Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структуры, вероучение, обряды, мораль




Католицизм – самая большая по численности отдельная конфессия в мире. В 2001 г. от Рождества Христова насчитывалось около 1 млрд. 61 млн. католиков, что составляло больше половины всех христиан (52%) и 17,3% населения планеты (в Латинской Америке 85,7% населения исповедует католицизм, в США – более 22%, в Канаде - 42%, в Европе – 39,2%, в Австралии – 27,2%, в Африке – 15,4% и в Азии – только 2,9%). Разумеется, не все католики – активные прихожане. В Западной Европе довольно много людей, называющих себя католиками, но посещающих церковь только на Пасху и Рождество. Эти христиане мало думают о Боге, ведут светский образ жизни, часто даже не венчаются (ибо развод в Католической Церкви запрещен) и живут во грехе. С другой стороны, в Латинской Америке и Африке можно встретить истинно верующих католиков, которые умудряются сочетать преданность Христианству с отправлением языческих культов. Как бы там ни было, статистический учет в Римско-Католической Церкви налажен лучше, чем в большинстве других конфессий.

Доподлинно известно, что в начале XXI в. в мире насчитывалось 216 736 католических приходов, 4 549 епископов, 266 448 епархиальных священников, 138 619 монахов-священников, 54 970 монахов и 792 317 монахинь. Как мы видим, институт монашества сегодня пользуется большим успехом у слабого пола, которому традиционно не доступен священнический сан. В 2003 г. в Католической Церкви было 13 патриархатов, 2 верховных архиепископства, 520 митрополий, 78 архиепархий, 2 131 епархия, 49 территориальных прелатур (прелат – почетное звание, присваиваемое высшим духовным лицам, кардиналам, архиепископам, епископам; от лат. praelatus «предпочтенный», «поставленный над кем-либо»), 12 территориальных аббатств (монастырей), 26 апостольских экзархатов (экзарх – от греч. εζαρχος - «начальник», «руководитель»; название церковно-иерархической степени восточно-христианского происхождения), 35 военных ординариатов (ординарий – от лат. ordinarius «обыкновенный»; епископ, являющийся «обыкновенным» судьей в духовных делах), 1 персональная прелатура, 78 апостольских викариатов (викарий – от лат. vicarius «заместитель»; апостольский викарий – епископ или священник, назначаемый Св. Престолом для управления апостольским викариатом, т.е. определенной территорией, которая в силу особых причин временно не может быть преобразована в епархию), 46 апостольских префектур (префект – от лат. praefectus «начальник»; название церковно-иерархической степени древне-римского происхождения), 7 апостольских администратур (апостольский администратор – лат. administrator apostolicus – назначаемый Папой управляющий апостольской администратурой, т.е. разновидностью отдельной церкви, приравниваемой к епархии, но ввиду особых и веских причин не учреждаемой в качестве таковой), 1 персональная апостольская администратура, 11 церковных миссий sui iuris («своего права»), 9 патриарших экзархатов, 3 архиепископских экзархата, 112 епископских конференций, 193 кардинала (от лат. cardinalis «главный», «основной»; наиболее значимый титул в Католической Церкви после Папы Римского).

Главой Римско-Католической Церкви в 1978-2005 гг. был Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), первый славянский Папа в истории. С апреля 2005 г. Церковь возглавляет немец Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер). Именно он является ныне первым и главным субъектом верховной власти в Католической Церкви. Канон 331 Кодекса Канонического Права 1983 г. определяет: «… он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять». Власть Папы является ординарной (лат. ordinaria), поскольку она связана с самой его должностью и неприкосновенна. Это власть верховная (лат. suprema), ибо, согласно учению Католической Церкви, «нет ее выше, нет ей равной, всякая [другая власть] ей подчинена». Папская власть является полной (лат. plena), поскольку в ней есть все, что необходимо Папе в его трудах по спасению душ, и потому что она относится не только к вопросам веры и обычаев, но и к дисциплине, к управлению Церковью. Это власть непосредственная (лат. immediata), ибо Папа не нуждается ни в каком посредничестве для ее осуществления, и эта власть распространяется на все отдельные церкви и на всех верных в отдельности. С другой стороны, за верующими сохраняется право обращаться непосредственно к Папе, минуя своего епископа. Власть Папы является универсальной (лат. universalis), ибо она не ограничена не только пределами Римской церковной организации, но и границами всей латинской церкви. Она распространяется на всю общность Католической Церкви, на все церкви «своего права» (sui iuris), принадлежащие к различным обрядам, так как Папа осуществляет служение ради единства всей Церкви.

Официальные титулы Папы Римского (Papa Romanus от греч. παππας «отец», «папа») таковы: Епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, Преемник Главы Апостолов, Верховный Понтифик Вселенской Церкви (также: Римский Понтифик – Romanus Pontifex; лат. pontifex «жрец», затем «епископ», «прелат»), Патриарх Запада, Примас Италии (Primas «глава церкви» – от лат. primarius «первенствующий», «знатный», «влиятельный»), Архиепископ и Митрополит Римской провинции, Глава Государства Ватикан, Раб Рабов Божиих. Он обладает также правом на особые почетные титулы (Папа, Его Святейшество, Святейший Отец). Являясь главой Католической Церкви, Папа в то же время возглавляет Государство Ватикан. Римский Понтифик является также: верховным законодателем для всей Церкви (сам он подчиняется не церковным законам, а лишь Божественному праву); верховным наставником (т.е. верховным Пастырем и Учителем, и, когда он лично или на Соборе определяет официально и окончательно [ex cathedra - «с кафедры»] высшие истины веры и морали, то обладает безошибочностью [ infallibilitas ], как установлено Догматической Конституцией I Ватиканского Собора “Pastor Aeternus” от 1870 г.); верховным судьей, исполняющим это служение либо лично, либо посредством церковных судов и судей (Папа может привлекать к своему рассмотрению любое судебное дело, как спорное, так и штрафное); верховным управляющим (т.е. обладает исконным правом приобретать имущество, необходимое для нужд Церкви, а также владеть и распоряжаться им); представителем всей Церкви (принимает послов и направляет нунциев и легатов; пользуется специальной защитой законодательства).

Бенедикт XVI (Joseph Ratzinger) родился 16 апреля 1927 г. в городке Марктл-ам-Инн (Бавария) в семье полицейского. В 1943 г. Йозеф был призван на службу в противовоздушную часть, из которой в последние месяцы войны дезертировал и попал в лагерь для военнопленных. После войны учился в Высшей философской школе во Фрайзинге и Мюнхенском университете, где в 1953 г. защитил диссертацию по богословию Св. Августина. В 1951 г. был рукоположен в сан священника, в 1952-1977 гг. преподавал богословие в различных высших школах и университетах, участвовал в работе Второго Ватиканского Собора в качестве эксперта и советника по богословским вопросам. В 1976 г. был возведен в достоинство почетного прелата Его Святейшества, в 1977 г. – рукоположен в епископы, назначен архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским, возведен в достоинство кардинала-пресвитера. Работал также в Секретариате по содействию христианскому единству и в Международной Богословской комиссии. Затем кардинал Ратцингер стал членом Священной конгрегации по делам епископов, Священной конгрегации таинств и богослужения и Совета по общественным делам Церкви. В 1981 г.был назначен префектом Священной конгрегации вероучения и одновременно председателем Папской Библейской комиссии и председателем Международной Богословской комиссии. В 1983 г. в дополнение к уже имевшимся у него куриальным должностям стал членом Священной конгрегации Восточных Церквей, Священной конгрегации евангелизации народов, Священной конгрегации католического образования, Верховного трибунала Апостольской сигнатуры и двух Папских комиссий: по аутентичному толкованию Кодекса Канонического Права и по пересмотру Кодекса Канонического Права Восточных Церквей. В 1985 г. стал членом Священной конгрегации по делам святых, в 1986 г. – членом Священной конгрегации по делам клира и главой комиссии по подготовке Катехизиса Католической Церкви (но оставил ряд предыдущих постов). После куриальной реформы, предпринятой Иоанном Павлом II в 1988 г., кардинал Ратцингер сохранил за собой руководство Конгрегацией вероучения, Библейской комиссией и Международной Богословской Комиссией, а также получил должности в Государственном Секретариате, шести конгрегациях (помимо Конгрегации вероучения), двух Папских комиссиях и Папском совете по содействию христианскому единству. В 1993 г. был возведен в достоинство кардинала-епископа, а в 1998 г. – назначен вице-деканом коллегии кардиналов. В 2000 г. стал почетным членом Папской Академии наук и получил еще две должности – в Папском совете по культуре и в Папской комиссии «Ecclesia Dei» («Церковь Божья»). В 2002 г. стал деканом коллегии кардиналов. 19 апреля 2005 г. в 19 ч. 50 мин. по московскому времени был избран Папой и принял имя Бенедикт XVI.

Новый Папа свободно владеет, помимо родного немецкого, английским, французским, итальянским, испанским и португальским, хорошо играет на фортепиано, очень любит кошек и не очень – мусульман. Он, в частности, полагает, что для Турции нет места в Европейском Союзе. Во время своей первой общей аудиенции 27 апреля 2005 г. Папа обещал посвятить свой понтификат служению на благо мира и примирения и пояснил, что выбрал себе имя «Бенедикт» в память о Папе Бенедикте XV, который в годы Первой мировой войны проявил себя как активный миротворец. Вспомнил он и Св. Бенедикта Нурсийского, покровителя Европы. 21 июня 2005 г. в Риме была представлена первая книга Святейшего Отца «Европа Бенедикта в кризисе культур». Автор резко критикует стремление Европы устроить «жизнь без Бога», что приведет, по его мнению, к упадку человечества. Как видно, Бенедикт XVI всерьез озабочен проблемой сохранения христианских корней европейской цивилизации.

Существует несколько разновидностей документов, с помощью которых осуществляется учительство Римского Понтифика. Булла (лат. bulla «свинцовый шарик») – самый торжественный вид папских документов, снабженный печатью. Бреве (лат. breve «краткое») – не столь торжественный, более скромный по стилю документ. Моту Проприо (лат. Motu Proprio «по собственному почину») – документ, издаваемый по указанию Папы, как непосредственный ответ на возникающие в жизни Церкви актуальные вопросы. Хирограф (от греч. χειρογραφον «рукописное») – документ, написанный от руки самим Папой (или подписанный им лично). Наиболее важные документы, издаваемые по большей части в виде булл или бреве, называются Апостольскими Посланиями (лат. Litterae Apostolicae). В том случае, если они адресованы всему католическому миру или же епископам целого региона, они называются Энцикликами (Litterae Encyclicae от греч. ενκυκλικος «окружной»). Энциклики посвящаются вопросам веры, морали, актуальным социально-политическим проблемам. Они пишутся, как правило, на латинском языке и получают название по первым словам текста. Документы, относящиеся к менее важным вопросам, называются Апостольскими письмами (Epistolae Apostolicae). Название Конституция (Constitutio) закреплено за буллами, содержащими общие нормы законодательного характера. Папа активно использует также устные выступления: общие и частные аудиенции, проповеди во время воскресных богослужений, выступления во время зарубежных поездок, приемов и т.п. Наиболее распространенной формой является обычный магистрат, т.е. речь, с которой Папа обращается каждую неделю к паломникам, прибывающим в Рим, во время общей аудиенции по средам.

Совещательными органами при Папе Римском являются коллегия кардиналов и синод епископов. Назначение кардинала – целиком во власти Папы. Он реализует эту власть в консистории (пленарном собрании всех епископов). С другой стороны, только кардиналы на конклаве избирают нового Папу. В 1970 г. Павел VI постановил, что участвовать в избрании Папы могут лишь те кардиналы, которым еще не исполнилось 80 лет. В 75 лет кардиналы, служащие в римских конгрегациях или в других постоянно действующих органах Святого Престола, должны сложить с себя полномочия (только Папа властен продлить их). Административный аппарат, помогающий Папе осуществлять его служение, носит название Римской курии, в состав которой входят Государственный секретариат, конгрегации, суды и другие учреждения. Конгрегации Римской курии: вероучения (занимается вопросами веры и морали); по делам Восточных Церквей (осуществляет взаимодействие с диоцезами восточного обряда, объединенными с Римом); богослужения и таинств (решает различные вопросы литургии, например, апробации переводов богослужебных текстов на национальные языки; занимается также вопросами действительности браков и рукоположений); канонизации святых; по делам епископов (взаимодействуетс конференциями епископов, занимается поставлением епископов); евангелизации народов (руководит миссионерской деятельностью Церкви); по делам клириков (т.е. духовенства, священников); по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни (т.е. монашеских орденов и конгрегаций, а также особых объединений мирян); католического образования (семинарий и учебных заведений). Епископская кафедра Папы вместе с Римской курией носит название Апостольского Престола (или Святого Престола). Апостольский Престол является субъектом международного права. Представителями Апостольского Престола при правительствах государств и международных организаций являются, соответственно, нунции и апостольские делегаты.

Второй высшей инстанцией власти в Католической Церкви является коллегия епископов, которое осуществляет свое служение под руководством Папы Римского. Епископская коллегиальность в руководстве Церковью выражается в собраниях епископов того или иного региона (епископских синодах) и Вселенских Соборах, представляющих всю Католическую Церковь.

Католическая Церковь состоит из отдельных церквей, представляющих собой епархии или приравненные к ним территориальные прелатуры, территориальные аббатства, апостольские викариаты, апостольские префектуры, апостольские администратуры, военные ординариаты и экзархаты. Во главе отдельной церкви стоит епархиальный епископ или, соответственно, апостольский викарий, апостольский префект, апостольский администратор и т.д. В обширных и густонаселенных епархиях епархиальному епископу могут оказывать помощь епископы-коадьюторы («сопомощники», пользующиеся правом преемства с того момента, когда епархия остается вакантной) и епископы-помощники (не имеющие права преемства). Несколько епархий могут составлять митрополию (церковную провинцию) во главе с митрополитом. В некоторых странах (Италия, Бразилия, США) митрополии объединяются в церковные регионы. В большинстве государств католический епископат образует конференцию епископов, которая наделена правом решать многие вопросы, касающиеся деятельности Католической Церкви в данной стране. Восточные католические церкви имеют статус церквей «своего права» (sui iuris). Они принадлежат к одной из пяти обрядовых традиций: александрийской, антиохийской, византийской, халдейской и армянской. Эти церкви имеют собственное каноническое право, особую иерархическую структуру во главе с патриархом или верховным архиепископом, но при этом организационно подчинены Папе Римскому.

Основу отдельной церкви составляет приход, территориальный или персональный (например, войсковые приходы). Здесь епископ доверяет пастырскую заботу о прихожанах священнику – приходскому настоятелю. Требование целибата (безбрачия) священников строго соблюдается в Латинской Церкви до настоящего времени. На восточные католические церкви это требование не распространяется: в них только епископы обязаны придерживаться целибата, а священники могут жениться. Для диаконов Латинской Церкви целибат также необязателен. Настоятель может иметь одного или нескольких помощников – викариев (также из числа священников). Иногда приходы объединяются во вспомогательные структуры – деканаты (окружные викариаты). Особую группу верующих составляют клирики и миряне, которые посредством принесения обетов или взятия на себя других священных уз, признанных и одобренных Церковью, особым образом посвящают себя Богу. Они образуют институты посвященной Богу жизни: монашеские ордена и конгрегации, общества апостольской жизни. Их статус не относится к иерархическому строю Церкви, хотя они имеют особые управляющие и территориальные структуры и в некоторых случаях подчиняются не епархиальным епископам, а непосредственно Папе Римскому.

Итак, основные структуры иерархии Католической Церкви весьма напоминают православные, ибо здесь также различаются три степени священства: епископы, священники (иначе - клирики, пресвитеры) и диаконы. Однако наличие Церковного государства, а также различных институтов посвященной Богу жизни придают Католицизму определенное своеобразие. В истории России особую роль сыграли Общество Иисуса (иезуиты) и Мальтийский орден. Екатерина II не позволила Папе распустить орден иезуитов на части территории Белоруссии, входившей в состав Российской империи. В результате множество российских аристократов, получив иезуитское образование, перешло в Католицизм. Для них это была своеобразная форма протеста против официального Самодержавия, сопряженного с Православием и Народностью. Павел I, сын Екатерины Великой, взял под покровительство Мальтийский орден, самый древний в католическом мире. После 1798 г., когда члены ордена, иоанниты (иначе – госпитальеры), потерпели жестокое поражение от французов, они перебрались с Мальты в Россию. Павел I специальным манифестом принял на себя звание Великого магистра ордена, а главной резиденцией госпитальеров объявил Санкт-Петербург. С тех пор в символике Российской империи закрепился мальтийский крест: сначала он украшал грудь державного орла, затем перешел на такие важнейшие ордена, как Георгиевский.

Вероучение Католической Церкви основывается на Божественном Откровении, т.е. на тех истинах, которые Сам Бог открыл людям ради их спасения. Священное Писание, Библия, состоит из книг Ветхого Завета и Нового Завета. Тексты Св. Писания созданы по вдохновению, ниспосланному Богом, поэтому они называются богодухновенными. Непрерывная передача Откровения от одного поколения христиан к другому посредством проповеди, богослужебных действий, текстов молитв, катехизации, религиозного воспитания, церковного искусства, богословских сочинений называется церковным Преданием. Писание и Предание не представляют двух независимых источников вероучения, т.к. восходят к единому Божественному Откровению. Для постижения Откровения католикам, как и православным, важно не только Писание, но и Предание. В ходе истории Церковь приходит ко все более глубокому осознанию Откровения. Время от времени Папа Римский или Вселенский Собор провозглашают некоторые положения как истины веры (догматы), обязательные для признания всей Католической Церковью. По мнению католиков, Святой Дух, обитающий в Церкви, предохраняет ее от возможных ошибок.

Согласно католической вере, мир создан всемогущим Богом, Который безраздельно управляет им по Божественному Провидению. Бог настолько превосходит творение, что Его сущность остается тайной для человека. Бог вездесущ, вечен, всеведущ, абсолютно справедлив и в то же время бесконечно милосерден: Бог есть любовь. Он един в трех лицах (ипостасях), называемых Отцом, Сыном и Св. Духом. Лица Троицы единодушно участвуют в каждом действии Бога вовне, но они отличаются отношениями друг к другу: Отец рождает Сына, Св. Дух исходит от Отца и Сына (в Православии – только от Бога-Отца), при этом Отец является источником всей Троицы, единственным началом Сына и Св. Духа. Полнота Божественной жизни проявляется в постоянном общении любви между Лицами Троицы. Ключевые положения вероучения Католической Церкви изложены в Символе веры, принятом на Соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.), общем с православными. Основное отличие – это «филиокве» (лат. filioque «и от Сына»), добавление к Никео-Константинопольскому Символу веры, принятое на Толедском соборе в 589 г. Император Карл Великий навязал эту формулировку всей Западной Церкви, несмотря на то, что вплоть до XI в. Папы оставались противниками ее литургического применения. Восточные христиане восприняли добавление как ересь. Современными богословами выработаны промежуточные формулы, способные удовлетворить как православных, так и католиков.

Понятие чистилища не встречается ни в Новом Завете, ни среди первых христианских писаний, однако общие представления о том, что после смерти душа нуждается в очищении перед тем, как получить доступ к Богу, сложились уже в раннем Христианстве. Многие полагают, что согласно католическому вероучению, чистилище - это некое промежуточное место между раем и адом, где души грешников горят в очищающем огне, дабы заслужить райское блаженство. На самом деле все не так примитивно. Рай – это состояние тех, кто обрел способность совершенной любви, кто окончательно освободился от привязанности к самому себе, кто способен к полной самоотдаче ради ближнего и тем самым достиг наиболее полного уподобления Христу. Чистилище – это состояние тех, кто не владеет совершенной способностью любить и должен еще пройти путь духовного очищения для полного общения с Богом и со святыми. Ад – это состояние крайнего одиночества, абсолютного отсутствия любви к ближним и к Богу. Такое состояние называется вечным наказанием. Учение о чистилище разработал Фома Аквинский, а Догмат о чистилище был принят Флорентийским Собором в 1439 г. Православные и протестантские церкви отвергают данный догмат, однако в Православии есть понятие «воздушных мытарств» - испытаний души сразу после смерти тела, которое довольно близко к представлениям католических мистиков.

Догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии (Богородицы) ее матерью Анной был провозглашен лишь в 1854 г. Папой Пием IX, но основывается на древней традиции. Матерь Божию всегда называли в христианской литургии Пресвятой и Пречистой. Правда, здесь возникает серьезная проблема: Иисус – Спаситель человечества – был сыном Марии. Но если Она была Пресвятой, то как Иисус может быть Её Спасителем? По этому вопросу существуют серьезные разногласия между католическими и православными богословами, но еще большие – между ними, с одной стороны, и теологами-протестантами (совершенно не признающими значимость культа Богородицы), с другой. Догмат о телесном вознесении на небо Пресвятой Девы Марии, провозглашенный в 1950 г. Папой Пием XII, лишь подлил масла в огонь теологических дискуссий. Оба догмата, развивающие культ Пресвятой Девы Марии, были приняты без созыва Соборов, а подвергаются критике со стороны других христианских церквей, главным образом, потому, что им не находится обоснование в текстах Священного Писания. Данные догматы подчеркивают – в пику протестантам – уникальное единство Пресвятой Девы Марии с Богом как Матери Иисуса Христа, существующее с момента зачатия и не прерванное смертью. Православные (в отличие от протестантов) весьма трепетно относятся к образу Богородицы и могут понять (если не принять) «излишнее усердие» католиков.

Догмат о непогрешимости Папы, когда он выступает с кафедры по вопросам веры, как уже говорилось, был принят Первым Ватиканским Собором в 1870 г. Здесь важно отметить наличие существенных ограничений: только «с кафедры» и только «по вопросам веры». Догмат вовсе не утверждает полную непогрешимость Папы всегда и во всем. Собственно, это Церковь, от имени которой и выступает Папа с кафедры, имеет от Бога дар безошибочности в суждениях, касающихся веры и нравственности и вытекающих из Божественного Откровения. В конце концов, православные тоже полагают, что Святой Дух, обитающий во Вселенской Церкви, предохраняет ее от ошибок в провозглашении, передаче и истолковании Откровения.

Католическое вероучение провозглашает, что мир, будучи творением абсолютно благого Бога, сам благ. Однако следствием первородного греха стали все страдания и несчастья, выпадающие на долю людей, включая неизбежность смерти. Другие грехи еще более ухудшили положение человека. Грех – это проступок против истины, разума, чистой совести; это недостаток настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к некоторым благам; это «слово, действие или желание, противные вечному Закону», это, наконец, оскорбление Господу. Разнообразие грехов велико. Мы можем различать грехи по их предмету, как любое действие человека; по добродетелям, которым они противятся (излишеством или недостатком); по заповедям, которые они нарушают; в зависимости от того, касаются ли они Бога, ближнего или самого себя; по тяжести (смертные и обыденные). Существуют грехи духовные и плотские; грехи в мыслях, в словах, в поступках или в бездействии. Священное Писание дает множество списков грехов. Например, Послание к Галатам противопоставляет дела плоти плодам Духа: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное». Главные (или коренные) грехи, порождающие все другие пороки, это: гордыня (гордость), скупость (сребролюбие), зависть, гнев, похоть (блуд), обжорство (чревоугодие), лень (или уныние). В Православии они именуются «семью смертными грехами». Однако в Католицизме чтобы грех был смертным, необходимы одновременно три условия: серьезность материи, полное осознание и полное согласие. Серьезность определена десятью заповедями, но тяжесть грехов велика в большей или меньшей степени (например, убийство тяжелее кражи). Принимается во внимание и положение потерпевших: насилие против родителей серьезнее, нежели против чужого человека. Смертный грех предполагает знание греховного характера действия, его противоречия Закону Божию, и достаточно свободное согласие, чтобы стать личным выбором. Невольное неведение может ослабить вменение тяжкой вины или даже освободить от нее. С другой стороны, грех по свободному выбору зла – самый тяжкий. От рабства греху человек не может спастись собственными силами, для этого необходима особая Божественная помощь – благодать (которую Бог дает независимо от каких-либо заслуг человека).

Творение включает материальный мир и ангелов – полностью духовных существ, посредников между Богом и материальным миром. Каждый человек имеет своего ангела-хранителя. Кроме верных Богу ангелов существуют и ангелы, отпавшие от Бога – демоны. Они пытаются вредить людям и влекут их на путь бунта против Бога. Вся человеческая история – это история спасения человечества Богом. Бог-Сын принял человеческую природу, родился от Девы Марии и сделался человеком Иисусом. Иисус Христос является и истинным Богом, и истинным человеком, благодаря чему Он смог вновь примирить людей с Богом. Своей жизнью, смертью и воскресением из мертвых Он совершил искупление человечества, освободил его от власти греха и смерти. Иисус Христос доверил Своим ученикам-апостолам проповедовать Его учение, совершать таинства и распространять по всей земле принесенное Им спасение. Иисус также послал апостолам Св. Духа как помощника в их миссии. Таким образом, Церковь – это реальность и Божественная, и человеческая. Таинства – это видимые знаки невидимой благодати Божьей: крещение; миропомазание (или конфирмация, от лат. confirmatio «укрепление». «упрочение»); Евхаристия ( причащение; от греч. «благодарность»); покаяние и примирение (исповедь); елеосвящение (елеопомазание больных); священство и брак.

Богослужебная практика Католической Церкви не сводится к латинскому обряду. Однако при всем многообразии других обрядов латинский остается наиболее характерным для Католицизма, ибо к нему принадлежит большинство католиков всего мира. Крещение окроплением существует и в Православии, где оно применяется ко взрослым людям. В латинском обряде так крестят всех, от мала до велика. Миропомазание не следует сразу за крещением, а отстоит по времени: крестят обычно младенцев, а таинство конфирмации совершается епископами над мальчиками и девочками 7-12 лет. Обряд миропомазания в Католицизме совершает только епископ, а никак не приходской священник. Перед конфирмацией ребенку следует хорошенько изучить Катехизис Католической Церкви. К причастию допускают только после конфирмации, т.е. утверждения в вере. Латинская Евхаристия предполагает причащение мирян под одним видом (только хлебом). Хлебом и вином причащают епископов и клириков (священников), католиков восточного обряда, а также всех мирян – в виде исключения - в некоторых российских приходах (например, в Нижнем Новгороде). Облатка (пресный хлеб, обычно в виде большой плоской таблетки) может съедаться сразу, а может уноситься домой. Покаяние и примирение обязательны перед причастием. Исповедь священник обычно принимает индивидуально, внимательно выслушивая верующего с глазу на глаз. Со стороны кающегося исповедь включает три действия: внутреннее сокрушение, исповедание грехов перед священником и принесение Богу удовлетворения за грехи (исполнение епитимии). В случаях крайней необходимости может быть совершена общая исповедь (и общее отпущение грехов). Елеосвящение (елеопомазание больных) в Католицизме ничем принципиально не отличается от аналогичного православного обряда. Священство, как уже говорилось, предполагает целибат. Разница между белым и черным духовенством только в том, что первые могут владеть личным имуществом и передавать его по наследству. Впрочем, католический священник, возжелавший жениться во что бы то ни стало, может перейти на служение в католическую церковь восточного обряда. Католический брак практически нерасторжим. За разрешением приходится обращаться к самому Папе Римскому, который может и отказать. В свое время так появилась Англиканская церковь. Зато в Католицизме существует институт «разделения» (separatio) супругов: они живут обособленно, но по-прежнему считаются мужем и женой.

Католический храм отличается от православного наличием статуй (Девы Марии, Иисуса Христа, Святого Иосифа и др.), а также открытым взору мирян алтарем. Верующие во время службы большей частью сидят на скамейках, лишь иногда поднимаются или опускаются на колени. В последнем случае обычно предполагаются выдвижные доски или другие приспособления, исключающие соприкосновение коленей с полом. Верующие подпевают и проговаривают отдельные фразы по ходу мессы. Служба идет на национальных языках (в России – на современном русском), но если в храме много иностранцев, то для них дублируются отдельные места службы (чтение из Библии, часть проповеди) в переводе на понятные им языки (например, на английский или итальянский). На латыни тоже иногда поют гимны, но чаще - уже после окончания мессы. Важнейшие праздники – Пасха и Рождество, как и у православных. Перед ними предполагается пост, когда нельзя есть мясо по пятницам и нужно совершать добрые дела. Однако если человек забыл, что сегодня пятница, и наелся мяса «в неведении» - это не грех. В целом, обрядность по сравнению с русским Православием упрощенная: службу и пост выдержать легче, старославянский учить не требуется.

Католическая мораль предполагает крепкую семью, отказ от абортов, социальную активность в деле помощи ближним, недопущение гомосексуализма и других сексуальных извращений, расизма и национализма. Распространенная по всему миру, Католическая Церковь представляет собой единый интернациональный организм, объединяющий граждан различных государств. Организационное единство Католической Церкви относится только к религиозным вопросам: одним из принципов католической морали является лояльность и уважение к государственной власти в своей стране, соблюдение ее законов (если только они не противоречат моральным нормам), забота о благополучии и развитии своего народа и своей страны.

Контрольные вопросы по теме:

 

1. 1. Назовите основные догматические отличия Католицизма от Пра­вославия.

2. 2. Расскажите о латинском обряде. Есть ли другие обряды в Като­лицизме?

3. 3. Каковы полномочия Папы Римского? В чем смысл его «непогре­шимости»?

4. 4. Какие католические монашеские ордена Вы знаете?

5. 5. Назовите основные органы управления города-государства Вати­кан.

Литература:

 

1. Библия. Книги Ветхого и Нового Завета.

2. Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х томах. Репринтное издание. – М., 1992.

3. Библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. Репринтное издание. – М.: ТЕРРА, 1990.

4. Протоиерей В. Цыпин. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. – М.: Московская Патриархия, Издательский дом «Хроника», 1994.

5. Служебник. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991.

6. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000. – Н. Новгород, 2000.

7. Протоиерей Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

8. Святитель Николай Сербский. Избранное. – Минск, 2004.

9. Христианское вероучение. Догматические тексты учительства
Церкви Ш-ХХ вв. Пер. с лат. и фр. - СПб.: Изд-во Св. Петра, 2002.

3. Второй Ватиканский Собор. Конституции. Декреты. Декларации.
Пер. с лат. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1992.

4. Катехизис Католической Церкви. Пер. с лат. М.: Культурный центр «Духовная Библиотека», 2002

5. Чин мессы (на русском, немецком, польском, литовском и латин­
ском языках). Турин, 1993.

6. Юркович И. Каноническое право о Народе Божием и о браке. М.:
Истина и Жизнь, 2000.

7. Основы религиоведения: Учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Ябло-
ков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высшая
школа, 1998.

8. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс; Х.: Торсинг, 2003. 9. Закон Божий для семьи и школы. Составил протоиерей Серафим Слободской. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 10. Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика. — Джорданвилль:
Свято-Троицкий монастырь, 2000. — С. 281-292.

11. Католическая энциклопедия. Т. 1. А-3. - М.: Изд-во Францискан­цев, 2002.

12. Католическая энциклопедия. Т.2. И-Л. – М.: Изд-во Францисканцев, 2005.

13. Вейгель Дж. Свидетель надежды: Иоанн Павел П. Пер. с англ. В 2-х кн. М.: Изд-во АСТ, 2001.


Тема 2. Религия ИСЛАМА

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

План:

I.Религиозная ситуация в Аравии.

II.Личность пророка Мухаммеда.

III.Основное содержание проповеди Мухаммеда.

 

Ислам в переводе с арабского означает предание себя Богу, покорность. Ислам исповедуют более 1 млрд.300 млн. человек, что составляет 23% от всего населения Земли. Мусульманские общины имеются в более чем 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., Ислам объявлен государственным вероисповеданием. Большинство мусульман проживает в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке. По численности исламского населения лидирует (данные 1998г.):

Пакистан – 131 млн. 081 тыс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...