Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы саморегуляции состояний




МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЙ

2. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРИКЛАДНЫХ УСЛОВИЯХ

Круг существующих методов и соответствующих им конкрет­ных приемов и методик саморегуляции состояния достаточно широк. К ним относятся и не имеющие прямого отношения к воздействиям на психическую сферу комплексы гигиенических и общеукрепляющих процедур — различные виды специализи­рованной гимнастики, дыхательные упражнения, самомассаж и др., косвенно способствующие нормализации протекания пси­хических процессов. Однако центральное место среди психопро­филактических средств активного воздействия на состояние занимает группа методов, объединенных названием «психологи­ческая саморегуляция» [6; 158; 200].

Предварительно надо указать на наиболее часто встречаю­щееся в литературе различие в понятиях, обозначаемых с по­мощью этого термина. В широком смысле понятием «психоло­гическая саморегуляция» обозначается один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно ис­пользование психических средств отражения и моделировался реальности [94]. При таком понимании психическая саморегуляция включает в себя и управление поведением или деятель­ностью субъекта, и саморегуляцию его наличного состояния. При акцентировании внимания на последнем аспекте проявле­ний жизнедеятельности возникает более узкая трактовка ана­лизируемого понятия. В качестве примеров понимания психо­логической саморегуляции (ПСР) в узком смысле можно при­вести следующие определения:

«Психическую саморегуляцию можно определить как регу­ляцию различных состояний, процессов, действий, осуществляе­мых самим организмом с помощью своей психической активно­сти» [204. С. 98];

«Под психической саморегуляцией... понимается целенаправ­ленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемое путем специально организованной психической активности» [193. С. 78;

«Психической саморегуляцией (ПСР) называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мы­сленных образов» [5. С. 3];

«Под психической саморегуляцией (ПСР) мы понимаем пси­хическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций cостояний» [66. С. 1511.

При разнице в уровнях обобщения понятий ПСР в приве­денных определениях общими для них являются выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направ­ленность на использование внутренних средств регуляции, в. первую очередь средств психической активности.

Типичной задачей для прикладной работы по профилакти­ке неблагоприятных функциональных состояний является сня­тие выраженных степеней эмоциональной напряженности и раз­личных стрессовых реакций, а также предотвращение их неже­лательных последствий. Кроме того, часто возникает необхо­димость на фоне нормализации состояния (главным образом за счет успокоения, расслабления) активизировать протекание восстановительных процессов, усилить мобилизацию ресурсов, тем самым создавая предпосылки для формирования иного ти­па состояний — состояний высокой работоспособности. Сущест­вуют разные методы и модификации методик саморегуляции, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним преж­де всего следует отнести техники активной нервно-мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки, приемы самогипноза, идеомоторную тренировку и др. [66; 72; 205; 219; 224].

Наиболее разработаны в теоретическом и содержательном плане два первых метода. Они направлены на формирование специфического типа состояний человека — релаксации (от лат. relaxatio—уменьшение напряжения, расслабление) и на его основе разных степеней аутогенного погружения—при пережи­вании которых создаются благоприятные условия для полно­ценного отдыха, усиления восстановительных процессов и выра­ботки навыков произвольной регуляции ряда вегетативных и психических функций [169; 174; 186]. Заметим, что иногда в специальной литературе как синоним термина «аутогенное по­гружение» используется термин «гипнотическое погружение» [98; 169]; мы все же предпочитаем пользоваться термином «аутогенное погружение», так как соответствующие состояния родственны, но не тождественны.

Результаты исследований показывают, что, находясь в со­стоянии релаксации, человек способен ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концен­трации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др. [176]. В целом переживание состояний релаксации и аутогенного погружения существенно повышает возможности профилактики выраженных неблагоприятных со­стояний — снятия стрессовых реакций, а также формирования состояний повышенной работоспособности.

Состояние релаксации, которое можно рассматривать как начальную стадию аутогенного погружения, характеризуется возникновением ощущений тепла, тяжести во всем теле, пере­живаний внутреннего комфорта, отдыха, отвлечением от внешних раздражителей, снятием беспокойства, тревоги, излишнего волнения [186; 219]. Более глубокие стадии аутогенного погру­жения, сопровождаемые ощущениями легкости, невесомости ц тела, переживания «растворенности» тела и максимальной кон­центрации на мире внутренних ощущений, являются изменен­ными состояниями сознания активной природы [122; 158; 213],

По мнению ряда авторов, наблюдаемые при возникновении; состояний релаксации и аутогенного погружения сдвиги в про­текании физиологических (прежде всего нейрогуморальных) и психических процессов являются обратной копией ответа орга­низма на стрессовую ситуацию; психофизиологический эффект пребывания в состоянии релаксации может рассматриваться как диаметрально противоположный эффекту стресса [56; 186-213]. '

Некоторые авторы рассматривают релаксационное состояние как своеобразный «энергетический антипод стресса» с точки зрения его проявлений, особенностей формирования и механиз­мов запуска [194]. С этой особенностью связываются и выра­женные профилактические и терапевтические эффекты приме­нения различных техник, основным принципом действия кото­рых является достижение состояния релаксации. В частности, разделив все подобные методики на 3 группы—направленные на успокоение (устранение эмоциональных доминант), восста­новление (ослабление признаков утомления) и программируемость (повышение реактивности на вербальное воздействие) — и основываясь на рассмотрении релаксационного состояния в качестве антипода стресса, можно учитывать степень легкости достижения нормализующего эффекта данных методик. Наибо­лее быстро достигается эффект «успокоения», затем — «восста­новления» и в последнюю очередь — эффект «программируемости» [194].

Начало научной разработки приемов формирования состоя­ния релаксации связано с именем Э. Джекобсона (Е. Jacobson), установившего существование прямой зависимости между по­вышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными фор­мами отрицательного эмоционального возбуждения: тревожно­сти, страха, смущения и т. п. Для устранения этих неприятных ощущений он предложил использовать серию простых мышеч­ных упражнений для снятия напряжения с основных мышечных групп тела, способствующих быстрому формированию состоя­ния релаксации.

В соответствии с этим им была создана специальная система упражнений — техника «прогрессивной» или активной нервно-мышечной релаксации [219; 224], которая представляет собой курс систематической тренировки по произвольному расслаб­лению различных групп поперечно-полосатых мышц.

Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслаб­ления определенного участка тела. Непосредственным эффектом выполнения подобных упражнений является достаточно полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиле­ние кровенаполнения сосудов данной области, что сопровож­дается возникновением ощущений тепла и тяжести. Таким об­разом, в основе техники нервно-мышечной релаксации лежит Прямое воздействие на определенные физиологические системы, Приводящее к возникновению ощутимых сдвигов в психической сфере.

Независимо от особенностей разных модификаций техники нервно-мышечной релаксации процесс обучения соответствую­щим навыкам включает три основные стадии. На первой из них у человека вырабатываются навыки произвольного расслаб­ления отдельных мышечных групп в состоянии покоя. Затем они объединяются в целостные комплексы, обеспечивая (по же­ланию) расслабление либо всего тела, либо отдельных его уча­стков. При этом тренировка сначала проводится в состоянии покоя, а потом может включаться в процесс выполнения неко­торых видов деятельности (чтение, письмо, наблюдение и др. ), не затрагивая при этом мышц, участвующих в реализации со­ответствующих двигательных актов. Цель заключительной ста­дии состоит в усвоении так называемого «навыка отдыха» (ha­bit of repose), позволяющего произвольно вызывать расслабле­ние в тех жизненных ситуациях, когда необходимо быстро снять или уменьшить степень острых аффективных переживаний, перенапряжения [175; 219].

Исследования показывают, что использование техники нерв­но-мышечной релаксации обладает терапевтическим эффектом при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротиче­ских состояниях [83; 213; 224]. Тем более уместно использова­ние этих простых приемов в профилактических целях как свое­образного «психогигиенического средства».

Следует подчеркнуть, что, вызывая расслабление с помощью техники нервно-мышечной релаксации, создаются и необходи­мые предпосылки для освоения других, более сложных приемов саморегуляции. Осознание различий в ощущениях, характери­зующих напряженную и расслабленную мышцы, лежит в основе формирования субъективных критериев степени расслабленно­сти, ненапряженности (представленных в виде «разницы напря­жений») [219]. Овладение целенаправленной концентрацией внимания на мире внутренних ощущений при регулярном вы­полнении полного цикла упражнений способствует формирова­нию внутренних средств контроля и управления протеканием психических функций.

Основанием для другого, наиболее распространенного мето­да психологической саморегуляции состояний — аутогенной тре­нировки (AT) — служит использование приездов самовнушения. Она является более эффективным средством достижения глу­бинных степеней аутогенного погружения и реализации само­управляющих воздействий.

Принципиальным механизмом аутогенной тренировки является формирование устойчивых связей между словесными формулировками («самоприказами») и возникновением опре­деленных состояний в различных психофизиологических систе­мах [186; 211; 224]. Однако становление и действенность таких связей зависят от умелого применения приемов саморефлексии, индивидуально используемых систем образных представлений. и идеомоторных актов [66; 72; 166; 215]. Поэтому ее примене­нию в собственно профилактических целях предшествует этап активного обучения.

AT как самостоятельный метод психотерапевтической рабо­ты был предложен немецким психиатром и психотерапевтом И. Г. Шульцем (J. H. Schultz). После тщательного знакомства с системой йоги и долголетней подготовки собственной теорети­ко-методической концепции он обобщил результаты проведен­ных исследований в книге, вышедшей в 1932 г. [106]. В нашей стране первое упоминание об AT было сделано П. М. Зиновье­вым в 1934 г., а начало использования ее в клинической прак­тике относится к концу 50-х гг. и связано с именами А. М. Свядоща, Г. С. Беляева, H. В. Иванова, А. Г. Панова. Метод ауто­генной тренировки был включен в состав средств комплексной психотерапии на 4-м Всесоюзном съезде невропатологов и пси­хиатров в 1963 г.

Начиная с конца 60-х гг. AT применяется не только в лечеб­ных целях, но и для решения психопрофилактических задач в разных профессиональных видах деятельности и в спорте [81; 83; 157; 183]. Соответственно резко возросло число публикаций по этому вопросу: составленный в 1968 г. список библиографи­ческих работ за истекшее десятилетие насчитывал 64 публика­ции, а в библиографическом указателе на 1 июля 1974 г. име­ется уже 943 публикации, число которых продолжает увеличи­ваться.

Основные работы автора данного метода — И. Г. Шульца — не переведены на русский язык. Первым подлинным сочинением Шульца в русском переводе является цитируемая ниже попу­лярная книга, изданная в 1985 г. Вообще же подробно с содер­жанием метода AT советский читатель впервые познакомился в изложении Д. Мюллера-Хегеманна в 1957 г.

И. Г. Шульц утверждал, что «аутогенная тренировка возник­ла на основе старых и надежных врачебных методик гипноза (частичного сна)» [205. С. 10]. Изучая протоколы самоотчетов испытуемых, специально обученных самонаблюдению в гипно­зе, он отметил, что у его пациентов возникало переживание ощущений тяжести и тепла перед погружением в гипнотическое состояние [90]. Это послужило толчком к экспериментальной разработке предположения о том, что путем сознательного вну­шения чувств тепла, тяжести, облегчения можно добиться по­гружения в гипнотическое состояние. На основании положи­тельного результата такого рода экспериментов автором метода была поставлена цель «создать систему упражнений, с помощью которых больной мог бы самостоятельно добиться одной из гипнотических фаз и извлечь из этого пользу (без значитель­ного воздействия со стороны гипнотизера и без сколько-нибудь значительной от него зависимости)» [цит. по: 186. С. 19]. Было разработано шесть основных стандартных упражнений, состав­ляющих содержание первой ступени AT (AT-1), каждое из ко­торых представляет собой мысленное повторение «формул само­внушения» на ощущения тяжести, тепла, расслабления (а при необходимости — и прохлады, как, например, в области лба) различных органов и участков тела. Классические упражнения И. Г. Шульца долгое время применялись и применяются сей­час некоторыми исследователями без сколько-нибудь сущест­венных изменений.

Однако, по замечанию одного из ведущих специалистов в области использования AT А. В. Алексеева, «... уже давно мно­гие специалисты в разных странах... пришли к твердому убеж­дению, что различные задачи, которые необходимо решать как со здоровыми, так и с больными людьми, требуют своих, при­цельно направленных вариантов психической саморегуляции» [115. С. 7]. Существуют многочисленные модификации AT, ис­пользуемые прежде всего в медицине—для направленного ле­чения нервно-психических заболеваний, сердечно-сосудистых расстройств, особенно гипертонии, болезней желудочно-кишечного тракта, обмена веществ и др. [81; 83; 175; 186].

Большое распространение получили методики AT в спортив­ной практике, как правило, применяемые в комплексе с други­ми приемами активного воздействия на состояние [140; 157; 183]. Для этих целей среди различных модификаций AT боль­шую популярность получила психорегулирующая тренировка, разработанная А. В. Алексеевым [159; 160]. Ее применение направлено на регуляцию общего состояния спортсмена, при­чем характер оказываемого самовоздействия может быть по­лярно противоположным — как успокоительным, так и мобили­зующим. Она применяется для устранения таких неблагоприят­ных состояний, как «предстартовая лихорадка», «предстартовая апатия», длительное перенапряжение и др.

Возможность такой разной направленности воздействия обеспечивается включением различных упражнений и в разной последовательности в комплекс AT. Кроме того, в спорте ис­пользуются и узкоспециализированные варианты AT, предна­значенные для решения частных задач в конкретных видах спорта. Они могут служить целям выявления и развития опре­деленных психофизиологических свойств, «необходимых в том или ином виде спорта, а также облегчить и ускорить обучение сложным элементам конкретных спортивных упражнений» [186. '-'• 84].

Расширение области применения методов аутогенной трени­ровки привело к тому, что использование данного метода с Целью оптимизации функционального состояния практически здоровых людей в производственных условиях в последние де­сятилетия получило широкое распространение.

Практика массового применения AT в сфере производствен­ной деятельности для оптимизации состояния и повышения эф­фективности труда берет начало с 1943 г., когда R. Werner совместно J. H. Schultz на собрании концерна J. С. Farbon обосновал преимущество систематических занятий аутогенной тренировкой [21]. С этого времени при поощрении различных государственных и общественных организаций, а также менед­жеров, овладевших методом AT, массовый подход к использо­ванию аутогенной тренировки распространился в ряде европей­ских стран. Так, в Чехословакии Е. Вепа применил аутотренинг с целью оптимизации функционального состояния железнодо­рожных диспетчеров [221]. Во Франции по инициативе R. Durand de Bousingen и J. I. Martin систематическое использование AT началось в авиационной промышленности и перешло затем на предприятия других отраслей. Интересно, что во Франции внедрение аутотренинга в практику профессиональной деятель­ности началось с решения задач оптимизации состояния кон­тингента руководящих работников и управленческого состава предприятий.

Вначале основной целью обучения аутогенной тренировке являлось снятие симптомов переутомления (в основном психо­логических проявлений данного неблагоприятного состояния), а затем — снятие эффектов длительного воздействия стресса [218]. С начала 60-х гг. метод аутогенной тренировки начал ак­тивно применяться в США группами специалистов и институ­тами, занимающимися исследованиями в области космической медицины [222]. Постепенно «профессиональное» использова­ние AT распространилось во всем мире.

В нашей стране аутогенная тренировка успешно развивает­ся в тех видах профессиональной деятельности, выполнение ко­торых связано с воздействием экстремальных нагрузок: . в авиа­ции и космонавтике [67; 116; 118; 121; 176], в труде плавсо­става [14; 91; 166], работников добывающих отраслей промыш­ленности [60; 184; 192], в особых видах операторской деятель­ности [66; 71; 156].

Наряду с этим AT постепенно проникает и в «обычную» производственную жизнь на промышленных предприятиях. Пер­вый опыт применения AT на производстве был осуществлен & одном из цехов ленинградского производственного объединения «Электросила» в целях профилактики специфических профза­болеваний, вызванных условиями работы на конвейере [120; 142]. Занятия AT проводились с рабочими в рамках исследова­ний по улучшению режима труда и отдыха, в ходе которых был' организован цикл занятий по обучению приемам саморегуля­ции. После прохождения курса обучения AT «занятия приобре­ли характер тренинг-пауз, передаваемых по радио с заранее записанных пленок (рассчитанных на 5—7 минут)и являются по своему содержанию поддерживающими и закрепляющими приобретенные ранее навыки» [120. С. 9].

В настоящее время процесс практического распространения этого метода саморегуляции осуществляется в создаваемых на предприятиях кабинетах психологической разгрузки. Макси­мально расширяется спектр профессий, по отношению к кото­рым предпринимаются попытки использования AT: это—про­мышленное производство, операторские виды деятельности раз­личного профиля, управленческий труд, администрирование, не­которые виды умственного труда (преподавательская деятель­ности, обучение), ряд профессий сферы обслуживания (про­давцы, парикмахеры), а также труд в сфере искусства (актеры, музыканты-исполнители).

К сожалению, нельзя сказать, что такой максимально ши­рокий охват профессиональных групп и различия в целевом на­значении процедур саморегуляции в достаточной степени обес­печиваются наличием разработанного методического инстру­ментария, понимания механизмов и специфичности оказываемых воздействий, просто обладанием необходимой научной подготов­ки у лиц, занимающихся организацией подобных мероприятии. Вообще при беглом знакомстве с представленным обзорным материалом по проблеме прикладного использования AT может создаться ложное впечатление о ее достаточной разработанно­сти. Однако цитируемая литература, собранная по огромному числу разрозненных изданий, скорее отражает острую практи­ческую потребность в проведении психопрофилактической ра­боты на производстве, чем сколько-нибудь систематичный и на­учно обоснованный ее анализ.

В целом в качестве общего итога многолетнего применения данного метода психологической саморегуляции в самых раз­ных целях можно констатировать возникновение различных ва­риантов AT. Здесь следует отметить, что разработка новых ме­тодик аутотренинга идет по двум направлениям: по линии мо­дификации классического варианта AT и по линии расширения набора соответствующих приемов саморегуляции.

В рамках первого направления модификации проявляются прежде всего в уточнении словесного состава формул самовоз­действия, а также в повышении роли внешнего воздействия в управлении ходом процесса саморегуляции [194]. Идея необ­ходимой индивидуализации формул представлена, например, в следующем утверждении: «Всякая формула, слово или пред­ставление могут быть заменены другими; без любого ощущения если оно не дается или почему-либо нежелательно, можно обойтись и опереться на другие» [106. С. 182]. Многие авторы констатируют отсутствие в настоящий момент общепринятой системы составления формул самовнушения, однако в процес­се внедрения аутогенной тренировки в практику сложились не­которые общие правила подбора формул, согласно которым формулы должны быть четкими, достаточно категоричными, направленными на пробуждение положительных эмоций [141].

Сформировавшаяся тенденция к глубокой индивидуализации проявляется в подборе формул в зависимости от конкретных задач психологической саморегуляции и от контингента зани­мающихся. При этом основная задача подбора формул сформу­лирована следующим образом: «Задача состоит в том, чтобы данные, получаемые в результате психологических, физиологи­ческих, биохимических и всевозможных других исследований;, переводились, облекались в такие словесные формулировки, ко­торые были бы не только понятны обследованному, но и пол­ностью соответствовали особенностям его мышления, речи и учитывали бы его словарный запас» [4. С. 114].

Модификация AT в рамках второго направления — расши­рение набора используемых приемов психологической саморегуляции — в настоящее время привела к своеобразной потере специфичности в понимании содержания и научной трактовки данного метода. Часто говорят о разработке комплексных прие­мов психологической саморегуляции в качестве общих схем [56]. AT сейчас нередко определяется как комплекс воздейст­вий на состояние человека, который помимо собственно средств самовнушения включает и приемы нервно-мышечной релакса­ции, сенсорной и идеомоторной тренировки, специализирован­ные виды гимнастики, в частности дыхательной, свето- и цвето-музыкальные воздействия и др.

Рассматривая проблему психологической саморегуляции состояний с позиции применения внутренних средств осущест­вления деятельности по самоуправлению, надо обеспечить:

— полноценность процесса освоения (формирования) этих средств;

— эффективность их использования при наличии сформирован­ных навыков.

Два описанных выше способа психологической саморегуля­ции (техника нервно-мышечной релаксации и метод AT) на­правлены в принципе на вызывание одного и того же типа со­стояний, которые создают возможности для реализации процес­са самоуправления. Имеются данные о сравнительной эффектив­ности этих способов [213; 215]. Они свидетельствуют о том, что нервно-мышечная релаксация является более доступным сред­ством произвольного расслабления и достижения начальной стадии аутогенного погружения без специальной подготовки человека. Применение AT требует меньшего времени, обеспе­чивает более отчетливую картину субъективных переживаний погружения сопровождаемой яркой эмоциональной окраской состояния и свободой манипулирования образными представле­ниями, повышает восприимчивость к простому внушению [215]. В результате возникает возможность не только более эффек­тивным образом достигать глубинных степеней погружения, но и активно управлять протеканием психофизиологических про­цессов, тем самым задавая необходимое направление в изменении состояния (полный отдых, успокоение или, напротив, акти­визация, готовность к работе). Однако полноценное применение AT невозможно без длительного специального обучения.

Решая принципиально важную задачу обучения использова­нию навыков саморегуляции, два названных способа могут рас­сматриваться как последовательные этапы его осуществления. Овладение техникой нервно-мышечной релаксации позволяет практически неподготовленному человеку достигнуть состояния аутогенного погружения. Это помогает формированию субъек­тивного образа желаемого состояния и создает базу для даль­нейшего обучения. В этом случае метод AT может использо­ваться главным образом для совершенствования собственно внутренних средств психического самоуправления. В качестве переходного этапа к овладению навыками AT могут применять­ся средства сенсо- и идеомоторной тренировки с целенаправлен­ным формированием необходимых образных представлений [63; 66; 162].

Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция как са­мостоятельные методы в сфере оптимизации функциональных состояний работающего человека практически не встречаются. Однако в силу специфики данных методов их применение в со­четании с другими способами ПСР, с нашей точки зрения, су­щественно расширяет возможности использования последних и повышает эффективность обучения навыкам ПСР.

Исследования мысленного воспроизведения движений (идеомоторных упражнений) начались давно. Уже в 1936 г. И. П. Павлов отмечал: «Давно было замечено и научно дока­зано, что, раз вы думаете об определенном движении (то есть имеете кинестетическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите» [46. С. 316]. В основе этого утверж­дения лежат экспериментально установленные факты сходства ряда физиологических параметров состояний мышечной ткани при реальном и воображаемом выполнении движения. Известен, например, «эффект Карпентера» (по имени английского физио­лога, его открывшего), заключающийся в том, что потенциал электрической активности мышцы при мысленном воспроизве­дении определенного движения такой же, как и потенциал той Же мышцы при реальном осуществлении данного движения [54].

Сходный эффект реального и воображаемого движений лег в основу идеомоторной тренировки, понимаемой как «повторя­ющийся процесс интенсивного представления движения, воспри­нимаемый как собственное движение, который может способ­ствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке» [149, с. 116].

Исключительно интересный вопрос о психофизиологических и Психологических механизмах феномена воображаемого дви­жения остается открытым. Перспективной представляется' гипотеза Л. Пиккенхайна о существовании «внутренней обратной связи», являющейся нейрофизиологической основой идеомоторной тренировки [149]. Автор, основываясь на работах Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, рассматривает структуру двигательного акта и делает вывод о принципиальном сходстве всех основных моментов выполнения реального и мысленного движений, кроме одного — обратной сигнализации о результа­тах действия, сопоставляемого с эфферентной командой про­граммы действия. Очевидно, что при идеомоторном акте обрат­ная сигнализация отсутствует и вместе с тем есть эффект вы. полненного действия.

В результате экспериментальных исследований было уста­новлено наличие внутренних обратных связей (помимо внеш­них — экстеро - и проприоцептивного характера), осуществляе­мых различными уровнями архитектуры моторной системы. По мнению автора, на каждом из этих уровней «образуется и на короткое время складывается как бы копия эфферентной команды движения, которая имеется в распоряжении для срав­нения с обратной сигнализацией из нижележащих уровней ко­ординации» [149. С. 117].

Эти внутренние связи и являются общими и для реального, и для воображаемого движений. Специфической же особен­ностью обратных связей идеомоторного движения является за­висимость объема включенных во внутреннюю реализацию дей­ствия уровней от «оживленности» и «близости к реальности» воображаемых движений, а это определяет и эффективность идеомоторной тренировки. Отсюда следует вывод о том, что данный механизм корректирования мысленного действия можно эффективно использовать только при наличии навыков реаль­ных двигательных программ.

Важным следствием признания принципиального сходства механизмов осуществления реального и мысленного движений является включенность в программы воображаемого действия также и вегетативного компонента. Этот вывод был подтверж­ден результатами экспериментального исследования, показав­шими изменение частоты дыхания у испытуемых в процессе мысленного выполнения движений с заданной частотой в зави­симости от изменения частоты движений.

Для анализа психологических механизмов формирования навыков ПСР при помощи разных методов психологической саморегуляции интересным является филогенетический аспект рассмотрения проблемы внутренних обратных связей: утверж­дается, что у человека внутренние обратные связи стали осно­вой развития словесных функций и «идеомоторная тренировка по отношению к ее конкретной структуре стоит между действительным выполнением навыка и его словесным проектом» [149. С. 120].

Возвращаясь к практическим и методическим вопросам включения идеомоторной тренировки в состав комплексных про­грамм психологической саморегуляции, следует обозначить два3 аспекта ее применения. Идеомоторная тренировка может быть использована и как относительно самостоятельный метод сни­жения мышечного тонуса и достижения состояния релаксации и как прием мысленного самопрограммирования в состоянии релаксации. В последнем случае упражнения идеомоторной тре­нировки применяются на фоне состояния аутогенного погруже­ния с целью мысленной отработки определенных двигательных программ предстоящей деятельности. Метод использования идеомоторной тренировки в состоянии релаксации получил на­звание «релаксидеомоторная тренировка» и активно использует­ся в настоящее время в операторском и летном труде [65; 76].

При систематическом использовании уже сформированных навыков саморегуляции особую роль приобретают различные вспомогательные средства повышения работоспособности. Они позволяют точнее и с большей эффективностью воздействовать на тот специфический вид функционального состояния, который подлежит профилактике. Кроме того, их функции состоят в обеспечении преемственности между профилактическими про­цедурами и работой в производственной ситуации, создании не­обходимого разнообразия используемых средств оптимизацион­ной работы, что позволяет избежать привыкания. На этом уровне проведения психопрофилактической работы комплекс­ный характер используемых мероприятий представляется обя­зательным.

На основе проведенного анализа в дальнейшем будут опи­саны конкретные методики психологической саморегуляции, вспомогательные средства повышения работоспособности, а также организационные формы их применения в производствен­ных условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...