Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I Основы психологии




Модуль 1- 3 (М-1-3). Психология личности.

Биологическая и психологическая подструктуры личности. Индивид, индивидуальность, личность. Половозрастные особенности личности. Соотношение биологического, психического и социального в человеке.

Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Адаптация. Общая характеристика восприятия: целостность, константность, предметность, структур­ность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Функции и виды представлений. Развитие ощущения и восприятия в процессе деятельности.

Внимание, его функции и свойства. Виды, структура и основные свойства внимания. Невнимательность и рассеянность. Управление вниманием.

Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти. Роль представлений, ассоциаций, смысловых связей в работе памяти. Уровни памяти. Эффект реминисценции.

Мышление, язык и речь, воображение. Мышление как процесс. Функции и виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Мыслительные операции. Формы мышления. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Мышление и речь. Природа воображения и его виды.

Социализация личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение. Содержание понятия «самосознание». Самооценка и самоотношение. Понятие о жизненном пути. Характеристика основных жизненных периодов. Жизненные кризисы, их преодоление. Самореализация и самоактуализация личности.

Потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребности. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Полимотивированность. Мотивация и волевые процессы. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Самосознание и образ мира. Самооценка и самоотношение. Я-концепция личности. Структура направленности, ее общая характеристика.

Требования к компетентности:

знать организацию, строение и функционирование нервной системы в процессе регуляции психической жизни человека;

знать сущность психических процессов, относящихся к познавательной сфере человека, механизмы и условия повышения познавательной активности, уметь использовать эти знания в целях самообразования и самосовершенствования;

знать свойства, характеристики и закономерности психических процессов, их классификации;

уметь устанавливать связь между различными психическими процессами; использовать эти знания и умения в личной и профессиональных сферах;

уметь выявлять индивидуальные особенности психических процессов других людей и использовать их при профессиональной деятельности, в социальном взаимодействии.

знать и уметь раскрывать сущность и механизмы социализации личности, использовать эти знания и умения в сфере воспитания и профессиональной деятельности;

знать закономерности усвоения социальных моделей поведения через наблюдение за образцом и при использовании различных способов подкрепления;

знать способы социального регулирования поведения человека и использовать эти знания в работе с людьми;

уметь выявлять различительные признаки просоциального и асоциального поведения и использовать адекватные способы социального воздействия в конкретной ситуации;

знать этапы жизненного цикла личности, уметь выявлять различительные признаки адаптивной и дезадаптивной личности;

знать сущность и основные компоненты направленности личности для регуляции поведения, уметь создавать условия для реализации потребностей и мотивов;

уметь анализировать мотивацию человека и использовать эти знания для стимулирования активности личности и повышения эффективности ее деятельности;

знать сущность и особенности развития самосознания для формирования активной жизненной позиции;

уметь обосновать сущность «я-концепции» как динамической системы представлений человека о себе;

знать механизмы психологических защит, уметь их распознавать в поведении человека для повышения эффективной социальной коммуникации.

Литература: (1), (2), (5), (6), (7), (9д), (12д), (13д),(17д).

Модуль 4 (М-4). Эмоционально-волевые процессы и психические состояния.

Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоций. Эмоциональные состояния: настроение, аффекты, фрустрация, стресс. Регуляция стресса. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит.

Психические состояния. Взаимосвязь психических состояний и поведения. Функциональные состояния. Состояние оптимальной активности. Утомление. Переутомление. Монотония. Психическое пресыщение. Сон. Регуляция и саморегуляция психических состояний. Аутогенная тренировка.

Понятие о воле. Виды волевых действий, их краткая характеристика. Основные волевые процессы, особенности их протекания.

знать значение, функции и структуру эмоций и уметь различать эмоциональные состояния человека;

знать и уметь давать характеристику фундаментальным эмоциям для самопознания и познания окружающих людей;

знать виды эмоциональных и функциональных психических состояний, уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности;

знать возможности регуляции и саморегуляции эмоциональных состояний, уметь их использовать для аутогенной тренировки;

знать и уметь давать характеристику волевым действиям и волевым процессам, особенности их протекания;

уметь формировать у себя волевые качества.

Литература: (1), (10), (11), (16), (5д),(14д),(16д).

Модуль 5 (М-5). Свойства личности.

Темперамент и свойства нервной системы. Типы темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Психологическая сущность темперамента и его физиологическая основа. Психологические портреты лиц с различными типами темперамента. Темперамент в деятельности человека.

Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Понятие о характере. Основные свойства характера и их формирование. Типология характеров. Условия формирования и развития характера.

Акцентуации характера и их типы.

Понятие способности и происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Сущность способностей. Природные и социальные предпосылки способностей. Одаренность. Талант. Гениальность. Условия развития способностей.

Требования к компетентности:

знать психологическую сущность и отличительные особенности различных типов темперамента и характера и использовать эти знания в работе с людьми;

знать и уметь определять доминирующий тип темперамента, давать сравнительную характеристику типов темперамента по их внешнему проявлению, применять эти знания и умения в семейной и социально-профессиональной сферах;

знать сущность способностей и уметь создавать условия для их развития на основе врожденных и социально-обусловленных качеств человека в целях повышения самоэффективности в личной, семейной и профессиональной сферах;

знать и уметь находить отличительные особенности одаренных, талантливых и гениальных людей, использовать эти знания и умения в работе с людьми для решения социально-профессиональных задач.

 

Литература: (1), (5), (10), (13), (17), (5д), (10д),(11д),(16д).

Модуль 6-8 (М-6-8). Основы социальной психологии.

Возникновение и формирование межличностных отношений. Виды взаимоотношений. Уровни взаимоотношений. Статус и ролевые отношения. Общение, его функции и структура. Представление о коммуникации, интеракции, межличностное познание, взаимодействие, социальная перцепция.

Общение, его функции. Средства общения, их краткая характеристика. Социально-психологические основы делового общения. Барьеры общения и их преодоление.

Понятие малой группы, условия и стадии ее развития. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.

Динамические процессы в малых группах. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы.

знать виды, уровни, основные функции и характеристики межличностных взаимоотношений, типологию статусных и ролевых отношений, применять эти знания для эффективной коммуникации в личной, семейной и профессиональной жизнедеятельности;

знать сущность конфликта для распознавания позитивных и негативных форм социального поведения, уметь использовать эти знания при воспитании и управлении;

знать типологию кризисов и конфликтов, уметь анализировать конфликтное поведение и распознавать причины его возникновения для предупреждения деструктивного взаимодействия, разрешения конфликтов;

знать особенности поведения человека в группе, статические и динамические характеристики группы для оптимизации социально-психологического взаимодействия;

уметь анализировать совместную деятельность, определять и учитывать факторы, повышающие ее эффективность;

уметь определять социально-психологический климат группы для повышения эффективности ее функционирования.

уметь определять и понимать структуру организации для успешной адаптации в ней и оптимизации функционирования;

знать основные психологические характеристики структурных групп организации и уметь использовать эти знания в управлении коллективом;

знать и уметь анализировать особенности коммуникации в организации и учитывать их для сотрудничества и решения воспитательных задач.

Литература: (1), (2), (3), (4), (8),(9),(12),(14),(15),(1д),(2д), (4д),(6д),(20д).

Модуль - резюме (М-Р). Психологическая компетентность студента как составляющая социально-профессиональной компетентности выпускника учреждения высшего образования.

Модуль-резюме содержит обобщение и систематизацию основных понятий, ведущих знаний и умений, освоенных студентами в результате изучения дисциплины. Целью модуля является повторение студентом на основе обобщения и систематизации усвоенного учебного материала, овладение способами продуктивной деятельности (действия в нестандартной ситуации, исследовательская деятельность). Оформляется в виде контрольной работы - сочинения.

Требования к компетентности:

знать основные психологические понятия, ведущие идеи в психологии, психологические закономерности, принципы, способы деятельности; уметь их применять в нестандартных социально-профессиональных ситуациях (эвристическая деятельность);

уметь осуществлять исследовательскую деятельность при решении психологических задач (творческий уровень освоения).

Модуль - контроля (М-К). Заключительная диагностика освоения курса «Основы психологии».

Модуль обеспечивает итоговый контроль усвоения знаний и умений по основам психологии и проводится в виде комплексного теста.

Требования к компетентности:

знать понятия и категории, общекультурное значение и место психологии в системе наук о человеке и обществе;

знать индивидуально-психологические качества, свойства и особенности личности, механизмы мотивации и регуляции поведения и деятельности;

знать социально-психологические механизмы и закономерности поведения личности и группы;

уметь организовывать продуктивное межличностное и профессиональное общение;

уметь определять и учитывать при решении жизненных и про фессиональных проблем индивидуально-психологические и личностные особенности людей;

уметь использовать психологические знания и технологии воздействия в профессиональной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...