Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От социального восприятия к социальному познанию 2 глава




 

 

12/ Историзм как метод познания заключается в рассмотрении общества в его развитии, в органической связи с порождающими это общество условиями. При историческом подходе изучается происхождение, функционирование и перспективы развития обществ и человечества. При этом обращается внимание только на существенные и качественно своеобразные свойства.

Сравнение представляет собой выявление сходства и различия в исследуемых социальных фактах. В процессе сравнения обнаруживается сходство и различие данного общества по отношению к нему же в прошлом, по отношению к другим обществам в то же время, по отношению к другим обществам в прошлом. Этот метод приобретает сравнительно-исторический характер.

Абстрагирование (и обобщение) как метод социального познания представляет выделение в социальных фактах (и обществе) интересующих наблюдателя свойств, качеств, взаимосвязей и мысленное отвлечение (обобщение) их от изучаемого социального факта (и общества) в виде определенных понятий: потребности, интереса, мотива, государства, формации, цивилизации и т.п. Затем с этими понятиями (абстракциями) можно совершать разные мыслительные действия как с определенными мыслительными объектами: приводить в причинную связь, сравнивать и т.п.

Выводы, понятия, суждения, полученные в результате сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п. методов познания, всегда носят вероятностный характер, имеют разную степень достоверности (и недостоверности), нуждаются в выявлении причин своего происхождения, приведении в систему. Роль такого метода познания играет социальная гипотеза, представляющая более или менее обоснованное предположение о причинах изучаемого социального факта, его месте в системе общества, способное объяснять уже известные социальные факты, допускающее предсказание новых социальных фактов и возможность экспериментальной проверки в развитии других народов.

Проверка социальной гипотезы путем объяснения имеющихся социальных фактов и изменения социальной действительности в соответствии с ней играет решающую роль для превращения социальной гипотезы в элемент обществоведческой теории. Например, социально-философской гипотезой было предположение Маркса о возможности построения социалистического общества в результате пролетарской революции в развитых капиталистических странах. Но пролетарский социализм, построенный в России, оказался непохожим на тот социализм, который предсказывал Маркс. Одновременно в европейских странах капитализма без пролетарских революций был построен социализм, похожий на марксовский, но не ведущий к коммунизму. Таким образом, значительная часть гипотезы Маркса оказалась утопией.

Обществоведческая теория представляет собой систему суждений, понятий, гипотез, законов, в которых сознается человечество в единстве? образующих его элементов и связей между ними. При построении обществоведческой (в том числе социально-философской) теории используется аксиоматический метод: 1) устанавливается набор исходных положений (принципов, постулатов и т.п.), которые считаются верными; 2) затем по правилам логики из них выводятся (и конкретизируются) другие положения, соответствующие исходным, и так далее. Примером аксиоматической теории являются геометрия Евклида, исторический материализм и т.п. В социальной философии обычно используется гипотетико-дедуктивный метод. Он опирается на совокупность связанных между собой гипотез-постулатов (принципов), а уже из них происходит выведение суждений, понятий, умозаключений, образующих ткань теории.

Важным методом (инструментом) социального познания у М. Вебера выступают идеальные типы. Идеальные типы не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью абстрагирования

отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими.

Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее "типичных социальных фактов".

Идеальные типы - это наиболее общие понятия, в которых зафиксированы в словесной форме наиболее существенные свойства объективной реальности в очищенном от случайностей виде. Задача науки как раз и состоит в разработке таких идеальных типов - научных понятий. Затем они используются познанием в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной реальности. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Он оперирует такими научными понятиями (идеальными типами), как "капитализм", "бюрократизм", "религия" и т.д. Важнейшим методом социально-философского познания является метод понимания и отнесения к ценностям, предложенный М. Вебером. Он различает понятия "ценностные суждения" и "отнесение к ценностям". Ценностное суждение всегда личностно (и субъективно), представляет утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: "Социализм лучше капитализма". Отнесение к ценности - это процедура отбора, организации и оценки социальных фактов в соответствии с ценностями, которых придерживается данный ученый или человек. В приведенном выше примере ученый отбирает факты, подтверждающие это положение и производит их оценку. М. Вебер считает, что изменение ценностных предпочтений социального философа (и социолога) определяется "интересом эпохи", то есть осознанием социально-исторических обстоятельств, в которых он живет. ажным методом социального познания, направленного на изучение происхождения и развитие общественных институтов, является метод превращения средства в цель. Он позволяет понять удивительные превращения социальных институтов в процессе развития обществ.

13/

Люди смотрят на мир через стереотипы, которые представляют собой способы конструирования мира, или конструкты Близкие конструктные системы могут оказывать взаимное влияние, и их связь при этом усиливаетсяКонструкты привносят элемент стабильности в опыт. Когда они изменяются, переходы представляют проблемы. Переходные конструкты затрагивают этот процесс изменения и включают следующие аспекты.

Угроза. "Угроза - это осознание неминуемого коренного изменения в своих основных структурах" (там же, р. 489). Психотерапевт, ждущий от клиента изменений, несет в себе угрозу, особенно когда клиент находится на пороге значительных перемен.

Страх. Страх - это осознание неизбежного изменения в частном основном, а не во всестороннем конструкте.

Тревога. Тревога - это признание индивидом того, что события, с которыми ему довелось столкнуться, выходят за рамки диапазона пригодности его системы конструктов. Поскольку конструкты неприменимы, он не может однозначно интерпретировать события, то есть возникает двусмысленность. Ослабление вышестоящих конструктов может повысить толерантность к двусмысленности и, следовательно, привести к уменьшению тревоги; однако, если ослабление заходит слишком далеко, может развиться шизофрения. Переопределение и усиление проницаемости вышестоящей системы также помогают справиться с тревогой. Еще одной защитой от тревоги является повышение жесткости конструктов.

Вина. В рамках основной структуры индивида формируется основная роль, которая включает часть ролевой структуры, поддерживающую целостность "я". Вина - это переживание, возникающее в результате восприятия очевидной утраты своей основной ролевой структуры. Основная роль - это не поверхностная роль, "это та роль, которую человек играет так, как если бы его жизнь зависела от этого. В действительности его жизнь от этого и зависит" (там же, р. 503). Когда человек обнаруживает, что вел себя несообразно своей роли, он ощущает вину. Наказание - не результат вины, скорее наоборот. Мы наказываем тех, от кого исходит угроза, чтобы защитить себя от угрозы быть похожими на них и заставить их почувствовать себя виноватыми.

Агрессивность. Агрессивность - это активное расширение перцептуального поля. Агрессивный человек имеет более выраженную склонность делать выбор, разрешать ситуации, требующие активных действий. Сферы тревоги одновременно являются и сферами проявления агрессивности. Агрессивный индивид воспринимается окружающими как источник угрозы.

Враждебность. Враждебность представляет собой попытку заставить другого человека признать истинность ложного прогноза. "Другой человек является жертвой, причем не столько деструктивных побуждений враждебно настроенного индивида, сколько его отчаянных и нереалистичных попыток выиграть пари, которое уже проиграно" (там же, р. 511). Повторные доказательства собственной неправоты заставляют враждебно настроенного индивида ощущать вину.

Теории когнитивного соответствия

 

Обширный класс социально-психологических теорий соответствия, составляющих ядро когнитивистской ориентации, базируется на центральной идее о том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить такое состояние. Эта идея по-разному представлена в различных теориях, но сам факт одновременного обращения к ней многих исследователей весьма примечателен. Сами последователи этих теорий в своеобразном credo – работе «Теории когнитивного соответствия» [Abelson et al. (eds.), 1968] отмечают, что история их возникновения есть иллюстрация нередко встречающегося в истории науки явления, когда в определенный период времени возникает несколько сходных теорий, созданных авторами, не имеющими между собой прямых научных контактов. В конце 50-х годов так же получилось и с теориями когнитивного соответствия, которые возникли под разными названиями: баланса, конгруэнтности, симметрии, диссонанса. Общим для них всех с самого начала стало признание того факта, что человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений. Ощущение же несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что порождает реорганизацию когнитивной структуры с целью восстановления соответствия.

 

Хотя эти теории возникли лишь в конце 50-х годов, к ним применимы слова Эббингауза, относящиеся к психологии в целом: эти теории имеют «длинное прошлое, но короткую историю». Сами последователи этих теорий усматривают их связь еще со средневековым понятием логического человека или с понятиями рационального человека, экономического человека, относящимися к философским концепциям более позднего времени. Таким образом, общность подхода подчеркивается в том пункте, где осуществляется попытка соотнести логичное и алогичное, рациональное и нерациональное в поведении человека, что, вообще говоря, является действительно одной из центральных задач психологии.

 

Тот факт, что именно в конце 50-х годов XX в. западная социальная психология вновь концентрирует свое внимание на этой проблеме, очевидно, не является случайным. Довольно длительное господство бихевиористской ориентации к этому времени утвердило, казалось бы, незыблемый стандарт строгого объективного исследования поведения, претендующего на объяснение его механизмов. Но это было преимущественно объяснение поведения животных, и аналогии с поведением человека оказались весьма уязвимыми, прежде всего потому, что за бортом исследований оказался такой существенный момент, как сознание человека. Следовательно, проблема соотношения логичного и алогичного в поведении по-прежнему оставалась нерешенной. Между тем усложнение форм общественной жизни, необходимость активных, рациональных форм поведения диктовали социальной психологии своеобразный «заказ» на объяснение указанных феноменов. Теории соответствия в специфической форме ответили на этот заказ.

 

Непосредственными источниками всех теорий соответствия считают идеи К. Левина о природе конфликта и коллективную работу «Авторитарная личность», выполненную под руководством Т. Адорно [Адорно, 1997]. Левин, как известно, выделил три вида психологических конфликтов, которые позже были подтверждены Миллером в результате экспериментов на животных. Эти типы конфликтов: «подход – подход» («approach – approach»), «избегание – избегание» («avoidence – avoidence»), «подход – избегание» («approach – avoidence») [Левин, 2000, с. 286]. Сама ситуация альтернативы, в которой каждый раз оказывается индивид, по мнению Брауна, впервые могла быть удовлетворительно интерпретирована именно в терминах моделей соответствия. Что же касается работы Адорно, имеющей четкую политическую направленность против культа фюрера, но привлекающей чисто психологические объяснения общественных явлений, то в ней последователи теорий соответствия отметили одну важную для них деталь. В разделе этой книги, озаглавленном «Когнитивная организация личности», обсуждалось понятие «толерантность неоднозначности», которое рассматривается как прообраз идеи терпимости несоответствия, сыгравшей важную роль, в частности, в теории когнитивного диссонанса.

 

С самого начала своего существования теории соответствия стали рассматриваться как социально-психологические теории, хотя сами авторы необязательно отождествляли их с социальной психологией. Справедливо, что в полном объеме проблема когнитивных структур и динамики когнитивной организации человека есть общепсихологическая проблема, и лишь некоторые ее аспекты представляют интерес для социального психолога: не случайно направление когнитивной психологии утверждает себя на Западе все больше и больше как общепсихологическое направление. Однако тот конкретный вид, который приобретает когнитивизм в теориях соответствия, связан в первую очередь, конечно, с социально-психологическим материалом. В этом нетрудно убедиться, обратившись непосредственно к содержанию самих теорий.

 

Из всех теорий соответствия наибольшую известность получили следующие: теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

 

Обширный класс социально-психологических теорий соответствия, составляющих ядро когнитивистской ориентации, базируется на центральной идее о том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить такое состояние. Эта идея по-разному представлена в различных теориях, но сам факт одновременного обращения к ней многих исследователей весьма примечателен.

Когнитивным теории: теории когнитивного соответствия (Хайдер, Ньюком, Фестингер, Осгуд, Тан­ненбаум, Абельсон, Розенберг); 2) теории Аша, Креча и Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия.

 

 

16,17,18,19

 

В теории сбалансированных и несбалансированных структур Ф. Хайдера, который справедливо считается одним из основателей когнитивистской ориентации, рассматривается перцептивное поле некоего познающего субъекта, в котором присутствуют: он сам, другой субъект, к которому у воспринимающего есть определенное отношение, и третий — объект, по поводу которого и воспринимающий и «другой» имеют какое-то суждение. Когнитивная структура воспринимающего субъекта будет сбалансированной, если она подчиняется обыденному житейскому «правилу»: «мы любим то, что любят наши друзья», «мы любим то, что не нравится нашим друзьям» и т.п. По мысли Хайдера, в этих сентенциях выражены представления наивной психологии о сущности стремления человека к сбалансированной когнитивной структуре. Хайдер скрупулезно строит все возможные модели сбалансированных и несбалансированных структур индивида, собранные воедино в его схеме Р-О-Х, где Р — воспринимающий субъект, О — «другой» и Х — объект, воспринимаемый и «воспринимающим субъектом», и «другим». При помощи этой схемы (рис. 4) определяется, какой тип отношений между тремя обозначенными элементами схемы дает устойчивую, сбалансированную структуру и какой — вызывает ситуацию дискомфорта для Р (например: «Мне очень понравилась прочитанная книга, а мой лучший друг подверг ее сокрушительной критике»).

 

Обозначения: L — позитивное отношение; nL — негативное отношение. Рис. 4. Схема Р-О-Х (Ф. Хайдер). К теории структурного баланса

 

В общем виде баланс присутствует, по мнению Хайдера, в когнитивной системе Р в том случае, если Р воспринимает всю ситуацию как гармонию, без стресса, т.е. если отношения между Р и «другим» (О) соответствуют отношению «другого» (О) к объекту. Точно так же дисбаланс имеет место тогда, когда отношение Р к «другому» расходится с отношением этого «другого» к «объекту». Модель Р-О-Х дает, таким образом, диагностику когнитивной структуры, при которой у субъекта восприятия возникает либо психологический комфорт, либо психологический дискомфорт. Пока еще ничего не говорится о том, как преодолеть ситуацию дискомфорта.

 

Ответ на этот вопрос дает теория коммуникативных актов Т. Ньюкома. Здесь вновь рассмотрена система из трех элементов: воспринимающий субъект (теперь он называется «А»), «другой» (Б) и «объект» (X). Схема получила название А-Б-Х (рис. 5). Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера: А воспринимает как консонанс (аналог балансу) сходство своего отношения к Х и отношения Б к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между А и Б и, напротив, рассхождение этих отношений будет порождать неприязнь между А и Б Чтобы привести систему в ситуацию консонанса (баланса, по Хайдеру) необходимо развивать коммуникацию между А и Б, вести «переговоры», цель которых — сблизить позиции А и Б по отношению к X. Коммуникация может привести к возвращению системы в сбалансированное состояние. Однако при этом возможны три варианта: 1) А изменяет свое отношение к X, чтобы сделать его сходным с отношением Б к X; 2) Б изменяет свое отношение к X, чтобы сделать его сходным с отношением А к X; 3) ни А ни Б не удается изменить свое отношение к Х (каждый остается при своем мнении), в этом случае баланс может быть достигнут лишь при условии изменения отношения А к Б.

 

Рис. 5. Схема А-Б-Х (Т. Ньюком). К теории коммуникативных актов

 

Итак, в схеме Ньюкома дается уже не просто диагностика состояния когнитивной структуры воспринимающего субъекта, но и описывается некоторая «работа», которую нужно проделать для восстановления когнитивного равновесия. Поэтому, в отличие от модели Хайдера, модель Ньюкома нашла свое практическое применение — она была использована при исследовании процессов массовой коммуникации, а именно при выяснении условий эффективности «убеждающего речевого воздействия» на потребителя информации, поступающей через радио, телевидение или прессу. Однако на этом практическом пути применения схемы выявился еще один ее недостаток: схема допускает три пути приведения системы в сбалансированную ситуацию, т.е. предполагает, что один из путей «сработает». Но она ничего не говорит о том, какой путь будет осуществлен? В то же время для обеспечения эффективности воздействия через какое-либо средство массовой информации необходим не один из трех возможных путей, а один, единственный, тот, который обеспечит изменение позиции потребителя информации под влиянием сообщения (а, например, не третий путь, при котором убеждение не подействует на потребителя — реципиента информации, и он просто выключит телевизор для достижения «баланса» в своей когнитивной структуре). Иными словами,, схема Ньюкома не может предсказать направления изменения отношений внутри «треугольника»: приведет ли А свою систему в соответствие путем изменения отношения Б к «объекту» или изменением его отношения к коммуникатору (т.е. к А).

 

Следующий логический шаг в совершенствовании идеи когнитивного соответствия сделан в теории конгруэнтности У. Осгуда и П. Танненбаума. В отличие от теорий Хайдера и Ньюкома, теория Осгуда и Танненбаума делает два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состояний: 1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р (или А—у Ньюкома) зависит не только от общего знака отношения Р к О (А к Б) и О к Х (Б к X), но и от интенсивности этих отношений. Так, отношение может быть положительным, но различной степени (можно что-то или кого-то «сильно любить», просто «любить» и т.п.). Различная интенсивность отношения может также привести к несоответствию (неконгруэнтности). 2. Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но путем изменения и знака, и интенсивности, причем одновременно к обоим членам триады. Осгуд и Танненбаум применяют методику семантического дифференциала для измерения «сдвига» отношения Р и по знаку, и по интенсивности к X, так же как и отношения О к X. Предлагаются формулы, по которым можно достаточно точно рассчитать, насколько «сдвинется» каждое из отношений, чтобы совпасть в одной точке и тем способствовать приведению системы в конгруэнтное состояние. Теория Осгуда и Танненбаума дает максимум возможного для совершенствования идеи приведения когнитивной структуры в состояние соответствия [см. подробно?].

 

Несколько выпадает из этой общей логики теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, самая известная и популярная из всех теорий соответствия. В отличие от трех рассмотренных теорий, теория Фестингера имеет дело с когнитивной структурой одного-единственного индивида, и поэтому в ней не фигурирует никакая триада (то есть нет «другого»). «Конфликт» разыгрывается в когнитивной структуре одного человека, когда у него возникает несоответствие («диссонанс») между двумя элементами его когнитивной структуры. Эти элементы Фестингер называет «когнициями» или «знаниями». Это могут быть «знания» о себе: что некто делает, чувствует, хочет или желает, чем он является и т.п. Другие элементы — это знания о мире, в котором некто живет: что и где происходит, что к чему ведет, что доставляет удовлетворение, а что причиняет боль, на что можно не обращать внимание, а что важно и т.д. [см. 8]. Широко известен пример, приводимый самим Фестингером, о курильщике, который знает, что курить вредно, но при этом продолжает курить. Фестингер называет три пути, по которым можно осуществить «избавление» от диссонанса или в крайнем случае уменьшить его: а) изменить поведение, т.е. бросить курить; б) изменить «знание» («когницию», по Фестингеру), т.е. убедить себя в том, что никакой опасности нет; в) осторожно относиться ко всякой новой информации относительно курения, произвести ее «селекцию» — воспринимать лишь ту, которая пренебрегает опасностью курения, и отбрасывать «страшные» рассказы про рак и прочие тяжелые последствия.

 

Фестингер называет пять областей, в которых уменьшение диссонанса играет важную роль: 1. Конфликт после принятия решения когда человек, приняв решение, стремится всячески привести доводы в пользу принятой альтернативы, т.е. в значительной мере снижает объективность, свойственную при оценке альтернатив до принятия решения. 2. Вынужденное согласие, когда у человека возникает диссонанс не потому, что его принудили принять какое-то решение, а он сам добровольно позволил вовлечь себя в решение, вызывающее диссонанс. В этом случае человек для уменьшения диссонанса начинает повышать ценность совершенного действия и как бы «оправдывать» себя. 3. Специфический отбор информации — стремление не столько избежать негативной информации (которая увеличивает диссонанс), сколько подбирать позитивную информацию, диссонанс уменьшающую. 4. Несогласие с убеждениями социальной группы, когда ее неправота очевидна, признание чего могло бы привести к уменьшению диссонанса. Однако зачастую, благодаря взаимодействию между членами группы, такое несогласие не возникает, а, напротив, вместе с группой человек находит новые и новые «подтверждения» ее правоты. 5. Неожиданные результаты действий и их последствия, когда мера усилий человека уменьшить диссонанс зависит от того, как соотносятся затраченные им усилия и неуспешность результата: диссонанс сильнее в том случае, когда результат какого-то решения противоречит представлению человека о себе. Чтобы уменьшить диссонанс в этом случае, человек склонен изменять даже самооценку. Все это говорит о важности феномена диссонанса в реальной жизни человека [94; 95].

 

Важный вопрос теории диссонанса — вопрос о его происхождении. Он представляет большой интерес и с точки зрения дальнейшего развития идей когнитивизма. Фестингер предлагает четыре возможных источника возникновения диссонанса: 1) из логической непоследовательности, т.е. когда человек просто допускает одновременное существование двух противоречивых суждений; наряду с видоизмененным примером из традиционной формальной логики («Все люди смертны. Я — человек. Но я никогда не умру»), Фестингер предлагает и другой пример: человек знает, что вода замерзает при 0°, но одновременно полагает, что стакан льда не растает при +20°; 2) из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам, или, иначе говоря, нормам: профессор, выйдя из себя, кричит на студента, хотя знает, что это— элементарное нарушение педагогических норм; он должен при этом испытывать диссонанс; 3) из несоответствия когнитивного элемента более широкой системе представлений: некий американский избиратель является демократом и вдруг на выборах голосует за республиканца; 4) из несоответствия прошлому опыту: кто-то вышел на дождь и почему-то не промокает, хотя в прошлом, естественно, дождь всегда «мочил» [94].

 

В трех последних случаях отсутствует логическое несоответствие — ситуации не подчиняются фигурам и правилам силлогизма, однако диссонанс все же возникает. Поскольку в теориях когнитивного соответствия всегда рассматривается обыденный человек, постольку ему свойственна весьма специфическая логика. Р. Абельсон и М. Розенберг назвали ее «психологика».

 

Психологика призвана обеспечить особый характер отношений, возникающих между когнициями. Для того чтобы сформулировать правила психологики, предложена классификация всех возможных элементов и отношений, фигурирующих в когнитивном поле. Это — «элементы»: деятели (сам субъект восприятия, другие люди, группы), средства (действия, институты, ответы), цели (результаты); «отношения», которые связывают эти элементы (позитивные, негативные, амбивалентные, нейтральные). Два «элемента» и «отношение» составляют «предложение». Объединенные вместе, они составляют структурную матрицу, которая позволяет вывести правила психологики. Вот пример. Существуют три элемента А, В, С и четыре вида отношений: п — позитивные, н — негативные, а — амбивалентные, о — нейтральные. Предположим, между ними имеется такая связь: АпВ и ВнС включает АпС, что означает, что если А позитивно относится к В, а В негативно относится к С, то А позитивно относится к С. «Резоны» подобного рода отвергаются логиками (с точки зрения которых должно быть: если АпВ и ВнС, то АнС), но в действительности они существуют: так на практике часто рассуждают люди. Абельсон отмечает, что при этом имеется в виду «серьезный, но не слишком блестящий «мыслитель», который рассуждает примерно так: если А делает действие В, а В блокирует цель С, то из этого следует, что А — против цели С. Но я всегда думал, что А принимает цель С, и теперь это меня смущает» [цит. по: 7, с. 114; 155]. Смущать-то смущает, но все же обыденный человек рассуждает именно таким образом, т.е. в данном случае зафиксировано не логическое противоречие, а противоречие между практическим соображением и правилом логики. Вот такого рода практические соображения и составляют психологику. «Вопрос о природе соответствия (имеется в виду когнитивное соответствие. — Г. А.) в конечном счете есть вопрос о природе Смысла, о "субъективной рациональности» [7, с. 112].

 

И хотя трудно не согласиться с важностью сделанного здесь цента слишком категоричное отмежевание «субъективной рациональности» от «объективной рациональности» вряд ли служит обогащению теории. Вместе с тем акцент на выявление смысла как некоторой сердцевины процесса познания, несомненно одна из наиболее значимых заслуг теорий когнитивного соответствия. Ее необходимо, в частности, в большей степени учитывать и при общепсихологической разработке проблемы смысла [63].

 

Такой постановкой вопроса теории когнитивного соответствия вплотную приближаются к более широкой проблеме, поставленной позже в концепциях психологии социального познания, а именно о работе с социальной информацией во имя понимания ее определенного смысла.

 

Хотя все рассмотренные теории получили название теорий когнитивного соответствия, во всех ход рассуждения начинается именно с восприятия какой-либо информации и затем уже происходит «работа» с ней. Восприятие другого человека с его мнениями, позициями, точками зрения или каких-то иных объектов здесь подвергается дальнейшему обогащению, причем это достигается не простым «наращиванием» каких-либо свойств восприятия, а его радикальной, существенной «переработкой». Эта «переработка» носит рациональный характер, хотя рациональность выглядит весьма субъективно. Тем не менее предложенная в теориях когнитивного соответствия процедура познания социального мира, несомненно, содержит много интересных моментов и находок. Другое дело, что роль когнитивного начала в социальном поведении гипертрофирована: практически отсутствует его эмоциональный компонент. Но это и есть та слабость, которая свойственна когнитивизму в его классическом виде в целом. Проблема включения в анализ человеческого поведения эмоций и мотивов здесь едва обозначена. Только на более поздних этапах становления психологии социального познания будут сделаны попытки рассмотреть ее более полно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...