Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрагмент пособия « Речевые и грамматические ошибки»

Мастер-класс по русскому язык

Разработала Селиверстова В.П.,

учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №6» города Лангепаса

 

Тема: Проект «Речевые и грамматические ошибки»

Цель: использование метода проектов для формирования умения видеть речевые и грамматические ошибки.

Форма: практическое занятие

Оборудование: толковые и фразеологические словари; материал, в котором представлен характер речевых и грамматических ошибок с примерами и исправлениями; проектор, компьютеры.

 

Ход работы:

I этап. Мотивирующий информационный ввод.

Учитель обосновывает актуальность предстоящей деятельности.

(Мы, люди, получили от природы бесценный дар - возможность речевого общения.

Наша повседневная жизнь и работа неразрывно связаны с общением, а значит- с языком, с речевой деятельностью.

Известно, что совсем не безразлично, что и как сказать и написать. Речевая коммуникационная культура необходима: чем точнее и правильнее мы оформим свои мысли, тем лучше поймёт их собеседник или читатель.

Ещё Ф.М.Достоевский писал: «Язык есть, бесспорно, тело, оболочка мысли…Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчётнее для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом - и, уж конечно, тем буду умнее…Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нём нашу мысль…»

Но хорошая речь невозможна без соответствующих знаний, умений и навыков. Это всё происходит как результат труда. Недаром А.П.Чехов советовал молодым актёрам «вдумываться в речь, в слова». Говоря о языке М.Ю.Лермонтова, Чехов однажды заметил: «Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения…Так бы и учился писать» Вот это чеховское «так бы и учился писать» очень важно: это путь к овладению речевой культурой. Нужно изучать словари, грамматики и иные пособия, посвящённые языку, речи. Изучать – и быть требовательным не только к речи других, но и к своей собственной. И когда чувство нормы будет воспитано у человека, тогда-то он и начинает чувствовать всю прелесть языка – этой национальной ценности, важнейшей части духовной культуры, которую нужно беречь, любить, сохранять и защищать.

Сегодня мы с вами сделаем очередной шаг навстречу безошибочной речи.)

II этап. Оформление паспорта проекта

На слайде представлены основные пункты описания предстоящего проекта:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  4. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  5. Состав проектной группы (Ф.И.учащихся, класс)
  6. Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)
  7. Заказчик проекта.
  8. Цель проекта (практическая и педагогическая)
  9. Задачи проекта.
  10. Необходимое оборудование.
  11. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание)
  12. Предполагаемые продукты проекта.
  13. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  14. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 

Перед началом работы учитель предлагает оформить паспорт проекта по предложенной форме.

В готовом виде он может выглядеть следующим образом:

1. Название проекта: Речевые и грамматические ошибки

2. Руководитель проекта: Селивёрстова В.П.

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: русский язык

4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-16 лет

5. Состав проектной группы: 8-11 классы

6. Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: Практико-ориентированный (продукт заранее определён и ориентирован на социальные интересы самих участников – это проверочная работа, составленная самими учащимися, она будет использоваться в качестве материала для повторения и формирования умений видеть речевые и грамматические ошибки, анализировать, классифицировать и синтезировать материал)

Тип проекта по предметно-содержательной области: монопроект

Классификация проекта по продолжительности: краткосрочный

7. Заказчик проекта: учитель

8. Цели проекта:

1. Познакомившись с типологией речевых и грамматических ошибок, научиться находить их и исправлять в устной и письменной речи.

2. Формировать учебно - познавательную (учащиеся овладевают способами организации анализа, синтеза, классификации, логической деятельности: учатся рассуждать, делать умозаключения);

информационную (учащиеся работают в программах Microsoft Word, Power Point); коммуникативную (ребята учатся предъявлять себя, продукт своей деятельности) компетентности.

9. Задачи проекта:

1. Организация малых групп.

2. Оформление паспорта проекта.

3. Знакомство с источниками информации (материалом, в котором представлен характер речевых и грамматических ошибок с примерами и исправлениями; словарями)

4. Оформление продукта проектной деятельности (задания с комментариями, презентации с заданиями) и его предъявление.

5. Подготовка электронного учебного пособия «Речевые и грамматические ошибки» (за рамками учебного занятия)

10.Необходимое оборудование: толковые, фразеологические словари; материал, в котором представлен характер речевых и грамматических ошибок с примерами и исправлениями; проектор, компьютеры.

11. Аннотация:

С помощью заданий подобного типа учителю можно не только сформировать у учащихся умение видеть речевые и грамматические ошибки, классифицировать их, но и оценить уровень сформированности логического мышления учащихся, их способность классифицировать и анализировать, их умение работать с компьютером как источником воспроизведения и хранения информации, а также умение предъявлять себя и продукт своей деятельности, аргументировано излагать свою позицию относительно выбора «лишнего» в задании.

12. Предполагаемые продукты проекта: Работа в виде слайдовой презентации (проверочная), учебное пособие

Этапы работы над проектом

1. Знакомство с условиями выполнения задания и с материалом к нему.

2. Выполнение заданий, предложенных учителем (они, как правило, вызывают живой, неподдельный интерес).

3. Подготовка презентации.

4. Представление проектов (с участием учащихся всего класса в качестве

экспертов)

5. Рефлексия.

 

III этап. Практическая работа в малых группах (Изучение предложенных источников информации, разработка заданий и комментария к ним, подготовка презентаций)

 

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

(Для осознания своей деятельности учащимся можно предложить классическую рефлексию:

1. Чем был интересен этот проект?

2. Как менялись мои чувства и настроения во время выполнения заданий?

3. Лучше всего у меня получилось … Этого я достиг благодаря …

4. Труднее всего было … Эти трудности я преодолевал так …

5. Чему я научился в процессе деятельности?

6. Замечания и предложения на будущее (себе, учителям)

По окончании практической работы весь разработанный учащимися материал (задания с комментариями, презентации) помещаются в одну папку, составляется оглавление будущего пособия, которое может быть использовано для отработки умения определять характер речевых и грамматических ошибок. Такой вид деятельности позволит ребятам научиться избегать подобных ошибок в устной и письменной речи, сформирует у них умение логически мыслить, разовьёт лингвистическое чутьё.

Материал к практическому занятию можно предлагать учащимся более мелкими порциями (по мере изучения блоков программы: имя существительное, имя прилагательное… простое предложение и т.д.), тогда поменяется классификация проекта: из краткосрочного он может стать долгосрочным. Но продукт проектной деятельности останется прежним.

 

Фрагмент пособия «Речевые и грамматические ошибки»

Задание: найди «лишнее», аргументируй свой выбор.

А) давайте попробуем

Б) около тысячи пятисот человек

В) много яблок

Г) более быстрейший (грамматическая ошибка: недопустимое сочетание форм сравнительной и превосходной степени)

На слайде в презентации будет помещено только 4 сочетания без комментария. Учащиеся самостоятельно должны будут найти «лишнее» и определить характер ошибки.

 

Материал к практическому занятию:

  1. Речевые (стилистические ошибки)- это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочёты в образовании синтаксических конструкций.
Характер ошибки Пример Исправление
Употребление слова в несвойственном ему значении Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растёт их речь. Павел Корчагин – зачинщиксоревнования. Одновременно с духовным ростом Павла и Ниловны развивается и их речь Павел Корчагин- инициаторсоревнования
Нарушение лексической сочетаемости В стихах Есенина особую роль имеют сравнения. В стихах Есенина особую роль играют сравнения
Употребление лишнего слова (плеоназм) Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения. Множество. Он негодовал.Или:Он возмущался.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В рассказе «Муму» рассказывается… В образе Катерины изображена… В рассказе «Муму» повествуется… В образе Катерины представлена…
Повторы Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книганазывается «Собачье сердце». В этой книгеинтересно рассказывается… Недавно я прочна одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце». В ней рассказывается…
Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Попечитель богоугодных заведений перед ревизором ведёт себя заискивающе.
Смешение лексики разных исторических эпох. В сочинении по картине Васнецова на богатырях кольчуги, брюки, варежки. На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.
Неудачный порядок слов Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения. Рыжий, толстый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлёк Серова как личность огромной внутренней энергии. Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

 

  1. Грамматические ошибки - нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Характер ошибки Пример Исправление
Ошибочное словообразование утопичество взятничество скучание утопия взяточничество скука
  И М Я С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е     Неправильный выбор падежного окончания нет время без рельс выбора нет времени без рельсов выборы
Существительные мужского рода 2-го склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание У (а не А) Ни слуха, ни духа С мира по нитке Ни слуху, ни духу С миру по нитке
Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание У, в случае объектного значения – окончание Е. Деревья в вишнёвом саде. Декорации в «Вишнёвом саду» Деревья в вишнёвом саду. Декорации в «Вишнёвом саде»
Не допускается образование множественного числа от отвлечённых и вещественных существительных (его можно образовать только в случае конкретного значения: радости жизни, животные жиры) В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы. В партизанском движении участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание русской природы.
Неверный выбор падежа Мечта к свободе. Согласно плана… Мечта о свободе. Согласно плану…
Нарушение управления Толстой описывает о войне. Маяковский- певец за мир. Толстой описывает войну. Маяковский- певец мира.
И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен. Жизненный путь героя тяжёлый и трагичный.
Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях Сюжет рассказа интересен во многих отношениях
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Это произведение более худшее.   Самый способнейший студент.   Это произведение ещё хуже. Самый способныйстудент. Способнейший студент.
Форма прилагательного на ЕНЕН сейчас почти не встречается. Его вклад в работу был существенен. Его вклад в работу был существен.
И М Я Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров
При склонении составных порядковых числительных должно изменяться только последнее слово Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвёртого года Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого года
Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола двое героинь трое зайцев две героини три зайца
Недопустимо употребление формы ОБА с существительными женского рода (форма женского рода – ОБЕ) обими героинями обеими героинями
  М Е С Т О И М Е Н И Е Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ имеют архаический характер Для ней нет имени Для неё нет имени
Ошибочное образование форм местоимений ихнийребёнок около его их ребёнок около него
Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность. Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её захватила полиция (кого- Ниловну или речь Павла?) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего (кому- Чацкому или Фамусову?) Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.     Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Андреевичу ничего хорошего.
Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные с собирательным значением (СТУДЕНЧЕСТВО, КРЕСТЬЯНСТВО, НАРОД и проч.) В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
Местоимения СВОЙ и СЕБЯ указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своихошибок (чьих- Тургенева или героя?) Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе (к кому- к помещику или к самому себе?) Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых имошибок.   Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к ним в гости. Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.
  Г Л А Г О Л Ошибочное образование глагольных форм ложит ездиет кладёт ездит
У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа Я ощущу… Я побежу (побежду)… Я убежу его… Я могу ощутить… Я надеюсь победить.. Я должен убедить его…
Недопустимо использование суффикса ЫВОВА вместо ОВА (ИВА) Результаты подытоживовались Результаты подытоживались
При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и страдательного значения таких глаголов. После лекции слушатели нередко задерживаются в аудиториях (сами остаются или их задерживают?) После лекции слушатели нередко остаются в аудиториях. После лекции слушателей нередко задерживают в аудиториях.
Нельзя допускать разнобой в формах времени и   вида глаголов Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.     Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучатьего эпоху Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления. Чтобы правильно понять (понимать) творчество писателя, необходимо тщательно изучить(изучать)его эпоху
  П Р И Ч А С Т И Е Недопустимо одновременное использование суффиксов ОВА и ЕМ (ИМ) исследоваемый процесс исследуемый процесс
Нельзя пропускать частицу СЯ в причастиях, образуемых от возвратных глаголов В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии В центре повести представитель нарождающегося класса буржуазии
Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом- сказуемым или окружающей лексикой На совещании былипредставители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительной причине. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время в России. На совещании былипредставители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительной причине. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время в России.
Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Отредактированная рукопись автором Отредактированная автором рукопись Рукопись,отредактированная автором
Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному; Переносить оборот не рекомендуется Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад
  Д Е Е П Р И Ч А С Т И Е Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия предметов или лиц Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий Читаястатью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки Читая (прочитав) статью и отмечая (отметив) нужный материал, я всегда делаю выписки
Нельзя относить деепричастный оборот к сказуемому, выраженному страдательным причастием На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.
  П Р О С Т О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Выставка-просмотр открыт ежедневно. Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказалиогромное влияниена мировоззрение Павла. Выставка-просмотр открыта ежедневно. Связьс революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказалаогромное влияниена мировоззрение Павла.
Падежное рассогласование имён. Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанныхпеплом, наполненныенеизбывной тоской. Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанныхпеплом, наполненныхнеизбывной тоской.
Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. Эта книга научила меня честности, смелости и уважению друзей.
Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия. Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии.
Нельзя ставить общее слово при однородных членах, требующих разного управления. Трест организовали руководит предприятиями Трест организовал предприятия и руководит ими.
Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов. Народные массы не только не создают материальные блага, но и великие сокровища культуры Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры
Пропуск необходимых слов   Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол
Нарушение границ предложения Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
С Л О Ж Н О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Загромождение сложного предложения придаточными Врачи считают, чтоболезнь настолько серьёзна, чтоприходится опасаться за жизнь больного. Врачи считают болезнь настолько серьёзной, чтоприходится опасаться за жизнь больного.
Разнотипность частей сложного предложения В повести содержится две идеи: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции. В повести содержится две идеи: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции)
Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском
Неправильное совмещение конструкции простого и сложного предложений Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям
Нельзя объединять причастный оборот и придаточное определительное предложение На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
Придаточное определительное предложение со словом КОТОРЫЙ нельзя отрывать от определяемого существительного. Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует
Неоправданное повторение одинаковых союзов Некоторые критики полагали, чтоавтор так молод, чтоедва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. Некоторые критики полагали, будтоавтор так молод, чтоедва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов Он считал, что будтомы его неправильно поняли. Он считал, что (будто)мы его неправильно поняли
Неверное употребление союзов и союзных слов Вопрос обсуждался на совещании, где и было принято решение. Вопрос обсуждался на совещании, на котором и было принято решение.
Смешение прямой и косвенной речи Базаров говорит Аркадию, что твой отец- человек отставной. Базаров говорит Аркадию, что его, Аркадия, отец- человек отставной. Базаров говорит Аркадию: «Твой отец- человек отставной»

 

Список литературы:

1. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов.- М.: Вербум-М, 2005.- 415 с.

2. Руссова, Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант.- Н.Новгород: Деком, 1995.- 192 с.

3. Единый государственный экзамен: русский язык: контр. Измерит. Материалы: 2005-2006/ под общ.ред. И.П.Цыбулько.- М.: Просвещение, 2006.- 77 с.

4. Фроянова, Т.И. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие.- СПб.: Паритет, 2003.- 160 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...