ческие и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимо­сти, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они те­зисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направле­ниям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

С этой целью следует по каждому параграфу сделать краткое резюме и сформулировать в виде одного - трех абзацев. Каждый аб­зац имеет свое конкретное содержание, отражающее определенный результат исследовательской деятельности студента. В этих абзацах должно найти отражение решение основных задач дипломной работы и раскрытие содержания положений, выносимых на защиту. Здесь же отражаются наиболее важные практические рекомендации (для прикладных тем), получившие обоснование в дипломной работе. Объем заключения – 2-3 страницы.

Введение и заключение наиболее сложны для написания. Составляются они, как правило, по окончании работы над выпускной квалификационной работой, когда автор знает тему, хорошо ориентируется в поставленных проблемах и может кратко и обоснованно подвести итоги исследования. Правильно написанное введение и заключение дают четкое представление читающему работу о полноте, глубинеи качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

Список использованной литературы отражает источники, которые изучил и использовал студент в процессе подготовки ВКР работы. Список литературы должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления» (стандарт не распространяется на библиографические ссылки); ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», ГОСТ 7.12-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании»; ГОСТ 7.11-78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании».

Список литературыпозволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых заимствований (таблиц, иллюстраций, фактов, текстовых документов) и характеризует степень изученности конкретной проблемы автором. Большинство из включенных в список источников должно иметь отражение в работе. Не следует слишком увлекаться теми источниками, которые не использовались в процессе работы над дипломом.

Существует несколько способов группировки литературы в библиографическом списке. При алфавитной группировке источники в списке располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавию книг, если автор не указан. К другим способам составления списка литературы относятся группировки по хро­нологии публикаций, по тематике исследований, по видам изданий и др. Мы рекомендуем литературу группировать в списке в следующем порядке:

1) Конституция РФ.

2) Кодексы (в первую очередь действующие, потом проекты и отмененные кодексы).

3) Федеральные законы (в том же порядке).

4) Указы Президента.

5) Постановления Правительства.

6) Постановления министерств и ведомств.

7) Местные законы, иные нормативные акты и постановления.

8) Источники статистических данных в хронологической после­довательности;

9) Документы и материалы государственных архивных учреж­дений - в хронологической последовательности;

10) Книги и статьи на русском языке - в алфавитном порядке;

11) Книги и статьи на иностранном языке - в алфавитном порядке.

Включенная в список литература нумеруется арабскими циф­рами с точками сплошным порядком от первого до последнего на­звания.

Рекомендуемое количество источников и литературы – от 50 наименований. Нумерация источников и литературы сквозная. В списке литературы обязательно должны быть книги и статьи, выпущенные в последние 1-2 года.

В ВКР могут иметь место приложения - матери­алы прикладного характера, раскрывающие или дополняющие содержание работы, которые были использованы автором в процессе разработки темы, а именно:

- различные положения, инструкции, копии документов;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесооб­разно размещать в тексте, если они носят прикладной или иллю­стративный характер, или громоздки по размеру;

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

- иллюстративный материал, в том числе и примеры, на кото­рые имеет место ссылка в тексте, и пр.

В тексте работы должны быть отсылки к приложению с его порядковым номером (А, Б, В…). Приложения располагаются в конце работы после списка использованной литературы, за которым идет лист со словом «Приложение» или «Приложения», напечатанным по центру. Далее располагают приложения, проставляя его нумерацию после слова «Приложение» в верхней правой части листа. По центру располагают название приложения. Страницы приложений не нумеруются. Если приложение занимает более одного листа, то на последующих мы пишем «Продолжение приложения А» (или Б, В…).

Все части работы должны быть логически связаны между собой, сделаны переходы от главы к главе, от параграфа к параграфу, а внутри их - от вопроса к вопросу. Таблицы должны быть проанализированы, а по результатам анализа сделаны выводы, дополняющие либо подтверждающие правильность проведенного исследования.

Практический материал привлекается при написании всех глав выпускной квалификационной работы, но в особенности второй и третьей главы, выводы и предложения из которых строятся на результатах анализа практического материала.

Стиль и язык изложения материала должен быть профессиональным, четким, ясны

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...