Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержать глубокую и всестороннюю мотивацию.




О.Б. Никифорова отмечает, что результатом правоприменительной деятельности должен являться истинный акт применения права – правовой акт, вынесенный в особом законодательном порядке специально уполномоченным государственным органом с соблюдением принципов справедливости, законности, объективности, обоснованности в сочетании с добросовестностью при соблюдении субъектом правоприменительной деятельности своего профессионального долга.

 

* Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

- по форме – на указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;

- по субъектам, их издающим, – на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

- по функциям права – на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (по форме регулирующего воздействия);

- по юридической природе – на основные (выражают конеч­ное решение юридического дела, например приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, поста­новление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

- по предмету правового регулирования – на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;

- по характеруна материальные и процессуальные;

- в зависимости от вида субъекта, занимающегося правоприменительной деятельностью – на индивидуальные акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, судебных и надзорных органов, органов местного самоуправления, издаваемые администрацией предприятий, учреждений, организаций;

- по форме внешнего выражения акты – акты-документы и акты-действия;

- в зависимости от действия во времени – на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака).

 

Акты применения права не являются источниками права. Не создают правил поведения, а лишь применяют соответствующую норму права к конкретному случаю, событию, или лицу.

 

* Соотношение актов применения права и нормативных правовых актов

Единство правовой природы нормативного и правоприменительного акта состоит в том, что:

- они являются правовыми актами;

- они принимаются и обеспечиваются компетентными (преж­де всего, государственными) органами);

- обладают юридической силой и общеобязательностью.

Вместе с тем они отличаются друг от друга:

- нормативный акт содержит нормы права, а также предписания по их установлению, изменению или прекращению, правоприменительный акт этого не содержит;

- между ними есть отличия по адресатам: правоприменительные акты обращены к конкретно-определенным лицам, а нормативные акты – к неопределенному кругу лиц;

- нормативный акт действует многократно, постоянно, а акт применения права носит одноразовый характер;

- акт применения права всегда выступает юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений; нормативный акт в качестве юридических фактов выступать не может;

- нормативный акт выражается в установленных законом формах (указы, постановления), акт применения права строго установленной формы не имеет (может быть устным).

Таким образом, применение права – одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Применение права – это особая форма реализации права, обладающая повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права. Применение правовых норм должно быть справедливым, законным и обоснованным, способствуя эффективности и принося социально-значимую пользу в жизни людей.

Важно отметить, Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Религия, обычаи и традиции народов России – важнейшие социальные явления, определяющие ценности и регулирующие наряду с правом отношения внутри общества. Поэтому сегодня жизненно важно найти справедливое решение, тот социально-правовой компромисс, который бы мог в процессе применения права разрешить коллизионную ситуацию между законодательством Российской Федерации в целом и правом, основанном на духовно-религиозных ценностях и правовой культуре народов, представленных национально-административными образованиями России.

Сегодня источник такого компромисса, отчасти, имеет свои основы в российском процессуальном законодательстве: «Судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью» (ст. 17 УПК Российской Федерации).

«Право предоставляет многое живому, справедливому усмотрению судьи и правителя… Механическое отделение «Божьего» от «Кесарева» всегда будет мертвой фикцией, лишенной бытия и практического значения. Евангельское слово имеет в виду, конечно, не такое механическое отделение; оно устанавливает только совместимость «Божия» и «Кесарева» – их не непримиримость, возможность отдавать «Кесарево кесарю», не погрешая против Божьего закона…» … «Применение правовых норм как восприятие конкретной данности должно быть актом художественной справедливости и созерцания безусловной цели права, которые могут быть доступны только нормальному правосозна­нию. Применение правовых норм требует предметного разуме­ния того, ради чего право вообще создается, применяется и поддерживается. Применяющий право должен иметь в виду не только формальную «законность» нормы и не только ее объек­тивное содержание, но и ее объективное назначение – ее ду­ховную миссию и ее жизненную функцию, а это значит, что он должен исходить из основы нормального живого правосознания, имеющего истоки религиозной морали», – верно отмечал И.А. Ильин.

Таким образом, правоприменение в поликонфессиональном обществе не может быть таким же, как в монотеистическом, оно не может не учитывать социально-религиозный статус субъектов права, правоотношений, иначе право просто не достигнет своей социальной цели. Правоприменение должно осуществляться субсидиарно с учетом специфики национальной и религиозной правовой культуры регионов России. Границы правоприменения – это общечеловеческие ценности, имеющие свои основания в общих нормах религиозной морали. В данном случае, имеется в виду, формирование религиозного правосознания субъектов правоприменения, которым необходимо руководствоваться правоприменителям при осуществлении своих государственных функций – правосудия.

Ответ 4.

Толкование права – одна из важнейших сторон профессиональной деятельности юриста. В толковании (интерпретации) нуждается любой закон. Нужно или нет? Все в законе описать нельзя. Нужно.

Император Юстиниан в 6 в. н.э. запретил толкование своих дигестов. Ибо все неясности были устранены, по его мнению, и не осталось оснований для сомнений.

Наполеон запретил толкование, когда узнал, что появился первый комментарий его Кодекса. Воскликнул: «Пропал мой кодекс», считая, что комментарий извращает текст.

* Толкование норм права – это деятельность, направленная на установление содержания, истинного смысла юридических норм.

Процесс толкования правовых норм – сложная мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемы мышления, и специальные юридические знания. Во многих случаях оно происходит автоматически, незаметно.

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Одной из основных задач толкования является разрешение вопроса о соответствии духа и буквы закона, о соотношении текстуального выражения нормы права и заложенного в него законодателем смысла правового предписания.

Объектом толкования является текст нормативных правовых актов, а предметом – историческая воля законодателя (право­творческого органа), закрепленная в данных актах.

Толкование – это родовое понятие, охватывающее собой единство двух процессов:

1. Уяснение (для себя) – внут­ренний мыслительный процесс, который осуществляется толкую­щим субъектом (интерпретатором) для себя и внутри себя и не имеет внешних форм выражения.

2. Разъяснение (для других) – сторона мыслительной деятельности по толкованию, которая адресована уже не самому интерпретатору, а другим заинтересованным лицам и находит свое выражение в письменной (в виде акта-документа) или устной (в виде совета или рекомендации) форме.

Необходимость толкования права вызвана наличием следующих обстоятельств:

1) нормы права закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах путем использования приемов и средств юридической техники (например, специальной терминологии, юридических конструкций и т. д.), что требует специальных юридических знаний для уяснения воли правотворческого органа,

2) при изложении правовых норм используются специальные термины других наук: медицины, биологии и др.

3) нормы права находят свое выражение в виде их словесного выражения в тексте правовых актов, а для установления логической и грамматической связи между словами и предложениями необходима особая мыслительная деятельность;

4) краткость, нечеткость пли абстрактность законодательных формулировок порой требует дополнительной «расшифровки», пояснения;

5) нормы права находятся в тесной взаимной связи, и чтобы по­нять истинный смысл юридического предписания, требуется ус­тановить его связь с другими правовыми нормами;

6) несовпадение содержания нормы права и статьи норматив­ного правового акта (например, наличие бланкетных и отсылоч­ных статей), что требует дополнительных усилий для установле­ния всех трех элементов нормы права – и гипотезы, и диспози­ции, и санкции.

В юридической литературе выделяют следующие последова­тельные стадии процесса толкования норм права: анализ, изуче­ние текста нормативного правового акта; уяснение особенностей толкуемой нормы и обнаружение ее связей с другими правовыми предписаниями; проверка правильности толкования, разрешение возможных коллизий между нормами права; разъяснение смысла толкуемой нормы заинтересованным лицам; издание или оглаше­ние акта (результата)толкования.

Таким образом, толкование норм права – это интеллектуально-волевая деятельность субъекта, которая представляет собой уяс­нение для себя и разъяснение для других лиц истинного смысла содержания нормы права посредством использования специаль­ных приемов (способов толкования) в целях наиболее правильной их реализации и получает свое внешнее вопло­щение в виде устного или письменного интерпретационного акта.

* Принципы толкования права – это основные отправные нача­ла, идеи и требования, которые предъявляются к процессу уясне­ния и разъяснения смысла юридических предписаний.

На настоящий момент можно назвать следующие основопола­гающие принципы токования права:

1) принцип объективности толкования требует от субъекта (интерпретатора) беспристрастного, всестороннего изучения текста нормативного правового акта, а от результата (акта) толкова­ния – объективного, точного отражения смысла рассматриваемой нормы права;

2) принцип стабильности права ориентирует на недопустимость подмены воли законодателя интерпретационными положениями;

3) принцип единообразия процесса толкования предполагает единообразное, взаимосогласованное уяснение и разъяснение смысла норм права различными субъектами;

4) принцип профессионализма в случае официального толкования компетентными субъектами требует наличия у них соответствующих специально-юридических навыков и познаний;

5) принцип определенности, четкости толкования предполагает, что результат толкования должен быть четко и определенно сформулирован в соответствующем акте.

* Виды толкования норм права

Субъектом толкования может быть студент, предприниматель, ученый, судья и другие лица, заинтересованные в уяснении и разъяснении смысла той или иной нормы права. Однако послед­ствия подобных актов толкования будут различными. Так, особое значение для юридической практики имеет толкование норм пра­ва, даваемое специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которое имеет обязательный характер для других субъектов (например, акт толкования нормы, содержащийся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, обязателен для всех нижестоящих судов).

В зависимости от субъекта и юридических последствий толкование права подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование норм права – это особая разновид­ность уяснения и разъяснения смысла юридических предписаний, которая осуществляется только специально уполномоченными на то субъектами (государственными органами и должностными лицами), закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер и влечет правовые последствия.

В свою очередь, официальное толкование в юридической лите­ратуре делится на следующие подвиды.

1. Нормативное (общее) толкование. Данную разновидность официального толкования права отличают следующие особенно­сти: имеет общий характер (содержит общие предписания); яв­ляется общеобязательным; относится к неограниченному числу случаев и распространяется на широкий круг лиц. Нормативное толкование имеет место, как правило, в ситуациях, когда в норма­тивном правовом акте недостаточно четко сформулированы нор­мы права или имеются противоречия и неточности в их примене­нии на практике. Результат нормативного толкования не имеет самостоятельного значения, является вспомогательным инст­рументом правового регулирования и полностью разделяет судь­бу толкуемой нормы (отмена или изменение определенной нормы права влечет за собой отмену или изменение соответствующего акта ее толкования).

Нормативное толкование также подразделяется на: аутентич­ное (авторское) и легальное (делегированное).

Аутентичное (авторское) толкование – это подвид нормативного толкова­ния, который осуществляется органом, принявшим данную норму права, т. е. ее автором. Правотворческий орган имеет право дать токование, разъяснение принятой им ранее нормы права. Субъек­тами аутентичного толкования могут быть, например, Государ­ственная Дума РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и др.

Легальное (делегированное) толкование – это такой подвид нормативного толко­вания, который осуществляется субъектами, уполномоченными на то правотворческим органом. К примеру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ хотя и не относятся к числу правотворческих органов, но с их разрешения вправе давать толкование норм законов и иных нормативных актов.

Казуальное (индивидуальное) толкование. Характерными особенностями этого вида официального толкования являются следующие: оно не имеет общеобязательного значения; дается применительно к данному случаю; обращено к конкретным субъ­ектам. Акты казуального толкования могут содержаться, напри­мер, в решениях районных (городских) судов, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Так, при необхо­димости в ходе конкретного разбирательства суд может дать разъяснение той или иной нормы сторонам по делу.

Казуальное толкование иногда подразделяется на два подвида: судебное и административное.

Неофициальное толкование – это такой вид уяснения и разъяснения норм права, который осуществляется не уполномо­ченными на то субъектами. Акт неофициального толкования не является обязательным и не влечет юридических последствий.

По форме внешнего выражения неофициальное толкование мо­жет быть устным (например, разъяснение той или иной нормы права преподавателем студентам в ходе семинарского занятия) или письменным (например, толкование норм УК Российской Федерации, издаваемое коллективом ученых-юристов и практических работников в соот­ветствующих опубликованных комментариях). Несмотря на свой неофициальный характер, данный вид толкования права оказы­вает весьма существенное влияние на юридическую практику.

В юридической литературе в зависимости от уровня правосознания субъекта (интерпретатора) выделяют следующие подвиды неофициального толкования:

· обыденное толкование – это вид уяснения и разъяснения норм права, который могут осуществлять любые граждане, не обладающие специальными познаниями в юридической сфере;

· профессиональное толкование – это уяснение и разъясне­ние смысла правовых предписаний, даваемое лицами, обладаю­щими специальными юридическими знаниями и профессиональ­ными навыками (адвокатом, нотариусом, прокурором или иным практикующим юристом в ходе консультирования граждан по каким-либо вопросам);

· научное (доктринальное) толкование осуществляется от­дельными учеными-правоведами и их коллективами, научно-исследовательскими учреждениями в устной (на лекциях, се­минарах и т. д.) и в письменной форме (в монографиях, статьях, комментариях к законодательству и т. д.).

Значение актов неофициального толкования зависит от авто­ритета интерпретатора, убедительности и обоснованности его вы­водов о смысле той или иной нормы права. В последнее время на­ряду с профессиональным разъяснением правовых предписаний все большее значение для юридической практики приобретает на­учное толкование права.

* Акт толкования права – это такой правовой акт, который со­держит разъяснение смысла юридических норм.

Особенности интерпретационных актов:

- они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

- содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

- не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

- носят властный обязательный характер;

- не являются формой и источником права;

- принимаются в определенной процедурно-профессиональной форме;

- вызывают определенные юридические последствия, которые имел в виду интерпретатор.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования;

2) в зависимости от органов, дающих толкование, – на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т. п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования – на прокурорьнии вида толкования:акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т. д.;

4) в зависимости от характера – на материальные и процессуальные акты;

5) в зависимости от формы – на указы, постановлении, приказы, инструкции и т. п.;

6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

7) акты судебного и административного толкования.

Акты судебного толкования отличаются особенностями:

- они имеют характер официального документа;

- обязательны к исполнению нижестоящими судами;

- оказывают непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, систему законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.

Можно сделать следующий вывод: акты официального толкования, в т.ч. судебного и административного, имеют правотворческий характер и сегодня в рамках Российской правовой системы фактически служат источником права.

Таким образом, толкование является необходимым и важным элементом, а точнее, условием успешной правотворческой и правореализационной деятельности, в частности, правоприменения. Необходимость и потребность в толковании вызывается тем, что в ходе его проведения уточняются не только общее содержание и назначение данной нормы, но и ее более конкретные элементы и обстоятельства, необходимые для эффективного правоприменения.

Ответ 5.

* Способы и объем толкования правовых норм

Способы толкования – это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы:

1) грамматический – толкование осуществляется с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т. п.;

2) логический – толкование дается с помощью законов и пра­вил логики;

3) систематический – уяснение смысла становится возмож­ным с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права;

4) историко-политический – толкование осуществляется посредством анализа конкретно-исторических и политических ус­ловий принятия правовой нормы;

5) телеологический – уяснение содержания правового предпи­сания с помощью установления целей издания нормативного акта;

6) специально-юридический – толкование дается с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве.

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридиче­ских норм.

Исходя из этого соотношения различают три вида толкования:

буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают);

ограничительное (применяется тогда, когда действитель­ный смысл нормы права уже ее текстуального выражения);

расширительное (распространительное) (применяется тогда, когда действи­тельный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

* Расширительное и ограничительное толкование допускается не во всех случаях:

1. не допускается распространительное толкование исчерпывающих перечней,

2. не допускается ограничительное толкование незаконченных перечней,

3. не допускается распространительное толкование санкции правовой нормы,

4. не допускается распространительное толкование положений, составляющих исключение из общего правила,

5. не подлежат распространительному и ограничительному толкованию юридические термины, которым дано легальное определение,

6. нельзя распространительно толковать нормы уголовного законодательства.

Ответ 6.

Иногда субъект правоприменения сталкивается с такой ситуацией, когда общественное отношение, в котором он участвует, не урегулировано правом. В этом случае говорят о пробеле в праве.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Пробелы в праве могут быть действительными либо мнимыми. Действительный пробел имеет место тогда, когда общественное отношение по своей сути предполагает урегулированность правом, но такая регуляция отсутствует. Мнимый пробел имеет место тогда, когда какое-либо общественное отношение не урегулировано и не должно быть по своей сути урегулировано правом.

Поэтому важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...